• Авторизация


СССР Издательство "Советский художник" 1967 01-03-2018 13:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Подпись:  /1162659__11_ (334x216, 110Kb)

     Всякий, кто побывал в Карелии, навсегда запоминает суровую и прекрасную природу озерного края, величавые избы старинных деревень, редкостные древние церкви. Этот край — настоящий заповедник русской народной культуры. Здесь сохранились десятки замечательных памятников деревянного зодчества.

     Гордость Карелии — маленький остров Кижи на Онежском озере. Постройки, возведенные здесь в XVIII в. безвестными мастерами, получили в наше время мировую известность.

     Когда пароход приближается к острову по озерным проливам, то сначала трудно отличить темные пирамидальные силуэты построек от островерхих елей, виднеющихся повсюду на островах. Но постепенно здания появляются все отчет­ливее, словно вырастают, и, наконец, перед глазами — весь, архитектурный ан­самбль.

     Главное сооружение Кижского погоста — Преображенская церковь (1714 г.) — выделяется сложностью и торжественностью облика среди всех деревянных по­строек русского Севера. Ее основная часть — восьмигранный сруб, на который поставлено три постепенно уменьшающихся восьмигранника. С четырех сторон пристроены прямоугольные «прирубы». Многочисленные кровли сложных изогну­тых очертаний — так называемые «бочки» — увенчаны двадцатью двумя главами, расположёнными в пять ярусов. Яркие пятна солнечного света и глубокие тени, играющие на куполах и причудливых выступах кровель, подчеркивают красоту каждой детали, выявляют цельность и продуманность общей композиции. Огром­ную постройку хочется рассматривать долго и внимательно, вглядываясь в стре­мительно возносящиеся ввысь купола, в узорные чешуйки покрывающего их «ле­меха»', в смелые очертания резных столбов просторного крыльца. В этой церкви, явившейся своеобразным памятником победе русского народа над шведами в Северной войне, словно сконцентрировался весь многовековой опыт северных плотников-строителей, славившихся на Руси еще в глубокой древности.

     Другие постройки Кижского погоста — Покровская церковь (1764 г.) и ко­локольня (1874 г.), возникшие позднее, выстроены также с большим художест­венным вкусом и тактом. Более скромные и простые, чем Преображенская цер­ковь, они, как эхо, повторяют отдельные ее особенности. Девять нарядных купо­лов Покровской церкви напоминают о пышном многоглавии центрального здания, а пирамидальное завершение колокольни перекликается с общим силуэтом древ­ней церкви. Эта тонкая согласованность всех строений становится особенно за­метной, если смотреть на погост с запада, со стороны пристани. Они образуют живописную, несимметричную группу, их облик разнообразен и в то же время глубоко продуман. Такой прием сочетания построек в единый архитектурный ан­самбль сложился в древнерусском зодчестве и искусно использован здесь север­ными строителями.

     Внутри кижские церкви поражают грандиозностью своих помещений, очаро­вывают красотой естественного золотистого цвета некрашеных бревенчатых стен, изяществом икон. В строгом и простом убранстве помещений, служивших не только для богослужений, но и для мирских собраний крестьян всей округи, сказался декоративный талант работавших здесь мастеров.

     Сейчас остров Кижи стал музеем северного деревянного зодчества. Сюда перевезены старинные постройки из многих районов Карелии. Здесь и крошечная церковка из бывшего Муромского монастыря, выстроенная до 1391 г. и являю­щаяся самой ранней из сохранившихся памятников русской деревянной архитек­туры; и красивая часовня XVIIIв. из заонежской деревни Леликозеро, запоми­нающаяся двухуступчатым силуэтом своей кровли.

     Не менее привлекательны деревенские избы, амбары, мельницы. Почти все они выстроены сравнительно недавно— <в. прошлом столетии. Но и в этих, отно­сительно поздних постройках, назначение которых было прежде всего бытовым, чисто практическим, есть все черты подлинного искусства. Архитектура северной деревни раскрывает перед нами целый художественный мир. Особенно удивитель­ны громадные избы, где под одной кровлей соединены и жилые, и хозяйственные помещения, приспособленные для жизни большой семьи в суровом климате края. Своей величавостью они резко отличаются от маленьких избушек средне­русских районов.

     Чтобы оценить мастерство и творческую фантазию их строителей, достаточно вглядеться в- разнообразные балюстрады, балконы, резные доски на фронтонах, фигурные оконные наличники. Одни дома украшены более богато и сложно, дру­гие — проще и суровее. Но в каждом из них — чувство меры, монументальность и цельность общего облика.

     Представление о Кижах будет неполным, если не взглянуть на маленькие часовни XVII—XIX вв., сохранившиеся здесь же на острове и в окрестных де­ревнях. Все они сходны по архитектурному типу. Простые срубы перекрыты дву­скатной кровлей и увенчаны главкой, а с запада расположена небольшая при­стройка и шатровая островерхая колокольня. Но, меняя пропорции и очертания отдельных частей, зодчие достигли большого своеобразия художественного об­лика каждого сооружения. Самой парадной выглядит часовня в Волкострове, опоясанная нарядной галереей — «гульбищем», укрепленной на специальных бревнах-кронштейнах. Здание в деревне Усть-Яндоме выделяется уютным кры­лечком и маленькими резными воротцами. Скромная постройка в Подъельни­ках, окруженная замшелыми камнями и седыми елями (отсюда и название де­ревни), заставляет с особенной силой ощутить глубокую поэтическую связь се­верной архитектуры с окружающей природой.

     Архитектурные памятники Кижей никого не оставляют равнодушным. Зна­комство с ними приносит большую художественную радость. Они позволяют по праву гордиться неисчерпаемой одаренностью и отточенным мастерством русских народных строителей.

P.S от 01.03.2018 г.

Считаю нужным подчеркнуть то, что реальное содержимое комплекта я не смог найти, поэтому, временно решил наполнить пост иллюстрациями позаимствованными из интернета. Как только я найду реальные открытки из этого комплекта, заменить эти иллюстрации (временные) не составит труда.

1.
8379_img_manual (700x493, 434Kb)

2.
8381_img_manual (494x700, 446Kb)

3.
8384_img_manual (700x495, 423Kb)

4.
0_1af595_345b93b1_XL (483x700, 741Kb)

5.
0_1af58e_dca7a5ab_XL (700x491, 696Kb)

6.
0_1af58f_2e0099db_XL (1) (493x700, 780Kb)

7.
0_1af58f_2e0099db_XL (493x700, 780Kb)

8.
0_1af588_a0e640d7_XL (1) (700x483, 716Kb)

9.
0_1af588_a0e640d7_XL (700x483, 716Kb)

10.
0_1af589_8b29ca50_XL (482x700, 730Kb)

11.
0_1af592_e7891fa_XL (700x488, 687Kb)

12.
0_1af593_1b679c7a_XL (1) (700x497, 706Kb)

13.
0_1af593_1b679c7a_XL (700x497, 706Kb)

Подпись:  /1162659_Snimok_ro (623x462, 54Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э. Смирнова

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
GEORGII 10-03-2018-16:33 удалить
Очень давно посчастливилось встретиться с книгой Шевелёва "Логика архитектурной гармонии". Наверно, это лучшая книга по этой теме. Сожалею, что не было возможности прочесть её до финала, и в интернете не смог найти этот текст.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СССР Издательство "Советский художник" 1967 | Фунтик_55-2 - Личный дневник Александра Карельского | Лента друзей Фунтик_55-2 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»