• Авторизация


Учение православной церкви о Пресвятой Троице 01-03-2007 12:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Учение православной церкви о Пресвятой Троице
29.05.2004
Священник Олег Давыденков

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице - основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово "Троица" небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. 

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: "Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы".

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице "не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы."

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.


Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.

Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): "Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа".

Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию - солнце, исходящие лучи и тепло, - то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию - источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.

Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что "один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен". "И в многоцветности открывается единый лик - нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии".

Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.

Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: "Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях".

Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.


Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе "Троическое явися поклонение". Учение о Христе "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для "строгого" иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).

Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин "омоусиос" - "единосущный".

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина "омоусиос" понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия "сущности" и "ипостаси". Василий Великий определил различие между "сущностью" и, "ипостасью" как между общим и частным.

Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.

Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие "ипостась" и "лицо". "Лицо" в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

Отождествив "лицо" и "ипостась" в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - "личность". Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико- нийский называли Божественные ипостаси "способами бытия" Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.


Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.

Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): "Вначале сотворил Бог небо и землю". Глагол "бара" (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное "элогим" - во множественном, что буквально означает "боги".

Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". Слово "сотворим" стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: "И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло". "Из Нас" - тоже множественное число.

Быт. 11, 6 - 7, где речь о Вавилонском столпотворении: "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их", слово "сойдем" - во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: "Подлинно странное пустословие - утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе - это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения".

XVIII глава книги "Бытия", явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит "Иегова". Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом "Адонаи", буквально "Господь", в единственном числе.

В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.

Однако большинство отцов - святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, - считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.

Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона "Троица ветхозаветная").

Блаженный Августин ("О граде Божием", кн. 26) пишет: "Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому - исповедал Единого Бога в Трех лицах".

Указание на троичность Бога в Новом Завете - это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.

Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Здесь слово "имя" стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: "Сказал Господь "во имя", а не "во имена", потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога".

2 Кор. 13, 13: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами". Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.

1, Ин. 5, 7: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино". Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.

Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.

Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский: "Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором - как сияющее облако, осенившее апостолов".


Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?

Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.

Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.

Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.

Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца - нерожденность, у Сына - рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

LI 5.09.15
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (83): вперёд» последняя»
Humpty_Dumpty 01-03-2007-19:38 удалить
Отец Олег, кстати, - мой духовник:)
Humpty_Dumpty, Да, в общем, понятно, что ответа на этот вопрос найти ни кто не смог. Если кому-то будет интересно, у меня есть версия: что у нас есть наше человеческое тело(отец), в котором рождается разум(сын), и в этом разуме потом образуется наша душа(святой дух). Как вы считаете. И ещё, я думаю, что в вере не может быть догм, это противоестественно. Бог – это самая естественная наука, одна из первых наук, и первым учителем был Иисус.
Karmilan 02-03-2007-12:31 удалить
Исходное сообщение Humpty_Dumpty: Отец Олег, кстати, - мой духовник:)
вы в реале знакомы?:))) LI 5.09.15
Karmilan 02-03-2007-15:07 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: Humpty_Dumpty, Да, в общем, понятно, что ответа на этот вопрос найти ни кто не смог. Если кому-то будет интересно, у меня есть версия: что у нас есть наше человеческое тело(отец), в котором рождается разум(сын), и в этом разуме потом образуется наша душа(святой дух). Как вы считаете. И ещё, я думаю, что в вере не может быть догм, это противоестественно. Бог – это самая естественная наука, одна из первых наук, и первым учителем был Иисус.
Это теория... на самом деле образ и подобие в другом... То, что мы живые, разумные, чувствующие- это 1, свободные - 2, можем творить - 3. Бог Отец - это Любовь, непостижимая Личность. что пребывала до сотворения мира. Это личность, что сотворила мир. Сын - это Его выоплощение втом, мире, что был сотворён и мы его зовём материальным - это Его ипостась. Так Он выглядит, когда Он принимает облик человека. Дух Святой - это та энергия о которой я вам намекал, но вы не поняли - это то, что поддерживает жизнь во всём созданном мире, это та благая частичка, что Он от Себя вложил в мир - это ещё одна ипостась.. а Бог - Он один.... LI 5.09.15
Humpty_Dumpty 02-03-2007-23:13 удалить
Karmilan, эээ... вполне. Я не шучу.
Humpty_Dumpty 02-03-2007-23:30 удалить
Исполнитель, что касается нужности/ненужности догм... Создавались-то они не просто так, а против ересей в первую очередь. Обычный человек не может умом своим постичь Божественного, и когда начинаются попытки осмысления тех же ипостасей Бога, возникает неизбежная путаница. Один считает, что не может быть троичности, другой, что не может быть Единства. Хотя, казалось бы, вот, в Евангелии всё сказано. Ан нет, не всем дано осмыслить. Вот для этого и создаются догмы. Да и нельзя сказать, что они прям уж так "создаются" - это просто грамотное и понятное всем изложение уже существующего.
Karmilan, Да, вы правы. Но разница лишь в том, что я ищу применение Бога в своей жизни. А вы - православные христиане, видите его только в религии. А я считаю, что религия - это миф придуманный для того, чтобы привлечь внимание к Любви в общественности прошлых тысячелетий. Humpty_Dumpty, Обычный не образованный духовно человек умом постичь не может, но образованный человек сможет.
Karmilan 03-03-2007-11:44 удалить
Исходное сообщение Humpty_Dumpty: Karmilan, эээ... вполне. Я не шучу.
...и мне хотелось бы... только очень мы далеча.....:(((( В колонках играет: Enya - Shepherd Moons LI 5.09.15
Karmilan 03-03-2007-11:45 удалить
Исходное сообщение Humpty_Dumpty: Исполнитель, что касается нужности/ненужности догм... Создавались-то они не просто так, а против ересей в первую очередь. Обычный человек не может умом своим постичь Божественного, и когда начинаются попытки осмысления тех же ипостасей Бога, возникает неизбежная путаница. Один считает, что не может быть троичности, другой, что не может быть Единства. Хотя, казалось бы, вот, в Евангелии всё сказано. Ан нет, не всем дано осмыслить. Вот для этого и создаются догмы. Да и нельзя сказать, что они прям уж так "создаются" - это просто грамотное и понятное всем изложение уже существующего.
Хотел только добавить... Догма - это предание знающих - верующим. В колонках играет: Enya - Shepherd Moons LI 5.09.15
Karmilan, Не знаю, на сколько мы можем быть далеча от Библии, которая писалась про людей. -"Хотел только добавить... Догма - это предание знающих - верующим."(с) Да, но сейчас мы имеем возможность получив достойное научное образование в это не только слепо верить, но и найти в этом истинный смысл жизни и счастья на земле.
Karmilan 03-03-2007-12:41 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: Karmilan, Да, вы правы. Но разница лишь в том, что я ищу применение Бога в своей жизни. А вы - православные христиане, видите его только в религии. А я считаю, что религия - это миф придуманный для того, чтобы привлечь внимание к Любви в общественности прошлых тысячелетий.
*зевая* вы просто непобедимы в своей негибкости и самоуверенности:)))) Что вы себе знаете про нас православных христиан:))))??? "Применение Бога в жизни или 100 и 1 рецепт от Исполнителя по проведению абортов для улудшения качества жизни общества":))))))))))))))))))))) Нет, идеи - это не плохо, но всегда продолжайте искать лучше тех, что вы нашли вчера:)))))) В колонках играет: Enya - The Sun in the Stream LI 5.09.15
Karmilan 03-03-2007-12:53 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: [b]Humpty_Dumpty, Обычный не образованный духовно человек умом постичь не может, но образованный человек сможет.
Я вам даю перевод на русский с "китайского": услышать носом необразованный человек не может, а образованный может дышать ушами, слышать носом и совокупляться глазами:))))))))))))))) Мозг не орган восприятия чувств.:)))))))))))))))))))))) В колонках играет: Enya - To Go Beyond (I) LI 5.09.15
Karmilan 03-03-2007-15:06 удалить
Исполнитель, Я начал жизнь в трущобах городских И добрых слов я не слыхал. Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал. Вы, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват. За что вы бросили меня, за что Где мой очаг, где мой ночлег. Не признаёте вы моё родство, А я ваш брат, я человек. Вы вечно молитесь своим богам И ваши боги всё прощают вам. Край небоскрёбов и роскошных вилл Из окон бьёт слепящий свет. О если б мне хоть раз набраться сил, Вы дали б мне за всё ответ. Откройте двери, люди, я ваш брат, Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват. Вы знали ласку матерей родных, А я не знал, и лишь во сне В моих мечтаньях детских, золотых Мать иногда являлась мне. О, мама, если бы найти тебя, Была б не так горька моя судьба. В колонках играет: Enya - Smaointe LI 5.09.15
Karmilan 03-03-2007-15:17 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: Karmilan, Не знаю, на сколько мы можем быть далеча от Библии, которая писалась про людей. -"Хотел только добавить... Догма - это предание знающих - верующим."(с) Да, но сейчас мы имеем возможность получив достойное научное образование в это не только слепо верить, но и найти в этом истинный смысл жизни и счастья на земле.
чего вам ижелаю - хотя бы 2,5% от того смысла, что понимали писавшие:))) В колонках играет: Enya - I Want Tomorrow LI 5.09.15
Исходное сообщение Karmilan
Исходное сообщение Исполнитель: Karmilan, Да, вы правы. Но разница лишь в том, что я ищу применение Бога в своей жизни. А вы - православные христиане, видите его только в религии. А я считаю, что религия - это миф придуманный для того, чтобы привлечь внимание к Любви в общественности прошлых тысячелетий.
*зевая* вы просто непобедимы в своей негибкости и самоуверенности:)))) Что вы себе знаете про нас православных христиан:))))??? "Применение Бога в жизни или 100 и 1 рецепт от Исполнителя по проведению абортов для улудшения качества жизни общества":))))))))))))))))))))) Нет, идеи - это не плохо, но всегда продолжайте искать лучше тех, что вы нашли вчера:)))))) В колонках играет: Enya - The Sun in the Stream LI 5.09.15
1.«*зевая* вы просто непобедимы в своей негибкости и самоуверенности:))))»(с) Но, я же прав в своей жизненной позиции… - «Что вы себе знаете про нас православных христиан:))))???»(с) На сколько я сейчас понял. Знаю лишь то, что вы поклоняетесь Богу, как внеземному существу, и все святые писания рассматриваете с этой позиции. - «"Применение Бога в жизни или 100 и 1 рецепт от Исполнителя по проведению абортов для улудшения качества жизни общества":)))))))))))))))))))))»(с) Не искажайте мою мысль, я сказал, что аборты необходимы людям, потому что они не всегда могут иметь возможность воспитывать своих детей по разным на то причинам. Я всегда ищу смысл и всегда его нахожу, и не верю в догмы, я верю в любовь.
Исходное сообщение Karmilan
Исходное сообщение Исполнитель: [b]Humpty_Dumpty, Обычный не образованный духовно человек умом постичь не может, но образованный человек сможет.
Я вам даю перевод на русский с "китайского": услышать носом необразованный человек не может, а образованный может дышать ушами, слышать носом и совокупляться глазами:))))))))))))))) Мозг не орган восприятия чувств.:)))))))))))))))))))))) В колонках играет: Enya - To Go Beyond (I) LI 5.09.15
А какое вы имеете право утверждать что мозг – это не орган восприятия чувств. Вы что никогда не переживали за близких людей, ни разу не нервничали . Что вы хотите увидеть теми органами, что вы перечислили, по моему, это полнейший бред с вашей стороны.
Исходное сообщение Karmilan Исполнитель, Я начал жизнь в трущобах городских И добрых слов я не слыхал. Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал. Вы, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват. За что вы бросили меня, за что Где мой очаг, где мой ночлег. Не признаёте вы моё родство, А я ваш брат, я человек. Вы вечно молитесь своим богам И ваши боги всё прощают вам. Край небоскрёбов и роскошных вилл Из окон бьёт слепящий свет. О если б мне хоть раз набраться сил, Вы дали б мне за всё ответ. Откройте двери, люди, я ваш брат, Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват. Вы знали ласку матерей родных, А я не знал, и лишь во сне В моих мечтаньях детских, золотых Мать иногда являлась мне. О, мама, если бы найти тебя, Была б не так горька моя судьба. В колонках играет: Enya - Smaointe LI 5.09.15
Ну, и вы на такую жизнь обрекаете всех нежелательных детей и, кто из них вырастает? Или вы мне сейчас опять будете ставить в пример единичные случаи людей, которым удалось найти своё счастье в этом обществе, которое чем дальше, тем больше разлагается, по-моему вы сейчас смеётесь над собой…
Исходное сообщение Karmilan
Исходное сообщение Исполнитель: Karmilan, Не знаю, на сколько мы можем быть далеча от Библии, которая писалась про людей. -"Хотел только добавить... Догма - это предание знающих - верующим."(с) Да, но сейчас мы имеем возможность получив достойное научное образование в это не только слепо верить, но и найти в этом истинный смысл жизни и счастья на земле.
чего вам ижелаю - хотя бы 2,5% от того смысла, что понимали писавшие:))) В колонках играет: Enya - I Want Tomorrow LI 5.09.15
Писавшие это, так же как и мы все были такими же людьми, как и мы, просто, верившие в любовь к ближнему своему, как к себе самому. По этому, на самом деле, - это не так уж и не реально на самом деле понять их, как мы все себе это вообразили.
Karmilan 05-03-2007-15:43 удалить
Исходное сообщение Исполнитель:
Исходное сообщение Karmilan [QUOTE]Исходное сообщение Исполнитель: Karmilan, Да, вы правы. Но разница лишь в том, что я ищу применение Бога в своей жизни. А вы - православные христиане, видите его только в религии. А я считаю, что религия - это миф придуманный для того, чтобы привлечь внимание к Любви в общественности прошлых тысячелетий.
*зевая* вы просто непобедимы в своей негибкости и самоуверенности:)))) Что вы себе знаете про нас православных христиан:))))??? "Применение Бога в жизни или 100 и 1 рецепт от Исполнителя по проведению абортов для улудшения качества жизни общества":))))))))))))))))))))) Нет, идеи - это не плохо, но всегда продолжайте искать лучше тех, что вы нашли вчера:)))))) В колонках играет: Enya - The Sun in the Stream 1.«*зевая* вы просто непобедимы в своей негибкости и самоуверенности:))))»(с) Но, я же прав в своей жизненной позиции… 2. На сколько я сейчас понял. Знаю лишь то, что вы поклоняетесь Богу, как внеземному существу, и все святые писания рассматриваете с этой позиции. 3.....и не верю в догмы, я верю в любовь.
1. Вот когда у вас возникнет на долю секунды мысль в том, что вы фарисей (они тоже были правы ПО-ЛЮБОМУ), тогда и всё увидеть и услышать сможете... 2. С таким пониманием вам просто нечего со мной спорить - вы просто некомпетентны в духовном познании. С такой позиции - можно вам лишь спрашивать о Церкви, а не спорить о её ценностях. 3. Когда вы говорите: Любовь есть. То все идущие за вами считают это догмой. LI 5.09.15
Karmilan 05-03-2007-15:45 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] А какое вы имеете право утверждать что мозг – это не орган восприятия чувств. Вы что никогда не переживали за близких людей, ни разу не нервничали . Что вы хотите увидеть теми органами, что вы перечислили, по моему, это полнейший бред с вашей стороны.
Полнейшее право. Полнейший бред с вашей стороны приписывать мозгу чувства, потому я просто с сарказмом отнёсся к вашей позиции. Вы никогда не сможете нюхать ухом и смешно наблюдать за вашими самоуверенными поучениями. Чувства - это проявление души в материальном мире. Если бы вы хоть раз были бы вне своего тела или ЗНАЛИ любовь, то тогда бы такого не писали. LI 5.09.15
Karmilan 05-03-2007-15:51 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] Ну, и вы на такую жизнь обрекаете всех нежелательных детей и, кто из них вырастает? Или вы мне сейчас опять будете ставить в пример единичные случаи людей, которым удалось найти своё счастье в этом обществе, которое чем дальше, тем больше разлагается, по-моему вы сейчас смеётесь над собой…
Простите, но вы утомили отсутствием элементарной логики.... Мысль в том, что вы не видите в чём счастье тех или иных людей. А в песне говорится о том, что нечего по своим близирным рассуждениям лишать таких по-вашему "обделённых" людей их виденья своего счастья. LI 5.09.15
Karmilan 05-03-2007-15:55 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] Писавшие это, так же как и мы все были такими же людьми, как и мы, просто, верившие в любовь к ближнему своему, как к себе самому. По этому, на самом деле, - это не так уж и не реально на самом деле понять их, как мы все себе это вообразили.
писавшие - люди святые... а не такие же как вы... вы можете лечить силой своей любви? можете знать, что со мной случится завтра в точности? что - вам ваш бог не открыл таких секретов? вообще, простите за грубость, но вы ведёте себя крайне нагло, поскольку вы пацан с рогаткой, а спорите с такими как Василий Великий, и сколько раз выступали против того, что говорили Апостолы.... Апостолам сам Иисус дал силу... а вы знаете лучше них... заносчивость свою лечите, наглость, манию величия, гордыню, самоуверенность.. вы с ними мухи на носу не видите.. куда там Бога разглядеть.... LI 5.09.15
Исходное сообщение Karmilan
Исходное сообщение Исполнитель:
Исходное сообщение Karmilan [QUOTE]Исходное сообщение Исполнитель: Karmilan, Да, вы правы. Но разница лишь в том, что я ищу применение Бога в своей жизни. А вы - православные христиане, видите его только в религии. А я считаю, что религия - это миф придуманный для того, чтобы привлечь внимание к Любви в общественности прошлых тысячелетий.
*зевая* вы просто непобедимы в своей негибкости и самоуверенности:)))) Что вы себе знаете про нас православных христиан:))))??? "Применение Бога в жизни или 100 и 1 рецепт от Исполнителя по проведению абортов для улудшения качества жизни общества":))))))))))))))))))))) Нет, идеи - это не плохо, но всегда продолжайте искать лучше тех, что вы нашли вчера:)))))) В колонках играет: Enya - The Sun in the Stream 1.«*зевая* вы просто непобедимы в своей негибкости и самоуверенности:))))»(с) Но, я же прав в своей жизненной позиции… 2. На сколько я сейчас понял. Знаю лишь то, что вы поклоняетесь Богу, как внеземному существу, и все святые писания рассматриваете с этой позиции. 3.....и не верю в догмы, я верю в любовь.
1. Вот когда у вас возникнет на долю секунды мысль в том, что вы фарисей (они тоже были правы ПО-ЛЮБОМУ), тогда и всё увидеть и услышать сможете... 2. С таким пониманием вам просто нечего со мной спорить - вы просто некомпетентны в духовном познании. С такой позиции - можно вам лишь спрашивать о Церкви, а не спорить о её ценностях. 3. Когда вы говорите: Любовь есть. То все идущие за вами считают это догмой. LI 5.09.15
1.«Вот когда у вас возникнет на долю секунды мысль в том, что вы фарисей (они тоже были правы ПО-ЛЮБОМУ), тогда и всё увидеть и услышать сможете...»(с) Я не отрицаю вашу религию, я объясняю вам точку зрения мирян на вашу религию. И хочу вам показать что то, что все ваши догмы - это всё и есть наша самая настоящая жизнь. Ваши догмы это утверждения, что – день - белый, а ночь - чёрная. 2. «С таким пониманием вам просто нечего со мной спорить - вы просто некомпетентны в духовном познании. С такой позиции - можно вам лишь спрашивать о Церкви, а не спорить о её ценностях.»(с) Я смотрю не с точки зрения ценностей церкви и мирян, а думаю о будущем, и смотрю, что нас ждёт в будущем, каким вы видите 2100 год, сколько людей по вашему будут верить в Бога, если церковь об этом не будет учить в обязательном порядке. 3. «Когда вы говорите: Любовь есть. То все идущие за вами считают это догмой.»(с) Нет, я не хочу чтобы люди видели любовь как в догму. Я хочу, чтобы они в неё верили и осознавали её в полной мере, во всей её необъятности, и жили этим. Ведь вы же верите в любовь? И вы не видите перед собой ничего общего между Богом и Любовью. Бог снисходит к нам в виде любви. Любовь – это и есть Бог. Он всегда с нами, но в наших душах всё меньше для него места, из-за того, что люди перестают верить в неё и не замечают её. Они верят только в любовь к противоположному полу, и уже начинают забывать о любви к ближнему. Это очень плохо, со временем люди забудут и про ту любовь, что ещё осталась в нашей Вере передающейся из поколения в поколение. Наука сейчас отрицает Любовь и Веру, они рассматривают всё с материальной позиции, и не воспитывают её в людях, а утверждают, что её не существует, и это лишь вследствие выделения некоторых гормонов в нашем организме. Церковь должна учить любви к ближнему, как Иисус учил нас.
Исходное сообщение Karmilan
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] А какое вы имеете право утверждать что мозг – это не орган восприятия чувств. Вы что никогда не переживали за близких людей, ни разу не нервничали . Что вы хотите увидеть теми органами, что вы перечислили, по моему, это полнейший бред с вашей стороны.
Полнейшее право. Полнейший бред с вашей стороны приписывать мозгу чувства, потому я просто с сарказмом отнёсся к вашей позиции. Вы никогда не сможете нюхать ухом и смешно наблюдать за вашими самоуверенными поучениями. Чувства - это проявление души в материальном мире. Если бы вы хоть раз были бы вне своего тела или ЗНАЛИ любовь, то тогда бы такого не писали. LI 5.09.15
Я не приписываю мозгу чувства, вы опять всё перекручиваете. Чувства – это ощущение нами окружающего мира, а не как вы написали проявление души. Вы опять заблуждаетесь.
Исходное сообщение Karmilan
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] Ну, и вы на такую жизнь обрекаете всех нежелательных детей и, кто из них вырастает? Или вы мне сейчас опять будете ставить в пример единичные случаи людей, которым удалось найти своё счастье в этом обществе, которое чем дальше, тем больше разлагается, по-моему вы сейчас смеётесь над собой…
Простите, но вы утомили отсутствием элементарной логики.... Мысль в том, что вы не видите в чём счастье тех или иных людей. А в песне говорится о том, что нечего по своим близирным рассуждениям лишать таких по-вашему "обделённых" людей их виденья своего счастья. LI 5.09.15
Дело в том, что счастливы все люди одинаково, а вот несчастны по-разному. Когда человек счастлив: он радуется и сияет от счастья, а когда несчастен, с ним может быть всё, начиная от депрессии и заканчивая безразличием ко всему окружающему миру, с дальнейшим мщением этому миру за его жестокость, которую этот человек познал.
Karmilan 05-03-2007-17:21 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] 1.«Вот когда у вас возникнет на долю секунды мысль в том, что вы фарисей (они тоже были правы ПО-ЛЮБОМУ), тогда и всё увидеть и услышать сможете...»(с) Я не отрицаю вашу религию, я объясняю вам точку зрения мирян на вашу религию. И хочу вам показать что то, что все ваши догмы - это всё и есть наша самая настоящая жизнь. Ваши догмы это утверждения, что – день - белый, а ночь - чёрная. 2. «С таким пониманием вам просто нечего со мной спорить - вы просто некомпетентны в духовном познании. С такой позиции - можно вам лишь спрашивать о Церкви, а не спорить о её ценностях.»(с) Я смотрю не с точки зрения ценностей церкви и мирян, а думаю о будущем, и смотрю, что нас ждёт в будущем, каким вы видите 2100 год, сколько людей по вашему будут верить в Бога, если церковь об этом не будет учить в обязательном порядке. 3. «Когда вы говорите: Любовь есть. То все идущие за вами считают это догмой.»(с) Нет, я не хочу чтобы люди видели любовь как в догму. Я хочу, чтобы они в неё верили и осознавали её в полной мере, во всей её необъятности, и жили этим. Ведь вы же верите в любовь? И вы не видите перед собой ничего общего между Богом и Любовью. Бог снисходит к нам в виде любви. Любовь – это и есть Бог. Он всегда с нами, но в наших душах всё меньше для него места, из-за того, что люди перестают верить в неё и не замечают её. Они верят только в любовь к противоположному полу, и уже начинают забывать о любви к ближнему. Это очень плохо, со временем люди забудут и про ту любовь, что ещё осталась в нашей Вере передающейся из поколения в поколение. Наука сейчас отрицает Любовь и Веру, они рассматривают всё с материальной позиции, и не воспитывают её в людях, а утверждают, что её не существует, и это лишь вследствие выделения некоторых гормонов в нашем организме. Церковь должна учить любви к ближнему, как Иисус учил нас.
1. Плохо, что многие так думают - лучше бы познавали... 2. Всё меньше и меньше будет людей преданных Богу. "Верить" будут многие. Всё больше и больше появиться "новых" трактовок и "истинных" пониманий и самойй веры и любви. 3. Это будет всегда догмой для тех людей, что вам поверят. Когда они впоследствии УЗНАЮТ любовь -это будет не догма, а знание. LI 5.09.15
Karmilan 05-03-2007-17:25 удалить
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] Я не приписываю мозгу чувства, вы опять всё перекручиваете. Чувства – это ощущение нами окружающего мира, а не как вы написали проявление души. Вы опять заблуждаетесь.
чувства - это проявление души. Чувства - это не мозг ни нейроны ничто из этого. LI 5.09.15
Karmilan 05-03-2007-17:26 удалить
Исходное сообщение Исполнитель:
Исходное сообщение Karmilan [QUOTE]Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] Ну, и вы на такую жизнь обрекаете всех нежелательных детей и, кто из них вырастает? Или вы мне сейчас опять будете ставить в пример единичные случаи людей, которым удалось найти своё счастье в этом обществе, которое чем дальше, тем больше разлагается, по-моему вы сейчас смеётесь над собой…
Простите, но вы утомили отсутствием элементарной логики.... Мысль в том, что вы не видите в чём счастье тех или иных людей. А в песне говорится о том, что нечего по своим близирным рассуждениям лишать таких по-вашему "обделённых" людей их виденья своего счастья. Дело в том, что счастливы все люди одинаково, а вот несчастны по-разному. Когда человек счастлив: он радуется и сияет от счастья, а когда несчастен, с ним может быть всё, начиная от депрессии и заканчивая безразличием ко всему окружающему миру, с дальнейшим мщением этому миру за его жестокость, которую этот человек познал.
вы забыли с чего начали.... мы гвоорили про то, что исходя из ваших идей, человек это написавший был бы убит в утробе матери.... LI 5.09.15
Исходное сообщение Karmilan
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] Писавшие это, так же как и мы все были такими же людьми, как и мы, просто, верившие в любовь к ближнему своему, как к себе самому. По этому, на самом деле, - это не так уж и не реально на самом деле понять их, как мы все себе это вообразили.
писавшие - люди святые... а не такие же как вы... вы можете лечить силой своей любви? можете знать, что со мной случится завтра в точности? что - вам ваш бог не открыл таких секретов? вообще, простите за грубость, но вы ведёте себя крайне нагло, поскольку вы пацан с рогаткой, а спорите с такими как Василий Великий, и сколько раз выступали против того, что говорили Апостолы.... Апостолам сам Иисус дал силу... а вы знаете лучше них... заносчивость свою лечите, наглость, манию величия, гордыню, самоуверенность.. вы с ними мухи на носу не видите.. куда там Бога разглядеть.... LI 5.09.15
Я могу попытаться вылечить человека, если это в моих возможностях, и мне позволит это осуществить моё научное образование, вообще это в компетенции медработников. В святых писаниях, я думаю, писалось именно об этом, там не писалось, что святые люди не знали медицину, и не могли придать этому немного пафоса, ведь это истинная правда. Наверное, святые люди, писавшие святые писания могли иногда описывать свои чувства, а не материальный мир, которые они ощущали, полюбив нас и этот мир, не всегда, возможно, надо воспринимать их писания буквально. Я могу сказать, что если наше общество и дальше будет продолжать морально разлагаться, и нас ни кто не будет учить любви к ближнему своему, то завтра однажды не наступит. Люди рождаются все равными и апостолы и мы с вами, и сильнее из нас те, кто больше из нас прав. Я не противоречу и ни с кем не спорю, я показываю вам применение ваших знаний, потому что вы зацыкливаетесь на истине и не видите её предназначения. Вся сила этой истины дана людям для того, чтобы использовать её на благо всех людей, а не просто для того, чтобы её догматизировать и поклоняться ей.
Исходное сообщение Karmilan
Исходное сообщение Исполнитель: [QUOTE][i] 1.«Вот когда у вас возникнет на долю секунды мысль в том, что вы фарисей (они тоже были правы ПО-ЛЮБОМУ), тогда и всё увидеть и услышать сможете...»(с) Я не отрицаю вашу религию, я объясняю вам точку зрения мирян на вашу религию. И хочу вам показать что то, что все ваши догмы - это всё и есть наша самая настоящая жизнь. Ваши догмы это утверждения, что – день - белый, а ночь - чёрная. 2. «С таким пониманием вам просто нечего со мной спорить - вы просто некомпетентны в духовном познании. С такой позиции - можно вам лишь спрашивать о Церкви, а не спорить о её ценностях.»(с) Я смотрю не с точки зрения ценностей церкви и мирян, а думаю о будущем, и смотрю, что нас ждёт в будущем, каким вы видите 2100 год, сколько людей по вашему будут верить в Бога, если церковь об этом не будет учить в обязательном порядке. 3. «Когда вы говорите: Любовь есть. То все идущие за вами считают это догмой.»(с) Нет, я не хочу чтобы люди видели любовь как в догму. Я хочу, чтобы они в неё верили и осознавали её в полной мере, во всей её необъятности, и жили этим. Ведь вы же верите в любовь? И вы не видите перед собой ничего общего между Богом и Любовью. Бог снисходит к нам в виде любви. Любовь – это и есть Бог. Он всегда с нами, но в наших душах всё меньше для него места, из-за того, что люди перестают верить в неё и не замечают её. Они верят только в любовь к противоположному полу, и уже начинают забывать о любви к ближнему. Это очень плохо, со временем люди забудут и про ту любовь, что ещё осталась в нашей Вере передающейся из поколения в поколение. Наука сейчас отрицает Любовь и Веру, они рассматривают всё с материальной позиции, и не воспитывают её в людях, а утверждают, что её не существует, и это лишь вследствие выделения некоторых гормонов в нашем организме. Церковь должна учить любви к ближнему, как Иисус учил нас.
1. Плохо, что многие так думают - лучше бы познавали... 2. Всё меньше и меньше будет людей преданных Богу. "Верить" будут многие. Всё больше и больше появиться "новых" трактовок и "истинных" пониманий и самойй веры и любви. 3. Это будет всегда догмой для тех людей, что вам поверят. Когда они впоследствии УЗНАЮТ любовь -это будет не догма, а знание. LI 5.09.15
1.«Плохо, что многие так думают - лучше бы познавали...»(с) Вы опять заблуждаетесь. Невозможно понять, что день – белый, это можно только ощутить… 2. «Всё меньше и меньше будет людей преданных Богу. "Верить" будут многие. Всё больше и больше появиться "новых" трактовок и "истинных" пониманий и самой веры и любви.»(с) Да, людей верящих в любовь к ближнему будет всё меньше в этом я с вами согласен. Верить будут люди, конечно… но верить люди будут в материальные ценности, а не в духовные, даже сейчас в слова уже почти ни кто не верит… Задумайтесь о разнице веры в любовь к ближнему своему и о вере в научный факт… Неужели вы считаете, что если человека не учить любви к ближнему, то он будет любить ближнего своего… Нет, трактовать веру никто по-другому не станет, её просто забудут, как и всю историю в истории развития человечества, все думают только о развитии человечества. Люди забудут Бога, как и всех остальных Богов, ему не останется места в этом материальном мире. И тогда человек останется во власти «развития технологического прогресса». Заметьте разницу между двумя выражениями: «жизнь человека» и «развитие технологического прогресса». Нас порабощает эта большая сила стремления людей к науке любой ценой, даже когда это не имеет благой цели для человечества. Нас поработит не «Технический прогресс» а «Развитие технологического прогресса». Оно поглотит всё наше внимание, и человек станет рабом этого развития. Этого не должно случиться. Человек должен жить для того, чтобы радоваться жизни, а без веры в любовь люди потеряют это чувство – чувство любви. Той любви, которой учил нас Иисус. 3. «Это будет всегда догмой для тех людей, что вам поверят. Когда они впоследствии УЗНАЮТ любовь -это будет не догма, а знание.»(с) Вы же верите в любовь, почему вы говорите, что это может быть догмой. Неужели вы не видите ничего общего между любовью к ближнему и Богом… Знания о Боге, - это и есть знания о любви.


Комментарии (83): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Учение православной церкви о Пресвятой Троице | Karmilan - Karmilan's soul fire | Лента друзей Karmilan / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»