• Авторизация


Герман Гессе "Степной волк" 03-07-2013 10:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Одиночество — это независимость, его я хотел и его добился за долгие годы.
Я думал: так же, как я сейчас одеваюсь и выхожу, иду к профессору и обмениваюсь с ним более или менее лживыми учтивостями, по существу всего этого не желая, точно так поступает, живёт и действует большинство людей изо дня в день, час за часом, они вынужденно, по существу этого не желая, наносят визиты, ведут беседы, отсиживают служебные часы, всегда поневоле, машинально, нехотя, всё это с таким же успехом могло бы делаться машинами или вообще не делаться; и вся эта нескончаемая механика мешает им критически – как я – отнестись к собственной жизни, увидеть и почувствовать её глупость и мелкость, её мерзко ухмыляющуюся сомнительность, её безнадёжную тоску и скуку. О, и они правы, люди, бесконечно правы, что так живут, что играют в свои игры и носятся со своими ценностями, вместо того чтобы сопротивляться этой унылой механике и с отчаяньем глядеть в пустоту, как я, свихнувшийся человек. Но я-то, я, зайдя так далеко и стоя на краю жизни, где она проваливается в бездонную темень, я поступаю несправедливо и лгу, когда притворяюсь перед собой и перед другими, будто эта механика продолжается и для меня, будто я тоже принадлежу ещё к этому милому ребяческому миру вечной игры!

Я долго не выдерживаю ни в театре, ни в кино, не способен читать газеты, редко читаю современные книги, я не понимаю, какой радости ищут люди на переполненных железных дорогах, в переполненных отелях, в кафе, оглашаемых душной, назойливой музыкой, в барах и варьете элегантных роскошных городов, на всемирных выставках, на праздничных гуляньях, на лекциях для любознательных, на стадионах – всех этих радостей, которые могли бы ведь быть мне доступны и за которые тысячи других бьются, я не понимаю, не разделяю. А то, что в редкие мои часы радости бывает со мной, то, что для меня – блаженство, событие, экстаз, воспарение, – это мир признает, ищет и любит разве что в поэзии, в жизни это кажется ему сумасшедшим, и в самом деле, если мир прав, если правы эта музыка в кафе, эти массовые развлечения, эти американизированные, довольные столь малым люди, значит, не прав я, значит, я – сумасшедший, значит, я и есть тот самый степной волк, кем я себя не раз называл, зверь, который забрел в чужой непонятный мир и не находит себе ни родины, ни пищи, ни воздуха…

Тут во мне загорается дикое желание сильных чувств, сногсшибательных ощущений, бешеная злость на эту тусклую, мелкую, нормированную и стерилизованную жизнь, неистовая потребность разнести что нибудь на куски, магазин, например, собор или себя самого, совершить какую нибудь лихую глупость, сорвать парики с каких нибудь почтенных идолов, снабдить каких нибудь взбунтовавшихся школьников вожделенными билетами до Гамбурга, растлить девочку или свернуть шею нескольким представителям мещанского образа жизни. Ведь именно это я ненавидел и проклинал непримиримей, чем прочее, – это довольство, это здоровье, это прекраснодушие, этот благоухоженный оптимизм мещанина, это процветание всего посредственного, нормального, среднего.

Точно так поступает, живет и действует большинство людей изо дня в день, час за часом, они вынужденно, по существу этого не желая, наносят визиты, ведут беседы, отсиживают служебные часы, всегда поневоле, машинально, нехотя, все это с таким же успехом могло бы делаться машинами или вообще не делаться; и вся эта нескончаемая механика мешает им критически – как я – отнестись к собственной жизни, увидеть и почувствовать ее глупость и мелкость, ее мерзко ухмыляющуюся сомнительность, ее безнадежную тоску и скуку. О, и они правы, люди, бесконечно правы, что так живут, что играют в свои игры и носятся со своими ценностями, вместо того чтобы сопротивляться этой унылой механике и с отчаяньем глядеть в пустоту, как я, свихнувшийся человек.

Точно так поступает, живет и действует большинство людей изо дня в день, час за часом, они вынужденно, по существу этого не желая, наносят визиты, ведут беседы, отсиживают служебные часы, всегда поневоле, машинально, нехотя, все это с таким же успехом могло бы делаться машинами или вообще не делаться; и вся эта нескончаемая механика мешает им критически – как я – отнестись к собственной жизни, увидеть и почувствовать ее глупость и мелкость, ее мерзко ухмыляющуюся сомнительность, ее безнадежную тоску и скуку. О, и они правы, люди, бесконечно правы, что так живут, что играют в свои игры и носятся со своими ценностями, вместо того чтобы сопротивляться этой унылой механике и с отчаяньем глядеть в пустоту, как я, свихнувшийся человек.

Джаз был мне противен, но он был в десять раз милей мне, чем вся нынешняя академическая музыка, своей веселой, грубой дикостью он глубоко задевал и мои инстинкты, он дышал честной, наивной чувственностью.
Минуту я постоял, принюхиваясь к кровавой, пронзительной музыке, злобно и жадно вбирая в себя атмосферу наполненных ею залов. Одна половина этой музыки, лирическая, была слащава, приторна, насквозь сентиментальна, другая половина была неистова, своенравна, энергична, однако обе половины наивно и мирно соединялись и давали в итоге нечто цельное. Это была музыка гибели [], подобная музыка существовала, наверно, в Риме времен последних императоров. Конечно, в сравнении с Бахом, Моцартом и настоящей музыкой, она была свинством – но свинством были все наше искусство, все наше мышление, вся наша мнимая культура, если сравнивать их с настоящей культурой.

Ничего не было жаль, что прошло. Жаль было моего сегодня, всех этих бесчисленных часов, которые я потерял, которые только вытерпел, которые не принесли мне ни подарков, ни потрясений

Жить полной жизнью можно лишь ценной собственного «Я».

Потому что я такая же, как ты. Потому что я так же одинока, как ты, и точно так же, как ты, неспособна любить и принимать всерьез жизнь, людей и себя саму.
Ты слишком требователен и голоден для этого простого, ленивого, непритязательного сегодняшнего мира, он отбросит тебя, у тебя на одно измерение больше, чем ему нужно. Кто хочет сегодня жить и радоваться жизни, тому нельзя быть таким человеком, как ты и я. Кто требует вместо пиликанья – музыки, вместо удовольствия – радости, вместо баловства – настоящей страсти, для того этот славный наш мир – не родина.

Чем сильнее способны мы любить и отдавать себя другим, тем больше смысла в нашей жизни.

День прошел, как и вообще то проходят дни, я убил, я тихо сгубил его своим примитивным и робким способом жить.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Я "Игру в бисер" начинал раз десять читать, так и не осилил. А как "Степной волк"?
Ответ на комментарий Эдуард-барсик # Игру в бисер планирую читать, Нарцисс и Златоуст прочла до этого - к слову увлекает сюжетом и страстностью приключений.
Волк - грустноват и сумбурен к концу - однако мысль такого - что каждый ограничивает и загоняет свою жизнь в клетку одиночества.
Хрустальна, я читал у него "Сиддхарту" еще, там все легко и незамысловато) Жаль, нет доступа к книгам в печатном варианте.
Мне почему- то всегда казалось, что "Степной волк" - это что- то в стиле Джека Лондона))) Ну, там, про Аляску и собак) Забавно.
Ответ на комментарий Эдуард-барсик # Когда я была ребенком то тоже воспринимала буквально название этой книги. Хехе, Джек Лондон - у него есть мелкие рассказы трогательные (если не про золотую лихорадку) например про собачку до сих пор помню. Произведения бывают скучными - типа как Толстой с войной и миром. Степной волк сумбурный в мыслях (по этому может не так прост, т.к. сам герой на грани сумасшествия) - вызывает симпатию и в тоже время чувство потерянности.
Хрустальна, именно, у него все скучно и слишком просто. У моего деда собрание сочинений в уродливом оформлении, я там что- то читал, но не помню о чем, хоть убей)
Меня всегда удивляло, что у бабушки полные шкафы книг, но читать абсолютно нечего. Агата Кристи, какая- то хуйня про индейцев, тарзаны, тонны советско- патриотического высера... Даже классики почти и нет. Лескова пара книг, Алексей Толстой, "Идиот" Достоевского, Замятина томик - все! Правда, не знаю, к чему я это. )
У моих тоже тома Лондона - ну вот Марка Твена может жалею, что не стала читать - слишком много томов внушает недоверие. Не могла понять какое отношение Алексей Толстой имеет к другому Толстому - ну поняла это в школе.
Непонятные произведения с названием "Зубр", например - лаконично, и не внушало интерес. Ну зато у другой бабули я нашла уйму классики где и ознакомилась с Мопосаном и Жорж Санд, а еще в библиотеку в детскую ходили - ну там были вполне так не детские произведения, хмм.. Того же Ремарка ни одной книги у меня не было - все брала в библиотеке.
Хрустальна, Марка Твена читать уже поздно))) Я люблю Гончарова, Алексея Толстого и Достоевского. После них все остальное кажется примитивным. Еще Мариенгоф, но там только "Циники", больше ничего не осилил. Ненавижу Хемингуэя, Ремарка тоже не очень люблю - от их книг несет спиртом!))) А так всего читал понемногу, по настроению. В школьные годы благодаря ебанутому животному по имени Алла Вячеславовна, что вела русский язык, при виде книги меня неминуемо тошнило. Хотя это своего рода талант, привить такую ненависть к литературе.
Ответ на комментарий Эдуард-барсик # XD ты даже помнишь как ее зовут! Вот это осадок..
Ну Ремарка щас я б не стала читать, Хемингуэй хрен знает почему такой странный по восприятию - я все списываю на непонятную нам историю их гражданской войны на чем замешаны большинство его книг - ну не считая Вспоминая старых шлюх XD страсть..
А Зощенко? Его ироничные рассказы едва хуже серьезного Чехова!
Вот Зощенко никогда даже не начинал, хотя были у бабушки его книги, если не ошибаюсь, то та самая бабушка как раз была с ним поверхностно лично знакома. Но, возможно, путаю. Надо будет у нее уточнить как- нибудь. Ну и ознакомиться было бы неплохо, раз ты говоришь, что он хорош.
Ответ на комментарий Эдуард-барсик # рассказики у него короткие так что ознакомление не отнимет много времени.. мой любимый рассказ Аристократка например - после прочтения которого слово "кушать" как звук медного таза в ушах когда его произносят


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Герман Гессе "Степной волк" | Хрустальна - Смотреть на вещи еще не значит их видеть... | Лента друзей Хрустальна / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»