Немного о Т.Е.Р. от американских педагогов
10-01-2007 00:42
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1 главу публиковать не буду, хотя там множество биологического обоснования. Давайте просто поверим, что оно есть.
Линда Акредоло, Сьюзен Гудвин
68 игр для развития мозга, в которые дети играют с наслаждением.
От рождения до 3 лет.
Фрагменты.
2. Какое отношение к этому имеет любовь?
Прежде всего любовь.
Вы, конечно, понимаете, что, подарив малышу много любви и заботы, вы обеспечиваете его эмоциональное развитие, чувство защищённости и уверенности. Но последние исследования показали, что последствия прочных нежных отношений родителей и малыша простираются намного дальше, чем можно было бы предположить. Тесно общение не только питает эмоциональное развитие, но и стимулирует когнитивные способности. Согласно доктору Стэнли Гринспэну, детскому психиатру из университета Джорджа Вашингтона, интеллектуальное развитие глубокими корнями уходит именно в раннее общение любящих родителей и малыша. Интеллектуальные навыки, такие как продуцирование идей, решение задач, логическое мышление, использование символов и грамматики, неразрывно связаны с эмоциональным ростом посредством того, что доктор Гринспэн назвал «связь головы и сердца».
Как же, спросите вы, работает эта связь? Доктор Гринспэн и его коллеги объясняют, что определённая область мозга, регулирующая эмоции, отвечает и за развитие когнитивных способностей. Поэтому формирование широких нейронных связей при помощи ранних положительных впечатлений имеет решающее значение для интеллектуального совершенствования.
Хотя советы и рекомендации, которые вы найдёте в этой книге, призваны помочь вам укрепить интеллектуальные связи вашего малыша, эмоциональная безопасность и стабильность всегда должны стоять для вас на первом месте. Только отталкиваясь от прочной базы чуткости и привязанности, интеллектуальная энергия отправляется в открытый мир на его исследование и познание.
Природа и воспитание идут рука об руку.
Когда мы наблюдаем, как быстро ребёнок осваивает сложнейшие навыки, становится понятным, что Природа позаботилась обо всём ещё до рождения малыша. Также очевидно, что без поддержки чуткого окружения старания Матери-природы просто сведутся к нулю и пропадут зря. Однако указать точно, насколько каждый фактор влияет на становление нашей личности, практически невозможно.
Этот вопрос очень занимает учёных, однако у тех, кто растит детей, иные приоритеты. Для генов наших детей мы можем сделать крайне мало — разве что тщательнее выбирать вторую половину. Но мы можем позаботиться об окружении нашего ребёнка, об условиях его воспитания. Как родители мы несём ответственность за стимулирующие и плодотворные условия его развития, не полагаясь на природу.
Каждый ребёнок уникален.
Слишком часто родители — что, конечно, естественно — начинают волноваться и переживать, потому что их годовалая племянница уже вовсю лопочет, а их восемнадцатимесячный сын едва выговаривает лишь пару слов. Существует несколько — и вполне уважительных — причин для такого различия. Во-первых, девочки, как правило, начинают говорить немного раньше, чем мальчики. Вторая возможная причина связана с порядком рождения. Первый ребёнок начинает говорить раньше, чем дети, рождённые позднее, может быть, потому, что у родителей больше времени на общение с ним. И в-третьих, у их сына в силу уникальной генетической наследственности, возможно, больше развиты моторные навыки. А может, он просто генетически более предрасположен к прыжкам, беганию, играм с мячом или игрушками, чем к общению. В чём бы ни состояла причина, самое важное — давать выход заложенному природой потенциалу. Индивидуальные различия в процессе развития являются характерными для первых нескольких лет жизни.
У вашего малыша имеется собственный план.
Вы не раз могли наблюдать в зоопарке сцену, когда родители увлечённо призывали детей смотреть на всех животных подряд. «Посмотри на слоника. Видишь, какой у него длинный хобот? А вот какой жираф. Смотри, какая у него длинная шея. Ух ты, какая киска, большая-большая. Это тигр. Он очень злой». Наверное, вы всегда думали: «Сколько впечатлений эти родители подарили своему малышу»!. И во многих случаях вы будете правы.
А потом вы замечаете маленького Джеймса, повисшего на руке заботливого папы. Ребёнок не обращает на папу никакого внимания. Он сосредоточенно рассматривает крошечную малиновку, прыгающую по асфальту и подбирающую крошки от печенья. Джеймс зачарован и потрясён до глубины своей детской души: ведь малиновка такая малюсенькая по сравнению с этими огромными обитателями зоопарка. Мальчик показывает на пичужку и смотрит вверх на отца, который, к сожалению, до сих пор увлечённо пытается «расширить познания» сына.
Зачастую мы слишком поглощены своим желанием открыть этот мир для младенца и забываем о том, что он смотрит на жизнь совершенно с другой точки зрения. Намного легче управлять и руководить, и поэтому родители теряют способность подчиняться и следовать за малышом. Постарайтесь при любой возможности давать малышу самому вести вас за собой. Следите за его взглядом, за направлением его пальчика, и вы поймете, что его интересует, что привлекает его внимание. Постарайтесь проникнуть в его мир и найти идеальные возможности для стимулирующих его впечатлений. Учитесь распознавать подаваемые им сигналы и оценивать его реакцию. Как и все мы, взрослые, дети иногда могут быть просто не в настроении учиться. Часто все, что им нужно, — это поцелуй, крепкие объятия или даже предоставление свободы для собственных исследований.
Пассивное обучение неизменно проигрывает активному.
Наверняка с вами не раз случалось нечто подобное: вы ездили вместе с другом в какое-то незнакомое место, а несколько недель спустя совершенно не представляли, как туда добираться. С другой стороны, если за рулем сидели вы сами, то помнили путь намного лучше. Почему же так происходит? Хорошо известно, что, когда мы активно вовлечено в какую-либо деятельность, мы обучаемся гораздо быстрее и схватываем все буквально на лету.
Это одна из причин, почему специалисты в области детского развития настоятельно рекомендуют избегать чрезмерного увлечения телевизором. Многие родители прибегают к спасительной помощи телевидения, с жаром описывая все образовательные программы, которые дают столько полезной информации. Хотя в их утверждениях и есть зерно истины, ключевым фактом при этом является всё же то, что дети, сидя у телевизора, пассивно подвергаются воздействию окружающего мира. Поскольку даже малыши понимают, что нет никакого резона задавать вопросы телевизору или делиться с ним своими мыслями, мотивация для анализа полученной информации фактически сводится к нулю. Небезызвестное изречение «в одно ухо влетело, в другое вылетело» подходит для подобных ситуаций как нельзя лучше. Это одна из причин, с которыми учёные связывают ухудшающиеся академические показатели и низкие результаты IQ-тестов.
Все предложения в этой книге основаны на активном вовлечении малыша и приучении его к решению задач. Например, не секрет, что чтение книг ребёнку пробуждает любовь к книгам и способствует развитию навыков чтения, но мы покажем, каким образом вы можете активно вовлечь ребёнка в процесс чтения, даже в восемь или девять месяцев. Ещё не начав говорить, малыш может стать активным участником ваших бесед и диалогов, а не сидеть пассивным слушателем. Овладев стратегией превращения пассивных воздействий в активные впечатления, вы создадите идеальные условия для развития своего малыша — и для его нейронов.
Данные вовремя советы — лучшая помощь.
Родители часто задают нам вопросы о том, насколько активно они должны оказывать помощь ребёнку при решении той или иной задачи. Возьмём, к примеру, складывание мозаики . Следует ли отцу помочь малышу, положив несколько кусочков самому? Следует ли ему направлять руку ребёнка к нужным фрагментам? А не будет ли лучше для развития сына, если просто дать ему парочку вербальных подсказок? Или может быть, стоит предоставить ребёнку справиться собственными силами? На все подобные вопросы ответ один — да. Другое дело, когда вы пользуетесь каждой из стратегий. Это-то и имеет первостепенное значение.
Русский психолингвист Лев Выготский пролил свет на то, почему следует использовать различные стратегии на различных уровнях развития. Согласно Выготскому, ребёнок учится лучше всего, если перед ним ставится задача без давления сверху и оказывается поддержка взрослого. Эти оптимальные условия Выготский назвал «зоной ближайшего развития» (или сокращённо ЗБР). Детская зона ближайшего развития — это та область, в рамках которой ребёнок в состоянии справиться с задачей с помощью взрослого. Естественно, ЗБР меняется с возрастом, приобретённым опытом и типом задачи.
Давайте вернёмся к предыдущему примеру с мозаикой. Поначалу двухлетний кроха, возможно, будет не против, если вы положите парочку фрагментов в виде подсказки или будете направлять его руку к нужным кусочкам. Таким образом вы не только помогаете малышу достичь цели, но и предлагаете ему модель, от которой он сможет отталкиваться в будущем. Поднабравшись опыта, ему уже будет под силу самому раскладывать фрагменты, если вы правильно разместите их на полу.
Несколькими месяцами позднее он уже обходится вербальными подсказками, вроде «попробуй по-другому» или «может, вот тот, в самом верху». Вы и глазом не успеете моргнуть, а малыш уже будет собирать мозаику без вашей помощи. Стараясь придерживаться зоны ближайшего развития вашего малыша, вы поможете ему справляться с труднейшими задачами в процессе весёлой и приятной игры.
Методика «строительных лесов».
Так же, как строители используют строительные леса при возведении зданий, родители могут обезопасить детское обучение «строительными лесами». Поощряя старания неопытного карапуза, вы помогаете ему достичь большего совершенства и мастерства. Чем старше и опытнее он становится, тем меньше опоры ему требуется. В конце концов ребёнок, как готовое здание. Прочно будет стоять на земле.
Возьмём, например, умение вести разговор. Нам известно, что беседа двух людей отличается характерными особенностями, которые дети должны обязательно освоить. Одна из таких особенностей — очерёдность реплик. Один человек говорит, затем ожидает реакции собеседника, потом вновь берёт слово. (Мы отчётливо осознаём важность данного правила только тогда, когда нас кто-то перебивает). Поскольку это умение — один из краеугольных камней общения, родительская поддержка здесь никогда не будет лишней.
Единственное, что доступно новорожденному — внимательно наблюдать за говорящим родителем. А что делает родитель? Он обеспечивает все остальные компоненты: задаёт ребёнку вопрос, делает паузу для ответа (прекрасно зная, что такового не последует), после чего продолжает говорить так, как будто ответ всё-таки был получен. Такой диалог, ведомый по методике «строительных лесов», может выглядеть примерно так:
— Привет, мой сладкий. (Пауза…)
— Что ты делаешь? (Пауза…)
— Неужели? (Пауза…)
— Ой, ты смотришь на мамочку? (Пауза…)
— Что ты видишь? (Пауза…)
— Правильно, мамин носик.
В возрасте около шести-восьми недель малыш начнёт заполнять паузы: сперва воркованием, затем лепетом, а уж потом словами и даже предложениями. По мере приобретения опыта родительская опора постепенно теряет свою актуальность и становится ненужной. Тем не менее поддержка родителей сопровождает процесс обучения на протяжении всего детства, меняется только её сложность и, так сказать, «место проведения работ». Внимательное наблюдение и продуманная реакция помогут вам обеспечить максимальную поддержку развития детского мозга.
Здравый смысл и Институты ускоренного развития ребёнка.
В 1970-х годах по всей Америке, как грибы после дождя, начали появляться детские образовательные центры, в народе известные как Институты ускоренного развития ребёнка («Baby better institutes»). В них была разработана специальная программа, в основе которой лежало осознание того, факта, что дети гораздо более разумны и восприимчивы, чем считалось до сих пор. Родители, и те, кто мог позволить себе обучение, и те, кто не мог, толпами приходили записываться на курсы, предлагавшие занятия чтением, математикой, иностранными языками, историей искусств и знакомство с музыкой. Курсы и пособия стоили недёшево, а на занятия уходило довольно много времени.
Дети и в самом деле овладевали обещанными умениями, но в общем и целом результаты сложно было оценить в долгосрочной перспективе, поскольку и родители, и маленькие ученики считали, что «уроки» не вписываются естественным образом в их жизнь. Да, дети различали русские слова, концерт Баха и картины Моне, но для двухлетних детей все эти умения не слишком актуальны. Более того, родители тратили своё драгоценное время, показывая карточки с текстом и картинками, слушая аудиокассеты и штудируя заданный материал. Ничего удивительного, что через некоторое время эти институты ушли в небытие.
Но, бросившись в другую крайность, исследователи, что называется, «выплеснули ребёнка вместе с водой». Специалисты принялись культивировать новый подход к малышам: «любовь — это всё, что нужно». Правда же заключается в том, что мы не должны насильно превращать ребёнка в некоего супервундеркинда, как и в том, что наша обязанность заключается в обеспечении стимулирующих впечатлений, не нарушающих естественный ход жизни малыша. Прятать изюминку сначала под одной чашкой, а потом под другой, сидя в ресторане и ожидая заказа, — совсем не то, что два раза в день по полчаса показывать карточки с текстом.
Итак, как можно определить, правильную ли вы выбрали тактику? Если она разбивает день, или требует использования хитроумных материалов, или полученные результаты не имеют никакой ценности в мире двухлетнего крохи, это чересчур смахивает на «институтские штучки». Простейшее правило звучит так: если ребёнок не получает удовольствия, это не стоит времени и усилий.
Правильное воспитание — это не идеальное общение, а полезное
Читая следующие главы, вы не раз будете чувствовать, что ваша голова распухает от огромного количества информации и предлагаемых способов стимулирования впечатлений. Однако всегда помните о том, что вы не можете следовать абсолютно всем советам, да это и не рекомендуется. Мы надеемся, что вы, воспользовавшись предложенными «инструментами», сможете выбрать подходящие советы, соответствующие вашему уникальному стилю общения. Эти советы подходят не каждой семье. Делайте всё возможное, чтобы настроиться на темперамент своего ребёнка, проникнуться его интересами и освоить зону ближайшего развития. Используйте свои умения для оказания опорной помощи, следите за сигналами избыточной стимуляции, например, намеренным отворачиванием для избежания зрительного контакта или хныканьем. Самое главное — расслабьтесь, веселитесь, получайте удовольствие и помните: идеальных родителей не существует, есть только заботливые хорошие родители. Сам факт покупки данной книги свидетельствует в пользу вашей любви и заботы о малыше и желания помочь ему стать тем, кем он может стать.
Во всех следующих главах идёт сугубо практика, так что ждите :)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote