• Авторизация


СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ-2 24-06-2008 19:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


201. Миниатюры - (от лат. minium - киноварь, сурик). Жанр изобразительного искусства. Живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу

202. Мировоззрение - 1. Система взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения.
2. Форма самосознания художника, совокупность его представлений о мире.

203. Мировые религии - К мировым религиям относят буддизм, ислам и христианство (религии, распространившиеся во всем мире).

204. Миросистема Особый способ структурализации мира (человечества), основанный на логике центра и периферии (и промежуточного звена или слоя - полупериферии).

205. Мистика - (мистицизм) Учение о таинственном, загадочном, сверхъестественном, трансцендентном. Форма духовной культуры, в которой допускается возможность непосредственного общения с божеством

206. Миф - 1. Исходная форма духовной культуры, из которой позже выделились религия, философия, искусство. Миф осваивает действительность в форме образа, в мифе неразрывно слиты эмоции и мышление, субъект и объект, индивид и род, социум и природа.
2. А) Древнее народное сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Б) Вымысел, недостоверный рассказ.

207. Мифология - 1. Совокупность мифов.
2. Наука, изучающая мифы и сказания.
3. (от греч. mythos - сказание, предание и logos - рассказ, толкование) Изображение природы, в. созданных с помощью фантазии и воображения, сего окружающего мира в художественно-конкретных образах

208. Модерн - Комплекс экономических, политических, социальных, культурных, правовых и международно-правовых представлений, берущий начало в Европе ХVII в.

209. Модернизм - (от франц. moderne - новейший, современный). Общее обозначение направлений искусства конца XIX - начала XX вв. - кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм, и т.п.


210. Модус - 1. Способ чего-либо, норма.2. В философии XVII-XVIII вв. - преходящее свойство, присущее предмету лишь в некоторых состояниях, в отличие от постоянного свойства предмета (атрибута).

211. Монархия - Форма правления, при которой верховная власть в государстве формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха, а также государство с такой формой правления.

212. Монизм - Философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную

213. Мораль - Совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

214. Мораль корпоративности - Моральные ценности, принятые в той или иной группе.

215. Моральные нормы - Представления об одобряемом и порицаемом поведении личности.

216. Моральные ценности - Обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе (добро, честь, достоинство, счастье и т.п.)

217. Моральный императив - Требование, предъявляемое к человеку (индивиду) со стороны его духовной (быть Человеком) сущности. Норма поведения, обладающая всеобщей и обязательной силой.

218. Мудрец - человек достигший полноты знания и вершины жизненного опыта.

219. Мудрость - Знание, поверенное моралью, насыщенное нравственностью, развернутое на человека, его страхи и надежды

220. Мультикультурализм - Идеология мирное сосуществование различных этнических и религиозных сообществ, каждое из которых мыслится как носитель особой культуры

221. Мультикультурность - Наличие в обществе множества различных этнокультурных групп.

222. Мультинациональная корпорация - Одна из форм монополистического объединения, распространяющая свою деятельность на многие страны и народы.

223. Нарциссизм - Самовлюбленность, любование своей красотой. Нарцисс, согласно древнегреческой мифологии, - юноша-красавец, который влюбился в свое отражение в воде. Терзаемый неутолимой страстью, умер и был превращен богами в цветок, названный его именем.

224. Натурализм - 1. Направление в искусстве последней треть XIX в., сформировавшееся во Франции, требовало тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений.
2. Внешнее правдоподобие, фотографическое копирование или изображение случайных. Нетипичных и нехарактерных явлений реальности, схватывающее чисто внешние стороны жизни.

225. Натуралистическая этика - (от лат. natura - природа). Теория, усматривающая причины поведения людей, а также источники их моральных установок преимущественно в сфере физиологии, либо во влиянии внешней среды, которое понимается механически.

226. Натурфилософия - Философия природы, совокупность философских идей об устройстве и происхождении мира, во многом носящих умозрительный или фантастический характер

227. Натурфилософская концепция - Концепция, относящаяся к натурфилософии.

228. Наука - 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - это деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности - сумма полученных знаний;
2. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства;
3. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания

229. Неевклидовая геометрия - Геометрические системы, отличные от геометрии Евклида. Особое значение имеют геометрия Лобачевского и геометрия Римана. В неевклидовых геометриях отрицается аксиома, согласно которой параллельные прямые не пересекаются и через одну точку можно провести только одну прямую, параллельную данной

230. Немецкая классическая философия - Философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля и Л.А. Фейербаха.

231. Неопифагореизм - То же самое, что и неоплатонизм. Философская система поздней античности, возникшая в III веке н.э. (родоначальник - Плотин) и опирающаяся на основные положения философии Платона.

232. Неопозитивизм - Современная форма позитивизма, одно из направлений философии XX в. Претендует на анализ и решение философско-методологических проблем научного знания. В рамках неопозитивизма была предложена верификационная концепция научного знания. Отрицает возможности философии как особого рода теоретического познания и мировоззрения, и рассматривает ее только в качестве методологии научного знания

233. Неофрейдизм - направление в философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов. Н. возник в конце 30-х гг. в результате пересмотра некоторых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К. Хорни, Г. Салливэн, Фромм) подвергли критике ряд исходных постулатов и конечных выводов классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и об инстинкте смерти.

234. Неравенство социальное - Различия между людьми (группами, слоями, классами), выражающиеся в неодинаковых жизненных шансах и возможностях удовлетворения своих потребностей. Ситуация, при которой индивиды, группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной лестницы.

235. Ницшеанство - Философские теории, развивающие идеи философии Ф. Ницше.

236. Новое время - Эпоха от XVII до XIX вв. Основная тема философствования в это время - наука и ее возможности, построение методологии получения абсолютно достоверного знания. Основные направления - эмпиризм и рационализм. Представители Фр. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

237. Новый Завет - (греч. kaine diatheke, лат. novum testamentum). Содержит 27 книг, составляющих вторую часть христианской Библии. Греческое слово diatheke означает "завет", "завещание"; "союз", "договор". Завет называется Новым, поскольку христиане верят, что Иисус Христос скрепил своей кровью новый (второй) союз-договор между Богом и человеком (1 Кор 11:25; Евр 9:15) (первый - договор, заключенный Богом с Моисеем на горе Синай).

238. Нормативизм - Одно из важнейших направлений в правовой науке XX в., представители которого считали основной задачей юридической науки формально-догматическое изучение действующих норм права в экономических, исторических и социальных условиях их развития и существования, в "чистом виде ". Крупнейший представитель нормативизма - австрийский юрист Х. Кельзен.

239. Нормы морали - Общеобязательные закрепленные в общественном мнении требования, предъявляемые к поведению людей по отношению друг к другу.

240. Ноумен - (греч. noumenon) - термин, означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность. Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге "Тимей"), понимал под Н. реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в "Критике чистого разума") Н .- это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В "Критике практического разума" Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку, т.к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения Н. соответствуют в его философии разным функциям "вещи в себе".

241. Нравственность - То же самое, что мораль.

242. Нравственный закон - Общеобязательное и непреложное правило поведения

243. Нравы - Обычаи, имеющие нравственное происхождение и значение, закрепленные в традиции, формы поведения, бытующие в обществе

244. Общественная мораль - Совокупность норм и правил поведения, принятых в обществе в целом, в отличие, например, от корпоративной морали

245. Общественно-экономическая формация - В марксизме - общество, находящееся на определенном этапе исторического развития (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм)

246. Общественный институт - Организационно и юридически оформленная подструктура социальных отношений (в т.ч. гражданского общества)

247. Обществознание - Весь комплекс социальных и гуманитарных наук

248. Объект - То, что дано в познании, на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное объекту субъект - мыслящее, чувствующее, желающее "я"

249. Объективный идеализм - Объективный идеализм - категория философии, означающая одну из основных (наряду с субъективным идеализмом), форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма за первооснову действительности принимает деперсонифицированное, над-личностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум).

250. Олигархия - Власть немногих, но лучших (по Аристотелю); политический режим узкой группы лиц

251. Онтологический плюрализм - Философская позиция, состоящая в признании существования более чем одного начала бытия.

252. Онтология - Учение о бытии как таковом. Раздел философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления).

253. ООН - Организация объединенных наций - международная организация, созданная после II мировой войны на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания мира, безопасности и развития широкого сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 50 государствами на конференции в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г.

254. Орфей - Мифический древнегреческий певец. Своим пением и игрой на кифаре он зачаровывал даже животных и растения. Когда его жена Эвридика погибла от укуса змеи, Орфей спустился в подземное царство и, растрогав царя подземного мира - Аида своей музыкой, упросил его отпустить умершую на землю. Аид обещает Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Однако Орфей вопреки запрету оглянулся на следовавшую за ним Эвридику, и она должна была навсегда вернуться в царство мертвых. Ставший ненавистником женщин, он впоследствии был растерзан вакханками - почитательницами бога Диониса (Вакха).

255. Освенцим - Город в Польше, в Краковском воеводстве. В период немецко-фашистской оккупации (1939-1945) близ Освенцима находился гитлеровский лагерь смерти.

256. Ответственность - Обязанность индивида отвечать за совершаемые им действия.

257. Охлократия - (греч. ochlos - толпа, kratos - власть). Буквально - власть толпы. Власть общественно-политических групп, апеллирующих к популистским (примитивным и массовидным) настроениям, низменным побуждениям и действиям.

258. Панлогизм - (греч. pan - все и logos - учение, слово, мысль). Доктрина, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. П. признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Наиболее полно П. развит в философии Гегеля.

259. Панпсихизм - Учение о всеобщей одушевленности мира

260. Пантеизм - Философское учение, утверждающее тождество природы и Бога

261. Парадигма - Признанные всеми достижения, которые определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи

262. Патристика - совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II-VIII вв. (отцов церкви), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

263. Периодизация - Разбиение истории существования чего-либо на периоды, этапы.

264. Перманентно - Постоянно, непрерывно, долговременно.

265. Перформанс - Представление.

266. Платоник - Сторонник (последователь) философии Платона.

267. Плюрализм - 1. Философский принцип, утверждающий в качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций.
2. Проявление различных мнений, ориентаций, оценок относительно значимых для индивидов ситуаций.
3. Наличие множества различных - самостоятельных и взаимозависимых - социальных и политических групп, партий, организаций.

268. Плюралистичный - Относящийся к плюрализму, характеризующий плюрализм.

269. Позитивизм - (франц. positivisme, от лат. positivus положительный). Философское направление, исходящее из тезиса о том, что подлинное, позитивное знание может быть получено только в результате научного познания, а философия не может претендовать на самостоятельный статус, поскольку должна обслуживать науку и выполнять функцию синтеза научного знания. Позитивизм появился в 30-е гг. XIX в., его создателем является О. Конт

270. Позитивист - В философии права позитивистами называют тех, кто под правом признает лишь позитивное право (закон), понимаемое как властный приказ. Они считают, что право порождается государственной властью. Все, что она приказывает, есть, по их мнению, право. См. также: Легизм.

271. Позитивная наука - Наука, производящая положительное (позитивное), достоверное опытное знание, в отличие от спекулятивной науки, порождающей умозрительное, априорное знание.

272. Позитивное право - Действующее право, понимаемое как совокупность правовых норм (законов), изданных государством.

273. Политеизм - (греч. poly - много, и theos - бог). Многобожие, поклонение нескольким богам.

274. Политика - Сфера деятельности, связанная с захватом, удержанием и использованием государственной власти; участие в делах государства

275. Политическая философия - Философская дисциплина, связанная с осмыслением и разработкой наиболее общих законов развития политической жизни

276. Политический режим - Государственный строй, метод правления (тоталитарный, авторитарный, демократический) со специфическим соотношением мягких и жестких форм правления, убеждения и принуждения

277. Политическое сознание - Мировоззренческие, философские, идеологические и научные представления о политике в целом

278. Понятие Мысль о наиболее общих и в то же время существенных признаках исследуемого предмета.

279. Постиндустриальное общество - Общество, в котором на основе информационных технологий происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике.

280. Постиндустриальное развитие - Общественное развитие, расширяющее возможности для свободного выбора, развития индивидуального (индивидуальность) начала в человеке, умножающее различия как главный ресурс коммуникации (общения) с Другим.

281. Постмодерн - Эпоха новейших научных и идеологических представлений социально-гуманитарного свойства, наступившая после Эпохи Модерна (вторая половина ХХ в.)

282. Постмодернизм - (фр. postmodernisme - после модернизма).
1. Модернизм (иначе авангардизм) - общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы первых десятилетий XX в., резко порывающие с классическими традициями художественного творчества. Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм также рассматривают как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре.
2. Общекультурное (и философское) течение, утверждающее радикальный плюрализм во всех областях общественной жизни, подвергающее сомнению Целое, Единое, " большие идейные рассказы " о жизни, поощряющее личное и общественное экспериментаторство, желание или стремление быть другим.

283. Постпозитивизм - Ряд философских концепций, сформировавшихся в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма. Постпозитивизм объединяет философские концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда и др. В постпозитивизме утверждается невозможность выработки однозначного, формально-логического критерия отграничения научного знания от ненаучного

284. Посюсторонний мир - Реальный мир, мир, в котором живет человек.

285. Правовая онтология - Учение о бытии права, поиски ответа на вопрос о том, что есть право

286. Правовое государство - Государство, важнейшими признаками которого являются господство правового закона во всех сферах общественной жизни, ответственность перед законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство является неотъемлемым элементом демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была впервые сформулирована И. Кантом.

287. Правовой закон - Закон, фиксирующий норму, согласующуюся с естественным правом, либо с основополагающими правовыми нормами.

288. Правоспособность - признанная государством способность физических лиц (граждан) и юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные законом.

289. Правосубъектность - Способность физического или юридического лица быть субъектом права, то есть быть способным в соответствии с законом иметь права и принимать на себя юридические обязанности

290. Правосудие Фемиды - Правосудие Фемиды - в переносном смысле означает беспристрастный суд, а под "жрецом Фемиды" имеется в виду служитель закона.

291. Прагматизм - Философское учение, сформировавшееся в 70-х гг. XIX в. в США и получившее наибольшее распространение в XX в. в период до 2-й мировой войны. Основные представители прагматизма Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Эти философы выступили с программой "реконструкции в философии", в результате которой философия должна стать не размышлением о первоначалах бытия и познания, а общим методом решения жизненных проблем.

292. Практический разум - В философии Канта - разум, способный быть основой для действия

293. Предикат - Часть суждения - признак, который приписывается предмету суждения (субъекту), иначе говоря - логическое сказуемое.

294. Преформизм - (лат. praeformare - предобразовать). 1. Представления биологов XVII и XVIII вв. о предсуществовании якобы взрослого организма со всеми характерными чертами его организации в яйце или сперматозоиде.
2. Идея развития на базе детерминированных и достаточно консервативных наследственных структур.

295. Прикладная этика - Этика, занимающаяся исследованием прикладных проблем, напр., разработкой кодексов профессионального поведения.

296. Природа - 1. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку.
2. Основное свойство, сущность чего-либо.

297. Природа человека - Нечто предельное или последнее в сущностном углублении человека, совокупность его базовых потребностей.

298. Природно-генетическое неравенство - Неравное распределение задатков к свободе и творчеству ("генов" талантов и дарований) среди людей.

299. Природное дарование - Выдающееся врожденное качество, особая природная способность.

300. Проблема - Сложный вопрос, требующий или ждущий своего ответа. В философии - фундаментальный вопрос, ответ на который следует искать не в данной, сложившейся системе знаний, а вне ее (в новом, творчески прибавляемом знании).

301. Прогресс - Необратимое качественное изменение, сопровождающееся повышением уровня организации объекта

302. Протестантизм - Протестантизм - религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее "протестантами" стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота XVI в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание.

303. Профессиональная этика - Моральные нормы, складывающиеся в той или иной профессиональной деятельности.

304. Психограмма - перечень требований, которые данная профессиональная деятельность предъявляет к индивидуальным психологическим качествам и психофизиологическим функциям человека.

305. Распятие - Символ христианства, выражающий жертву Христа, принесенную во искупление грехов человечества.

306. Рационализм - (лат. rationalis - разумный). В теории познания это учение согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с точки зрения Р., не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Представители Р. в XVII в. - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в XVIII в. - Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель.

307. Рациональность - (от лат. ratio - разум). Понятие, характеризующее различные формы жизненной активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств и др. В современной философии выделяют различные типы рациональности (например, классическая и неклассическая, научная и ненаучная) в зависимости от общих представлений о разуме, а также выбранных критериев оценки познавательной активности человека. Трактуемая в самом широком смысле как разумность, рациональность противостоит иррациональности (не- и внеразумности).

308. Регресс - Необратимое качественное изменение объекта, сопровождающееся понижением уровня его организации

309. Релевантный - Уместный, относящийся к делу, значимый в данной конкретной ситуации.

310. Религиозная метафизика - Метафизические учения, исходящие из признания истинности основоположений какой-либо религии.

311. Религиозное самосознание - Представления субъекта религии о собственной религиозности и о содержании религиозной деятельности.

312. Религия - Мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним.

313. Релятивизм - Относительность

314. Реляционная концепция пространства и времени - Согласно этой концепции, пространство и время не являются абсолютными и неизменными, их метрические свойства зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида

315. Рефлексия - (лат. reflexio - обращение назад) - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Локк считал Р. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница Р. не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму идеи - это Р. над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля Р. - взаимное отображение одного в др., напр. в сущности - явления. Термин " рефлектировать " означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием.

316. Реформация - Широкое общественное движение в Европе XVI в., родившее протестантизм - протест против засилья католической церкви

317. Ригоризм - Суровое, непреклонное соблюдение каких-либо принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности.

318. Риторика - (греч. rhetorike "ораторское искусство"), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

319. Рок - Музыкальный жанр в музыке.

320. Романтизм - (фр. Romantisme). Художественное движение в европейской культуре, охватившее все виды искусства, расцвет которого приходится на конец XVIII - начало XIX в. Главным центром романтического движения стала Германия.

321. Рыночная экономика - Система хозяйствования, акцентирующая свободу перемещения товаров, услуг и рабочей силы, отдающая приоритет регулирующей роли рынка

322. Сакрализация - Процесс придания некоторым объектам внешнего мира статуса священных.

323. Самореализация - Деятельное выявление и развитие личностных способностей и качеств индивида.

324. Самосознание - Способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях

325. Сенсуализм - (лат. sensus - чувство, ощущение). Учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

326. Сентенция - Мысль, изречение, приговор, как правило, нравоучительного характера

327. Символ - Условный чувственно-воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие - (идею, мысль), предмет, действие или событие

328. Синдикат - Крупное монополистическое объединение, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности (определение цен, сбыт продукции и т.д.) при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий

329. Синкретизм - Нерасчлененность, слитность. Одна из характеристик мифа

330. Синкретический - (от греч. synkretismos - соединение). Нерасчлененный, характеризующийся неразвитым состоянием какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).

331. Система - Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство.

332. Система стратификации - Социальная дифференциация (ранжирование) людей на основе таких критериев, как доход, участие во властных отношениях, престиж, образование и т.д.

333. Скептицизм - Философское направление, созданное в IV в. до н.э. Пирроном из Элиды. Продолжая традиции софистов, скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельств жизни, состояний органов чувств, влияния традиций и привычек и т.п.). Сомнение в возможности общепризнанного доказательства знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений (как утверждающих, так и отрицающих что-либо) с целью достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья.

334. Славянофилы - Славянофильство - многоплановое направление в русской общественной мысли и культуры XIX в, проявившееся и в философской сфере. Сущность славянофильства была выражена одним из современников и оппонентов В.Г. Белинским следующим образом: "Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии".

335. Смиренно-стоический смысл жизни - Смысл жизни, состоящий в стойкости и мужестве перед лицом Необходимости и Судьбы.

336. Смысл - 1. Одна из основных характеристик человеческой материальность и духовной деятельность, то, что отвечает на вопросы "для чего? ", "зачем? ", "ради какой цели? ".
2. В логике - одна из характеристик знака.

337. Смысл жизни - Разумное (не исключено, что и сверхразумное) основание человеческого существования, отвечающее на вопрос, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить.

338. Снобизм - Претензия индивида на изысканно-утонченный вкус, особую интеллектуальность, на принадлежность к высшим социальным слоям.

339. Совесть - Способность личности осуществлять моральный самоконтроль, чувствовать нравственную ответственность за свое поведение, делать свободный выбор между добром и злом - в пользу добра.

340. Сознание - Целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, те психические проявления человека, которые подаются контролю воли

341. Софиология - (учение о Софии). Религиозно-философское направление, в русской философии представленное именами В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др.

342. Софист - (от греч. sophistes искусник, мудрец) - в Др. Греции профессиональный учитель философии и красноречия. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.). С. стремились к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи").

343. Социализация человека - Усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

344. Социальная философия - Раздел или область философии, занимающаяся выявлением "предельных оснований " триединого комплекса "общество - история - человек ".

345. Социально-историческая стратификация человечества - Распространение социальной стратификации, характеризующей обычно отдельное общество, на человечество в целом и выделение в нем высших, средних и низших обществ.

346. Социально-онтологический - Относящийся к триединому комплексу "общество - история - человек" как особому, субъект-объектному типу реальности.

347. Социальный - 1. Общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе (социуме).
2. Относящийся к социальной сфере общества - сфере, в которой удовлетворяется потребность человека в принадлежности и общности.

348. Социальный статус - Место человека в системе общественных отношений, очерчиваемое соответствующими правами, обязанностями и социальными ролями.

349. Социоморфизм - Наделение общественными и человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

350. Справедливость - Должное соответствие между практической ролью и социальным положением, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.

351. Стоик - Последователь стоицизма (см. Cтоицизм)

352. Стоицизм - Школа древнегреческой философии, призывавшая освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму и "справедливой суровости ".

353. Субстанция - Первооснова, сущность всех вещей и явлений.

354. Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

355. Схизма - Раскол, разделение церквей.

356. Схоластика - (греч. scholastikоs - школьный). Средневековая "школьная философия", представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля.

357. Схоласты - Представители схоластики (см. Схоластика)

358. Сциентизм - Философско-мировоззренческая позиция, согласно которой наука является центральным компонентом культуры и ее высшим достижением. Предполагается, что наука может дать ответы на все вопросы бытия человека и устройства мира. В сциентизме рациональность отождествляется только с научной рациональностью в ее классической форме

359. Сюрреализм - (от фр. Surrealisme - сверхреализм). Направление в искусстве, возникшее в 20-е гг. XX в. во Франции, провозгласившее своей задачей бесконтрольное, "автоматическое" воспроизведение сознания и особенно подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), что порождало причудливо-искаженные сочетания реальных и нереальных предметов и явлений, которым придавалась видимая достоверность.

360. Сюрреалист - Художник, придерживающийся в своем творчестве сюрреализма (см. сюрреализм).

361. Талант 1. Выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.
2. Творческая способность к выполнению того или иного вида деятельности.

362. Творчество - Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

363. Теизм - (греч. theos - бог). Религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в Т. ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма. Т. утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним.

364. Текстология - Наука о текстах

365. Темпорально - Т.е., осуществляясь с течением времени.

366. Теологическая этика - Раздел теологии, трактующий вопросы нравственности. См. Теология.

367. Теология Богословие, религиозная доктрина о сущности и проявлениях Бога (в иудаизме, христианстве, исламе)

368. Теория относительности - Специальная и общая теории относительности - физические теории, рассматривающие пространственно-временные свойства физических процессов. Созданы А. Эйнштейном. В этих теориях свойства пространства и времени зависят от полей тяготения или гравитационных полей, действующих в данной области пространства-времени

369. Техногенный - Детерминированный (вызванный или обусловленный) техникой и технологией.

370. Технотронный - Термин идет от Зб. Бжезинского, выдвинувшего в 1970 гг. теорию вступления американского общества в технотронную эху - один из вариантов постиндустриального общества. Согласно этой теории, новые технологии и электроника являются революционным фактором социально-экономических изменений и общественного прогресса

371. Тинэйджер - Подросток.

372. Типология - Классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

373. Тирания - Извращенная, неправильная, деспотическая форма монархии (по Аристотелю)

374. ТНК - Транснациональная корпорация

375. Толерантность - (от лат. tolerantia - терпимость). Качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.).

376. Томизм - Учение Св. Фомы (Томаса) Аквинского, направление католической теологии и философии, соединившее христианскую догматику с методом Аристотеля

377. Тоталитаризм - (от ср.-век. лат. totalis весь, целый, полный):
1. одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. с кон. 20-х гг. XX в.).
2. Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм.

378. Тотемизм - Древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом - животным или растением, считающимся предком данной группы и потому священным для нее.

379. Традиционное общество - Доиндустриальное общество, характеризующееся преобладанием аграрного сектора в экономике, сословной иерархией и традиционным (традиция) способом социокультурной регуляции всей жизни.

380. Традиция - 1. Обычай, установившийся порядок в поведении.
2. Идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т.д., унаследованные от предшествующих поколений и сохраняющиеся в течение длительного времени.

381. Трактат - Научное сочинение в форме рассуждения (часто полемически заостренного), ставящего своей целью в принципе определить подход к предмету.

382. Транснациональный - Выходящий за пределы национальных границ, ставящий под сомнение принцип национально-государственного суверенитета

383. Трансцендентальный идеализм - Другое название философской концепции И. Канта

384. Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, который считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир "вещей в себе".

385. Трансцендентный мир - Мир "вещей в себе" в философии И. Канта.

386. Трест - Одна из форм монополистического объединения предприятий с централизацией производственных и коммерческих операций.

387. Троянская война - Легендарная война древних греков с Троей, относимая к XII в. до н.э. Согласно легенде, на 10-й год войны греки хитростью взяли осажденную Трою и разрушили ее. Хитрость состояла в следующем. Греки соорудили огромного деревянного коня (Троянский конь) и, спрятав внутри него воинов, выставили его перед Троей. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли коня в город. Ночью воины вышли из него и впустили в город греческое войско.

388. Тщеславие - Желание добиться славы любым путем.

389. Упанишады - Упанишады - один из разделов Вед, древнеинд. религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении многих веков

390. Утилитаризм - Направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности.

391. Фатализм - (от лат. fatum - рок, судьба).
1. Вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.
2. Мировоззренческая позиция, согласно которой все события и явления предопределены

392. Феминизм - (от латин. femina - женщина).
1. Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами.
2. Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно.
3. Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям.
4. Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе.
5. Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

393. Феминистская критика - Критика социальной реальности с позиции феминизма (см. Феминизм).

394. Феномен - 1. То же, что и явление.
2. Редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.

395. Феноменологическая редукция - (от лат. reductio - возвращение, отодвигание назад). Один из фундаментальных принципов феноменологической теории познания и феноменологического метода, заключающийся в "нейтрализации", или исключении из сферы теоретико-познавательного интереса, "всякой играющей определенную роль трансценденции" путем возвращения взгляда от трансцендентного к его имманентным коррелятам. Нередко для обозначения метода феноменологической редукции пользуются термином греческих скептиков "эпохе" или прибегают к выражениям типа: "нейтрализация", "заключение в скобки (кавычки)" и т. п.

396. Феноменологическая философия - Философская концепция Э. Гуссерля.

397. Феноменологический метод - Феноменологический метод - взаимосвязанное единство принципов и процедур сущностного исследования данностей первичного опыта - феноменов.

398. Феноменологическое исследование - Описательное исследование, исследование явлений, а не сущностей.

399. Феноменология - Философская концепция Э. Гуссерля
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ-2 | Магдалена_Майя - Путешествия неуемной лягушки | Лента друзей Магдалена_Майя / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»