Я уже давно хотел написать о Вертинском. О "моём" Вертинском. Я о нём услышал довольно рано. Ещё в школьные годы. К математике у меня способности были ограничены (я хорошо считал, но абстрактные вопросы вызывали боли в желудке и бессонницу). Надо было брать дополнительные уроки. Издевался надо мной знакомый инженер, которого мама, сибирачка, привезла в Польшу любовь к Вертинскому. Инженер, после "пыток" включал граммофон и "заставлял" слушать Бернеса и Вертинского))))Надо правду сказать, что я тогда увлекался Битлз и Анимальс, что в свою очередь было инженеру непонятно. Вкус у него был традиционный и знакомые говорили, что ведёт себя намного старше, чем в действительности.Тогда мой брат уже импровизировал на электрической гитаре, что инженер называл бесцеремонно "онанизмом"))))).
Но вернемся к Вертинскому. В эти годы (вторая половина шестидесятых) его песни пел в Польше Мечислав Свентицкий (Mieczysław Święcicki) из кабаре "Подвал под Баранами"(Piwnica pod Baranami), что на краковском Рынке. Это были спокойные, очень теплые интерпретации. Тогда в Польше не стеснялись петь по-русски и некоторые (между прочим Эва Демарчик) делали это безупречно...
Дни бегли...Вертинский оставался у нас в тени. В семидесятые очень модными стали у нас Окуджава и Высоцкий...
В конце концов в Польшу приехала Олена Леоненко (Olena Leonenko) из Киева. Олена родилась в Киеве и провела детство недалеко дома, в котором жил Вертинский. Пела, танцевала, была актрисой цирка...Ей детство не так уж отличалось от детства Александра Николаевича...вот и знакомое стремление своим творчеством обнять мир, сказать о любви, о страдании, о одиночестве...Всё это ведет к народной, так сказать, почве. Олена попадала из деревушки в деревушку, собирала народные песни Украины, изучала характер пения, составляла сольную, акапельную программу красивейших, древнейших напевов...Я помню, был на таком концерте - не концерте, на волшебном действии. Ноябрь, дует ветер, вечер в школе, которая находится рядом с двумя некрополями: повонзковской и еврейской. Горят свечи, на полу сидят ребята. Олена рассказывает были так, как рассазывают о, случишейся минуту тому, аварии...Поет душой и телом...
Олена поинтересовалась Вертинским, как предметом любви...Подготовила программу его песен, которая созревала из года в год. Я её видел не один и не два раза)))Однажды перед выходом на сцену она пошутила: - я уже мужчина)))Какой Вертинский Олены? Вообще уместно, чтобы его пели женщины?Когда слушаешь Олену, этот вопрос кажется вторичным. Это называется: отсутствие фальши, ненужной мысли во время исполнения, свобода и естественность хорошего вокала, которым можно спеть любую ноту, актёрское мастерство. Это лучший театр одного актёра. Театр правды. Вот и театр правды в один февральский день явился в Тыкотине (Tykocin, местечко недалеко Белостока). Там, в славной синагоге, происходила презентация книги тогдашеней тещи Олены, Нинель Камераз-Кос (Ninel Kameraz-Kos) "Праздники и обычаи еврейские" (Święta i obyczaje żydowskie). После презентации состоялся концерт Олены с песенками Вертинского. Потом, всех свидетелей этих событий, в том числе мне недостойного, пригласили к мэру городка на приём, так что, ощущения оказались полными)))
Надо сказать, что с тех времен, Олена связалась профессионально с варшавскими театрами. Пишет музыку к инсценировкам. Не забывает о Вертинском, у которого появилась "крыша над головой", или ПМЖ)))Спектакль "Ночь с Вертинском" нашёл своё место в репертуаре театра "Атенеум" и пользуется большим интересом публики...
У Олены есть красивый сайт, но, пожалуй, недоработанный:
http://www.olenaleonenko.pl/index.html
Оттуда взял фото - анонс "Ночи"...