• Авторизация


"Тамерлан" Генделя и Баязет-Доминго 28-07-2009 13:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В 1724 году Гендель написал оперу "Тамерлан" - он же Чингис-Хан. Заглавный герой там кастрат, и "герой любовник", его генерал Андроник, тоже. Но в этой же опере содержится потрясающая теноровая партия султана Баязета, покоренного тираном-Тамерланом и пытающегося сопротивляться тирании и одновременно защитить свою дочь Астерию, которой Тамерлан гнусно домогается. Его пел тенор-суперзвезда 18 века, Борозини. С тех пор эта партия - невероятно "козырная" - считается крутейшим достижением для теноров. И вот в 2008-м ее спел, наконец, Пласидо Доминго. Спел просто гениально - чисто вокально он кое-где может уже и не так свеж, но играет несчастного отца и великого царя совершенно, на мой взгляд, ошеломляюще. Смысл этой партии в том, что истинное величие всегда превозмогает узурпацию - даже в смерти. И то, что роль Баязета поет человек действительно ВЕЛИКИЙ, делает картину очень выразительной и наглядной.
Постановка театра Реал в Мадриде. Я ее как посмотрел - так мне мозг и вынесло, хотя вообще-то я к опере 18 века отношусь спокойно.
Ну, в общем, обратите внимание. Спектакль есть на ДВД.

Это первая ария Баязета, в которой он объясняет, что бесчестье от военного поражения делает его полностью готовым к смерти, но убить себя мешает огромная любовь к дочери, Астерии - он боится разбить ей сердце и не решается оставить без защиты.
http://www.youtube.com/watch?v=JG_WY-3MGVY

Это сцена из третьего акта, в которой Баязет объясняет любимой дочери, что им остается только самоубиться, и дает ей яд. А потом поет колыбельную - о том, что, кто бы из них ни оказался первым на берегах Леты, им надо подождать друг друга и идти дальше вместе. Я, как отец дочери, просто видеть не могу спокойно как он ее убаюкивает=хоронит.
http://www.youtube.com/watch?v=6HN7no0_UIU

А это финал - Баязет все-таки принял яд и сначала прощается с дочерью, уговаривая ее не плакать, а потом проклинает Тамерлана, призывая на его голову все муки ада. Ну и умирает...
http://www.youtube.com/watch?v=afXB9VbdZVs
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (22):
Flowering_Iris 28-07-2009-19:38 удалить
Что-то взгрустнулось мне, и почитала я на досуге приключения нашего незабвенного Мануэля Вольвера и очаровашки Диззи. У Вас там ничего новенького про них нет?
Это я в связи с Пласидо Доминго вспомнила.
opera_guest 29-07-2009-12:45 удалить
А на каком месте вы, Айрис, остановились? То есть, я имею в виду, "новенького" относительно какого момента их жизни?:)

А "Тамерлан"-то вам как?:)
Astarta-a 29-07-2009-15:59 удалить
Мне понравились выложенные кусочки.
Это не только прекрасно звучит, но еще и необыкновенно радует глаз. Ах, какое оформление, декорации и костюмы - суперское! (может конечно, кто и пошутит, что художников отчасти вдохновил кризис)))).:))))
А меня такая лаконичность и изысканная простота декораций, графичность, цвето-световое решение очень впечатляют (кажется я проникаюсь, и понимаю про вынос мозга).
Да, когда дочку укачивает — самое трогательное. Как обычно... слезы капают.
Вообщем, теперь буду искать диск, чтобы посмотреть-послушать целиком.:)
opera_guest 29-07-2009-17:37 удалить
Да, декор там тоже очень стильный. Но опера вообще - для подготовленного слушателя, барочная музыка все-таки специфична - потому что статична. Там всего три акта - но оооочень длинных акта. Так что будь осторожна, дражайшая Астарта.:) Диск наверняка есть на Горбушке.:)
Astarta-a 30-07-2009-11:14 удалить
Ну вот, напугал:)), аж вся дрожу.:))))
Что значит статичная музыка..?
Неподготовленный слушатель из вредности вчера весь вечер слушал и смотрел (это знаешь такой психологический прием есть у продавцов: они говорят покупателю, что мол ну вы даже на это не смотрите, это для вас слишком дорого, гыыы, и тупой покупатель, которому наступили на любимый мозоль, тут-же хватает дорогой товар))) кусочки "Тамерлана" на ю-тубе.:) Шикарррный зрительный ряд! По большей части за ради него буду смотреть.:)) А мне даже понравился музыкой момент, когда Тамерлан приставал к Астерии.., когда они на сцене были вдвоем.:)

Но, признаться, "заслушала" я все это дело "Тоской" с Аланьей.:)))))
opera_guest 30-07-2009-11:55 удалить
Конечно, барочная опера - это страшно.:)
Статичная - в смысле не наполненная внутренним драматическим действием. Ведь у Пуччини и Верди как? Герой "думает" музыкой - ему пришла в голову мрачная мысль, музыка это отразила, он успокоился - она ответила: мелодия выражает смену эмоций, сама мелодия и ЕСТЬ сюжет. А в старой опере все по-другому. Герой задумался о чем-то - это речетатив (когда под бряцание клавесина эдак напевно говорят). Потом он основную мысль этого речетатива - например, "Мне страшно не везет в жизни, Боги явно против меня" - выражает в арии. И он выражает ТОЛЬКО эту одну мысль, и одной мелодической фразой с вариациями и колоратурами - но эти вариации не для того, чтобы сказать что-то новое о его внутренней жизни, они - музыкальный экзерсис, позволяющий показать блеск голоса - потому что когда-то ЭТО было главным в опере. К этому абстрагированному "рассказу" об эмоциях надо привыкнуть. В каком-то смысле это круче, чем более поздняя музыка - поздняя опера конкретней, иллюстративней может быть. А старая - дает большй простор воображению зрителя: слушатель может "нагрузить" эти колоратуры массой своих эмоций. Ну, как абстрактную живопись. Но облие вокальных "подробностей", все эти каскады звуков современное ухо могут и утомить, и отвлечь... Старую оперу нужно слушать дисциплинированно.
А Доминго в этой партии, конечно, жульничает: он поет старую оперу как новую, нагружая вариации своих арий сменами эмоций, который Гендель скорее всего не предполагал. Но на то он и великий артист, чтобы ему можно было ради драматической правды вольничать.:)
Astarta-a 30-07-2009-14:31 удалить
Понятно, спасибо большое за подробное разъяснение.:)
М-да, барочная опера... дело непростое.))) Из-за "выссказанных мыслей" двумя способами, все действо так и растягивается. И красоту голоса продемонстрировать в подробностях и во всем блеске, конечно, надо. Ради того долго и старательно учатся наверное люди.:)))
Но я - существо примитивное, мне подавай иллюстративный рассказ, до краев наполненный красивыми и яркими страстями.:)))) Шепотом: я даже и иллюстративный-то еще не всегда понимаю. Далекоооо не всегда. А уж такой витиеватый... Но для познания интересно. А насчет этой конкретной оперы я честно призналась почему так... заинтересовалась. Ну и великий Доминго помогает драматической игрой. Которая мне милее всего. Как хорошо, что он таки жульничает.:))))

А как это - слушать дисциплинированно? По часам что-ли, в смысле по строго расчерченному графику?:)))))
opera_guest 30-07-2009-14:38 удалить
Ничаво, потихоньку дорастешь и до понимая абстракций - в деле любви к опере люди часто двигаются назад, от нового к старому, от более доходчивого к более сложному.:)
А Доминго вообще поклон в ноги, что он всем и таким разным занимается, и много чего делает людям ближе.:)
Дисциплинированно - в смысле сосредоточенно, не отвлекаясь и стараясь не зевать.:)
Astarta-a 30-07-2009-16:53 удалить
Угу, надеюсь подрасти.))) Потолок-бы от старания макушкой не пробить.:)))

Да, тоже кланяюсь Доминго. Адаптировать для народа - это святое дело.

Постараюсь не отводить глаз и слушать с открытым ртом, но вот уж совсем чтобы еще и не зевать - ручаться к сожалению, не могу.:))
opera_guest 30-07-2009-17:35 удалить
А ты частями слушай - по акту в день. Тогда не так грузит.:)
Flowering_Iris 30-07-2009-19:37 удалить
Послушала и я (честно сказать, дошли руки, то бишь уши, только сегодня.) Сначала слушала, а потом, Жень, читала Ваши коменты. И, что удивительно, мои восприятия совпали, хоть я дремучий человек. Да, статично. Первый фрагмент мне вообще показался очень манерным, как вся музыка той эпохи. Это не для меня. Дальше, а это значит интерпретация Доминго, я услышала что-то ближе к музыке 19 века. Хотя, по сюжету тут такие эмоции, мне кажется, в музыкальном воплощении - мало страсти.(Я не имею ввиду Доминго
он тут привнес все, что было можно) Больше, действительно, демонстрация голосовых возможностей. Это не для дилетантов, вроде меня. Но в то же время, мне было интересно и познавательно.
Теперь про Ваших героев, что Вы мне присылали:
"Все прелести шоу-бизнеса;,
"Медовый месяц Дьедонне".
"Светлый дух",
"Музыка тайных измен",
"Подозрения",
"Пляска смерти",
"Убийство в оперной школе."

Вы как, к этим героям еще возвращались, или совсем это дело забросили?
Astarta-a 31-07-2009-09:44 удалить
Ах, боже мой, а мне начинает нравиться!
Вот не ожидала, что так быстро и вообщем-то без особых усилий.
Уряяя! Опера, солнц, похоже благодаря твоим разъяснениям в том числе.))) Как-то, вдруг, прочувствовалось. И манерность кстати, которую хочется назвать - изысканность. И даже повторения не утомляют (но я пока еще не все посмотрела, смотрела по порядку кусочки с ю-туба). Что-то в этой постановке есть ужасно приятное.))))
opera_guest 31-07-2009-13:07 удалить
Айрис, на самом деле я да, написал еще один - но он немножко нуждается в доработке: малость я там схалтурил с интригой.:) А руки исправить не доходят. Но испавлю - пришлю.:)
Про Генделя - я вас очень хорошо понимаю, про ощущение "мало страсти". И я тоже так думаю.:)) Хотя мои друзья, любители барочной музыки, меня все время убеждают, что страсти там вовсе даже больше, чем в "моей" романтической.:) Но я так думаю, что в опере, как нигде, все зависит от человека - исполнителя. В данном случае Доминго все очеловечивает и возвеличивает, а нам только того и надо.:)

Астарта, я очень рад, что тебе нравится. Искренне.:) Очень приятно, что тебе стала нравится ОПЕРА вообще, а не только в отдельно-страстные ее проявления.:)
Astarta-a 31-07-2009-15:29 удалить
Опера, я знаю, что ты рад искренне.:)))
Ибо мое "посвящение" в вечный прекрасный мир оперы проходило с твоей легкой руки.) За что опять-же тебе спасибо.

Мммм, ну и чего она не уходит..?:))) А не уходит она, чтобы конечно-же тоже попросить выслать и ей свежее творение про Диззи и Вольвера, в исправленном виде.:)))
Хотя, честно признаюсь, что пока еще "застряла" с ними в Шотландии, потому как отвлекалась на другие чтения.:)
opera_guest 31-07-2009-15:51 удалить
Ну я еще не исправил,:))) Но чес слово, сделаю.:)
Astarta-a 31-07-2009-16:45 удалить
Уряя, бумм ждать и надеяться.., и верить.:)))
Flowering_Iris 31-07-2009-22:38 удалить
Ну, я тоже жду и надеюсь. Сейчас эти детективы поглощает моя маман, с компа она читать не может, я ей распечатала. Ей нравится. Она филолог в прошлом, и свое творчество я долго не решалась ей показать.
А еще я подумала, что вся эта эпопея тянет на минисериал. Лично я с бооольшим удовольствием посмотрела бы. Может есть связи на телевидении? :))
opera_guest 03-08-2009-16:22 удалить
Лестно - про маму-филолога.:) Не, до телевидения вряд ли скоро дойдет - с учетом того, что их пока и печатать-то никто не ревется.:))
Flowering_Iris 03-08-2009-23:09 удалить
При желании напечатать можно за свой счет. Одна дамочка из моих ПЧ издала свои две повести. Чтобы окупить тираж, распродала его тут на ЛИ.РУ. Разошелся "на ура". Я тоже приобрела. Я не хочу ее обидеть, в целом неплохо, но , Опера, с Вашими не идет даже в сравнение. А помогла ей в этом одна мадам тоже с ЛИ, которая работает в издательстве.
opera_guest 04-08-2009-12:10 удалить
Спасибо за совет.:) Но я все-таки надеюсь, что меня рано или поздно настигнет официальное признание.:))
Flowering_Iris 04-08-2009-22:53 удалить
И я искренне Вам этого желаю (представляете, буду говорить, что знакома с автором). А это- просто как вариант раскрутки. Потому как я, наверное, пессимистка, так как считаю, что в нашей стране чтобы снискать какую-то известность на первых порах нужны либо деньги, либо связи, а лучше и то , и другое.
opera_guest 05-08-2009-11:55 удалить
Я еще немного порассчитываю на связи.:)


Комментарии (22): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Тамерлан" Генделя и Баязет-Доминго | opera_guest - Дневник opera_guest | Лента друзей opera_guest / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»