"Моя жизнь уже никогда не будет такой, как прежде", - говорю я, побывав сегодня наконец-то на выставке Византия 330-1453" в Королевской академии художеств. Как же ограничена ее жизнь, может быть, подумаете вы или - того хуже - решите, что это очередная моя пафосная фраза. Но сегодняшние четыре часа в полумраке душного помещения с теплым светом подсветок, смешанным с золотом, серебром, матовостью слоновой кости и светом, исходящим из икон, обогатили, изменили, озадачили.
Я растерялась, выбирая, как рассказать вам про эту выставку-эпоху, решив наконец, что я просто обязана поделиться с вами всей красотой выставки, до последнего из ее многочисленных экспонатов. Поэтому теперь я каждый вечер в библиотеке сканирую пару страниц из шикарного каталога (теперь и не надо будет обременять себя до марта месяца рассуждения о том, на что тратить свободные деньги, которые все теперь будут уходить на билеты на выставку и на каталог за полсотни фунтов). Буду потихоньку выкладывать у себя со скромными, не искусствоведчески грамотными, а любительски восторженными заметками изображения всех привезенных шедевров. А пока хочется рассказать о впечатлениях от самой выставки, так что полезной, искусствоведчески-просветительской информации далее обнаружить и не надейтесь.
Рано утром на улице по-раннему холодно, так что даже с драконовской средневековой элегантностью выходят из носа стройные струйки пара. Я всегда ныла, что музеи открывают так поздно: сегодня же двери Академии были открыты для нач уже с 8:30 утра. В сквере перед входом в Академию среди темных объемов некой современной архитектурной инсталляции уже сидели трое моих одногруппников с уже предрождественскими, красно-зеленой раскраски стаканами старбаксовского кофе. Подошел и наш профессор, собралась группа и статный охранник впустил нас в еще не выспавшийся, не приодевшийся музей, где ощущалась нега недавно встревоженного сна. Полтора часа мы смотрели и говорили, наслаждаясь привилегированностью пустых, неохраняемых залов. Восторженная улыбка укрепившаяся на моих губах была бы глупой, если бы не была понятна всем присутствующим, не менее меня обвороженными.
Ровно в десять нас покинул профессор,когда нас разбудили от забытья тишины и спиритуальности молчащей галереи звуки первых посетительских шагов и перешептываний. Уже через 10-15 минут в каждом зале у каждого экспоната будет набираться мини-очередь, чтобы, простояв в ней, можно было, буквально носом касаясь витрин, рассматривать диптихи из слоновой кости или серебряные блюда для хлеба Евхаристии. Как бы не любила я немноголюдность и пустоту музейных пространств, сегодня мне нравилось ощущать рядом дыхание таких же встревоженно заинтересованных лиц. А в каком-то из залов еще бродил наш профессор - удивительный человек, до сих пор не потерявший свежей любви к своему занятию и к этому прекрасному периоду. Он писал несколько статей к каталогу, читает лекции в лектории Академии и каждый понедельник водит своих студентов на занятия в эти залы, но все равно ему каждый раз есть на чем остановить свой взгляд. Я так благодарна, что мне выпала честь быть его ученицей! Я рада за него, что в его искусствоведческой карьере он дождался это Выставки своей жизни, когда все сокровища, которые он знал по изображениям и каталогам приехали к нему домой.
Материал выставки так нов и богат, что,казалось бы, как экспонаты не расположи, все будет хорошо, и ладно, и богато. Впрочем, кураторы старались быть атмосферными и оригинальными и это особенно удалось им в первой комнате с подвешенными канделябрами, наполняющими округлую комнату с бюстами просветителей 19 века где-то под небом, наверху, невозмутимыми в своей уверенности, привыкшими к частой смене выставок в этих залах. Как ни странно, ощущения последовательности и логичности экспозиции не осталось, но осталось какое-то внутреннее сбалансированное понимание периода, вне рамок залов выставки. Я многое узнавала, что-то из дополнительного чтения, что-то по необходимости курса; некоторые иконы видела впервые, но казалось, что знала их уже давно.
...Увлекшись выставкой, сегодня я впервые за свою библиотечную историю, не сдала книгу в нужное время. Теперь я целую неделю не могу брать домой книги, а более того испортила свою идеальную репутацию. Но я не досадовала ни минуты, вспоминая, как важно, весомо и всеохватывающе было на выставке. Умилительно, что мне даже написала главный библиотекарь, не случилось ли что со мной (мы с ней так сдружились, благо видимся каждый день). Случилось: сегодня я стала богаче, я задала себе еще больше вопросов, которые надо обдумать и дерзнуть разрешить.
[533x400]
[350x467]