• Авторизация


Мертвая дорога и Закрытый театр. 16-09-2009 01:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Интереснейший рассказ о строительстве ветки железной дороги на дальнем Севере я на днях нашел здесь:

http://www.pseudology.org/gazprom/501502503.htm

Итак, в послевоенные годы в районе полуострова Ямал ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НКВД–МВД СССР (ГУЛЖДС НКВД–МВД СССР, ГУЖДС НКВД СССР) строило несколько железных дорог.  

Номера этих строек были: от Лабытнанг на Мыс Каменный - № 502, от Салехарда на Восток через Надым до реки Пур - № 501, а далее до Игарки - № 503. Имелись замыслы повести дорогу ещё дальше на Восток до Певека. Были мечты махнуть до Берингового пролива и на Америку.
 

[501x164]

 

[458x526]

Первое Советское правительство, обеспокоенное отсутствием транспорта на Севере, также не могло найти средства на такое грандиозное строительство. 

Лишь в 1943 году, по инициативе Норильского комбината начались изыскания по трассе Салехард - Енисей - Норильск. Во время Великой Отечественной войны работы были практически прекращены.

После страшных военных лет, когда страна находилась в разрухе, в апреле 1947 года "наверху" приняли решение начать в устье Оби на 60-й параллели строительство крупнейшего на Севере морского порта и прокладку к нему из района Воркуты железной дороги. 

Работы, главными исполнителями которых были заключенные (в подавляющем большинстве - 58-я статья), развернулись с места в карьер. 

Труднейшие геологические и климатические условия не помешали уже к концу 1948 года пустить поезда на 200-километровом участке дороги, пересекшем отроги Полярного Урала от станции Чум до поселка Лабытнанги на берегу Оби. 

Однако, дальнейшая реализация грандиозного плана застопорилась, - в разгар строительства выяснилось, что в новый порт не смогут заходить океанские корабли. Обская губа здесь слишком мелководна.

Всё дальше на Восток

В один из январских дней 1949 года Сталин собрал особое совещание, в котором помимо него участвовали Берия и Френкель - начальник ГУЛЖДС (Главного управления лагерей железнодорожного строительства) НКВД-МВД. 

Было решено - перенести главный порт Северного морского пути из устья Оби в Игарку на Енисей и начать строительство железной дороги от Оби до Енисея - Салехард - Игарка с перспективой ее продолжения в последующем дальше на восток. 

"Начать" тогда понималось в буквальном смысле: 29 января 1949 года вышло Правительственное постановление, а уже в феврале того же года в Салехард вылетел заместитель министра генерал-полковник В.В.Чернышев, чтобы проинспектировать, как идут строительные работы.

"Что было делать? - вспоминает бывший главный инженер западного участка строительства А.Д.Жигин. - В Салехарде морозы трещат, снег выше пояса, а кто же это во внимание принимает?! 

Сказано "строить дорогу", значит, извольте строить! Отправилась наша изыскательская партия на окраину поселка, обозначили вешками предполагаемую линию трассы в этом районе, нашли в тундре подходящую площадку километра полтора длиной, пронивелировали ее и укрепили здесь на колышке табличку "Площадка будущей станции Салехард". 

Вот эти "достижения" и пришлось демонстрировать высокому начальству. Но ничего, - понравилось!"

 

А вот очень интересная деталь, характеризующая быт лагерников.

Впереди их ждали лаггородки - планировка стандартная - прямоугольник метров 500 на 500 обнесен двумя рядами колючей проволоки. 

Только одни ворота - ''вахта", устроенные так, что сверху могли ходить автоматчики охраны. По центру что-то вроде улицы, где строились на работу. 

Улица упиралась, в столовую, она же клуб. Здесь, сдвинув столы и установив вместо них лавки, проводили собрания и давали концерты известные артисты: напротив раздачи пищи устроена сцена. 

Вот некоторые из тех, кто выступал на этих "сценах":

Оболенский Леонид Леонидович - известный киноактер и режиссер Советского Союза. Первый режиссер "закрытого" театра заключенных Северного управления строительства железных дорог МВД.

Моров Алексей Григорьевич - корреспондент газет "Правда", "Известия", военный корреспондент, популярный театральный критик, искусствовед, автор известной книги о Михаиле Чехове и двухтомника "Три века русской сцены". Режиссер "закрытого" театра.

Бинкин Юрий Зиновьевич - с 15 лет солист-трубач в симфоническом оркестре Донецкого радио, в 1945 году - дирижер в образцово-показательном оркестре НКО и уже известный композитор. С 1945 по 1953 годы - ссыльный в Салехарде, создал здесь джазовый оркестр. С 1956 года и до конца жизни - редактор, заведующий редакцией духовой и эстрадной музыки в издательстве "Советский композитор". С 1958 года - член Союза композиторов СССР. В 1976 году ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. С 1953 по 1956 годы - до реабилитации добровольно оставался в Салехарде, многое сделал для культурной жизни города. Умер в 1985 году.

Шерешевский Лазарь Вениаминович - родился в 1926 году. Поэт, член Союза российских писателей. Автор многочисленных поэтических сборников и переводов. Автор очерков о "мертвой дороге". После освобождения долго работал в Доме ненца города Салехард.

Почкин Федор Иванович - фотограф, фотолетописец 501-й стройки.

Барабанов Василий Арсениевич - начальник 501-й стройки, полковник, инициатор создания театра. Прототип Батманова - героя романа Ажаева "Далеко от Москвы". В последствии - заведующий общественной приемной газеты "Известия".

Александр Побожий - инженер-проектировщик "мертвой дороги", изыскатель. Автор первой публикации о "стройке века" большого очерка "Мертвая дорога" в журнале "Новый мир".

Автономов Владимир Михайлович (1917-1972) - главный администратор "закрытого" театра. Поэт, автор песен, книг ("Сторонка лесная"). В 60-70 годы возглавлял Горьковскую писательскую организацию.

Штильмарк Роберт Александрович (1909-1985) - военный топограф, командир разведроты, орденоносец. Журналист, писатель. В лагерях "мертвой дороги" работал сначала топографом, затем заведующим литературной частью театра. Здесь им написан и известный приключенческий роман "Наследник из Калькутты". После освобождения у Р.А.Штильмарка вышли "Повесть о страннике российском", "Образы России", книги о Герцене и Островском. Представляет большой интерес неопубликованный автобиографичный роман-хроника "Горсть света", о прожитом в сталинских лагерях.

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) - советский живописец и график, народный художник СССР, действительный член АХ СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Автор известных монументальных полотен "Оборона Петрограда", "Будущие летчики", "Оборона Севастополя" и т.д. Будучи заключенным, принимал участие в проектировании и строительстве лагерного жилого комплекса в Салехарде ("2-е отделение").

Дмитрий Зеленков - известный театральный художник-сценограф Ленинградского оперного театра (из рода Лансаре по мужской, и Бенуа по женской линии). Художник "закрытого" театра. Повесился в лагере.

Имена участников "закрытого" театра:
Топилин Всеволод - пианист, концертмейстер, бывший аккомпаниатор Давида Ойстраха. После освобождения работал в филармонии города Красноярска.
Чернятинский Николай Николаевич - до войны - руководитель оркестра Одесского оперного театра. После освобождения - дирижер Кишиневского оперного театра.
Братья Старостины - знаменитые спортсмены. В лагерях "мертвой дороги" отвечали за спортивную работу.
Аксенов Алексей - ведущий солист оперетты Минска.
Петрова Дора - известная певица и актриса из Николаева.
Маслов Игорь - известный художник, художник "закрытого" театра. Оставил много впечатляющих работ, отображающих подлинную жизнь 501-й стройки.
Йогельсен Владимир - бывший режиссер знаменитого Радловского театра в Ленинграде (ставшего в последствии театром имени Ленсовета). Режиссер "закрытого" театра. После освобождения главный режиссер театра кукол в Ташкенте.
Редин Федор - солист Киевского оперного театра. Умер в лагере.
Острецов Александр - известный музыковед и пианист.
Пустовойтенко - балетмейстер.
Редин - балетмейстер.
Аскаров Юсуф - актер Ленинградского Большого драматического театра.
Болховский Борис - известный актер их Ленинграда.
Сенте-Ласко - бывший венгерский сенатор. Виолончелист симфонического оркестра "закрытого" театра.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мертвая дорога и Закрытый театр. | Swedish_Werewolf - Записки студента | Лента друзей Swedish_Werewolf / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»