Посвящается Ольге Арефьевой в её День Рождения а также Ирине Свечниковой и Наталие Кичаевой
Во время спектакля забываешь о Чехове.Но в этом случае, забыть о Чехове обозначает лучше его понять. Путь от Чехова к Эйфману - настоящая творческая работа, в которой вдохновение напоминает беседу современников, без "постановочного груза", разных интерпретации, которые,как правило ( и не без оснований!!!) придерживались буквально Автору...
Вот вызов: понять Чехова без текста. Эйфман поменял дачу на балетный репетиционный зал. Страсти героев передал движением, которое не может не привести в восторг. Основа движения - классическая. Это база, которая позваляет на очень много. Невольно приходит в голову мысль: классический танцор быстро сможет освоить, допустим там, break-dance. Но даже продвинутый мастер гип-гопа, Чайковского не станцует.
"Чайка" Эйфмана это коллаж, казалось бы, самих разных техник, элементов. Надо быть гением, чтобы собрать этот расколотый мир в одну целостность и при этом создать драматургию. Первое отделение показалось как-бы прологом второго, где появляются разного вида кульминации, очень интересные в визуальном смысле. Например, золотая звезда балета на прицеле.Это глубокий, символический образ. Вот, судьба артиста на самом пике признания и славы. В него стреляют. И это по другим соображениям, чем из-за низкой цеховой зависти. Эйфман, по-моему, говорит одно: мир артиста - это ДВИЖЕНИЕ и жизнь артиста это ДЕЙСТВИЕ, и что между тем, что мы видим а внутренним миром человека существует связь. Мотив рукоплескания напоминает о отдаче - этой пище творческой энергии...
Главное в балетном спектакле - музыка. Что-ж по скучной и неинтересной музыке, даже если уровень танцевального искусства радует? Эйфман - поклонник Рахманинова (так, как и я::-)))). Составляет композиции очень продуманно. Между прочим: Элегию es-moll (опус 3 , номер 1), Элегийное трио g-moll( опус 9), Первую сюиту для фортепиано и оркестра (опус 5) .Инструметновки делали Alan Kosogowsky и Rebekah Harkness. Кроме того, Эйфман использовал электронную музыку Л. Еремина, который умело, как в инкрустации, вплёл произведения Скрябина...
"Чайка" Эйфмана, своеобразный "театр в театре" отражает наше время: переходное, пестрое, неоднозначное, между школой а языками души и тела...