• Авторизация


Аиша бинт Абу Бакр Сиддик 19-05-2006 22:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ассидика Бинт Сиддик - правдивая дочь правдивого

Мы видим ее то в роли умелой домохозяйки и заботливой жены, то в роли общественного деятеля и ученого. Но была у нее и одна уникальная роль — матери правоверных, воплощавшей (как сказано в Коране) лучшие исламские идеалы. Наиболее заметными чертами ее характера были великодушие, самоотдача, честность и правдолюбие.

Из образованной молодой девушки с «хватким» умом она доросла до выдающегося и успешного преподавателя, ученого и юриста, разбирающегося во всех областях исламского знания: тафсире, хадисах, фикхе, исламской истории, а также знатока арабского языка и т.д. Причем передавала она эти знания уверенно и точно. Такая ее уверенность в отстаивании того, чему она верила и к чему стремилась на стезе религиозных знаний и веры, подрывают стереотип о «законной» роли мусульманских женщин, который распространен даже среди мусульман: роли «тихони», не участвующей в жизни общества.

От современников ее отличали беспрецедентное понимание повседневной жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), равно как и независимость мысли.

Таковой была Аиша, мать правоверных, — один из ярких примеров мусульманской женщины, которая с самого детства воспитывалась в исламской среде. К тому же она получила образование у лучшего преподавателя, Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Ввиду этих двух факторов она является тем «эталоном», к которому должен стремиться каждый мусульманин.

Ее полное имя — Аиша бинт Абу Бакр Сиддик. В обществе ее знали как Аишу бинт Сиддик или Ассиддику бинт Сиддик (правдивая дочь правдивого). Пророк (мир ему и благословение) прозвал ее Умм Абдуллой из-за особенной заботы к своему племяннику Абдуллаху ибн Аз-Зубайру.

Ее благочестие и аскетизм

Аиша родилась в очень уважаемой, известной и богатой семье (Абу Бакр был богатым человеком). Но хотя Аиша и выросла в очень комфортных условиях, она терпеливо переносила трудности, а также «неудобства», связанные с аскетическим образом жизни Пророка (мир ему и благословение). Аллах дал женам Пророка выбор: либо жить скромно и тем самым предпочесть Аллаха, Его Посланника и будущую жизнь, либо выбрать жизнь этого мира. И все жены выбрали первое.

Итак, Аиша выбрала простую и аскетическую жизнь: она неизменно питалась скудной пищей, предпочитала носить ветхую одежду, жертвовала другим почти все получаемые ею средства — тем самым исполняя назидание Пророка: «Жертвуй так, чтобы левая рука не знала о том, что делает правая.» Она была одной из тех, о чьем легендарном великодушии, самоотдаче и самоограничении написано в Коране: «Они предпочитают других им самим даже тогда, когда сами они в сильной нужде». Урва, один из великих ученых, получивших знания от Аиши, сказал о ней: «Я видел, как Аиша отдавала милостыней семьдесят тысяч дирхамов, тогда как сама носила одежду, которая была вся в заплатках!»

Эти черты характера Аиши происходили от ее верности Аллаху и преданности Пророку — ведь она еще совсем юной не побоялась отказаться от «домашнего комфорта» и предпочла простой образ жизни Пророка (мир ему и благословение). После смерти Пророка (мир ему и благословение) жизнь Аиши осталась прежней — и главными событиями в ней были посты, благотворительность и забота о нуждающихся.

Ее интеллект и ученость

Аиша обладала редкостным интеллектом. Она не была лишь пассивной ученицей даже у Пророка (мир ему и благословение) — лучшего и благороднейшего из преподавателей. К примеру, однажды Пророк узнал, что она тайно следовала за ним, когда он ехал на кладбище, чтобы помолиться за сподвижников, и спросил ее: «Почему ты сделала это? Тебя навестил твой шайтан?» Аиша переспросила: «Ведь у каждого человека есть шайтан, который следует за ним?». Когда он ответил утвердительно, она спросила: «И у тебя?» Он ответил: «Да, и у меня; но Бог помог мне против него. Благодаря этому он стал мусульманином».

А вот еще один пример ее «ответного вопроса» к Пророку. Когда Пророк сказал, что в Судный День люди встанут из могил такими, какими их создал Аллах, Аиша спросила: «Тогда они все будут нагими и увидят друг друга?» Он ответил: «Их тяготы будут так велики, что они и не посмотрят друг на друга».

Именно благодаря интеллекту она отказывалась понимать то, что иррационально и противоречит Корану. Она была уверена, что ислам не может быть иррациональным и бессвязным — Ведь Сам Аллах сказал по поводу Корана: «Вы никогда не найдете в нем бессвязности!». Пример «критического подхода» — ее ответ на так называемое сообщение, что есть «три вещи, которые лишают вознаграждения молитву: собака, осел и женщина». Услышав его, она спросила: «Как вы смеете сравнивать нас, женщин, с собаками и ослами — ведь когда сама я ложилась спать, то Пророк, проснувшись, молился предо мной, а когда он простирался в земном поклоне, то мягко отодвигал мои ноги в сторону!» Она также не приняла предписание Ибн Умара женщинам его дома, в котором он велел им распускать волосы при совершении гусля. Она сказала: «А почему бы ему тогда не велеть им обриваться налысо? Я купалась с Пророком в одной (емкости) и при этом лишь трижды наливала воду на голову, и не более того!»

Ее стойкость

Характер Аиши лучше всего проявился в ее стойкости и решительности во время одного из самых значительных испытаний в ее жизни — когда ее ложно обвинили в прелюбодеянии. Она очень опечалилась, однако не сдавалась до тех пор, пока не была оправдана. Она всецело доверилась Аллаху, поскольку была уверена, что Он докажет ее невиновность, хотя и не считала себя настолько значимой и достойной, чтобы получить откровенное оправдание от Самого Аллаха. Но когда по ее поводу была ниспослана целая сура — многие аяты которой повествовали об ее истории и восхваляли ее чистоту, скромность и благочестие, — она не стала благодарить Посланника Аллаха, а лишь сказала: «Я благодарю только Аллаха!» Этим она хотела не обидеть Пророка, а не допустить того, чтобы источник ее оправдания приписали кому-либо иному, кроме Аллаха. Это должно служить идеальным примером для всех мусульман — чтобы они не боялись никого, кроме Аллаха. Ведь если так и будет, то они не склонятся ни перед кем, кроме Аллаха, с каким бы великим «властелином» им ни доведется столкнуться. Тогда они одержат полную победу — источником и гарантом которой является лишь Аллах.

Благодаря своей стойкости Аиша всегда выступала против того, что, по её мнению, было несправедливым, неэтичным и ложным. Слыша, что некоторые люди после смерти Абу Бакра говорили о его ошибках, она собирала их всех и говорила с ними о его достижениях, и затем спрашивала, какое из его дел они критикуют. И ни один из его хулителей больше ни в чем его не обвинял.

Другим примером ее прямоты является ее ответ тем, кто запретил женщинам ходить на кладбища. Посетив однажды Мекку, она остановилась у могилы брата, и тут кто-то недовольно спросил, почему она посещает его могилу, тогда как Пророк запретил это женщинам. Но она ответила: «Пророк запретил и мужчинам, и женщинам ходить на могилы в начале своей пророческой миссии, а позже снял этот запрет.» Иными словами, этот запрет был применим и к мужчинам, и к женщинам, и нет никакого доказательства, что это касалось только женщин.

Веря в исламское правосудие, она выступала против бытовавших тогда взглядов на роль женщины в мусульманском сообществе.

Ее наследие в области знаний


Ученость Аиши в исламских дисциплинах (тафсире, хадисах, фикхе, истории арабов и ислама), а также арабского языка и медицины была широко известна среди сподвижников. Мы знаем, что даже такие великие сподвижники Пророка, как Абу Бакр и Умар, а также другие жены Пророка (мир ему и благословение) обращались к ней как к самому знающему человеку по этим вопросам.

Абу Саляма Абд Ар-Рахман, один из семи известных правоведов Медины, сказал: “Я никогда не знал никого, кто бы превосходил Аишу по совершенству знания Сунны Пророка (мир ему и благословение), понимания фикха, умения найти решение любой проблемы, знания любого аята, а также времени и места его ниспослания, или же правил наследования».

Аиша исправляла тех, кто преподавал в мечети Пророка, и отвечала многим, кто приходил к ней узнать какое-либо правило, спросить совета или узнать ее мнение, основанное на знании. Кроме того, среди многих мужчин и женщин, которые получили «высшее образование» под ее руководством, были Абдаллах, Касым, Урва и Умра бинт Абдуррахман Аль-Ансария.

Совершенные познания в фикхе позволили ей заниматься независимым иджтихадом. По свидетельству Аль-Касима, во время правления Абу Бакра, Умара и Усмана, а также до конца жизни она обычно предлагала решения, основанные на собственном иджтихаде, при этом руководствуясь только собственным глубоким знанием Корана. Однажды кто-то спросил ее о безбрачии, и она ответила: «Не предавайтесь этому. Разве вы не слышали, что Аллах сказал в Коране: «Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство» (Коран, 13:38).

Независимость ее иджтихада подразумевала, что она не обязательно отказывалась от тех своих взглядов, которые противоречили взглядам других сподвижников и ученых. Когда кто-то спросил ее, обязательно ли женщине путешествовать только с махремом, Аиша задала риторический вопрос: «А каждый ли может найти махрема?»
Жизнь Аиши особенно замечательна, если ее исследовать через призму современности. Вокруг нас есть примеры мусульманских женщин из многих стран, которым не позволяли полностью реализовать потенциал, данным им Богом. Поэтому жизнь Аиши в те времена (а это шестой и седьмой века н.э.) — это поистине светоч исламской справедливости.

Таким образом, Аиша посвятила всю свою жизнь Аллаху и Его Посланнику. И мы хотели бы закончить статью ее высказыванием: «Кто хочет угодить людям, не угождая Аллаху, – Аллах оставит его (воле) людей, а кто ищет угоды Аллаха, тому достаточно и Аллаха».

Шейх Ахмад Каттай


[227x480]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Аиша бинт Абу Бакр Сиддик | WarPeace - независимый наблюдатель... | Лента друзей WarPeace / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»