• Авторизация


"300" сами знаете кого.:) 21-03-2007 11:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ну что же: будучи, как я есть, пижоном, я вчера, 20-го, сходил на премьерный показ "300" в Москве (его устраивали мои друзья).

Обуяли меня, надо сразу признаться, смешаные чувства. Но обо всем по порядку.

"300" - это совершенно фантастически, головокружительно красивый фильм. На самом деле, при сюжете с кровищей и прочими признаками боевика, это чистой воды арт-хаус - кино, сделанное только для красоты кадра. Красота кадра удалась: те километры пленки, из которых состоят эти 2 часа, можно в любом месте порезать ножницами и вешать на стену, как шедевр живописи.

Красиво все - комиксовая раскадровка, колорит (красно-сепийный), ракурсы - заглядение. Отдельная песня - антураж: он очень декоративен, и все вопросы о достоверности и ее отсутствии бесмыссленны: мы же не задаем вопросы о том, правильно или нет изображен меч-кладенец в "Кащее Бессмертном". "300" - это тоже фильм-сказка.
Есть одна вещь, которая достоверна очень - это тела. Тел в фильме много, они прекрасны, они великолепно двигаются и отточенно дерутся, и они ТОЧНО соответствуют тому, как выглядели античные барельефы и скульптура. Поверьте мне, я рисовал их в институте - и эти гипсы прекрасные все время мне вспоминались.
В общем, есть все ингридиенты - казалось бы - для создания шедевра.

А теперь о грустном.
"300" - не шедевр. У него есть две проблемы. Первая - режиссер, вернее, его манера монтажа: Заку Снайдеру совершенно очевидно было страшно жалко всей той красотищи, которую он наснимал, и потому он не мог пожертвовать ни одним кадром. Фильм откровенно затянут - он не скучен, он просто монотонен: монтаж рассказывает сюжет, но в нем самом (в монтаже) нет никакого внутреннего смысла, нет своего ритма. Все происходит в одном темпе - и драмы сражений, и лирика отношений Леонида с царицей, и гордые споры с Ксерксом.
Парадокс. Комикс - это лучший в современном искусстве способ ДИНАМИЧНО рассказать историю с помощью графики, в картинках. А тут, несмотря на то, что картинки стали двигаться, история потеряла динамику.
В "300" очень много кусков, спертых из "Гладиатора" - особенно в области лирики, где Леонид с царицей бродит среди пшеничных колосьев и потом об этом вспоминает. И вот по ним разница монтажа очень заметна: то, что в "Гладиаторе" работает на наращивание и сброс адреналина, в "300" просто... напоминает о "Гладиаторе", где главный герой тоже был бородатый страдалец с кудрявой женой и маленьким сыном.

И вот тут, заговорив о герое, мы подходим ко второй беде "300".
Беда эта, вы уж меня извините, это Джерард Батлер. Скажу сразу - выглядит он великолепно, двигается невероятно выразительно, в картинку вписывается абсолютно правильно - и глазищами своими невероятными, и рукой, держащей копье, и коленями, опускающимися в песок, и торсом, пронзенным десятком стрел.
НО - и это огромное "но": он совершенно не может играть. Ну не получается у него что-то - он выглядит совершенным поленом, как в "Атилле".

У него три выражения лица - задумчивое, задумчиво-героическое и героически-бодрое. Направо, налево и прямо перед собой. Их не хватает для того, чтобы изобразить мудрого и мужественного правителя, любящего мужа, заботливого отца, и человека, который повел своих братьев на верную смерть и сумел сделать так, чтобы они погибли с радостью - не потому, что так велел обычай и долг, а потому, что вот такой невероятный у них был царь.

От Леонида - по сюжету - требуется ирония, быстрота мысли, теплота и трогательность - потому что нам хотели сказать, что герой не статуя, а человек, у которого какие-то мысли промелькнули в голове. Это явствует из текста, который вложен в его уста. Увы. Батлер, иронизируя, выглядит неудачно пошутившим деревенским дурачком, быстрота мысли - это не про него (большую часть времени Леонид тормозит со страшным ржавым скрежетом, глядя прямо перед собой без особого выражения), теплота у него превращается в слюнявость. Он просто не способен оказывается выразить в длинном крупном плане сложную эмоцию - он очень прямолинеен.

И это - очень грустно. Сюжет "300" знает каждый школьник - все знают, что в конце все умерли. Но мы точно так же знаем, и что Чапаев в конце утонул - и каждый раз надеемся, что выплывет. Потому что известная до деталей историческая эпопея нас ТРОНУЛА - герой стал для нас живым, мы за него переживаем, и сердце наше обливается кровью за его судьбу.
В "300", увы, этого не происходит. Нам - зрителю - все равно, жив Леонид или нет, мы ему не сочувствуем: мы знаем, что он погибнет, мы полностью приняли этот факт и просто ждем, чтобы посмотреть, как это будет красиво. Это и правда оказывается сказочно красиво. Но в этом нет живой эмоции - мы просто словно в музей сходили. Герои как были, так и остались для нас кусками истории - прекрасными мраморами фризов... А в кино хочется видеть ЛЮДЕЙ.

Я уверен, что в руках хорошего режиссера даже батлеровская деревянность была бы не так заметна – смонтируй его крупные планы покороче, и уже было бы лучше, потому что, еще раз - двигается и выглядит он отлично, и его внешность и пластика сами по себе выразительны. У меня осталось, честно говоря, смутное желание, чтобы в этом фильме не было текста вообще - только тишина и музыка, потому что речи дают актеру возможность ошибиться. И дело не в дубляже - он в принципе нормальный. Дело, как сказал бы мой любимец Анджер, в выражении лиц. Пять секунд затормозившего Батлера - хорошо. Тридцать секунд - это уже проблема.

О "300" говорят, что это политическая метафора противостояния Америки и Ирака. Ерунда - если только не думать, что Спарта это Ирак, потому что агрессивная империя, напавшая на маленькую страну со своими внутренними делами, это в кино как раз персы. И Леонид уж скорее Саддам - принявший героическую смерть за свои далеко не всеми разделяемые убеждения.

Не-а - этот фильм вообще ничего не метафора. В нем нет, увы, МЫСЛИ. Он просто очень красив. Но красоты этой без ключевого актера оказывается недостаточно. Нет в "300" Рассела Кроу, и потому история жертвы, драмы, глупого, но прекрасного героизма не состоялась. Состоялась головокружительной красоты видеоинсталляция на тему красного, сепии, и греческого искусства.

Она радует глаз, но оставляет холодным сердце.

Смотреть фильм, безусловно, стоит - я придира, я зануда, очень может быть, что вы всего вышеизложенного не увидите, и все вам покажется выразительным и волнующим. Красиво это невероятно, а красота имеет свойство убеждать.:)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (36): вперёд»
Amy206 21-03-2007-11:56 удалить
Спрошу совета: идти или не идти на "300", не хочу просто разочаровываться.
Bastet33 21-03-2007-12:04 удалить
Ознакомилась с вышеизложенным спойлером и приняла к сведению. Когда посмотрю сама, напишу свой отзыв.

Мне вот всегда казалось, что Леонид - не батлеровский персонаж. Актер только фигурой вышел для этой роли. Слишком уж Леонид цельный. Возможно, Батлер его не чувствует - сыграть сыграл, но вжиться не смог. А "играть" по-актерски он не умеет. Он роль проживает. Чем ближе ему персонаж, тем убедительнее проживает изображаемую часть жизни героя.
Вот ПО, с его внутренним раздраем, оказался духовно близок - отсюда такая убедительность. Да и режиссер - мастер психологических триллеров.
Батлеру подходят герои с червоточинкой. ИМХО.
Amy206 21-03-2007-12:10 удалить
Тетя Кошка, вот -вот. Я трейлер поглядела. Мне не понарвилось. Ну про батлеровскую фигуру -это ты точно заметила!=) Но все равно... чего-то не то, поэтому, навреное, не пойду.
opera_guest 21-03-2007-12:37 удалить
На самом деле, Эми, сходить безусловно нужно: в смысле эстетики этот фильм - событие, пропустить его нельзя.
Я лично просто хотел от него большего, но если не хотеть бОльшего, то впечатления будут самые благоприятные. Я не думаю, что вы разочаруетесь.

Бастет, да в чем же спойлер-то?:) Все знали, что спартанцы погибли...:)
И насчет цельности Леонида - у него тоже были свои тараканы, и внутренний конфликт долга и любви, и по идее даже тень сомнения - "а стоило ли оно того?". Характер совсем не одномерный, и страдающий. Так что там не то чтобы нечего проживать.
Но в одном можешь быть уверена: глаза там у Батлера неземной красоты, тебе понравится.:)
Nemon 21-03-2007-13:02 удалить
Хмммм... и еще раз хммм... Я иду завтра. Ты меня и заинтриговал, и чуток разочаровал. Но, зная твою занудную дотошность, очень хочется верить, что лично я выйду из кинотеатра с дрожащими коленками. :))) Может, тоже разрожусь рецензией.
opera_guest 21-03-2007-13:06 удалить
Я и сам, Немон, чуток разочаровался. Фильм позиционируется как следующий шаг в кинокомиксе, после "Города грехов" - а на самом деле это шаг если не назад, то определенно в сторону.:(
Но я уверен, что твои впечатления будут позитивнее - я помню о том, что ты считаешь "Беовульфа" неплохим фильмом с глубокой проблематикой.:))
Для человека настолько доброго в "300" просто нет недостатков.:)
Nemon 21-03-2007-13:13 удалить
:) Подначил, подначил... Мне еще и "Аттила" нравится (это уже окончательно довершает мое падение в твоих глазах). Знаешь, я никогда не смогу быть критиком. Ибо воспринимаю все на уровне простых ощущений: нравится - не нравится. Поэтому я не киноман и не ценитель. Мне не хочется препарировать и копаться во внутренностях. И, конечно, для меня очень важна картинка, эстетичность происходящего в кадре. Не исключаю, что мне фильм именно своей красотой и понравится. Но будет очень жаль, если разочарует Батлер.
Midnight_wind 21-03-2007-13:23 удалить
opera_guest, боюсь, что вы абсолютно правы.
Сравнивая фильмы Б. я поняла, что единственная его роль которая мне абсолютно нравиться - это ПО. И не потому что она была первой, которую я увидела, а потому что она была единственная, которую можно назвать работой. Наверное действительно проблема в том, что он не может СЫГРАТЬ своего персонажа- что для актера вообщем-то ущебное свойство. Он может представить персонаж, сходный с ним самим, со знакомыми комплексами, переживаниями и психологическими особенностями.
Еще и еще раз хочется шапку снять перед шумахером, видимо 90% того самого Призрака даровано нам его усилиями. Даже фотографии из этого фильма и любую другую Б. сравните - это СОВЕРШЕННО разные люди. И дело не в гриме.
Не зря же Б. оттягивался после съемок ПО 4 недели в райском уголке, как он сам говорил, переживания Призрака настолько проникли в его психику, что он просто погрузился в депрессию. Что тут можно сказать, браво Шумахер, сотворил живого Буратино!
opera_guest 21-03-2007-13:23 удалить
Я же нарочно копаюсь - ну, не всегда нарочно.:) Я просто чувствую, когда смотрю - нравится, но что-то "фонит". И анализирую свои ощущения. И обычно выясняю, что именно у меня фонит.
Я не поборник правды, реализма, историзма - я люблю боевики. Но я люблю так же эмоции - я люблю смотреть кино про то, как люди переживают. И поэтому актер, который играет плохо - не передает заданные персонажу эмоции убедительно, или я вижу, каких натужных усилий ему это стоит - зрелище такого актера меня огорчает и разрушает фильм.
Именно это произошло в "Атилле" - бог с ней, с туфтой исторической и костюмами дурацкими. Деревянный главгерой, который умирает со словами "кхе-кхе-кхе" - вот это проблема.
Но, при этом же главгерое, весь антураж в "300" прекрасен, так что все хорошо.
Это я к тому, что если Б. тебя в "Атилле" не разочаровал, то мой "спойлер" можно игнорировать - фильм "300" прекрасен во всех отношениях.:))

Ветер, я согласен с вами - видимо, что-то в Призраке его очень, очень зацепило. И музыку, которая многие вещи "вынесла" на новый уровень, нельзя недооценивать.
И мы тоже с женой часто шутим, что в ПО играл не Батлер, а какой-то другой человек.:) Просто похож немного.

И мысль о том, что Шумахер лучше с Призраком поработал, чем я о нем думал, меня тоже вчера посещала. Очевидно, критикуя Шумахера раньше, я чуточку перееоценивал "полено", из которого он своего Буратино строгал. Я все равно считаю, что "Призрак" фильм небрежный и с большим количеством логических ляпов и белых ниток. И это все было бы ужасно - ЕСЛИ БЫ Шумахер работал с великим актером, и расслабился. А он, видимо, все усилия тратил на "редактуру" Батлера...
Bastet33 21-03-2007-13:27 удалить
Nemon, жму руку по поводу отношения к кино. :) Я вот тоже не склонна препарировать увиденное. Восприятие идет на уровне, зазвучало что-то в моей душе в унисон с увиденным/услышанным или нет.
opera_guest, а что, там еще и батлеровские глаза разглядеть можно среди буйной растительности на лице? :))) Это несказанно радует, ибо глаза у этого актера - наиболее привлекательная часть внешности. И плевать на бицепы, щеки, бороду и прочее к ним дополнение. :)))
opera_guest 21-03-2007-13:32 удалить
О да, Бастет - глаза там очень даже видны. Нам их много, часто и настойчиво показывают - крупным планом, и только их в прорези шлема, и все такое. Что там, надо сказать, хорошо - это кадр с лежащим на телах погибших товарищей погибшим же Леонидом. Он - единственный, кто лежит с открытыми глазами и смотрит в небо. Это круто и очень сильно в символическом смысле - мол, царь умер, не отводя глаз.
Nemon 21-03-2007-14:21 удалить
Если Батлер в этом фильме буратиноподобный, то, может, его в "300" ради глаз и взяли? Видимо, его очи как нельзя лучше вписались в общую красивую картинку. Особенно, в финале. :)))
Bastet33 21-03-2007-15:30 удалить
Nemon, я думаю, его прежде всего туда за фигуру взяли. :)))
А глаза оказались приятным сюрпризом, который грех было не использовать. :)
Vardamir 21-03-2007-15:57 удалить
opera_guest, спасибо за обстоятельную и красноречиво написанную рецензию :)
Насчет Батлера... Как это ни грустно, мне вообще кажется, что на актерском поприще он себя не найдет. Сверкнула яркой звездой роль Призрака - и все, теперь все будет по-прежнему. Сыграть роль по-настоящему хорошо можно лишь тогда, когда забываешь, кто ты, полностью вжившись в шкуру героя, чувствуя его чувствами, размышляя его мыслями. Увы, у Батлера этого не наблюдалось до ПО - этого, боюсь, не будет и после.
Жаль... Из такого сюжета ведь можно было создать практически шедевр. А осталась в результате лишь техника съемки и внешняя глянцевость. Без яркого изображения судеб Леонида и его воинов. Без чувств. Без эмоций.
Nemon 21-03-2007-16:07 удалить
Vardamir, а он в "Дорогом Фрэнки"? Никто меня не переубедит в том, что не Призрак даже, а роль Незнакомца - лучшая в его карьере. ИМХО, конечно, но именно в этом фильме он был органичен, как никогда, и очень естественен. Именно жил, а не играл. И роль такая... вся из полутонов и эмоций состоит. Батлер сумел образ передать очень правильно.
Vardamir 21-03-2007-16:11 удалить
Nemon, к своему стыду признаюсь, что "Дорогой Фрэнки" так и не посмотрела... Слышала очень хорошие отзывы об игре Батлера от тех, чьим мнениям доверяю. Просто спотхватилась поздно: когда стала искать DVD, оказалось, что раскупили. Пока вот сижу в ожидании лучших времен. Но пребываю в счастливой уверенности, что рано или поздно фильм найду и посмотрю. Пока верю, верю Вам на слово =)
Nemon 21-03-2007-16:24 удалить
DVD можно заказать здесь:

http://www.odvd.ru/details.php?Id=11488

http://www.findfilm.ru/omsk/film/84513.htm

http://bluerey.ru/index.php?details=17551

Очень светлый, очень добрый и правдивый фильм.
Vardamir 21-03-2007-17:13 удалить
Nemon, спасибо))) Я Вам верю...
Midnight_wind 21-03-2007-17:47 удалить
Фрэнки очень симпатишный фильмец, согласна. Но сказать, что у Б. там роль? Эпизод. Пришел и ушел. Мне он там нравиться. Именно потому, что он прожил эти минуты съемки. Это заметно. У него там такие глаза, такие.....впрочем все и так знают.
Но чисто актерской работы там нет.
Это была не работа, это чисто эмоции и состояние души, запечатленное и использованное. Мне приятно, что он способен на такие чувства.
Марин, если ты решишь вопрос с почтой, то знаешь к кому обратиться.
opera_guest 21-03-2007-17:59 удалить
Боюсь, что на мой взгляд он во "Фрэнки" тоже буратинко - три с половиной выражения лица, все слегка растерянные.:)
Vardamir 21-03-2007-18:20 удалить
Midnight_wind, спасибо. Знаю. Помню. Ценю.
Bastet33 21-03-2007-18:37 удалить
opera_guest, ну если говорить о выражениях лиц, то Джим Керри постоянно кривляется и гримасы у него выразительные, только мне что-то смотреть на него совершенно неинтересно.

В мире раз два и обчелся талантливых актеров. Никто Батлера с Деппом или Олдманом не равняет.
Но у Батлера есть способность воздействовать, не играя, только глазами. И получается передавать эмоции героя.
В том же Аттиле я и не заметила красоты его лица или тела - только глаза и запомнились. А через них зацепил персонаж. Захотелось узнать поболе об этом Аттиле (не об актере, у которого я даже имени не запомнила). А это показатель удачно сыгранной роли.
opera_guest 22-03-2007-12:53 удалить
Бастет, я рискую предположить, что если бы вы отвлеклись на секунду от батлеровских глаз, то может быть заметили бы, что в его игре есть определенные недостатки.:)

Джим Керри, кстати говоря, великолепный актер - особенно если играет не в комедиях, что с ним регулярно случается. Но я в любом случае говорил не о гримасах. Я говорил о том, что прекрасные глаза Батлера в данной конкретной роли Леонида ничего не выражают. Не сумел он ими воспользоваться. Возможно, не решил сам для себя, что именно надо выражать - а актер должен бы это решить, хотя бы для себя.

Что вообще значит фраза "воздействовать, не играя, только глазами"? В чем заключается воздействие, если он НЕ ИГРАЕТ? Воздействие - значит вызывать у зрителя смех, слезы или прочие сопереживания в соответствии с тем, что происходит с персонажем. Это в общем-то и называется "играть". А чем уж это человек делает - глазами, носом или спиной - это дело актерской техники.:)

Леонид - сложная роль, как ни странно. Упертые идиоты - вообще сложные персонажи. Она требовала актера, который мог не только хорошо выглядеть и трогательно смотреть вдаль, но и показать какие-то черты ХАРАКТЕРА, из-за которых люди за этим царем шли. На ЭТО у Батлера ни харизмы, ни глаз не хватило. Персонаж остался плоским - более плоским, собственно, чем он в комиксе нарисован.
23-03-2007-12:03 удалить
Прочитала все комментарии. Сижу и тихо радуюсь. "Это просто праздник какой-то"! Особенно порадовал последний хозяйский абзац. :) Откуда чего берется? И чего бы мы делали без Батлера?:) Где ж нам еще найти такой источник для вдохновения. Причем источник неиссякаемый. Тьфу-тьфу.
Грядут и другие фильмы с ним.
Bastet33 23-03-2007-15:59 удалить
Опера, фильм я посмотрела. Если интересуют впечатления, загляни в мой дневничок, где выложен соответствующий пост.

Не согласна с тобой, что Леонид - упертый идиот. Обычный нормальный мужик с талантом прирожденного лидера. Беда этого персонажа, что он абсолютно адекватен и положителен. Такие хороши и надежны в жизни, но играть их неинтересно. Зацепиться не за что.
opera_guest 23-03-2007-18:01 удалить
бастет, я не согласен, что в Леониде не за что зацепиться. У него есть на душе и вина, и сомнения, и ослепление собственной правотой. Которые есть в оригинале (в комиксе), и которые пропали на экране.
Блэки 24-03-2007-17:05 удалить
Мммм...Что сказать?)))Даже мне, не выносящей кровь и излишек насилия, понравилось)))Госпадя, никогда не подумала бы, что драка может приносить эстетическое,уж простите за каламбур, наслаждение...
25-03-2007-11:11 удалить
я вчера, 20-го, сходил на премьерный показ "300" в Москве (его устраивали мои друзья).

А можно нескромный вопрос, касающийся Премьеры Премьер(от 20 числа)-для скольких человек это устраивали? Просто
любопытен уровень крутизны. И насколько экран был широк. :)
opera_guest 26-03-2007-10:55 удалить
Блэки, молодец! Красивое мочилово - гарантированный заряд адреналина!

Вика, приглашенных было 500 человек. Экран был в "Формуле кино" на Киевской. Стандартный - ширину не измерял.:)
Блэки 27-03-2007-08:35 удалить
opera_guest, фомула кино, да еще на Киевской?..Кажись, именно там мы с Ветерком и смотрели))))


Комментарии (36): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "300" сами знаете кого.:) | opera_guest - Дневник opera_guest | Лента друзей opera_guest / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»