• Авторизация


Вечерний звон: ужин у товарища Сталина. 19-09-2009 00:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сходил сегодня на спектакль Школы современной пьесы  "Вечерний звон: ужин у товарища Сталина". Очень примечательный спектакль, мудрый, тонкий, без особых перегибов.

Конечно, лучше предоставить слово настроящему театральному критику, он обяснит всем нам, кто прав, кто виноват, хороший это спектакль либо нет. Итак, статья критика Григория Заславского о спектакле.

Бон-бон с товарищем Сталиным
“Вечерний звон” в театре “Школа современной пьесы”

Он выходит сам по себе, Юрский как Юрский, кажется, чуть-чуть более сутулый, чем в обычной жизни, но в общем мало чем отличающийся от Юрского-актера, Юрского-мыслителя, чуть-чуть трибуна. Но начинает говорить – с едва заметным акцентом – и ясно, что перед нами никакой не Юрский, не актер, а Сталин. А если не Сталин – то его двойник, то есть некий Анатолий Михайлович из Таганрога, о котором проговаривается болтливый помощник Мегашов (Олег Долин). Нечистая сила.

Слово “полубог” является расхожим, а вот с противоположной стороны подобного же определения почему-то не существует, хотя тот, которого играет Юрский, хочется назвать именно так. Полудьявол. Вот и звон церковный мучает его, и “Вечерний звон” – запрещает. “По ком звонит? По ком звонит?”

Тем не менее окружающие относятся к нему, как к полубогу (в обоих случаях восхищение смешивается с животным ужасом).

Когда после антракта Юрский выходит в сталинском гриме, в парике и усах, становится не по себе: сходство – дьявольское, пугающее.

У “Вечернего звона” имеется подзаголовок: “Ужин у товарища Сталина”. Впрочем, ужинает он один: из слов помощников можно понять, что товарищи по партии сидят у телефонов, ждут команды, без спроса не едут. Но Сталину - Юрскому, кажется, тесно и одному. Тесно “здесь, на земле”, поэтому – только кажется, что в шутку – просит одного из помощника позвонить по спецсвязи сначала покойной матушке, затем доктору Бехтереву, которого сам же и отправил к праотцам: “Пусть скажет!” Искренне недоумевает – что за спецсвязь, если толком связаться ни с кем не позволяет…

Он спрашивает, но не ждет ответа, он говорит, не заботясь: услышат ли? - Услышат. А кто не услышит – тот сам пожалеет (если успеет). 

По сложившейся то ли традиции, то ли привычке Сергей Юрский является еще и постановщиком (в программке он обозначен как автор спектакля). И - как режиссер – кажется, сильно внедрился в текст, основательно его переработал, так что в конце концов Ион Друце – на слух! – звучит, как любимый Юрским Игорь Вацетис (две его пьесы под одной “шапкой” - “Провокация” - в постановке Сергея Юрьевича можно увидеть на той же сцене “Школы современной пьесы”).

Если разбирать спектакль “по косточкам”, придется сказать, что вокруг актера –немало “прогалин” и “проталин”. Что-то кажется схваченным на живую нитку, какие-то детали – взятыми взаймы у условного театра, хотя в игре Юрского условного почти нет. Он играет всерьез, безусловно.

Прямолинейность оппозиции почти что церковной драмы, на полюсах которой – волк и агнец, – скорей, уплощает историю, нежели добавляет и провоцирует объем: на Ближнюю дачу приглашают молодую солистку Большого театра Надежду Блаженную. Она поет – что-то из классики, с большим или меньшим успехом, и запинается, когда вождь просит спеть ее “Песню о Сталине” народного поэта Джамбула Джабаева. Срывается, плачет, но – снова и снова не может. Рядом со Сталиным - Юрским молодая актриса, дебютантка Татьяна Фасюра кажется кроликом, севшим напротив удава. Он и впрямь ее гипнотизирует, завораживает и даже как будто соблазняет.

Захочешь – не споешь.

Премьера “Вечернего звона” вышла на следующий день после более или менее торжественного празднования 125-летия со дня рождения кремлевского горца. Определенно можно сказать: так много добрых слов с, так сказать, высоких трибун Сталин не слышал с декабря 1952 года. Его вновь называли “незаурядным политиком”, какого “не хватает России”. “Одной из самых выдающихся личностей ХХ века” назвал вождя всех времен и народов спикер Госдумы Борис Грызлов. Правда, оговорился: “Конечно, те перегибы, которые, как я считаю, были сделаны во внутренней политике, безусловно, его не украшают”.

Спектакль Юрского – об этих самых перегибах.

Он играет всерьез. Я бы сказал – адекватно: когда выходит на сцену, как будто что-то переключается в нем, смещается не снаружи, а внутри. Он тяжелеет сам, тяжелеет взгляд, который мгновение спустя следует “измерять” не прилагательными, а калибром. И он уже Сталин. Процентов на 80. И страшно даже тогда, когда немного смешно.

Юрский играет усталость тирана, время от времени как будто даже проваливающегося в беспамятство, хотя окружающие этого не видят, потому что нельзя посмотреть в глаза Господу, нельзя посмотреть в глаза дьяволу. И потому взгляд отводят.

Он как будто и не играет, он просто говорит. С певицей Большого театра Надеждой Блаженной, с двумя своими помощниками, Кулятиным (Александр Аронин) и Мегашовым. Часто шутит. Как наши автомобили всегда паркуются, заезжая на пешеходный тротуар, так и шутки Сталина всегда “забирались” по ту сторону жизни. “Давайте вместе споем “Вечерний звон”, - предлагает он помощникам. – “Так ведь запрещено”, - резонно отвечают те. “Вас все равно арестуют когда-нибудь, хоть будете знать, за что”.

В “Вечернем звоне” даже игру самого Юрского принимаешь не всю целиком, не во всем. Но его спектакль воспринимаешь как событие. Как что-то важное и даже главное. Как событие театральное и даже сверх того. Как, прошу прощения, художественный и гражданский поступок.

Пресса о спектакле по ссылке:

http://www.smotr.ru/2004/2004_shsp_zvon.htm

О творцах спектакля:

Автор - Ион ДРУЦЭ
Режиссер - Сергей ЮРСКИЙ
Художник - Александр БОИМ
Художник по костюмам - Евгения ШАХОТЬКО (ныне,кстати, работает в ГАЦТК им. Образцова).

Действующие лица и исполнители:
Товарищ Сталин: Сергей ЮРСКИ

Певица 
Надежда Блаженная: Татьяна ФАСЮРА
Помощник Кулятин: Александр АРОНИН 
Помощник Мегашов: Максим ЕВСЕЕВ
 

[700x525]

Артистка Большого театра Союза ССР Надежда Блаженная и товарищ Сталин

[350x397]

Товарищ Сталин и трубка
 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вечерний звон: ужин у товарища Сталина. | Swedish_Werewolf - Записки студента | Лента друзей Swedish_Werewolf / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»