• Авторизация


О Бабе-Яге 05-01-2009 23:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Женский_днев Оригинальное сообщение



Большинство из вас знает, что мой самый любимый персонаж - это Баба-Яга.
Я решила писать о ней и больше не удалять эту информацию :)
Скорее всего у меня могут быть повторы из первых опубликованных о ней материалах, но, думаю, вы мне это простите :)

Вот, что еще пишут о ней:

Баба-Яга
Буря-Яга, Усоньша Виевна, Язя.
Лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Так же - супруга Велеса, вместе с ним стережет вход в Навь.

Баба-Яга - (Буря-Яга, Усоньша Виевна, Язя) лесная старуха-волшебница,
ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Родственна со змеем.
Баба-Яга изначально, прародительница, очень древнее славянское
божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и
околодомашнего хозяйства. Баба-Яга - супруга Велеса, вместе с ним
стережет вход в Навь, расположенный рядом с легендарной Рекой
Смородиной. Как и Велес, не относится ни к темным, ни к светлым богам.
Баба-Яга играет важную роль в мифах и преданиях славян. Живет у (в)
дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к
лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы - из человеческих
костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо
запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Она летает по
воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или
клюкою и заметая след помелом. Баба-яга обладает волшебными,
огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом,
гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказочных героев,
убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею.
Подобно змею, Баба-Яга, ревниво сторожит источники живой воды и
заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Как и змей,
Баба-Яга пожирает человеческое мясо. Народная фантазия представляет ее
злою, безобразною, с длинным носом, растрепанными волосами, огромного
роста старухою. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее
образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем,
такие атрибуты ее, как лопата, которой она забрасывает в печь детей,
согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице. Но она же и
помогает герою, который заслуживает этого. Мы не можем ее назвать
такой же “злой“ как Кощея. Сравните: герой к бабе яге обрящается
ласково - “бабушка“, “Бабуся-Ягуся“, тогда как к Кощею - с неприязнью.
*******************************
Страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня
Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная? И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня.

Слово «Яга» - огрубленное «Яшка».

Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.

Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.

В период кровавого и предательского насаждения христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья.

В этом приняли участие и полудикие мусульмане арабы.

Они наблюдали ритуал, когда женщина, изображающая Ягу, клала младенцев в печь. В печи была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар [такая камера есть в печи в деревне у моей бабушки – прим. ред.]. Это был ритуал очищения огнем.

Но арабы всем говорили, что Баба Яга - ест младенцев.

Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают наших же маленьких детишек. И по прошествии многих веков люди полностью поверили иноземным бредням.

В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.

************************
Баба Яга ( Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba - польское; Jenzi, Jezi-baba - словацкое, Jezinka - чешское; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба - болгарское.) - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.
*************************
Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?

Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя.

Теперь представим себе далекое прошлое славянских племен. Это жизнь народностей, только что перешедших к оседлости, и потому получающих свои первые поля методом сожжения и выкорчевывания леса. Представьте себе территорию Украины и европейской части России до Поволжья - всю в лесах. Вокруг не очень дружелюбные соседи, но они достаточно далеко и так же слаборазвиты. Самое главное, что эти общества живут в матриархате, или только-только вышли из него. В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?

При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества – это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха – настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось – героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество вариантов, но все они сходятся к тому, что его не стало бы как члена этого общества. Кстати, существует много точек зрения о расшифровке слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».

Вернемся к обществу матриархата. Оно, как и все остальные варианты организации совместного проживания больших групп людей, предполагает процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной.

Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Все остальное вполне воплотилось в выполнении всевозможных заданий сказочным героем: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Многочисленные версии более поздних сказок о домах подготовки юношей (семь богатырей или гномов), о тяжелом испытании девушек (Морозко, Белоснежка, Марья- Искусница, Царевна-Лягушка и прочие принцессы) являются просто перефразированием в головах людей стандартной схемы прохождения испытаний при вступлении во взрослую жизнь в своем обществе. Любой должен где-то пожить и что-то сделать, чтобы доказать свою компетентность в текущей жизни. Баба Яга же являлась просто барометром, определяющим качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок.
***************************
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
******************************
В славянских вышивках очень част мотив богини в храме, но храм бывает
представлен в трех видах: во-первых в виде дома с двускатной крышей (в этом
случае богине-рожанице) во-вторых. Как постройка в виде овины с подвешенной
средней частью и пышно украшенной замкнутой кровлей. На таких вышивках в
середине на всю высоту показанного как бы в разрезе здания, изображался
огромный идол Макоши с опущенными к земле руками; календарно это поза богини
может быть приурочена к купальской обрядности (23 - 29 июня), ко времени
начального созревания колосьев и появления первых плодов этого года (горох,
бобы) Макошь указывает на землю уже произрастившую растение, тогда как в
вышивках, связанных с весенними обрядами, Макошь воздевает руки к небу, к
верховному божеству с мольбой о солнце и дожде для только что посеянных семян .
Большой центральный идол Макоши сопровожден двумя идолами рожаниц - Лады и
Лели, стоящими по сторонам «Матери Урожая» - Макоши. Совпадение с почепским
храмом полное - один идол в середине и два по бокам. Вышивка дает то что
археология редко может дать - все три идола - женские.
Но есть в русских вышивках еще третий вид храмовых построек, внутри которых
тоже помещен идол Макоши, но крыша над головой богини не сомкнута и оставляет
значительный проем. Идол Макоши помешен в середине под проемом крыши. По
сторонам огромной Макоши находятся не идолы рожаниц, а изображения всадников
(или всадниц ?). Верхняя часть здания на вышивке обычно занята изображениями
птиц и звездообразных знаков (не будет особой натяжкой признание этих вышивок
изображение небесного свода). Однако возможно и иное предположение, что вышитый
храм Макоши со срезанной крышей представляет собой как бы разрез святилища
почепского типа. Небесные знаки этому не противоречат, так как небо было хорошо
видно из колибы. Наличие всадников по сторонам главного идола противоречат
такому предположению, но, учитывая сезон («макушка лета»), можно допустить что
святилище не было закрытым помещением, а представляло собой навес со столбами,
шедшими по кругу (сохранились следы девяти столбов) внутри которого находились
три идола и жертвенник. В этом случае все внутренние элементы храмы были видимы
всему поселку из вне. Возможно, что конников не следует воспринимать слишком
реально - весенние богини Лада и Леля на обрядовых полотенцах, предназначенных
для празднеств встречи весны, изображались верхом, с сохами за седлом, наличие
верховых вокруг Макоши могло быть всего лишь изображением привычного символа, а
не подтверждением реальных всадниц в внутри храма. Периметр такой землянки мог
служить круговой земляной скамьей, своего рода «синтроном» вокруг главного
идола и очага, на котором в горшке со знаками плодородия варилось священное
варево из первых плодов. На «синтроне» окружностью в 15 м. могло усесться
примерно 30 - 35 человек.
Связь купальских обрядов с аграрной магией «макушки лета» несомненно. Анализ
русской вышивки показал, что к этому сезону относятся ретуальне полотенца с
изображением Макоши-Купалы, где богиня окружена солнечными знаками и всегда
показана с опущенными к плодоносящей земле руками; голова Купалы нередко увита
колосьями, колосья изображались и у ног богини. Если в весеннем цикле по
сторонам богини изображались женщины - всадницы с сохами за спиной, то на
полотенцах купальского цикла вышивали всадников - мужчин.
Макошь, богиня земного плодородия, была посредницей между небом и землей (в
весеннем цикле она всегда изображалась с воздетыми к небу руками). С этой
двойственностью можно сопоставить любопытную деталь купальской одежды женщин:
«В убранстве празднующих главное внимание обращено на женскую голову и обувь».
Девушки, кроме венков и зелени, надевали на голову «войник» из ткани
обязательно голубого, небесного, цвета; на ногах разукрашивались чулки и
подвязки. На лицо внимание к символике неба (голубой войник) и земли (обувь,
чулки) ритуальная архаичная песня о нечистой Купале - Макоши очень полно
соотносится с данными раскопок. И там и здесь святилище расположено «сяред
сяла»; и там и здесь культовое место представляло собой подобие небольшой
постройки с навесом.
Жертвенники, посвященные какому-либо особому, исключительному случаю: стихийному бедствие, засуха, эпидемия.
Эпидемия, мор, вполне объясняет и сочетание чучела-жертвенника с кладбищем и
крадой возле него.
Такие жертвенники, имели женское очертание. Женское божество, поглощающее ей
приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы
жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества
вроде Мары, Морены, (от «мор», «морить»), которые впоследствии приняло
общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги. Сказки часто подчеркивают огромность
этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: «в одном углу ноги, в
другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула»; «Баба-Яга, костяная
нога морда глиняная, грудью печку затыкает» (иногда - «титьки ее на грядке
висят»).
Двойником Бабы-Яги является Лихо Одноглазое: «Лихо олицетворяется в наших
сказаниях бабой-великанкой, жадко пожирающею людей». Украинские сказки. В
которых главным противником героя является Лихо, уравнивают Лихо с Бабой-Ягой:
эта великанша живет в лесу, едва умещается в своей избе, жарит зарезаных ею
людей в печи. Кузнец, попавший во власть Лиха, только хитростью избавляется от
великанши-изверга. Кузнец, противостоящий олицетворению зла, - это персонаж
древнего эпоса начала железного века. Одноглазое Лихо «ростом выше самого
высокого дуба». Что касается одноглазности интересующей нас древлянской
ритуальной фигуры, то следует сказать, что во всем полукруге ее головы
(«северный выступ») отмечена только одна точка на месте первого глаза - там
положены четыре крупных камня. Подобные жертвенники, были общественным
жертвоприношением злобному божеству смерти и зла в каких-либо особых
устрашающих обстоятельствах.
Лиху приносили, видя по раскопкам, животных и людей, судя по обильному
фольклорному материалу, головы принесенных в жертву отделялись и выставлялись
вокруг обиталища Бабы-Яги или Лиха на кольях - «тычинушках». Во многих сказках
изба Бабы-Яги обставлена такими жердями с черепами на них; у Лиха Одноглазого
гостя потчуют отрубленными головами; дворец Бабы-Яги, предводительницы конного
войска. «тыном огороженный, на каждой тычине - по голове и только на одной
головы нет» (она предназначена для головы героя сказки). Присутствует в сказках
и мотив изготовления «чашки» из черепа, известный по летописи.
***************************************
Макошь
(Мокошь) - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).
Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.

Макошь - богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами (по всей видимости культ Макоши - и Лунный культ, тогда праздников 13). Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках. Упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества . "Поучение духовным детям" в XVI веке так предостерегает:"Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся".

Единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Матерь богов, возможно, жена или воплощение Велеса-Мокоса-Мокоша, соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде). "Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета." "требу кладутъ и творят... Мокошьи диве.... мажютъ Екатию богыню, сию же деву творятъ и Мокошь чтут." Таким образом, Макошь - богиня колдовства и хозяйка Перехода из этого мира в мир Иной.

В нижней ипостаси, возможно, является знаменитой Бабой Ягой (Хель, Кали), в этом случае можно говорить, что она мать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц, иногда изображалась с рогом изобилия. Возможно, Макош является образом древнейшей, еще неолитического происхождения, Богини Матери, которая известна, как "неолитическая Венера". Древнейшая Богиня была подательницей как жизни, так и смерти, изображение ее лица считалось табу, имела большую голову. Макошь

День Макоши - Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница.Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так.называемый "лунный камень". Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог.
************************************

Ну пока все, а позже я буду здесь дополнять информацию прямо в комментах :))
Кому интересно - читайте :)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
спс, это женщина моей мечты. утащу фсе 4
Перки 06-01-2009-09:46 удалить
Барма_Глотлей, это спасибо Альпина у нее там еще есть ;) я не все пока процитировала:)
у тебя взял тебе и спс.
Схожу к ней гляну..
При всём моём уважении к предкам, скажу что народные басни про Яга, имеют такую же правдивость что и разговоры жёлтой прессы о Диме Билане..

Я- га = Я Движение (гой - знающий свой путь, соотв. - изгой)
Яга - женщина, магесса, достигшая высшего развития. Реальная персона, которая до сих пор стоит у рулей вселенной. Показывает магам путь к развитию, или героям (мессиям) к достижению Цели.
Перки 06-01-2009-13:09 удалить
Барма_Глотлей, думаю, ты прав в трактовке. Если опираться на современное виденья построения слов, то именно так и выходит. Даже руническое разложение слова ЯГА не противоречит твоей трактовке абсолютно :)
Перки, я очень редко бываю лев, как правило на реакциях.
Перки 06-01-2009-14:19 удалить
Барма_Глотлей, мы периодически все левы, особенно когда с кем-то делимся ;)
Перки, не понял..причем тут обратное вращение свастики с дележом?
Перки 06-01-2009-18:09 удалить
Барма_Глотлей, я не про вращение свастики, а про политическую направленность...


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О Бабе-Яге | Перки - За гранью слов | Лента друзей Перки / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»