|
Всякий, кто побывал в Карелии, навсегда запоминает суровую и прекрасную природу озерного края, величавые избы старинных деревень, редкостные древние церкви. Этот край — настоящий заповедник русской народной культуры. Здесь сохранились десятки замечательных памятников деревянного зодчества. Гордость Карелии — маленький остров Кижи на Онежском озере. Постройки, возведенные здесь в XVIII в. безвестными мастерами, получили в наше время мировую известность. Когда пароход приближается к острову по озерным проливам, то сначала трудно отличить темные пирамидальные силуэты построек от островерхих елей, виднеющихся повсюду на островах. Но постепенно здания появляются все отчетливее, словно вырастают, и, наконец, перед глазами — весь, архитектурный ансамбль. Главное сооружение Кижского погоста — Преображенская церковь (1714 г.) — выделяется сложностью и торжественностью облика среди всех деревянных построек русского Севера. Ее основная часть — восьмигранный сруб, на который поставлено три постепенно уменьшающихся восьмигранника. С четырех сторон пристроены прямоугольные «прирубы». Многочисленные кровли сложных изогнутых очертаний — так называемые «бочки» — увенчаны двадцатью двумя главами, расположёнными в пять ярусов. Яркие пятна солнечного света и глубокие тени, играющие на куполах и причудливых выступах кровель, подчеркивают красоту каждой детали, выявляют цельность и продуманность общей композиции. Огромную постройку хочется рассматривать долго и внимательно, вглядываясь в стремительно возносящиеся ввысь купола, в узорные чешуйки покрывающего их «лемеха»', в смелые очертания резных столбов просторного крыльца. В этой церкви, явившейся своеобразным памятником победе русского народа над шведами в Северной войне, словно сконцентрировался весь многовековой опыт северных плотников-строителей, славившихся на Руси еще в глубокой древности. Другие постройки Кижского погоста — Покровская церковь (1764 г.) и колокольня (1874 г.), возникшие позднее, выстроены также с большим художественным вкусом и тактом. Более скромные и простые, чем Преображенская церковь, они, как эхо, повторяют отдельные ее особенности. Девять нарядных куполов Покровской церкви напоминают о пышном многоглавии центрального здания, а пирамидальное завершение колокольни перекликается с общим силуэтом древней церкви. Эта тонкая согласованность всех строений становится особенно заметной, если смотреть на погост с запада, со стороны пристани. Они образуют живописную, несимметричную группу, их облик разнообразен и в то же время глубоко продуман. Такой прием сочетания построек в единый архитектурный ансамбль сложился в древнерусском зодчестве и искусно использован здесь северными строителями. Внутри кижские церкви поражают грандиозностью своих помещений, очаровывают красотой естественного золотистого цвета некрашеных бревенчатых стен, изяществом икон. В строгом и простом убранстве помещений, служивших не только для богослужений, но и для мирских собраний крестьян всей округи, сказался декоративный талант работавших здесь мастеров. Сейчас остров Кижи стал музеем северного деревянного зодчества. Сюда перевезены старинные постройки из многих районов Карелии. Здесь и крошечная церковка из бывшего Муромского монастыря, выстроенная до 1391 г. и являющаяся самой ранней из сохранившихся памятников русской деревянной архитектуры; и красивая часовня XVIIIв. из заонежской деревни Леликозеро, запоминающаяся двухуступчатым силуэтом своей кровли. Не менее привлекательны деревенские избы, амбары, мельницы. Почти все они выстроены сравнительно недавно— <в. прошлом столетии. Но и в этих, относительно поздних постройках, назначение которых было прежде всего бытовым, чисто практическим, есть все черты подлинного искусства. Архитектура северной деревни раскрывает перед нами целый художественный мир. Особенно удивительны громадные избы, где под одной кровлей соединены и жилые, и хозяйственные помещения, приспособленные для жизни большой семьи в суровом климате края. Своей величавостью они резко отличаются от маленьких избушек среднерусских районов. Чтобы оценить мастерство и творческую фантазию их строителей, достаточно вглядеться в- разнообразные балюстрады, балконы, резные доски на фронтонах, фигурные оконные наличники. Одни дома украшены более богато и сложно, другие — проще и суровее. Но в каждом из них — чувство меры, монументальность и цельность общего облика. Представление о Кижах будет неполным, если не взглянуть на маленькие часовни XVII—XIX вв., сохранившиеся здесь же на острове и в окрестных деревнях. Все они сходны по архитектурному типу. Простые срубы перекрыты двускатной кровлей и увенчаны главкой, а с запада расположена небольшая пристройка и шатровая островерхая колокольня. Но, меняя пропорции и очертания отдельных частей, зодчие достигли большого своеобразия художественного облика каждого сооружения. Самой парадной выглядит часовня в Волкострове, опоясанная нарядной галереей — «гульбищем», укрепленной на специальных бревнах-кронштейнах. Здание в деревне Усть-Яндоме выделяется уютным крылечком и маленькими резными воротцами. Скромная постройка в Подъельниках, окруженная замшелыми камнями и седыми елями (отсюда и название деревни), заставляет с особенной силой ощутить глубокую поэтическую связь северной архитектуры с окружающей природой. Архитектурные памятники Кижей никого не оставляют равнодушным. Знакомство с ними приносит большую художественную радость. Они позволяют по праву гордиться неисчерпаемой одаренностью и отточенным мастерством русских народных строителей. P.S от 01.03.2018 г.
Считаю нужным подчеркнуть то, что реальное содержимое комплекта я не смог найти, поэтому, временно решил наполнить пост иллюстрациями позаимствованными из интернета. Как только я найду реальные открытки из этого комплекта, заменить эти иллюстрации (временные) не составит труда.
Э. Смирнова |