Это цитата сообщения
Avadatta_devi_dasi Оригинальное сообщениеМнимые причины радостей и бед
"Некоторые философы, отрицающие все виды двойственности, утверждают, что счастье и несчастье живого существа зависят от него самого. Другие говорят, что они зависят от высших сил, третьи утверждают, что они зависят от деятельности, а вульгарные материалисты полагают, что их первопричиной является природа. Есть и такие мыслители, которые считают, что причину страданий невозможно ни выяснить с помощью рассуждений, ни вообразить, ни выразить словами. О мудрец среди царей, составь об этом свое собственное суждение, обдумав все это и прибегнув к помощи своего разума" ("Шримад-Бхагаватам", 1.17.19-20, бык Дхарма - Махарадже Парикшиту).
Двойственность отрицают имперсоналисты. Те, кто "говорят, что счастье и несчастье зависят от высших сил" - это джйотишаки, астрологи. Те, кто "утверждают, что счастье и несчастье зависят от деятельности " - карма-мимамсаки. Локаяты (грубые материалисты) считают причиной страданий и радостей природу. Таким образом, здесь Дхарма говорит о четырех философиях - майяваде (адвайте), джйотиш-ваде, карма-мимамсе и локаяте.
Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет: адвайта опровергается доводом о том, что страдания реальны. Тарки (логики) говорят, что живое существо само является причиной страданий, но их суждения опровергаются следующим аргументом: дживатма зависима, поэтому сама по себе не в состоянии породить ни счастье, ни страдание. Мнение джйотишаков (букв. "гадалки", "некомпетентные астрологи") неверно потому, что звезды подчиняются колесу Вечного Времени. Карма-мимамсакам можно возразить, что сама по себе карма мертва, - следовательно, не может быть причиной чего бы то ни было. Философия локаятиков также несостоятельна, ибо природа тоже зависима: ей требуется жизненная энергия. Таким образом, причиной всех причин является Господь, но понять, чем Он руководствуется, бывает сложно. Важнее не понять, а принять. Когда примем - многое прояснится. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что косвенно бык-Дхарма утверждает вайшнавскую сиддханту. Он дает понять, что разобраться во всех ее тонкостях сложно, и все же она является окончательным выводом - нишчая - который отличается от всех вышеупомянутых философий.
---------------------------------------
(Из лекции Ади Пуруши Прабху по курсу "Бхакти-ваибхава", 2008 г, Днепропетровск)