Драматический театр:
Здесь, как не странно, действовало правило, чем меньше ожидаешь от театра/ спектакля, тем больше понравится.
В МХТ: 2 из классики - "Последняя жертва" и "Женитьба", и "Мушкетеры. Сага" Богомолова. Первые - не по своему выбору, а надо было сводить гостей. "Последняя жертва" - спектакль из разряда тех, где Табаков просто выходит к народу (для сравнения - в "Год, когда я не родился" или в "Чайке", он играет). Посему запоминается только Ольга Барнет с характерной интонацией: "Чай? Да Бог с ним!", и "Ну, да, ну, да, ну, да" - от которых отделаться невозможно. "Женитьба" и того проще. И если Юрий Стоянов играет в стиле "Городка", то некоторые актеры вообще не играют (например, Евгения Добровольская в роли свахи).
Богомоловские мушкетеры - вещь, конечно, отдельная, и вышеперечисленными совершенно не сопоставимая. Но не понравилась она мне совсем не из-за треша и мата, из-за которых тянутся на выход весь спектакль непредупрежденные зрители. Во-первых, наркотики - это зло. Видимо, они порождают у употребляющих чувство внутреннего величия, полета мысли, ассоциаций и пр., от которых теряется связь с реальностью, потому что в реальности остается один "пшик" и никакого полета. И второе - заигрывание с аудиторией. Все эти "морская фигура замри - хочется сыра бри", "раскорячилась между молодостью и старостью" и так далее - дань сытой московской публике от среднего класса и далее "на посмеяться". Они только ради этого и пришли, как не дать? Какая-то работа для бедных, но не в денежном плане.
В разряде "за компанию с гостями" идет и "Свадьба Фигаро" в Пушкина. Честно - первый раз посетила этот театр (оказался довольно старым и с определенной историей), но больше не пойду. Играют средне, поют, пританцовывают - обычный театр для среднего класса. Фигаро исполнял Сергей Лазарев, что обусловило наличие большого количества девочек-тинейджеров с цветочками:) Но, вот странность - Лазарев вроде как певец, а арию Фигаро постановщик отдает исполнителю Бартоло. "Новаторство" постановки известной пьесы (которую в последнее время затаскали по московским подмосткам) здесь заключается в сценической конструкции - многоуровневая лестница, позволяющая одновременно проигрывать сцены в разных комнатах и частях сада.
"Русский человек на ранде ву" - Мастерская Фоменко. Ходили, поскольку я очень люблю роман И. Тургенева "Вешние воды". Мило, очень мило, живо, "итальянские сцены" колоритны, и сыграно неплохо. Но если сам роман с горьким привкусом (жизнь-то разбита, растрачена по-мелочам), и читать его лучше молодым, то в спектакле этого ощущения нет, и он остается просто не претендующая на большее милая вещица.
Спектакль "Отцы и сыновья" на новой сцене Маяковки вроде бы обещал быть просто милым, как "Русский человек...", ревнители классики даже предостерегались в описании, что у английского постановщика, Брайана Фрилана, идеологические разногласия отцов и детей, всякие нигилизмы и судьбы России уходят второй план, а его интересуют в большей степени взаимоотношения и чувства героев. Но спектакль получился прекрасный. Начиная с организации сценического пространства (зрители оказываются в непосредственной близости от актеров и чувствуют себя чуть ли не участниками) и декораций (деревянная веранда, столики и кресла перед ней, настоящий ручеек - малыми силами создана ленивая, летняя, покойная атмосфера русской усадьбы). Играют хорошо, без утрирования, особенно юный Базаров и старый Кирсанов. Благодаря школьной программе, молодой Базаров вообще не ощущается человеком, со свойственными его возрасту увлечениями и страстями, а здесь перед нами действительно юноша. Спектакль о любви. Очень рекомендую.
"Окаемовы дни" в Вахтангова. Сложные отношения у меня с этим театром - мало что нравится, особенно игра молодого поколения (за исключение талантливого Леонида Бичевина, но он вообще исключение). Смотрела ради Владимира Этуша, которому на минуточку 94 года, но это ничего не значит - единственный, на ком держится этот спектакль и кто действительно великолепен в роли деда Маши. "Окаемовы дни" - серьезно перелицованная пьеса "Машенька" А. Афиногенова, и так умно выбранная Этушем для юбилейного спектакля (ставилась к его 90-летию), что мои аплодисменты - все в ней есть: и предчувствие надвигающейся войны, и технический прогресс, "окна в мир", из-за которых люди забывают о непосредственном общении, и дельцы от науки, и про Христа, что за нас умер и смертью смерть попрал ввернули, несмотря на то, что автор пьесы - коммунист и дело происходит в конце 30-х. К сожалению, на Этуше, все плюсы спектакля заканчиваются и начинаются издержки вахтанговской труппы. Маша (Мария Риваль) - до невозможности истерична, Мотя (Ирина Дымченко) ненатуральна в своей игре, с выверенными жестами и интонациями, Леонид (Кирилл Рубцов) признается Нине (Анна Дубровская) в любви, а сам мимо нее смотрит; по тексту - романтик, готовый бросить все и уехать в степь, но я не могу представить этого сытого, утомленного жизнью человека без страстей нигде, кроме турецкого отеля, там - могу, в степи - нет. Если коротко - Этуш - живой, остальные - манекены, но только ради него стоит идти.
Ужин с дураком", театр А.Чехова. На этот спектакль шли тоже ради исполнителя главной роли. Спектакль старый, сценическая площадка поистрепавшаяся, пьеса - известная, в общем-то простенькая комедия положений, но какой же прекрасный Геннадий Хазанов! Сколько красок в его маленьком герое - он и жалок, и смешон, и уберите_его_отсюда_скорее, и трогателен, и благороден. Никакой халтуры. Чертовски хорош.