В своем посте _Dia_ затронула вопрос о роли христианства для Руси и пожелала услышать различные мнения. Раз уж есть желание услышать другие мнения, то я и решил высказаться. Но текст получился не маленьким и поэтому я решил поместить его не в комментарии, а в виде отдельного поста.
Безусловно, нельзя так вот упрощенно с материалистической точки зрения подходить к вопросам религии и веры и объяснять все прагматическим и меркантильным интересом отдельных людей и обществ.
Прежде всего, как я думаю, религия формировалась как мировоззренческая система для регулирования человеческой психики, как индивидуальной, так и малых социальных групп. И только уже потом, когда очередная мировоззренческая система становится массовым внутренним регулятором людей и небольших обществ, политическая верхушка больших социальных образований использует эту систему в качестве инструмента для управления своими подданными. А дальше это мировоззрение превращается в идеологию и еще потом долго по инерции правит обществом, правда, уже являясь при этом мировоззрением лишь формально.
Что касается христианства.
Во-первых, я не считаю христианство и язычество мировоззренческими системами одинакового типа. Т.е. христианство и язычество отличаются более радикально, чем только количеством богов. Более того, в этом вопросе, на мой взгляд, они как раз таки мало чем отличаются. Язычество, так же как и христианство признает лишь одного верховного Бога (и не важно, как при этом называют остальных, ангелами или богами). Глубинное различие их в том, что язычество это мировоззренческая система, базирующаяся на симпатически-эстетическом восприятии мира, а христианство – на эмоционально-этическом. В этом смысле они не пересекаются и не могут быть отнесены к одинаковому типу мировоззрения. Аналогично и атеизм так же является мировоззренческой системой ортогональной этим двум и базирующейся на ментально-логическом восприятии мира. Да, еще нужно добавить сюда шаманизм, который базируется на физиологически-ритмическом восприятии. Все они ортогональны и поэтому вполне могут уживаться в людях одновременно.
Противопоставление же однобожия христианства многобожию язычества, думаю, возникло оттого, что язычество в силу своей природы исходящей от эстетического и симпатического отношения к окружающему исходно предполагает многообразие и деление на относительно замкнутые социальные образования – народы (или как тогда говорили «языки»). Христианство же в силу своей этической и эмоциональной доминанты стремится к тотальности и единообразию этических норм и вселенских законов. Само понятие закона родилось, прежде всего, в христианском отношении к божественному порядку и лишь позднее материалистами было перенесено в сферу природных явлений. Отсюда и непримиримость христианства по отношению к язычеству. Не многобожие в их вере опровергается христианами, а возможность каждому народу (языку) иметь своего бога (быть «язычниками», иначе говоря – быть «народниками»). Т.е. христиане в язычестве отрицают многообразие народной культуры. Христиане исходно – интернационалисты и космополиты. С такой точки зрения иудеи самые настоящие язычники, т.к. они признают только своего народного или национального Бога. Не знаю, правда, признают ли они за другими народами право иметь своих Богов, отличных от их Бога. Если нет, то тогда они такие же космополиты, как и христиане.
Во-вторых, в вопросе божественной природы Христа христиане разошлись не только с мусульманами, но и как минимум дважды раскололись внутри своей догматики. В результате первого раскола появилась арианская церковь, которая считала Христа лишь подобосущным Богу, в отличи от ортодоксальной, которая считала его единосущным Богу. Второй раскол явил католичество, признавшее положение, что Святой Дух исходит не только от Бога, но и от Бога-Сына, и православие, не признавшее это положение. Таким образом окончательное равенство Христа с Богом было принято только католичеством. Кстати, на Руси довольно долго существовала арианская церковь, которая вроде как появилась там за долго до православной.
По этому вопросу мой взгляд таков. Дух нисходит на человека и делает его богоподобным в глазах других людей. Такой человек, соединяясь с Духом, сам как бы становится этим Духом, и уже нет никакой возможности различить их. Деяния его не укладываются ни в какие обыденные представления. Такого человека с полным правом можно назвать проявлением Духа Святого, т.е. непосредственной волей Бога, но не самим Богом. А внеразумительное разглагольствование христиан о Троице мне, честно говоря, напоминает бессвязный лепет коммунистических идеологов о «демократическом централизме». Как ни пытайся соединить несоединимое, оно все равно развалится.
В-третьих, уже на заре формирования христианства как религии значительную роль в этом процессе приняло государство в лице римских императоров, которые вмешивались в работу первых Соборов. Как раз благодаря вмешательству императора Константина первоначально официальной версией христианства стало арианство, и лишь позже опять таки с вмешательством императора Феодосия I арианство было окончательно признано ересью в римской империи (но не за ее пределами). Это показывает, какую важную роль играло христианство в формировании и утверждении имперского способа управления. Можно утверждать, что христианство своей космополитической сущностью наиболее подходящая мировоззренческая система для создания империи.
Именно аналогичную роль христианство сыграло в создании империи под названием «Россия». Первоначально в период Киевской Руси оно частично разрушило русскую языческую идеологию признания индивидуальности и многообразия народов Руси. А так же подготовило рабскую пассивную психологию народа. В результате этого было ослаблено самоуправление русских городов, и появилась возможность для княжеской междоусобицы.
На втором этапе православная церковь непосредственно инициировала так называемое «татаро-монгольское иго», профинансировав московских князей для формирования «Орды» (Ордена/Войска / аналогичный термин - казачье «Войско Донское») и насильственной централизации Руси и превращения ее в «Третий Рим». Попутно этими же силами был организован поход на католическую часть Европы, поддерживающую римского Папу, который в то время крестовыми походами «утюжил» Византию. С этого момента на Руси установился византийский имперский тип правления, который держится и до сего дня. Московская Русь вплоть до Романовской империи фактически управлялась православной церковью, которая разрасталась как грибы после дождя (с золотыми шляпками/куполами), и преумножала не только свой приход, но и материальные богатства и земли с крестьянами. Именно при ней и появилось на Руси крепостничество, а страна богатых городов и ремесленников превратилась в страну нищих деревень и крестьян с только одним супер-богатым центром – Москва. Увы, но такова природа и суть византизма.
Исходное сообщение pike Крес, И мне было бы интересно поговорить не просто о вере, а о духе вообще.Видишь ли, я конечно могу по твоим сказкам догадываться о том, что ты имеешь ввиду под словом "дух", но всё же на экране я вижу просто 3 буквы. Под этим многозначным понятием можно понимать слишком много. Давай договоримся. Когда ты говоришь "дух" - что конкретно ты имеешь ввиду?
Под этим многозначным понятием можно понимать слишком много. Давай договоримся. Когда ты говоришь "дух" - что конкретно ты имеешь ввиду?Крес, так и приходится составлять целый разговор, чтобы прояснить понимание друг друга данного понятия. А то вот ты упирал на духовность в своем споре с Лихо, но что ты сам то понимаешь под этим? А то слишком многое и различное разные люди понимают под духовностью. Начну с того, что "духовность" для меня понимается буквально, т.е. "сопричастность духу" или "присутствие духа", аналогично, например, тому как "вшивость". И поэтому ни причем тут всякие там заповеди и запреты, ограничения и воздержания. Все эти прибамбасы лишь требования конкретного духа (христианского, например). Далее, в отличие от Бога дух для меня не един. И Дух Святой может быть у каждого народа или цивилизации свой особый, несущий особенную свою идею мироздания. Поэтому для меня не удивительно, что существует такое множество мировоззрений и выстроенных на них религий. Заглянул я как-то в сердце свое и кроме как Русского Духа никого там не обнаружил. Прислушался к нему, и открыл Он мне такую картинку. Бог - Творец и собственное Творение. Он не имеет никаких других ролей типа судьи, абсолюта, единства всего во вселенной или универсального разума. Всю эту хрень приписывают ему человеки от своей ограниченности и жажды низвести Бога до себя родимого. Акт божественного творения раскрывается через Взор и Замысел Бога. Сама суть Взора (да и Замысла тоже) предполагает внутреннее содержание (множественность) Творения, поэтому Взор божий дробит Творение, а значит и Взор с Замыслом на множество частей. Частицу Взора божьего мы именуем Душою, а частицу божьего Замысла – Духом (отдельной волей, идеей или намерением Бога). Вот в качестве их и представлен Бог человеку. И сидит в человеке стремление к воссоединению, к целостности, которую он пытается реализовать посредством двух вещей – любви и творчества. Первая соединяет Души, восстанавливая целостность божественного Взора. Второе через проявление все более великого духа творит все новые и новые всеобъемлющие идеи и образы, которые призваны восстановить целостность божьего Замысла. Но вот незадача, всякая любовь, концентрирующаяся на одном или нескольких людях, ограничивает связи с другими, а значит - рушит целостность. А создание одного единого образа мира всегда является лишь еще одним из множества уже существующих, и тем самым опять рушит целостность Замысла. Отсюда великое счастье и вечное страдание любви и творчества. Если с влечением Душ и любовью интуитивно более или менее что-то понятно. То с взаимоотношением Души и Духа все не столь прозрачно. Тема творчества еще ждет своей проработки и осмысления. Попробую кратко изложить свое видение. Мир не познается, мир творится. Все знания условны и относительны, в том числе и все тайные, оккультные и священные. Они лишь плод творения нашей Души и Духа, как и весь окружающий нас мир. Творчество же мною определяются как три действия: 1) Бережное отношение к созданному до нас Миру (ничего не создается на пустом месте), он является материалом для творчества, в котором уже все потенциально присутствует. 2) Открытость и чуткость Души к окружающему Миру. Только Душа способна увидеть скрытую в нем потенцию нового мира. 3) Дерзновение Духом. Следование Духу новой идеи, нового мира, которое возможно только силою веры, веры в то, чего еще нет. Примерно так.
…Просто ввиду того, что они ограничены пространством и временем духом их называть не правомерно.Т.е. Богом? Или Иисусом? Или Святым Духом? Чем неправомерно называть?
Исус в моём понимании сын божий он родился с началом времени, как и святой дух и являются взаимодополняющими воплощениями Духа-Бога в материальном мире. (как поле и материя)Т.е. Иисус и Святой Дух материальны? Но ведь они есть Дух, а значит (по-твоему) Бог. Опять каша получается. Извиняюсь конечно, но у меня складывается впечатление, что ты следуя за большинством христиан используешь все эти понятия, особенно не задумываясь об их взаимосвязи и ясности. Просто повторение каких-то словосочетаний как заклинания. (Надеюсь, ты не воспримешь эти мои слова как наезд или способ аргументации, и уж тем более как оскорбление.) И уж тем более мне хотелось бы все-таки прояснить для себя твое видение этого вопроса. Что же все-таки такое Дух? Просто ты тут сам сетовал, что, мол, мало кто интересуется этими вопросами. А в итоге вдруг выясняется, что собственно никакого Духа (не тождественного Богу) для тебя и нет.
Исходное сообщение pike Крес, теперь у тебя уже три Духа – Дух-Бог, Дух-Сын(Христос) и Святой Дух. В чем же между ними разница? Или какое между ними соотношение?Не три а один. Просто Святой дух и Сын есть проявление Бога отца в мире пространства и времени. проявления различные, но неразрывно связанные. Очевидно в тварном мире не может быть иначе отражено естество Бога.
неправомерно называть духом. т.е. нематериальнымм и вневременным реально существующим объектом. Который вне пространства-времени.…Просто ввиду того, что они ограничены пространством и временем духом их называть не правомерно.Т.е. Богом? Или Иисусом? Или Святым Духом? Чем неправомерно называть?
Они не есть дух, а есть неразрывно связанные с ним ипостаси. материальные воплощения Духа в материальном мире. Если угодно - связь миров.Исус в моём понимании сын божий он родился с началом времени, как и святой дух и являются взаимодополняющими воплощениями Духа-Бога в материальном мире. (как поле и материя)Т.е. Иисус и Святой Дух материальны? Но ведь они есть Дух, а значит (по-твоему) Бог. Опять каша получается.
Извиняюсь конечно, но у меня складывается впечатление, что ты следуя за большинством христиан используешь все эти понятия, особенно не задумываясь об их взаимосвязи и ясности. Просто повторение каких-то словосочетаний как заклинания. (Надеюсь, ты не воспримешь эти мои слова как наезд или способ аргументации, и уж тем более как оскорбление.) И уж тем более мне хотелось бы все-таки прояснить для себя твое видение этого вопроса.У меня тоже складывается впечатление. что ты хочешь услышать не то что я говорю, а то, что ты хочешь услышать, да ещё и теми словами которые хочешь услышать. Извини. но если принять непознаваемость безграничного ограниченным - отсутствие чётких определений неизбежно! Можно только выстраивать приближенные и всё одно не верные модели. по моему это очевидно.
Извини. но если принять непознаваемость безграничного ограниченным - отсутствие чётких определений неизбежно! Можно только выстраивать приближенные и всё одно не верные модели. по моему это очевидно.Так я и не пытаюсь познать Бога. Речь идет о «Святом Духе» (или не знаю, как уж его теперь называть). Вот теперь у тебя Иисус и Святой Дух «материальные воплощения Духа(Бога)». Опять непонятки. Ладно Иисус, он все ж таки человек. А вот со Святым Духом что делать? Получается, что Святой Дух это есть материальное воплощение Духа(Бога). Тавтология какая-то получается. Ах да, «они не есть дух», т.е. Святой Дух не есть дух. Объясни мне этот парадокс, пожалуйста. Что же все-таки такое Святой Дух в твоей интерпретации? То что не Бог(Дух) - согласен, а его «материальное воплощение» - ну, предположим. А суть то его в чем? Хорошо, ты считаешь, что его нельзя называть «Духом». Тогда кем? Или чем? Да пусть хоть «Бубульгумом». Ты главное, объясни мне, что ты понимаешь под этой сущностью, чем она отличается от того же Христа?