4 БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
☼ Истина страдания
☼ Истина источника страдания (причина - заблуждение). Неведение – первопричина – цепляние за наше постоянное «я».
☼ Истина пресечения страдания (убеждённость, знание того, что да, это возможно). Это возможно, так как природа сознания чиста, свободна от скверны.
☼ Истина пути - само лекарство для пресечения страдания - постижение Пустоты.
(Пустоты как отсутствия истинно существующего, самосущего бытия всех явлений).
******************
[700x525]
ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ СОКРАЩЁННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «БОЛЬШОГО РУКОВОДСТВА К ЭТАПАМ НА ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ»
Ламы Чже Цонкапы (1357-1419)
37 АСПЕКТОВ ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ дополняют общую структуру учения в том виде, как его представил Будда.
I. 4 ВИДА ВНИМАНИЯ: (1) к телу, (2) к чувствам, (3) к уму, (4) к явлениям. Внимание - виды созерцательной практики, направленные на постижение неудовлетворительности внешнего ложного мира и преходяшего, причинно-следственно обусловленного бытия, круговорота обусловленного существования, где свобода выбора отсутствует.
II. 4 ВИДА ПОЛНОГО ОТКАЗА:
(1) отказ от ранее порождённых неблагих мыслей и действий; (2) отказ от порождения ещё не рождённых неблагих мыслей и действий; (3) укрепление ранее порождённых благих мыслей и действий; (4) порождение ещё не рождённых благих мыслей и действий. По мере развития искренней решимости освободиться методом практики 4-х видов внимания начинают вести такой образ жизни, при котором отказываются от причин будущих страданий и создают причины будущего счастья.
Когда мы сможем отказаться от совершения негативных действий и от мотивирующих их отрицательных эмоций и усилить позитивные тенденции своего ума, то при очень сильной концентрации ума (иначе она не достигается) возникнут так называемые 4 вида чудесных способностей, связанные с практикой развития способности к сосредоточению. Это - 4 опоры, необходимые как предпосылка для достижений сосредоточенных состояний ума, служащих основой сверхъестественных способностей. Итак,
III. 4 ФАКТОРА ЧУДЕСНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ:
(1) устремлённость, (2) усилие, (3) намерение, (4) анализ.
IV. 5 УМЕНИЙ:
(1) уверенность, (2) радостное усилие, (3) внимательность, (4) сосредоточенность, (5) интеллект.
V. 5 СИЛ:
(1) уверенность, (2) радостное усилие, (3) внимательность, (4) сосредоточенность, (5) интеллект. (Разница между умениями и силами зависит просто от уровня мастерства, на достаточно высоком уровне умение переходит в силу).
VI. 7 ВЕТВЕЙ ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ:
(1) совершенное внимание, (2) совершенный анализ, (3) совершенное усилие, (4) совершенная радость, (5) совершенное послушание (податливость), (2√9) совершенная сосредоточенность, (7) совершенная равностность.
**********************************************
VII. БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ:
**(1) правильное воззрение,
**(2) правильное намерение,
** (3) правильная речь,
**(4) правильное действие
**(5) правильное добывание средств к существованию,
**(6) правильное усилие,
**(7) правильное внимание,
** (8) правильное сосредоточение.
***************************************
4 «печати» (аксиомы) Будды.
I.Всё составное преходяще (любые явления окружающего мира (он нереален) невечны. Механизм прекращения существования заложен в самой причине; то, что порождает - причина конца).
II. Всё загрязнённое ущербно (неудовлетворительно) (Загрязнённые явления - все вещи, события, являющиеся результатами загрязнённых действий и омрачений).
Неведение - не просто отсутствие знаний, а антитеза знанию, неверное знание, т.е. сила, активно противостоящая знанию как ложь враждебна правде.
III. Все явления пусты по сути в отношении собственного существования.
Принцип взаимозависимого происхождения.
Страдания порождаются омрачениями и загрязнёнными делами.
Причины любых омрачений - неведение, ложное понимание природы реальности, что означает не иметь твёрдой почвы под ногами.
Заблуждение воспринимает реальность пямо противоположной тому, что есть на самом деле.
IV. Сущность прекращения страданий - истинный мир. (Нирвана – истинный покой).
Даже если бы все на свете люди стали бы вашими врагами и решили напасть на вас - до тех пор, пока ваш ум обуздан и умиротворён, они не смогли бы нарушить ваш покой.
**************************
Клеши - факторы, которые, возникая в потоке психики, создают беспокойства.
Корень всех клеш - эгоцентрическое воззрение, когда происходит разделение на «Я» и «другие». От этого разделения возникает привязанность к себе и неприязнь к другим, высокомерие и проч.
Клеши бывают следующие:
1. Страсть.
2. Гнев.
3. Гордыня.
4. Неведение.
5. Сомнение.
6. Эгоцентрическое воззрение.
7. Приверженность крайностям.
8. Ослеплённость воззрениями.
9. Одержимость правилами и аскетизмом.
10. Совершенно ложное воззрение.
Причины появления клеш:
(1) Основа
(2) Воспринимаемое
(3) Мирская компания (неблагородные люди и плохие друзья)
(4) Лжеучения
(5) Привычки
(6) Неправильные установки
Как можно работать для собственного блага с целью достижения счастья и освобождения от страданий - не менее важно работать для блага других.
*********************
ПРАКТИКИ (ПАРАМИТЫ)
1. ДАЯНИЕ: даяние учения (знаний); даяние защиты; даяние вещей.
2. НРАВСТВЕННОСТЬ – это установка на отказ от причинения другим зла и его основы.
Ведь нигде пока не прекратились ловля рыбы и охота,
но как только помысел рождается всё это прекратить - возникает нравственность.
РАЗНОВИДНОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ:
1. Нравственность воздержания (избегать пригрешений)
2. Нравственность накопления добродетелей (укрепление и взращивание их; порождение ещё не зародившихся).
3. Нравственность труда на благо существ.
3. ТЕРПЕНИЕ – безответность к вреду от других,
+ смирение со страданиями в душе, незыблемая вера.
РАЗНОВИДНОСТИ ТЕРПЕНИЯ:
1. БЕЗОТВЕТНОСТЬ НА ПРИЧИНЯЕМЫЙ ВРЕД.
I. Преодоление нетерпимости ко злу, которое причиняет вредитель:
А. Преодоление нетерпимости к тому, кто чинит препятствия счастью и причиняет страдания. (Здесь 2 объяснения: что гневаться неразумно и что имеет смысл любить вредителя)
Б. Преодоление нетерпимости к действиям, препятствующим уважению и подобному, а также – к проявлению презрения и остал.
1) похвалы и подобное не являются достоинствами; 2) они ущербны; 3) следует радоваться, когда им препятствуют.
II. Преодоление досады от того, что враг благоденствует, и радости, если он бедствует.
2. БЕЗРОПОТНОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТРАДАНИЙ.
Взращивание способности терпеливо переносить страдания.
Устранение поглощающего недовольства, возникшего из-за страдания. Страдания бывают устранимые либо неустранимые. Если неустранимые – унывать не надо: уныние бесполезно, а его вред очевиден.
5 достоинств страдания: (1) достоинство побуждения к освобождению и совершенству; (2) достоинство устранения высокомерия: с приходом страдания пропадает надменность; (3) достоинство отвращения от греходеяний; (4) достоинство вдохновения к совершению благих дел: мученик желает счастья, а необходимая для него причина – совершение благодеяний; (5) достоинство порождения сострадания к окружающим существам.
Размышление о достоинствах перенесения добровольно взятых на себя тягот.
8 предметов терпения.
(1) страдания, связанные с принадлежностями (одежда, спальные принадлежности, лекарства, имущество. Не унывайте и не печальтесь, если они плохие или их мало, или другие не относятся к ним с почтением).
(2) Страдания, связанные с мирским (бедность, бесславие, хула, несчастье, старость, болезнь, смерть – 9 мирских явлений).
(3) Страдания, связанные с положениями тела (хождение, стояние, сидение, лежание).
(4) Страдания, связанные с преданностью Учению (вплоть до пребывания в уединении с правильными помыслами и совершении йоги – освоения Безмятежности и Проникновения).
(5) Страдания, проистекающие от житья подаянием.
(6) Страдания, связанные с усталостью от прилежания (изнеможение, утомление ума и тела).
(7) Страдания, связанные с трудом на благо существ.
(8) Страдания, проистекающие от повседневных дел.
3. НЕЗЫБЛЕМАЯ УБЕЖДЁННОСТЬ, ВЕРА В УЧЕНИЕ И В ...
Веру необходимо порождать.
8 предметов веры.
(1) Предмет благословления – достоинства 3-х Драгоценностей.
(2) Предмет выявления – реальность отсутствия 2-х видов самости – самосущих: I) – «я» и II) – явлений.
(3) Предмет желания – великая сила Будд и бодхисаттв; а именно, 3 силы: сила сверхъестественных способностей, сила 6 парамит и сила «вместерождённости».
(4 и 5) Предметы, которые следует принять или отбросить - благие и дурные поступки с их желанными и нежеланными результатами).
(6 и 7) Предметы культивирования – это цель достижения – Пробуждение; и средство достижения – весь Путь.
(8) Предмет постижения вследствие слушания и размышления
Способ проявления веры – ознакомившись с этими предметами, хранить безукоризненную преданность им и неустанно размышлять о них.
Практикуя каждую из разновидностей терпения, наделяем их всеми 2√9 превосходными качествами и 6 парамитами.
4. УСЕРДИЕ – энтузиазм к добродетели. Объект его – благое, а форма проявления – радость.
Для него необходимо противостоять лени - откладыванию и пристрастию к дурным занятиям.
«Нет ничего, что было бы нельзя достичь усердием великим, неустанным».
Необходимо часто размышлять о пользе усердия, т. к. если постоянно к этой мысли возвращаться, усердие зародится.
3 РАЗНОВИДНОСТИ УСЕРДИЯ:
1. «Усердие панциря». Духовный «панцирь» вдохновения:
«если бы мне пришлось достигать ... ради устранения страданий единственного живого существа ценой пребывания в аду 3 миллиарда безмерно великих периодов, и то я готов проявлять энтузиазм, ничуть не ослабляя усердия во имя ...».
Эта мысль – ПРИЧИНА проявления высших способностей, она – высшая основа успешного пополнения безмерных накоплений и очищения от омрачений и неотвратимости. Это тем самым даёт свободу, и тем быстрее тогда достигается цель. Ручеёк размывает скалы, образуя глубокое ущeлье.
А если мы хотим всё сразу через короткое время, не чувствуя никакого энтузиазма к бесконечным и трудным деяниям и длиннейшему периоду времени, то цель наша отдаляется, т. к. это – препятствие к зарождению совершенной силы.
2. Усердие в накоплении благих качеств 6 парамитах.
3. Усердие в труде на благо живых существ.
1. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ УСЕРДИЮ ФАКТОРОВ.
А. Определение препятствующих факторов: лень, пристрастие к дурному, малодушное самоуничижение.
а) отказываемся от пути, хотя сознаём, что сумеем.
Здесь 2 вида: 1) лень-откладывание и 2) поглощённость низменными, обыденными занятиями;
б) отказываемся из-за малодушия («как же я смогу это?»).
Причины возникновения лени – привязанность к безделью, к низменным удовольствиям, влечение к удовольствию сна, отсутствие разочарованности таким вот существованием обыденным.
Б. Применение метода избавления от этих факторов.
1) Преодоление лени-откладывания – созерцанием 3-х тем: моё тело недолговечно; после смерти попаду в дурную участь; снова обрести это прекрасное положение трудно, и следовательно необходимо подавить наивную надежду, что ещё есть время. Время не ждёт.
2) Преодоление пристрастия к дурным занятиям. Пустая болтовня, хохот и прочее сводят на нет огромное значение жизни и порождают множество бесчисленных страданий.
3) Преодоление малодушия или самоуничижения (они нарушают устремлённость):
а) малодушие по отношению к цели достижения. Высший авторитетный опыт говорит, что для ЛЮБОГО человека достижение цели ВОЗМОЖНО.
б) малодушие по отношению к методу достижения.
в) малодушие по отношению к местопребыванию или практике.
Малодушие ничем не поможет, лишь влечёт ещё большее малодушие.
2. СОБРАНИЕ СПОСОБСТВУЮЩИХ УСЕРДИЮ ФАКТОРОВ –
ВЗРАЩИВАНИЕ 4-Х СИЛ:
1) Силы стремления (тут ещё с оттенком веры, преданности, убеждённости, удовлетворения и почитания). Стремление – основа усердия. Его основа – постоянное культивирование убеждённости в созревании плодов (в том, что поставленная цель осуществится).
2) Силы стойкости – это неотступность, доведение до конца. Лучше не браться за дело, чем оставить его незавершённым. Сначала необходимо взвесить, сможешь ли; но начав – не отступать! Так как один единственный раз бросив начатое – затем это становится обычным делом, входит в привычку, таков опыт многих жизней. А желая исполнить до конца принятое обязательство, необходимо культивировать 3 типа гордости: а) гордость в отношении дела: «Я сделаю всё сам, один!»; «Не надеясь на других, реализую сам!»; б) гордость в отношении клеш: «Всегда презирая клеши, я буду их побеждать, а они меня никогда не одолеют!»; в) гордость в отношении своих способностей: «Я способен осуществить цель-для-себя и цель-для-других».
3) Силы радостного рвения (энтузиазма): с радостью приниматься за дело, стремясь не прерывать его. Необходимо порождать чувство ненасытности делом: «Как дети, кто увлёкся жаждой насладиться весёлым удовольствием игры, так увлекается неодолимо тем делом, что делает: ему всё мало, не нарадуется делу.» Ненасытность радостными результатами дел. Ненасытность в самих делах – их причинах. Упражняйтесь, пока не зародится такое же состояние духа, какое испытывает измученный полуденной жарой слон, входя во влекущее прелестное озеро с цветущими лотосами.
4) Силы отдыха (когда тело и ум устают, необходим отдых). Отдохнул – и сразу же за дело! Терять время глупо. Существуют 2 крайности: чрезмерное напряжение усилий и чрезмерное расслабление; необходима умеренность, подобная течению реки. Благодаря силе отдыха достигается искусность в усердствовании.
3. ПРИЛЕЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УСЕРДИЯ НА ОСНОВЕ 1. И 2.
Необходимо в каждый момент Времени постоянно решать задачу Воина: 1) остерегаться, чтобы клеши не поразили душу; 2) применяя противоядия, поражать клеши.
4. ВОСПИТАНИЕ ГОТОВНОСТИ ТЕЛА И УМА К ТРУДУ. Она воспитывается силой подчинения.
Усердие надо практиковать, наделяя его 6 превосходными качествами и соединяя с 8 парамитами.
5. ПРАКТИКА ПАРАМИТЫ МЕДИТАЦИИ.
Медитация – это благое, однонаправленное, не отклоняющееся от объекта сосредоточение мысли.
Начало освоения медитации – это размышление о пользе её осваивания и вреде неосваивания.
Разновидности медитации: (1) медитация, приносящая блаженство телу и уму в этой жизни (она порождает совершенную податливость ума и тела); (2) медитация, создающая достоинства (позволяет достичь сверхъестественных способностей, освобождений, всепроникающих сосредоточений, подавлений и других достоинств); (3) медитация, исполняющая благо существ.
Практикуя медитацию, следует наделять эти возвышенные состояния 2∙√9 превосходными качествами и соединяя с 2∙√9 парамитами.
6;ПРАКТИКА ПАРАМИТЫ МУДРОСТИ.
МУДРОСТЬ – это тщательный анализ предметов познания. (Исчерпывающий анализ и различающее постижение). Мудрость – это также познание 5-ти наук : духовной науки, логики (математики), медицины, грамматики, искусств и ремесел. И другие мудрости.
Мудрость – корень всех достоинств – видимых и скрытых. Мудрость – словно глаза для 5-ти парамит (Даянию и проч.). Мудрость создаёт особую силу.
Обладающий мудростью совмещает достоинства, кажущиеся несовместимыми.
Мудрость – знанье бытия.
3 разновидности мудрости:
1) мудрость постижения абсолютного (постижение бессамостной реальности путём абстрагирования и её постижение в прямом восприятии);
2) мудрость постижения относительного (изучение 5-ти наук)
3) мудрость постижения того, что делать для блага живых существ.
*******6 ПРЕВОСХОДНЫХ КАЧЕСТВ.
1. Превосходная опора (возможно на устремлённость)
2. Превосходный дар
3. Превосходная цель (счастье и благо всех существ)
4. Превосходное мастерство (со-знание без мыслетворения, или упрощённо понимание отсутствия самобытия явлений)
5. Превосходное посвящение (чему или Кому мы посвящаем)
6. Превосходная чистота (уничтожаются завесы клеш и неведения)
И также ещё:
(1) Незаинтересованность благами: отсутствие заботы об их обретении и непривязанность к обретенным благам, тогда становишься способным соблюдать требования практики, поэтому возможно:
(2) принятие нравственных обязательств и преданность им;
(3) непреклонное терпение страданий, причиняемых существами и неодушевлёнными предметами;
(4) неустанность, энтузиазм в любых благих делах; культивирование
(5) недискурсивности мысли в йоге Безмятежности и
(6) недискурсивности мысли в йоге Проникновения.
Эти 6 осуществляются 8 парамитами соответственно, а кроме них больше ничего не требуется.
ЦЕЛЬ – ДОСТИЧЬ СВОБОДЫ, ИЛИ ВЫСШЕГО СОСТОЯНИЯ
(жизнь в окружающей реальности подобна в огненной яме).
Единственно возможная дверь здесь – намерение или УСТРЕМЛЁННОСТЬ к Пробуждению.
Нельзя учить порочных людей этой пространной, глубокой, трудно измеримой, сокровеннейшей из сокровеннейших истине (учить можно только тех, кто развил уже в себе полную устремлённость).
Преданность своей Устремлённости – Причина освобождения.
4 условия зарождения Устремлённости: 1) от мысли (о великой силе Пробуждения);
2) от благоговения перед высшей мудростью; 3) во имя поиска Знания с целью уменьшения страданий существ; 4) от осознания трудности её порождения.
4 причины зарождения Устремлённости: 1) от благородного происхождения;
2) помощь Благого Друга; 3) сострадание к существам; 4) неунывание из-за трудностей.
Зарождение Устремлённости от 4-х сил: 1) личной силы; 2) силы других (вдохновлённой); 3) силы причины практики в прошлых жизнях; 4) силы подготовки в этой жизни.
Совершенство рождается из:
(7) Устремлённость к Пробуждению; эта Устремлённость рождается из (2√9) ответственного решения; ответственное решение – из (5) сострадания; сострадание – из (4) Любви; Любовь – из (3) благодарности; благодарность – из (2) осознания доброты; осознание доброты – из (1) осознания всех существ своими матерями.
Итак, всё начинается с Сострадания. Если душой движет великое сострадание – оно несомненно приводит к твёрдому решению о помощи всем живым существам, и достижению всего что для этого нужно (Знанию), а если сострадание слабо – оно к этому не приведёт. А других столь сильных причин в мире нет.
Есть 2 вида Устремлённости – вдохновенная и практическая. Практическая – это когда уже приняты обеты и начато накопление заслуг и прозрений.
Защита обретённой Устремлённости от нарушений
1. Заложение 4-х причин, препятствующих нарушению Устремлённости в этой жизни. (1). Практика памятования пользы Устремлённости для увеличения энтузиазма. Человек с Устремлённостью для своего мира, богов и людей становится объектом почитания; благодаря Устремлённости даже малые благодеяния приносят бесконечно большие плоды; она поддерживает мир словно земля и как отец для всех существ; такого человека постоянно охраняют вдвое больше божеств-хранителей, нежели вселенского правителя; крепкое здоровье, не испытывает усталости забывчивости подавленности; почти невозможно перерождение в дурной участи. (2) Практика порождать Устремлённость 6 раз в день ради её усиления. Не отступать от Устремлённости недостаточно; надо хотя бы 3 раза утром и 3 раза вечером её усиливать.(3) Практика отказа от оставления существ, ради блага которых была порождена Устремлённость. (4) практика накоплений заслуг и прозрений.
2. Заложение причин, препятствующих утрате Устремлённости в других рождениях.
(1) Избегание 4-х дурных факторов, приводящих Устремлённость в упадок: 1) обман руководителя наставника учителя или достойной почитания личности; 2) старание вызвать сожаление у человека с чистой совестью (умышленное провоцирование сожаления о том, что не даёт повода для сожаления); 3) говорить непочтительными или подобными словами об истинно достойных; 4) притворство и лживость в отношении с другими, отсутствие искренности. (2) Культивирование 4-х благих факторов, препятствующих упадку. 1) Полный отказ сознательно произносить лживые слова даже ради спасения жизни или в шутку; 2) безобманность, искренность и честность со всеми существами; 3) восприятие всех бодхисаттв как Вселенских Учителей и их восхваление в 4-х сторонах света; 4) помогать устремиться к совершенному Пробуждению ученикам и существам (но если в них всё же не возникнет помысел о Пробуждении – нашей вины здесь нет: они неспособны к достижению).
3. Устремлённость предшествует деяниям.
11 ВИДОВ ТРУДА ДЛЯ ДРУГИХ:
1) помогать работающим и страдающим;
2) помогать тем, кто хочет что-то сделать, но не знает, как;
3) помогать, принося пользу (напр., накормить, одеть);
4) предоставлять средства для преодоления опасностей;
5) облегчать страдания, хотя бы добрыми словами;
6) помощь тем, кому не хватает вещей;
7) предоставлять жилище, место;
8) помощь, выражающаяся в установлении дружеских отношений;
9) «действие правильного пребывания» (например, если кто-то спрашивает, как правильно действовать в отношении речи, тела и ума, его учат);
10) «пребывание в обратном» – помощь тому, кто вознамерился совершить дурное, отвратиться от этого;
11) осуществлять пользу существ с помощью риддхи – сверхъестественных способностей.