• Авторизация


Tate Britain. Altermodern 03-08-2009 10:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[277x350]Мой отсталый мозг, развитие и историческая осведомленность которого остановилось где-то на тридцатых годах 20 века, с завидным упрямством пытается понять, что происходит сегодня. Я редко пишу о контемпорари арт, но выставка Альтермодерн в Тейт, которую курировал самый актуальный и талантливый куратор Николя Буррио, относится к тем, о которых промолчать было бы преступлением.

Самая симпатичная черта выставки Буррио в его страстном, даже нервозно-необходимом желании диалога, ветвистой дискуссии, попыток понять происходящее. В целом эта многозальная и дико разнообразная в наборе средстав выражения выставка воплощает собой настоящую классическую концептуальщину, когда искусство-то так себе и полная беда, но идеи очень и очень интересные и умные. И хотя сам Николя говорит, что когда у него есть ответы, то он пишет книги, а когда нет – организовывает выставки (примечательно, что он их называет «show»), все равно главной и наиболее интересной фигурой Альтермодерн является он и его теоритические рассуждения.

Что надо понимать. Во-первых, приставка «альтер» призвана означать многовариантность и отличность, несхожесть (знаменитый концепт «the other», который я до сих пор не знаю как грамотно перевести на русский). Основные подразделы: изгнание, миграции, путешествие, границы. Во-вторых, современный художник изначально работает из состояния глобализации и континентальности. Мы уже давно не ограничиваемся узкими рамками Западной Европы и ее камерного искусства, каковым оно было все это время. Но главное устремление современного художника – от этой тоталитарщины и континентальности к свободной взаимосвязи отдельных, самостоятельных частностей. Таким образом, провозглашая, что время постмодернизма завершено и грядет что-то новое, Буррио пытается попробовать сформулировать область значения нового ветка в равзитии мысли, самолично назвав его альтермодернизмом.

Потрясающе, что после всех мук постмодернистов с их желанием отказаться от линеарности развития мысли и ярлычности и историзации прошлого, мы вновь пишем манифесты, создаем концепции, мудро и наверняка подбираем имя своему детищу. Хотя сам Николя говорит, что он просто собирает, улавливает, легконько направляет. Ну и это ладно. Но насколько это детище способно вырасти во что-то новое и допускающее интерпретации, а не диктующее условия?

Для Буррио искусство теперь не создание изображения и утопических реальностей, а непосредственно образ жизни и действия.Именно поэтому многие экспонаты «продолжаются» за пределами экспозиционного помещения: инсталляции, совместные проекты с прохожими на улицах, фотосъемки и тд. Художник предстает в образе некого странника (homo viator), который путешествует среди сплетений современных символов и знаков. Таким образом, визуализируются скорее не конечные пункты назначения, цели, а именно сами траектории, пути, блуждания. Все это мне кажется необычайно интересным, открывающим, позволяющим, что-то дающим, если бы не одно недоразумение: ну почему же эта визуализация, это самое искусство получается таким отвратительным, совершенно лишенным эстетичности и гуммнистичности при всей его умности.

Вот, например, судите сами. Описание одной из инсталляций. Я это до конца досмотреть не смогла.

Nathaniel Mellors ‘Giantbum’ 2009/ Video indtallation with animatronic sculpture. Courtesy the artist and Matt’s Gallery, London
Теория, как это обычно бывает, отличается от практики. Большинство людей эпохи альтермодерна находится в положении героев абсурдисткой видеоинсталляции Натанила Меллорса (Nathaniel Mellors) “Гигантcкая задница”. В центре сюжета – группа средневековых исследователей, потерявшаяся внутри гигантского организма и отчаянно ищущая выход. Их религиозный наставник по имени Отец возвращается из экспедиции в кишечник. Он слегка помешался на почве каннибализма и копрофилии (одержимость экскрементами), развившихся в ходе борьбы за выживание. Не в состоянии признаться себе в том, что он больше не может вести за собой других, он изобретает в свою защиту бессмысленные метафизические концепции, убеждая группу в том, что они потерялись внутри Бога, выход из которого охраняет племя каннибалов-зомби. К слову, Меллорс полностью отказывается от визуального натурализма, сняв абсурдную историю в формате театральной репетиции и дополнив видеоряд аниматронической скульптурой из трех голов.


И дело ведь не в моей изнеженности или какой-то претензии на утонченный вкус. Просто это подозрительно и необъяснимо, отчего все лишь рационально, умненько, иногда очень иронично и саркастично, даже глубоко, политично и социально, о нас и о сегодня, но так некрасиво, так неглобально (в хорошем смысле этого слова)? Я не знаю и буду признательна любому, кто мне это пояснит.

Чтобы не очень обезображивать свой дневник иллюстрациями с выставки, которых много, повешу лишь парочку, а остальное смотрите здесь http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/altermodern/explore.shtm

[400x240]
Nathaniel Mellors's Giantbum at Altermodern, the fourth Tate Triennial. Photograph: David Mansell

[466x300]
Franz Ackermann

[466x300]
Charles Avery, Aleph Null Head 2008
(кстати,единственный автор, который заинтересовал. создал карту своей вселенной и вот этого мутанта)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
ZnichKa 03-08-2009-21:16 удалить
ох.. не знаю... мой отсталый мозг, развитие и историческая осведомленность которого остановились примерно в том же времени, уже начисто лишился упрямства и не делает попыток это понять... очень извиняюсь, но мне кажется - это просто попытка удивить (здесь и сейчас) за деньги...
Wonderalice 04-08-2009-22:38 удалить
ZnichKa, мне тоже так кажется. Но вот за Буррио я отвечаю,если вы мне хоть немного доверяете - это очень хороший искусствовед и критик, у него очень умные и чуткие рассуждения о новой эпохе и ее исканиях. Мне лично кажется, что и его проблема, и отчасти моя в том, что материал, с которым приходится работать - вот такой как на этой выставке. И получается, что традиционное искусствоведения и критика на него ложатся с большим трудом. Сложно все это. И почему-то грустно.
12-09-2009-21:55 удалить
По поводу того, что некрасиво. На мой взгляд, в современном искусстве (последние 15-20 лет) понятие "эстетическая ценность" заместилось категорией "ценность восприятия" - т.е. если произведение оказывает сильнейшее воздействие, но при этом лишено традиционной эстетики - то первый фактор превалирует. В итоге рождается новая эстетика. Как вам кажется, так ли это? И. Ещё одна ценность, порождённая эпохой пост-модерна, ставшая, наверное уже непреходящей в современном искусстве (в большей его части), и перешедшая в т.н. "альтер-модерн "- это "устранение" автора. По выражению самого Буррио: "Художник больше не является демиургом, перед которым подобает преклонить колени, он становится "семионавтом", прокладывающим маршруты между всеми существующими знаками. Сфера его деятельности сместилась от production к postproduction." Таким образом, учитывая эту преемственность в области художественного процесса можно скорее говорить об, уж простите, пост-пост-модерне, или об альтер-пост-модерне чем об альтермодерне) С уважением, handleft
Wonderalice 14-09-2009-01:14 удалить
Очень рада порассуждать с вами на тему современного искусства! Но ведь вспомним, какое сильное воздействие производили на публику в свое время Микеланджело, как не могли оторваться от портретов Ван Эйка, как французскую публику дурманил Гоген. Я до сих пор, когда читаю тексты типа Винкельмана, описывающего Аполлона Бельведерского, не могу поверить, что такое сильное, почти физическое воздействие оказывала классическая скульптура на отца искусствоведения. То есть я хочу сказать,что поменялась тогда скорее наша восприимчивость, образование, если нам для более сильного воздействия нужны такие нацеленные приемы как всякие инсталляции, видео-арт или перформансы. Тема художника, автора - одна из ключевых в современном искусствознании. Существует направленная политика отказа от биографичности истории искусств, заложенной еще Вазари. Но лично мне это кажется весьма надуманным. Скорее интересными остаются проблемы автор плюс что-то еще, где что-то еще это и вдохновение, и социальная среда, и окружение, и гены (очень интересна идея Фуко о том, что автор не существует до произведения, но рождается и живет только во время его творения). Разве не потому еще хотят отказаться от автора, то большинство из создаваемого умно, но может быть повторено каждым? Про пост-пост-модернизм соглашусь с вами: мне именно попытка отделить и определить новую эпоху показалась натянутой у Буррио. Мне кажется, увы, мы пока все там же. Как вы думаете? Я сама только пытаюсь разобраться, поэтому интереснее это было бы делать вместе. Алиса
14-09-2009-19:23 удалить
Так да, верно, Алиса. Но вот в чём штука: Микеланджело, Ван Эйк, Гоген, Дюрер, Брейгель, Рембрандт, Моне, Пикассо, Тёрнер etc. - все эти друзья, на мой взгляд, отражали: а) либо вечные, общечеловеческие темы, которые актуальны всегда. б) либо тревоги, поиски своего времени, своей эпохи, которые ныне помогают понять лучше то время, а также до сих пор визуально ценны высочайшим мастерством и техникой исполнения; и являются гениальными мастерами, посещение выставок работ которых - это, если честно до сих пор потрясение в хорошем смысле. Вот и задача: определить, с какого момента "традиционные рецепторы" перестали давать необходимую глубину восприятия На мой взгляд, не столько образование и восприимчивость играют роль, сколько следующий момент: сегодня зачастую не представляется возможным актуализировать новые проблемы и новые образы нашей информационной эпохи традиционным, академическим путём, прибегая к их формам, композиции, технике, эстетике, методам и пр. - почему-то не получается представить выражение современного духа на полотне маслом или в традиционной скульптуре. - не из этой ли предпосылки в своё время стартовал модернизм, с его поисками новых форм, материалов, пропорций, гармонии - (авангард, кубисты, сюрреализм и пр.). Яркие примеры - творчество Джакометти или Мура. Оттуда же, на мой взгляд, растут ноги и у пост-модерна с его инсталляциями, хэппенингами, перформансами, кинематографом арт-хаус - новые жанры, способные лучше, чем традиционные охватить проблемы т.н. "информационного общества". Вопрос, а почему лучше? Наверное, с какого-то момента (предположение - с развитием средств связи и компьютерной техники) потребовалось найти такие жанры, которые могли бы максимально быстро (в стремительно меняющемся мире) донести идею до зрителя. И оттуда "новая эстетика" - концентрированная на проникновение в сознание и восприятие не через традиционные формы (высокое, традиционное искусство доступно немногим и требует большой подготовки, работы над собой, и следовательно длительного времени - а мир уже изменится) а через "иные рецепторы" - шок, эпатаж, иррациональность, игра и пр. Вот как-то так, наверное. Насчёт автора. Заметим, традиционное искусство всегда связано с фамилией, неординарной, чуть ли не легендарной личностью; и идёт от непосредственного переживания художника, в связи с чем имеет значение понимание характера и харизмы автора. Иными словами, происходило созидание и выражение новых идей. В современном же искусстве, чрезмерно перегруженным информацией, символами, идеями, - художник изначально находится под мощнейшим их давлением и творчество его сводится к своеобразному черпанию этих "знаков" и "образов" из среды, компоновке, и донесению до зрителя. В этой связи, возможно, тот же Буррио и гворит о перемещении из области "продакшн" в "постпродакшн". И в том смысле уместно говорить о т.н. "смерти автора" в современном понимании. Возможно, я не знаю... Может хотя бы для нас самих мы с вами внесём какую-то ясность... handleft
ZnichKa 14-09-2009-20:20 удалить
Аноним, интересно Вы рассуждаете... извините, что влезаю) а почему духовность не связать с утратой религиозности? с позитивизмом и атеизмом? по времени - как раз совпадает)
14-09-2009-22:06 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # ZnichKa, извините, лишь в общих чертах силён в ретроспективе религиозных аспектов в общественном сознании и их влияния на восприятие искусства; поэтому даже не знаю, что и ответить...
Wonderalice 15-09-2009-05:49 удалить
handleft, с первой частью вашего ответа особенно соглашусь. Тем более если к проблемам "информационного общества" прибавить все эти "глобализации" и "multiculturalism" - попытка найти общий язык, интегрировать не-европейские культуры в общий поток создания и потребления искусства. Если посмотреть на выставки современных иранских, латиноамериканских художников, там как раз те медиа, которые вы перечислили (видео-арт, перформансы....). А тут не обойтись и без упоминания массовой культуры. Ведь и вы говорите, что для восприятия "высокого искусства" нужно больше интеллектуальных и временных затрат, которые теперь не каждый может себе позволить. Именно поэтому главной проблемой современного искусствознания считается именно его "элитность", которая не вписывается в проект попытки создания "демократического" общества и всеобщего равенства. Хотя, согласитесь, что все эти факторы, а также надобность, как вы и говорите, "максимально быстро донести идею до зрителя" заставляют нас все чаще задумываться "а искусство ли это"? А мне не кажется, что современный автор находится под большим давлением, чем автор в какое бы то ни было другое время. Конечно, нельзя игнорировать напор информационного потока. Скорее я бы здесь вспомнила бы проблему "систематизации", которую принес нам 18 век и его псевдо-благородные идеи Просвещения. История искусств, считается, родилась именно в 18-19 веке, начиная с Винкельманна и прочих немцев. Всему дали название, разложили по полочкам. Вёльфлин придумал сравнительно-противопоставляющую систему (например, классицизм не равно барокко). А вырвавшееся на свободу современное искусство, когда уже сметены были и Академии, и многие авторитеты, решило радикально "поиграться" с каноном. А канон дело такое: переусердствуешь в попытке его изменить - обрушится все. Поэтому мне все же "смерть автора" кажется умозрительным, созданным философами и критиками принципом, которыми многие художники и пользуются. Да и посмотрите на бум в биографической литературе, в новом расцвете ЖЗЛ! По-моему, просто у нашего времени нет героя (некоторые считают, что это и хорошо), потому что нет и автора, кто бы этого героя отыскал, создал. Да и "смерть автора", если уж она и правда смерть, скорее происходит еще и потому, что зритель тоже не то чтобы мертв, но не понятно, кто он. Раньше художник все же отчетливее себе представлял, кто его аудитория, с которой он через свои работы общается, с которой полемизирует и ко мнению которой прислушивается. Наверное, я жутко все путаю, тем более что мешаю литературу и искусство. Но они ведь всегда так рядышком, вместе идут. О ясности я бы сама более всего мечтала. Может быть, поэтому мне так и понравилась героическая попытка Буррио эту ясность внести, обозначить изменение. Хотя я и понимаю, что это граничит с потребностью какой-то программы, идеологии, что само по себе опасно. =)
25-09-2009-19:55 удалить
"зритель тоже не то чтобы мертв, но не понятно, кто он" - отлично на самом деле сказано. Но к этой теме, если позволите, придём, когда мне удастся систематизировать мои мысли по этому поводу до вполне воспринимаемого вида) Про систематизацию, - да, и тут как раз выходит проблема самого понятия "искусства". За всё время, если угодно, цивилизации, слово это стало словом-символом, несущим сущностные признаки - складывается некий стереотип понятия "искусство". Таким образом, есть определённые "потребительские ожидания" от него. В этом ключе: Современное искусство в том направлении, в котором оно, на мой взгляд шло в последнее время, а именно: деконструкция, деформализация, формирование новой эстетики - т.е. движение, которое привнёс пост-модерн - оно, с одной стороны, расковывает экзистенциальное свойство искусства (непосредственное проистекание из жизни не только в содержании но и в форме), но с другой сбивает стрелку компаса абсолютно - согласен с вашими словами про канон. И вот интересно в этом плане, насколько с этим противоречием справятся новые течения, в том числе и alter-ones.
Wonderalice 28-09-2009-12:32 удалить
handleft, про зрителя вопрос правда интересный. Систему для кого-о чем-как очень удобно применять и "для кого" в ней важное составляющее. Тем более что всегда пытаются выделить два направления "высокое" искусство, рассчитанное на интеллектуалов и аристократов и плебейское, народное. Модернизм очень сильно все намешал, когда богемные художники открыто вдохновлялись лубком и народным, еще дестским визуальным искусством. Попытки сейчас демократизировать, вовлечь зрителя отчетливо выражены, хотя, по-моему, не всегда это удается. Может, не самое удачное сравнение,но мне на ум приходят передвижники. Ну куда благороднее идея - ездить по провинции с выставками. А выходит на деле бесполезная, чуть ли не вредная пошлость и пафосность, упрощенность к тому же. Тут на одной выставке слушала видео с интервью Юрия Альберта. Близка его идея, что вот, например, икона была. Это ведь не искусство, а нечто смежное, другое (кстати, эта тема - проблема моего диплома). Вот и то, что сейчас - не искусство. Это уже что-то немного другое. Наше дело - разобраться, что же тогда это такое.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Tate Britain. Altermodern | Wonderalice - Alice in wonderland... | Лента друзей Wonderalice / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»