• Авторизация


Моя книжная полка-1 22-05-2009 18:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Нет, если честно, у меня совсем не полка. А исторические слои, типа тех, что обнаруживаются при раскопках древнего города. Моя мечта стать археологом воплотилась в том, что я роюсь в своем бардаке в поисках чего-то нужного. "Рано или поздно, так или иначе..." - писал Макс Фрай, и был, как всегда, прав.
Но я отвлекся. Итак, начинаю здесь что-то вроде проекта. Но никакой регулярности. Все под настроение. Вытаскиваю из кучи бардака книгу, глубокомысленно гляжу на нее и затем сообщаю всему миру мое к ней отношение. Блат будет? Конечно, будет. Но тоже по настроению. Литературоведение? Не главное. Я не хочу анализировать и не претендую на правоту. Просто чувства, которые вызывают книги, иногда сильнее, чем чувства, которые вызывают люди.
А сегодня у нас в гостях...
*барабанная дробь*
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского
А теперь - пора признаний.

Я читал эту книгу 3 месяца, поступая на журфак. Забыв про весь остальной список. И... так и не дочитал до конца. Сухой и жаркий Питер, ощущение болезни, какого-то больного, истерического и при этом дьявольски веселого надлома ее мира захватывали меня, заставляли возвращаться, перечитывать вновь и вновь. ...Считать ступени по пути к треклятой процентщице. Пришивать петельки на внутреннюю сторону всей одежды, какой только возможно. У кого из нас нет этой петельки на всякий случай?
Разить, ощущая собственную беспомощность перед могучей силой рока, за которую выдаешь свой собственный выбор, глядеть в детские глаза, и разить все равно!
После такого гениального падения я не верил в возрождение. Может, поэтому и не дочитал. Конец Свидригайлова мне ближе. На дуэли с собственной совестью выстрелить в воздух, а ей посоветовать прицелиться получше. Он не хотел исправляться. Он сомневался, как сомневаются все плохие люди, потому, что они все равно еще люди, он чувствовал, что в его жизни не хватает чего-то, он ведь мог - и щадить, и жалеть, и отпускать, но он испугался инерции, которая вновь потащит его по накатанной дорожке. У него все было здесь. Весь рай был здесь, и он совращал ангелов. Поэтому от вечности ему бы и осталась изба с пауками. Он вышел из этого поезда раньше, и, может быть, не в пустоту. Он заслуженно возненавидел себя и избавил от себя мир. И может быть, в этом больше величия, чем спасения. Даже если он и струсил - перед этим он прозрел.
А Раскольников? Конец книги мне интересен умозрительно. Я не хочу видеть, как это воплощается в тексте. Я прочел только сцены, где он кается перед людьми и где сознается в участке. В последний раз ему было слишком больно молчать. Ведь наивность людей заставляет тебя ощущать, как твоя же ложь врезается в тебя как лезвие. Сами того не зная, они наносят тебе ответный удар страшнее, нежели если бы они знали и карали бы осознанно. Ибо с каждой секундой лжи твой грех увеличивается, сламливает, складывает пополам и вчетверо. А Бог все не наказывает... Он просто тихо ждет, когда ты одумаешься, и не трогает тебя. И ты начинаешь верить, что его нет. Ты кричишь в небо, просишь наказания, знака, символа, оценки. Но небо пусто.
(Может быть, истинная вера в том, что ты будешь поступать, так, как будто Бог есть, даже если его нет? И может, именно это создает Бога?).
Если его нет, ты чувствуешь себя клоуном перед пустым залом. Но продолжай, продолжай исполнять свой номер, как будто бы зал был полон, и старайся. Старайся!
Родион устал играть этот спектакль в одиночку. Он втянул в свою тайну Соню, и его признание ей в убийстве - страстнее любовного слияния, и страшнее этого убийства. Он разделил с ней вкус своего греха, он почти позволил ей расплатиться за него (как она платила собой за то, чтобы у ее семьи был кусок хлеба), но в конце он сам понял правильную дорогу.
Еще - эта книга про отчуждение. Не только преступления отчуждают нас от других людей. Мы сами - тайна, которую мы храним. И эта тайна, как и любая другая, становится между нами и другими. Это книга о том,
как быть чужим всем и всему. Наказание - способ сродниться. Молчание Бога - испытание тебя на прочность.
Сам себя не похвалишь - найдется кто-то, кто похвалит. Сам себя не накажешь - никто не накажет. Потому, что только ты сам в глубине души знаешь, за что тебя следует наказать. И может быть, однажды, в своем величайшем милосердии и тишайшем ожидании, Бог позволит тебе сделать это - самому наказать себя, сделать шаг, выдохнуть и разорвать воздух словами:
Я виновен.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Потрясающие строчки о том, что наказание -- это способ сродниться, и о том, что каждый из нас может сам наказать себя. Ведь понятия "преступление" и "наказание" в романе гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд, это, прежде всего, преступление и наказание внутри, в себе, в своей душе, в своем сознании, а лишь потом что-то внешнее. Еще очень верно про то, что Бог молчит, чтобы человек мог сам сделать выбор, чтобы сам мог прочувствовать грань добра и зла. А многие это объясняют лишь той причиной, что будто бы Бога вообще нет, забыв о том, что он создал человека свободным и разумным, способным судить себя.
А убийство Раскольникова... Недавно я пересматривала фильм "Семнадцать мгновений весны". Там показывали, что людям приходится убивать друг друга, потому что это война, потому что это политика, потому что это долг гражданина, потому что иначе просто невозможно. И мне пришла такая мысль... Да... наверное, иначе и невозможно, но человечество всегда пытается завуалировать зло, заставить поверить всех в его необходимость, что зло может быть во благо. А ведь война -- очень хороший предлог. Но какую маску не одень, убийство все равно все же останется убийством, которое, быть может, легко оправдать с точки зрения человека, но трудно с точки зрения Бога. И, наверное, Раскольников это понял.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Моя книжная полка-1 | Аниматор - Вопреки! | Лента друзей Аниматор / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»