[340x255]
жил Александр в те времена, когда не принято было устраивать
музеи-квартиры великих личностей. После смерти Александра его вещи
разошлись среди его наследников (диадохов), и их след потерялся. Тут
есть еще один момент – почти все экспонаты эпохи античности попали в
мировые музеи из заброшенных или погибших городов, либо из раскопок
могильных курганов. В отношении Александра Великого это тоже не работает
– его могила до сих пор не обнаружена, и я осмелюсь предположить, что её
и в дальнейшем не найдут.
Подозреваю, что “могила” в Египте в худшем случае не имеет никакого
отношения к полководцу, а в лучшем – речь идет об одном из
предполагаемых захоронений.
А дело было так: Александр умер в Вавилоне (территория современного
Ирака) 323 году до нашей эры. Официально причиной смерти является так
называемая “нильская лихорадка” – вирусное заболевание, переносчиком
которого являются комары. По другим версиям смерть произошла из-за
прободения язвы, либо даже в результате отравления. Факт тот, что он
умер молодым, полным сил и планов. Об этом говорит то, что незадолго до
смерти Александр готовился к новому походу, а его супруга Роксана ждала
ребенка. Умирая, Александр назвал местом последнего успокоения оазис
Сиву (Египет), а преемником – “сильнейшего”. Дальше, как водится,
начался бардак. Наследники больше недели делили между собой владения
царя, а его тело всё это время не было погребено. Некоторые из диадохов
считали важным сохранить нерушимым целостность империи. Естественно,
предлагая владыкой себя и считая себя “сильнейшим”. Одним из самых
влиятельных наследников Александра был Птолемей (внебрачный сын царя
Филиппа и сводный брат Александра). Именно он взял на себя
ответственность за организацию похорон. Да, забыла сказать, что Птолемею
при дележе достался Египет. Александра мумифицировали по египетским
правилам, но хоронить решили не в Сиве, а на родине, в Македонии. Для
перевозки тела был построен огромный саркофаг и соответствующая
колесница. Но опять вмешался Птолемей – он попросту перехватил кортеж
и похоронил Александра со всеми положенными почестями в одной из
многочисленных столиц Египта городе Мемфисе. Но через два года возникла
необходимость перезахоронения, и с этого момента уже всё становится
непонятным. Никто не знает, куда делся гроб. Указывают на два возможных
места захоронения – всё тот же Сива и Александрия.
Почему Сива, и почему Александр хотел быть похороненным там? Сива –
небольшой оазис в центре Западной пустыни (Египет), известный тем, что,
по мнению древних греков, до Александра там побывали два мифических
героя – Геракл и Персей, и, по крайней мере, два очень могущественных
реальных человека – вавилонская царица Семирамида и повелитель Персии
царь Камбиз. Позже Сиву посетил и молодой Александр – оракул храма
Амона объявил о божественном происхождении Александра, пообещал ему
блестящую карьеру и мировое господство. Что и сбылось, собственно (вот
хочешь – верь в мистику, а хочешь – в волю и самоуверенность
Александра).
Почему Александрия? Потому что это самый жизнеспособный из городов,
основанных Александром. И уж если Птолемей хотел использовать тело
бывшего владыки в целях укрепления своей власти и в целях пропаганды
величия рода Птолемеев (кстати и царица Клеопатра происходит из этого
рода), то лучшего места для останков Александра просто не найти. Есть на
это счет указания некоторых античных историков. Вместе с тем, есть
смутные сведения, что во время церковной смуты тело Александра было не
то уничтожено, не то перезахоронено без указаний на место захоронения.
Но есть и другие, более современные и оптимистичные сведения. Якобы
относительно недавно некий гроб, который мог быть гробом Македонского,
видели случайно в подвале мечети святого Даниила (Наби Даниэл) в
Александрии. Но сейчас служители мечети никого на пушечный выстрел не
подпускают к внутренним помещениям храма, и непонятно есть ли там вообще
что-то такое похожее на искомое.
Ну и есть еще так называемый “саркофаг Александра Македонского” в
Археологическом музее в Стамбуле. Но доподлинно известно, что он таковым
не является – он предназначался для одного из финикийских владык.
Так что в коллекциях музеев с личными вещами Александра Великого дело
обстоит плоховато, но достаточно широко представлены предметы обихода,
оружие, украшения того времени.Например, эллинские серебряные
шлемы, шиты, рукояти мечей, фрагменты боевых колесниц и конской сбруи,
выполненные в высокохудожественной манере в Эрмитаже.. Всё это принадлежало
спутникам Александра, сопровождавшим его в походе. На выставке можно
увидеть золотые серьги, браслеты, булавки, “лавровые венки” и другие
головные украшения. Там же представлены вазы, статуэтки, светильники,
амфоры и чаши. Надо сказать, что в качестве сюжета для
Читать далее...