• Авторизация


Камея Гонзага 01-03-2007 02:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[435x538]
это действительно
старинная, красивая и редкая вещь, а во-вторых, Эрмитаж не так часто
извлекает ее на свет божий из своих кладовых. Речь идет о знаменитой
камее Гонзага. Вещица, что называется, “с прошлым”.

Предположительно камея является современницей Александра Великого. Есть
мнение, что на ней изображен сам полководец и его мать Олимпиада. Но по
более распространенной версии это портрет царя Птолемея II и его супруги
(и сестры) Арсинои II. Во всяком случае, камея Гонзага датируется 4-3
веком да нашей эры, создана она неизвестным мастером из Александрии.
Тогда на подобные парные портреты была большая мода. Для создания
данного шедевра был использован большой (16х12 см) кусок многослойного
агата. Судьба камня в течение 17 веков - с момента создания до внесения
в опись мировых шедевров – неизвестна. Скорее всего, из сокровищницы
Птолемеев камень попал в руки римского императора Августа, захватившего
Египет в 30 году до нашей эры, а затем достался его преемникам.

Впервые этот резной камень был упомянут в 1542 году в описи собрания
Изабеллы д’Эсте, супруги герцога Гонзага (отсюда и пошло название
камеи). В описи драгоценность описывается как “вправленная в золото… с
жемчужиной внизу”. Известно, что в этот период камень неоднократно
держал в руках “король живописцев и живописец королей“ Питер Пауль
Рубенс.

В 1630 году камень лишился оправы, безжалостно отодранной после разгрома
герцогского дворца австрийскими войсками. Трофей поступил в пражскую
сокровищницу Габсбургов, но и здесь не приобрел покоя. Через 18 лет
шведские войска ограбили самый престижный район Праги - Малу Страну, и
значительная часть предметов сокровищницы перекочевала в собственность
шведской королевы Кристины. Вскоре Кристина была вынуждена отказаться от
престола и иммигрировать в Рим. С камнем она не расставалась. После
смерти Кристины (1689 г.) камея за короткий срок поменяла несколько
владельцев, и вскоре осела в папской сокровищнице.
В 1797 году, после завершения блистательной кампании Наполеона
Бонапарта, начался массовый вывоз трофеев из папских владений в Париж.
Камея в государственную казну не поступила, но вскоре как-то невзначай
всплыла в замке Мальмезон, что к северу от Парижа. Нетрудно догадаться,
что ее новой владелицей стала Жозефина Богарне, супруга Наполеона. А
уже после развода с Наполеоном и незадолго до смерти Жозефина подарила
камею нашему императору Александру I. Вот так этот камень попал в
Эрмитаж, где и обрел, наконец, успокоение.

Ну и если отбросить достаточно суровое прошлое этого резного камня, то
надо сказать, что камея действительно очень хороша. Удивительно, как
мастер предвидел многослойность камня – чередование светлых и темных
пластов, которое и позволило создать объемный рельеф. Камея удивляет
игрой красок – от телесного до холодного блеска металла. Этот эффект
достигнут разной степенью полировки камня.
Ну и масштаб, конечно... Я неоднократно видела камею на репродукциях, но
всегда считала, это она представляет собой кулон или медальон. В
действительности, этот камень имеет размер десертной тарелки, только
овальный по форме. Нет и речи, чтобы носить такой предмет на шее или
украшением платья – его можно хранить только в витрине и под стеклом –
именно так, как он блистает в Эрмитаже.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Камея Гонзага | KseniyaZakaryan - Дневник KseniyaZakaryan | Лента друзей KseniyaZakaryan / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»