Несколько жестковатая рецензия на TES IV : Oblvion. Но именно этого и заслуживала игра, в которой бесконечные ПИАР акции, расхваливали то, что оказалось лишь простым ПИАР ходом.Короче говоря, подробности внутри.
The Elder Scrolls IV : Oblivion
Разработчик : Bethesda
Жанр : First Person Role Playing Game
The Elder Scrolls IV : Oblivion ждали все. Фанаты зачеркивали дни на календаре в предвкушении его скорого выхода ,а ненавистники заранее заготовили всевозможные претензии и придирки. И вот появился он… Оставив и тех и других в недоумении и с одним единственным словом на губах «Почему?» .
Не то. Не туда .
Сюжет не спешит заинтриговать вас и с ходу выплескивает на вас всю информацию. Череда таинственных убийств сыновей императора, вынуждает самого императора Уриэля Септима VII спешно покинуть замок, через секретный лаз, который находиться в одной из тюремных камер .Как известно, все игры серии The Elder Scrolls славятся тем, что вы начинаете игру в тюрьме . Oblivion не исключение.
Судьба распорядилась так, что лаз проходит именно через вашу камеру. Поэтому вы невольно ввязывайтесь в весь водоворот событий и бежите вместе с императором и с его верными орденом телохранителей «Клинки»( The Blades) . Данный побег служит своего рода обучением. Крайне надоедливым обучением.
Нет, первый раз конечно же еще ничего, но вот после того, как вы решите повторно пройти игру(или просто начать жизнь « с чистого листа» ) , я уверен вы не раз выскажете пару неприятных словечек в адрес
Bethesda . Слава Азуре, что народные мододелы уже создали мод отключающий нудный туториал.
Едва покинув злополучное подземелье, вы оказывайтесь на поверхности… Вот тут то и начинается эйфория. Яркие и сочные краски, потрясающая графика, восхитительные пейзажи – делают своё дело.
Привыкание происходит почти моментально . И именно здесь вас настигает один из существенных недостатков Oblivion - чудовищная работа с дизайном. Все мы помним удобную систему из
The Elder Scrolls III : Morrowind . Нажал кнопку – выскочила карта . Нажал еще одну – карта превратилась в мини-карту. Нажал кнопку мышки – вышел в инвентарь.
Здесь же всё иначе. Нажав
tab вы получаете доступ в своеобразное меню , в котором и находятся нужные вам вещи – карта, инвентарь, журнал и проч. И всё сделано из рук вон.
Остановимся на карте. Уменьшить нельзя. Поэтому наблюдаем её только в двух режимах : карта района и карта провинции( очень маленькая, поэтому заранее приготовьтесь выискивать нужную вам локацию, терзая бедную «мышь»).
Инвентарь разделили на вкладки : оружие, одежда , зелья, книги, прочее.
Помните, как вы с любовью раскладывали доспехи и мечи на полках в предыдущей части? Забудьте. Извольте сначала выкинуть вещь из инвентаря, а потом используя клавишу “Z” ( grab) пытаться уложить её на место, которое вы ей отвели.
К журналу серьезных претензий нет, учитывая работу «маркеров».
Маркеры – дьявольское изобретение для новоиспеченных игроков. Едва вам дают квест, «маркер» поспешно отмечает локацию на карте. Казалось бы очень удобно,не правда ли? Нет, не правда. Потому что, любой квестовой персонаж или предмет сразу же отмечается на карте и всё что вам нужно, это придти на место обозначенное «маркером» и выполнить то, что нужно.
Получается этакий консольный эквивалент шутера. С глупым походом по заранее проложенным «вэйпоинтам» .
И все проблемы, между прочим, от очень близкого родства игры с приставкой
Xbox 360 . Понятие «консольный интерфейс» как нельзя кстати подходит к Oblivion. Кто-то еще считает, что приставки не несут вред?
Также введён новый способ путешествия. Помните пугающих «Силтстрайдеров», транспортировка на кораблях и телепортация с помощью Гильдии Магов? Всё это в прошлом. Их место заняла еще одна сомнительная выдумка – Fast Travel ( Быстрое путешествие) .
Едва вами была открыта одна из локаций( города «открыты» сразу), то вы в любой момент вольны щелкнуть по этой локации(городу, святилищу , пещере и проч.) на карте и вы тотчас же перенесетесь туда. Бесплатно.
Это сводит на «нет» все прогулки по Киродилу. Но признаюсь, я нередко использовал данную функцию. Лишь по тому, что расстояния между городами довольно внушительны( вспомните довольно удобное расположение городов в
Morrowind ) .
Несмотря на это территория
Киродила кажется в несколько раз меньше территорий
Vvardenfell’a. Хотя если посмотреть на карту , которую можно найти на любом ресурсе посвященном TES , то Территория
Киродила должна быть в несколько раз больше
Вварденфелла.
Cвобода всегда была непременным атрибутом серии
The Elder Scrolls .
Oblivion не исключение. Да вот только количество фракций заметно поубавилось. Доступны лишь Гильдия Бойцов, Воров(эквивалент рассказов про загадочного Робин Гуда) , Магов, сообщество наемных убийц «Тёмное братство»(привет из Tribunal) и еще несколько других. Также присутсвует «Арена» , но назвать «арену» фракцией – не поворачивается язык.
“ Bethesda “ в отличии от своих «соперников» из
Piranha Bytes всё-таки ввела в игру лошадей. Осталось лишь довести их до ума в следующем аддоне и можно будет сказать, что лошади в Oblivion есть.
Пока здешние лошади – истуканы, которые крайне не функциональны. Судите сами, даже самый забитый волк, с лёгкостью догоняет скакуна и пытается отгрызть ему одну из конечностей. И чтобы убить этого волка , вам необходимо остановить лошадь и слезть с неё, так как бой на лошади не реализован.
Иными словами, лошадь существует только Де-Факто.
Зато за кражу лошади можно заработать штраф, который с вас спросит первый попавшийся стражник.
Стражники обладают каким-то уникальным чувством узнавать о преступлении находясь достаточно далеко от этого самого места преступления. Стоило вам пробраться в дом, то не дай бог вы выйдете из режим «Sneak» и украдёте со стола яблоко, служитель закона явится незамедлительно. Дар? Специальная подготовка в имперских казармах?
Отдельного плевка заслуживает и анимация. Несмотря на все клятвы изменить систему анимаций, разработчики лишь немного привели её в порядок. Конечно получше, чем в
Morrowind , однако всё также довольно серо.
Тот самый Radiant AI совсем не тот, каким нам его представляла “Bethesda” . У каждого NPC есть список скриптов(которые вы вольны изменять в Construction Set). Сами же скрипты не представляют ничего особого. До
Gothic Oblivion еще идти и идти.
Зачастую, по вине скрипта, происходят именно те ситуации, когда NPC забывает сделать что-то важное(открыть портал, придти к себе домой и проч.) . А теперь представьте, что это квестовый персонаж и не выполняет то, что должен был сделать, а вы уже нажали “Quicksave”.Что делать? Правильно, загружать сейв двух часовой давности.
Хотя по сравнению с
Morrowind прогресс уже на лицо. NPC ходят по городу, делятся слухами( кстати обещанные «подслушай разговор НеПиСей и получи квест – не оправдались), путешествуют между локаций. Настоящее раздолье для вора и наемного убийцы!
Not too Bad
Прочитав все вышеизложенное вы наверное считаете, что Oblivion был загублен бездарным портированием? Вовсе нет. У “Bethesda” есть еще порох в пороховницах!
Здешние квесты – тонкая и ювелирная работа. Поиски пропавшего художника в его же картинах, заказ на убийство всей семьи( которая разбросана по всему Киродилу), уникальное реалити-шоу «Найди золотой сундук в доме, где вы заперты », где вы в отличии от остальных пяти участников , не участник этого шоу, безжалостный убийца с целью вырезать всех этих бедолаг. Или же уникальная история про Серого Лиса ( Gray Fox) , Робин Гуда отбирающего у богатых и отдающего бедным. Вы будете удивлены развязкой всей этой истории. И наверняка вспомните старую историю, про то, как «победивший дракона, сам становится драконом».
Обязательно пройдите гильдию Ассасинов «Тёмное братство» . Каждый квест там не похож на предыдущий. От всей души советую!
Стоит отметить неплохую систему генерации лица персонажа.
Разнообразие предметов, новые монстры( включая «Минотавров»).
Stealth-элементы тоже несколько изменились. Теперь всё зависит не только от фактора «видит , не видит».
Также стоит отметить, что ворованный товар больше не принимают на каждому углу. Но и тут кроется тайна, как захудалый торговец из Анвила(Anvil) узнал , что я украл это яблоко в одном из домов Бравила(Bravil)? Сотовая связь? Интернет? Доска объявлений?
Едва вы встали на рельсы сюжетного квеста и совершили своё первое путешествие в измерение «Обливион»( Plane Oblivion) , вас снова ждёт еще один удар под дых. «Так это же Doom» - удивляетесь вы и оказываетесь совершенно правы. Дизайнеры
Bethesda не стали заморачиваться с разработкой еще одного измерения и воспользовались давно сформировавшимися штампами : «Плохие – значит пытают людей. У них всюду кровь и остатки плоти, черепа, кости и вообще полный ад!» . Скучно. Именно по этой причине сюжетный квест хочется закинуть.
Получается этакий клон
WitchHaven от
Capstone 1995 года создания. Потому что всё что вам нужно делать в измерении Oblivion – это беспрерывно рубить, находить ключи и нажимать кнопки.
Стоит отметить оригинальный способ продвижения в некоторых гильдиях. Например, чтобы продвинуться в гильдии воров, вам нужно сбыть краденного на указанную суму и тогда вам дадут доступ к «особой работенке» ( Special Job). А вот чтобы продвинуться в гильдии магов, вам необходимо получить специальные рекомендации от каждой гильдии в каждом городе.
Переделана система навыков . Теперь по мере «прокачки» навыка вы будете получать новый статус навыка «Novice,Apprentice, Journeyman, Expert, Master” , который даёт свои преимущества. Так, например Novice в Sneak не может наносить критические удары, если наносит удар по врагу, находясь незамеченным и в состоянии Sneak.
Изменена концепция использования магии. Многие заклинания требуют определенного значения навыка магии , к которому относится это заклинания. Именно по этому , вам предстоит долго и нудно «качаться», прежде чем вы достигнете этого показателя. Рай для манчкина и ад для простых игроков.
А учитывая сумасшедшие суммы, которые с вас берут тренеры за «прокачку» навыка...
Изменение боевой системы пошло игре на пользу. Теперь вы не просто махаете клинком, а именно введете бой. В вашем распоряжении также кнопка «блок». Бои смотрятся эффектно. Выпад, блок , удар противника отражен вашим щитом, картинка на какое-то время помутилась и вы судорожно отскакивайте в сторону, дабы провести power атаку и сразить соперника. Красота!
Качество картинки превосходное. Наверное самое совершенное на данный момент. Броня переливающая на солнце, замок отражающий в водоеме неподалеку, колышущиеся от дуновений ветра деревья. Жаль только, что подобные прелести доступны обладателям 1 гигабайт оперативной памяти . На 512 мегабайтах подобная картинка будет нещадно «тормозить». Но зато на максимальных настройках картинка просто превосходная!
Или к примеру levelcap у монстров. Вы помните «автобаланс» в
Ex Machina . Oblivion пошёл по тому же пути. Получили уровень? Все «монстры» тоже становятся на уровень выше. Таким образом к 10-тому уровню, вам потребуется,как минимум два удара, на то чтобы выбить дух из жалкой крысы.
Именно из-за levelcap’a происходят довольно забавные случаи. Только начали игру? Можете смело бежать на Арену. Поскольку ваше уровень равен 1 , то и уровень соперников тоже 1. Пара ударов и очередной соперник пал! Вы с лёгкостью доберетесь до звания Гладиатора предварительно разбогатев. Дабы подобных вещей не повторялось, поднимайте слайдер “Difficulty” ( сложность).
Как хорошо, что народные умельцы уже создали плагины напрочь убирающие levelcap и случайно раскидывающие уровень всех «монстров».
Или же местная система статистики. Все наверное помнят статистику из
Fable: Lost Chapters – сколько убил, со сколькими у вас любовь и даже какая у вас ,кхм, ориентация(sic!). Вот и Oblivion не исключение , местная статистика подробно расскажет вам, сколько раз вы пошутили в диалогах, сколько раз оскорбили собеседника, сколько раз вы ворвались в дом, скольких граждан ограбили и проч.
Помимо большого количества ошибок в скриптах, Oblivion также славиться частыми «падениями» на рабочий стол. Будьте осторожны!
Вердикт
Несомненно , одна из причин ужасного дизайна – «работа на консоли». После этого вы сколько угодно можете пытаться убедить меня в том, что консоли – это хорошо . И что слово «кроссплатформа» - не приговор. Нет друзья, консоли это бич нашего века. И попытки погнаться за двумя платформами введут обычно к играм подобно Oblivion.
Что же мы имеем? На одной чаше весов потрясающая графика, свобода передвижения и дух вселенной TES .На другой большое количество «багов», ужасный дизайн, консольность и несколько прочих сомнительных изобретений.
Учитывая с какой скоростью сейчас выпускаются плагины , примерно через месяца два игра будет приведена в порядок. Вот только отнюдь не стараниями команды
Bethesda . Со стороны же
Bethesda нам следует ожидать огромное количество аддонов. Улучающих тот или иной аспект игры лишь совсем на чуть-чуть.
На сегодняшний момент у нас есть лишь
Еще Одна Хорошая РПГ и не более.
P.S Многие недостатки уже исправлены мододелами( убран levelcap, на лошадь добавлены мешки для вещей и пр.) . Сами моды и плагины вы можете найти на
www.tessource.net . Крупнейшем хранилище модов для TES IV. Прочую информацию по игре вы можете найти на
tes.ag.ru крупнейшем русском ресурсе о играх вселенной TES.
Оценка: 4.2
Дмитрий «Daemon» Бушмелев
©