Чаще всего в домашних студиях нет места для расстановки мониторов в несколько уровней. Из экономии пространства и ограничений уровня допустимого шума в многоквартирных домах полноценный мастеринг затруднён, но качественное сведение ещё возможно. Для этого стоит использовать пару «наушники / активные мониторы».
Лучше выбирать мониторы с хорошим диапазоном, но не особенно мощные, поскольку они раскрывают звук в полной мере примерно на 80% от предельной громкости.
Об особенностях профессиональных акустических систем и HiFi техники я расскажу в материале по расчётам мощности для помещения. Сейчас для нас важно понимать, что в условиях квартиры активные мониторы мощностью 30-50 Ватт и дающие на выходе до 90 Db то что нужно.
Активные мониторы. Активные потому, что нам не нужна избыточная мощность в метре от головы;
Обязательно с регулировкой тембра — он требуется в зависимости от поглощения сигнала звукоизоляцией и мебелью;
Основной динамик на середину и низ, твитер для высоких частот. При расстоянии до 1,5 метров 5'' для основного и 1'' для твитера достаточно;
Широкий рабочий диапазон частот. Нам для сведения важно слышать нюансы звука, значит мы должны выбирать мониторы с запасом — чуть выше рабочих частот инструментов и немного ниже;
Фазоинвертор — при отсутствии саба добавляет мощность на нижних частотах примерно на 2-3 Дб и низы так проще прослушать. На большой мощности предохраняет мембрану от разрыва, учитывая, что мы не знаем где в миксе возникнет резонанс;
Технические характеристики мониторов KRK
Мой выбор блуждал между KRK Rokit RP5G3 и Reloop ADM-5. KRK вроде бы всем хороши, но диапазон частот от 45 Hz до 35 kHz перекрывает только верхнюю планку диапазона.
Открытая пятая струна баса работает на 30,9 Hz (нота B) и на Крках мы услышим только артефакты. Значит надо ставить дополнительный саб, а это затраты.
Технические характеристики мониторов Reloop
В результате, я остановился на Reloop ADM-5 мощностью 30W. Работают в диапазоне 35Hz-20kHz. Звук мягче, но с оттенками, что важно для акустических инструментов. Выход на сабвуфер для баса имеется.
Фазоинвертер на задней стенке для компенсации давления. Подъём баса фазоинвертором даст нам слышимость баса, а при прослушивании на другом оборудовании громкость из микса уйдёт, но добавятся оригинальные, более низкие гармоники.
Рассчитываю обновить парк оборудования мониторами среднего поля и сабом. На дальнее поле не замахиваюсь — не с моими просторами делать полноценный акустический контроль, но вот убрать Reloop на среднее поле, расширить его сабом, а на ближнее поле с повышенной детализацией поставить КРК (мощность усилителя: НЧ - 30 Вт, ВЧ - 20 Вт ) видится правильным.
Плюс компенсирую ими высокие частоты. Какие мониторы используете при сведении и какие при мастеринге?