Без заголовка
09-01-2010 15:01
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Вопрос 7
Римские христианские базилики IV в. План, конструкции, внешний вид, организация внутреннего пространства, символика его частей. Черты, унаследованные от античной архитектуры и принципиальное отличие от нее.
============
В 313 году христианство становится главной государственной религией. Скрывавшееся ранее в подземелье, христианское искусство получает теперь высокое покровительство государственной власти. Возникает потребность в возведении больших храмов, способных вместить тысячи верующих. Для нужд христианского богослужения иногда приспосабливаются античные постройки, ибо новое строительство не всегда поспевает за потребностями церкви. Но вместе с тем повсюду появляются специально выстроенные христианские храмы. В строительстве их широко используются традиции римской инженерии и зодчества. Основной тип раннехристианской культовой архитектуры — это базилика (например, базилики апостола Петра IV века и Санта Мария Маджоре V века в Риме). Главное ее помещение, сильно вытянутое с запада на восток, состоит из центрального корабля и боковых нефов но сторонам or него (двух или четырех), разделенных колоннадами. Боковые нефы могут быть двухэтажными (верхний этаж называется «хоры»). С восточной стороны центральный неф замыкается полукруглой апсидой, где размещается алтарь. Между апсидой и продольными нефами располагается поперечный корабль-трансепт, образующий пространство, предназначенное для служителей культа. Алтарное помещение отделено низкими сквозными перегородками от пространства базилики — «алтарной преградой». Однако эта «преграда» отчасти условна: алтарь остается открыт для обозрения и виден отовсюду. С запада к базилике примыкает растянутый в ширину вестибюль — нартекс, параллельный трансепту. Вход в нартекс — из атрия — большого двора, огражденного от улиц каменными стенами и окруженного внутри с трех сторон колоннами (но образцу эллинистического перистиля). В центре атрия находится фонтан для омовений. Атрий, нартекс и главная часть базилики имеют одинаковую ширину, благодаря чему весь комплекс сооружений воспринимается целостно и впечатляет своей протяженностью. Средний неф — не только шире, но и выше остальных, поэтому над колоннадой, отделяющей его от боковых нефов, выстраиваются прорезанные большими окнами стены, ограничивающие верхнее пространство базилики (клеристорий). Льющийся через них обильный свет делает помещение центрального нефа доминирующим в храме. Все базилики были перекрыты деревянными стропильными крышами, открытыми своей конструкцией вовнутрь.
Такая легкость, простота, даже элементарность перекрытий (по сравнению со сложным устройством и отделкой интерьера) была вызнана необходимостью быстрого строительства для удовлетворения потребности в культовых зданиях. Несмотря на то что немало конструктивных и декоративных элементов и базилике прямо заимствовано из античных построек, во всех основных своих принципах она противоположна архитектуре классическою мира. Выразительность античного здания заключена по преимуществу в его внешнем облике. Напротив, наружный вид христианской базилики прост и скуп. Вся содержательность и красота этой архитектуры сосредоточены в интерьере, с его торжественным шествием колонн, потоками верхнего света, мраморной резьбой и блистающими мозаиками. Пластические формы, игравшие столь большую роль в античной архитектуре, в базилике теряют значение. Стены центрального нефа над колоннадами выглядят тонкими, ибо толщина их не превышает ширины колонн, на которые они опираются. Поверхности между окнами покрыты мозаиками. Хрупкость стен и мерцание мозаической смальты, кажется, лишают оболочку здания материальности и весомости. Ансамбль базилики пронизан движением, строгим и упорядоченным, направленным к алтарю. Продольное развитие пространства отсчитывают колонны, равномерно возникающие одна за другой. Большая протяженность их рядов и однообразие масштаба заставляют воспринимать это движение как беспрерывное, а сами колонны — как ритмические удары для обозначения пространственных зон, а не как самостоятельную пластическупластиче¬скую ценность. Не случайно хри¬стианские зодчие были безразлич¬ны к скульптурной выразительно¬сти античной колонны: для стро¬ительства базилики нередко бра¬лись колонны разных ордеров и размеров, извлеченные из языче¬ских построек. Пространство, а не пластический объем теперь опреде¬ляет архитектурную композицию. Большое, легкое, лишенное внут¬ренних перегородок (границами его служат только колонны, а не сте¬ны!), оно становится все более самостоятельным. Ограничива¬ющая ею масса, напротив, исчеза¬ет: архитектура стремится стать как можно менее телесной. Ее про¬странственное и временное разви¬тие приобретает характер беско¬нечно длящегося. Такая художе¬ственная концепция по всему суще¬ству своему противоположна клас¬сической.Базилики такого типа в течение IV—VI веков строились на всех территориях, связанных с эллинистической и римской культурой, в самых разнообразных районах Сре-диземноморья. на побережьях Чер¬ного моря, в Галлии, в Малой Азии, в Иерусалиме, в Африке:
Санта Сабина и Санта Мария Мад-жоре в Риме, св. Дмитрия в Фессалониках. Студийская в Константи¬нополе, (все — V века), многочис¬ленные, очень большие по разме¬рам базилики на северном побе¬режье Африки — в Тебессе, в Типасе, в Тигзее, Белый монастырь в Египте и другие (V—VI века), ба¬зилики того же времени в Херсонесе, в Трире, базилики VI века Сант Аполлинаре Нуово и Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне и другие. Строительство IV—VI веков отли¬чалось большой интенсивностью и разнообразием. Тип «римской» ба¬зилики во всех землях, входящих в сферу средиземноморской антич¬ной культуры, многократно варь¬ировался, приобретая всюду ло¬кальные черты: но основная струк-тура здания всегда оставалась не¬изменной.
блин тока символики нету .
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote