Вопрос 19
Раннехристианские рукописи.
[V.6. Кодекс Рабулы]
Миниатюры Сирийского кодекса Рабулы (Лаврентианская библиотека во Флоренции, pl. I, 56), относящегося к 586 году, сообщают нам наиболее документальные данные об устанавливавшихся в греко-восточном искусстве типах Богоматери. Но, чтобы вполне точно представить себе историческое значение этих типов, следует предварительно обратить внимание на сам характер этого кодекса. Он совмещает в себе двоякую художественную форму: чисто византийского искусства и сиро-египетского. Но, поверх этих двух основных художественных форм, мы находим здесь и следы древнехристианского, точнее — римского стиля, наиболее известного нам в древнейших римских мозаиках, но распространявшегося, как подражательный римский стиль, начиная с IV столетия, по всему Востоку. Так, мы находим здесь, в иллюстрации (рис. 102–103) канонов, в фигурах пророков и апостолов, и композицию чисто скульптурную — из отдельно стоящих монументальных фигур, и бледные краски (светло-зеленоватая, бледно-голубая, палевая, тени голубоватые), и упрощенный рисунок одежд с вертикальными складками. В то же время, мелкие изображения евангельских событий внизу, по сторонам аркад, заключающих в себе каноны евангелия, представляют полную византийскую технику в сочных и густых красках, с золотыми нимбами, с пышными византийскими одеждами и императорскими орнатами, даже с золотыми оживками по малиновому пурпуру одежд, т. е. со всеми признаками сложившегося византийского стиля. Первые композиции, — отдельных фигур, — едва расцвечены светлыми полутонами и представляют чисто скульптурный характер, тогда как мелкие сцены, а затем и большие миниатюры «Распятия», «Вознесения», выставляют пейзаж с типичными византийскими скалами, с отдаленной горной далью лилового и голубого тона, и с темно-зеленой почвой, усеянной цветами. Сообразно с этим двояким составом миниатюр, разнообразится в них и тип Самого Спасителя и даже Его облачение: то Он представляется, в нескольких миниатюрах, в голубоватом хитоне и светло-пурпурном гиматии, со светло-русыми (слегка красноватого оттенка) волосами, то в светло-зеленом хитоне и малиновом гиматии, то с черными волосами (как, например, в «Распятии»). Первый тип — византийский, второй тип — сирийский. На ногах Спасителя иногда красные башмаки; в левой руке Его голубая держава, а правая раскрыта перед грудью.
Типы апостолов и манера представления их также принадлежат еще III–IV векам и известны нам по римским мозаикам. Мы находим в их изображениях контуры только из светлых красок, окаймленные слегка набором теневых тонов, как бы каймами: это контуры — зеленые, коричневые, желтые и красноватые, у одежд белых и светло-зеленых. Нимбы — только в виде цветных ободков. Пророки (Моисей, Иона и др.) в одеждах светлых цветов: бледно-розового, желтоватого, светло-зеленого. Бледно-лиловый цвет одежд встречается часто и у разных обстановочных фигур.
На миниатюре легкого и светлого пошиба, изображающей (рис. 104) Сошествие Святого Духа, мы находим фигуру Богоматери, посреди апостолов, стоящую и в умилении прижавшую к своей груди руку, со сложенными на благословение перстами. Богоматерь представлена здесь в светло-лиловом мафории, поверх синего хитона, и с белым чепцом на волосах; башмаки красные, с острыми носками; длинный овал лица и светлый, чуть желтоватый, нимб; типы апостолов принадлежат еще древнехристианскому искусству, представленному, например, мозаиками церкви Констанцы в Риме.
В миниатюре «Вознесения Господня» (рис. 105) мы встречаем уже другой тип Богоматери, чисто сирийский. Она является здесь юною, статною фигурой; на ней исключительно темно-лиловые одежды с бахромой. Сама она юная, статная, круглолицая; облачена во все пурпурное, и, тогда как у апостолов нет нимбов, нимб ее золотой, и вся манера письма и типа — восточная, отвечающая черноволосому типу Спасителя. Преувеличенно сильны и резки движения как апостолов, так и архангелов, стремительно подающих Спасителю венцы свои; весь пейзаж, с розовым закатом и лиловыми облаками, резко отличается от светлой иллюминовки других сцен.
Но, при этом разнообразии тонов, колорита и даже типов, большие и малые миниатюры представляют одну редакцию, одну художественную манеру, сосредоточившуюся в определенном страстном движении, в порывистых и часто преувеличенных и изломанных жестах и позах. Все это назначено давать определенную религиозную экспрессию и временами ее достигает, хотя чаще только разлагает античную, рельефно покойную композицию. Несравненно удачнее результаты внешней символизации, окружающей священные образы: ореолы, круги, эмблемы и прочее.
В изображении «Вознесения» (рис. 105) миниатюрист представляет Спасителя стоящим внутри овального ореола и держащим левой рукой раскрытый свиток, а правой, высоко поднятой (почти взмахнутой) рукой благословляющим; ореол несут херувимы и серафимы, а два архангела приносят венцы к подножию этой чудесной триумфальной колесницы. На земле, среди двух
Читать далее...