• Авторизация


"Самое сильное средство" (начало) 07-02-2010 00:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Статью с таким заголовком я обнаружила в старой газете. Прочитав, обнаружила, что эта статья и сейчас актуальна как никогда. Банальные вещи написаны, но, по-моему, подзабытые в современном образовании. Не поленюсь, перепечатаю статью.
«Вы часто слышите от своих знакомых жалобы на занятость, нехватку времени? Я - тоже. Иные говорят, что так заняты, так заняты, что родным сыном некогда заняться. И добавляют: он совсем отбился от рук, растет оболтусом.
Давайте поставим под сомнение ссылку родителей на нехватку времени. Потому что, если спросить их, а сколько времени нужно для воспитания, скольких часов в сутки им недостает, то вряд ли можно услышать конкретный ответ.
Педагогика знает, чему, когда и как учить. Физиология все тоньше познает особенности функций организма и в разные отрезки жизни, и в разное время суток. И всем известно, что многие навыки легче приобретаются в начале жизни. Но кто назовет оптимальные часы для воспитания или хотя бы самый подходящий возраст? Никто. Воспитание - процесс пожизненный. Его не ограничишь "от" и"до". А совершенствование человеческой личности хотя и имеет более интенсивные (юношеский возраст) и менее интенсивный периоды (старость), но полностью никогда не прекращается. Когда удаляется воспитатель, тогда процесс движется с помощью самовоспитания. Точнее - здесь нет сменяемости процессов, часто воспитание и самовоспитание идут параллельно.
Так что же получается, спросят родители, можно не воспитывать ребенка и он воспитается сам? Нет, механизм самовоспитания надо "запустить", с рождения он еще не готов для работы. Родители - первые и наиважнейшие воспитатели своего ребенка. Вот только всегда ли они осознают огромную ответственность "за конечный результат" своей воспитательной деятельности? При неудачах в семье почти всегда сетуют на обстоятельства, на других людей ("учитель попался неважный"), на трудности своей жизни, нехватку времени, но только не на себя.
Всем известно, что обсуждаемая сейчас реформа общеобразовательной и профессиональной школы улучшит не только образование, но и воспитание детей. Однако это не значит, что родители не должны постоянно думать о совершенствовании своей собственной, семейной системы воспитания. Если воспитание есть целенаправленное воздействие на личность, то логично спросить: "А чем действовать?" Несомненно, слово - мощный рычаг воздействия. И о силе слова написаны тома хороших и верных книг. Известно, что "слово лечит, слово ранит". Но психологи установили такую закономерность: на ребенка, у которого вторая сигнальная система еще не так хорошо развита, как у взрослого, сильнее слова действует картинка, но больше - движущаяся картинка (телевидение, кино), а еще сильнее - пример живого человека, которого дети любят.
Получается, что если родители пользуются авторитетом у своих детей (а эмоциональная привязанность детей к ним обеспечивается биологическим механизмом), то пример поведения родителей и есть самое сильное воспитательное средство.
При всей сложности психики ребенка два простых и универсальных механизма лежат в основе его развития - подражание и противодействие. Каждый родитель, верно, наблюдал, как 2-3-летний ребенок повторяет слова и действия окружающих и как 4-летние дети часто стремятся действовать наоборот. Скажи ему: "Садись за стол!", а он в ответ обязательно: "Не буду", но потом сядет, когда уже и не просят. Поведение родителей, хотят они того или нет, обязательно оказывает сильнейшее влияние на психику ребенка. Одни формы поведения дети берут себе на вооружение (механизм подражания), другие категорически отвергают (механизм противодействия).
Если в семье мягкий психологический климат, если здесь все уважают друг друга, и младших тоже, если жизнь родителей освещается высокими идеалами, гармонично совпадающими с общественными, то здесь преимущественно "работают" механизмы подражания. Если же ребенку хорошие принципы "вдалбливают" ("Делай так, как я. Я в твое время..."), это вызывает у него реакцию противодействия.
Недавно в научной медицинской литературе появилось такое сообщение: в США медики занялись изучением психики мужчин, избивающих своих жен. Появились неведомые ранее термины: синдром избиваемых детей, синдром избиваемых жен. Вначале изучили психику жертв избиения - детей, женщин, а затем заинтересовались контингентом и мужчин. Оказалось, что в детстве почти все эти мужчины наблюдали грубое обращение между родителями. Чаще всего отец бил мать. Эти формы поведения повторились в новом браке, уже в следующем поколении.
Не все увиденное в детстве механически человек повторяет в своей взрослой жизни. Но все увиденное в детстве оставляет какой-то след в его душе. В организме много скрытых процессов. Отдаленные последствия того или иного влияния в детстве бывают непредсказуемы, их трудно учесть. Но они есть. Вы помните, какое важное значение придавал впечатлениям детства Л.Н. Толстой? Он делил свою жизнь на возраст до пяти лет и весь оставшийся отрезок жизни. И по значению для формирования своей личности ставил знак равенства между этими периодами. Научные данные подтверждают огромную и решающую роль раннего периода жизни ребенка для формирования его личности, для последующего гармоничного или дисгармоничного развития.
Так как же воспитывать? А "никак"! Не надо применять какие-то приемы, не надо делать ничего нарочитого. Все нарочитое - неестественно, фальшиво. А дети крайне чувствительны к неискренности. Надо любит детей, уважать их личность и подавать им хороший пример. И создавать такую атмосферу дома, когда ребенок пользуется механизмом подражания, а не противодействия.
Ребенок от природы исключительно восприимчив. Из двух сторон "родители - дети" лучше знают противоположную сторону дети. Этот парадоксальный факт установлен психологами. Почему? Можно только строить предположения. Сказывается ли здесь необремененность детского ума "взрослыми" заботами или живость восприятия, сказать трудно, только дети хорошо улавливают все перемены настроения своих родителей и успешно пользуются этим для удовлетворения своих желаний. К 15-16 годам они прочно усваивают всю иерархию духовных ценностей семьи и, если не согласны с ними, то обрушиваются на своих родителей с беспощадной критикой. От них вам свои идеалы не утаить.
Если, скажем, перед пятнадцатилетним подростком все эти годы был пример ленивого отца, то из такого сына трудно сделать трудолюбивого человека. Если с детства образ "настоящего мужчины" у вашего сына запечатлен с сигаретой во рту, то, сколько ни говори ему: "Курить вредно!", - всё бесполезно. Установлено, что если отец и ближайший авторитетный друг курят, то вероятность того, что юноша будет курящим, составляет 85 процентов, а если ни отец, ни друг не курят, то эта вероятность падает до 10 процентов. Причем в том и другом случае информированность о вреде курения одинакова. Вот вам сила слова и сила примера.
Воспитание будет "качественным", если отправной точкой станет самовоспитание родителей. Нельзя воспитать в детях те добродетели, которыми вы сами не обладаете. "Все нравственное воспитание, - утверждал Л.Н. Толстой, - сводится к нравственному примеру. Живите хорошо, или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей". Никто не хочет иметь слабовольного сына, но кто ради сына бросил курить? Пример человека с сильной волей должен быть у ваших детей дома. Если они не находят такого примера в вашем лице, вы перестанете быть им духовно близкими людьми. Духовный разрыв поколений - трагедия, духовная гармония - счастье. Помните, как в романе М. Горького "Мать" Павел Нилин говорит: "Вот когда мать и по духу можно назвать родной, это величайшее счастье". Правда, там шла речь о мировоззрении в широком смысле, о той ломке взглядов, которая бывает в революционную эпоху. Тем не менее духовная связь родителей и детей может укрепляться или ослабевать и в обычное время, наполненное самыми обыденными событиями.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Самое сильное средство" (начало) | птеродактиль_Кузька - Дневник птеродактиль_Кузька | Лента друзей птеродактиль_Кузька / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»