В 1724 году Гендель написал оперу "Тамерлан" - он же Чингис-Хан. Заглавный герой там кастрат, и "герой любовник", его генерал Андроник, тоже. Но в этой же опере содержится потрясающая теноровая партия султана Баязета, покоренного тираном-Тамерланом и пытающегося сопротивляться тирании и одновременно защитить свою дочь Астерию, которой Тамерлан гнусно домогается. Его пел тенор-суперзвезда 18 века, Борозини. С тех пор эта партия - невероятно "козырная" - считается крутейшим достижением для теноров. И вот в 2008-м ее спел, наконец, Пласидо Доминго. Спел просто гениально - чисто вокально он кое-где может уже и не так свеж, но играет несчастного отца и великого царя совершенно, на мой взгляд, ошеломляюще. Смысл этой партии в том, что истинное величие всегда превозмогает узурпацию - даже в смерти. И то, что роль Баязета поет человек действительно ВЕЛИКИЙ, делает картину очень выразительной и наглядной.
Постановка театра Реал в Мадриде. Я ее как посмотрел - так мне мозг и вынесло, хотя вообще-то я к опере 18 века отношусь спокойно.
Ну, в общем, обратите внимание. Спектакль есть на ДВД.
Это первая ария Баязета, в которой он объясняет, что бесчестье от военного поражения делает его полностью готовым к смерти, но убить себя мешает огромная любовь к дочери, Астерии - он боится разбить ей сердце и не решается оставить без защиты.
http://www.youtube.com/watch?v=JG_WY-3MGVY
Это сцена из третьего акта, в которой Баязет объясняет любимой дочери, что им остается только самоубиться, и дает ей яд. А потом поет колыбельную - о том, что, кто бы из них ни оказался первым на берегах Леты, им надо подождать друг друга и идти дальше вместе. Я, как отец дочери, просто видеть не могу спокойно как он ее убаюкивает=хоронит.
http://www.youtube.com/watch?v=6HN7no0_UIU
А это финал - Баязет все-таки принял яд и сначала прощается с дочерью, уговаривая ее не плакать, а потом проклинает Тамерлана, призывая на его голову все муки ада. Ну и умирает...
http://www.youtube.com/watch?v=afXB9VbdZVs