• Авторизация


Экономика - что это такое? 08-11-2008 14:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Понять, что такое экономика, я пытался ещё в начале 90-х годов. Тогда, с развалом старой системы, бурно начали воспринимать всё западное, в том числе и западное понимание экономики, появилась масса экономической литературы, которую народ взахлёб читал аки детективные романы, и я в этот процесс оказался втянутым тоже. Купил несколько учебников по экономике (из тех, что были признаны как лучшие), начал осваивать.

И знаете ли, довольно быстро оно меня начало смущать – то, что было там изложено. Нет, прямых претензий к нему предъявить нельзя было, но какое-то оно было зачастую неоднозначное, вызывало недоумение – «а почему, собственно, именно так?», смущало специфичностью терминологии, в которую вкладывались понятия несколько скользкие, словно нарочито перетолкованные для их не совсем обычного понимания.

Я бы, может, и продолжал во всё это вникать, но неожиданно всё понял. Во всяком случае, на тот период мне этого понимания оказалось достаточно.

Понять, что такое экономика, мне помог пан Ющенко. Дело было так. Тогда бушевала гиперинфляция, и большинство руководителей предприятий под разными предлогами специально задерживали выплату зарплат, чтобы прокрутить эти деньги в каких-либо финансовых операциях, пока эти деньги хоть чего-то стоили, а потом уже выдавали обесценившиеся деньги в виде зарплат многомесячной давности. Формально закона эти руководители не нарушали, но люди вместо зарплат (росших тогда следом за инфляцией) получали, по сути, воспоминания о прошлых зарплатах, а не реальные деньги. Ющенко был тогда главой нацбанка, и какое-то они там издали постановление (кажется, речь шла о штрафных санкциях), в результате которого руководителям предприятий стало невыгодно задерживать выплату зарплат. Проблема исчезла. И пан Ющенко высказался тогда в таком стиле: вот как мы чисто экономическими методами, без каких-либо специальных законов, изменили ситуацию – и, ай-да мы, экономисты, и вот что значит наука экономика.

Это его высказывание меня сильно тогда зацепило. Да при чём здесь экономика, когда речь следует вести банально о подборе кадров? Суть-то проблемы в том, что в позднее советское время в руководители повыбивались сплошь вот такие мерзавцы, которые, пользуясь возникшими в стране сложностями, тут же начали топтаться по людям в своих шкурных интересах, и по людям, и по стране в целом, а не в том, чтобы искать на этих мерзавцев рычаги влияния через их выгоды. Дело в том, что к управлению людьми в принципе нельзя допускать негодяев, а не в том, чтобы этим негодяям было невыгодно по людям топтаться. Здесь подменяется непосредственное, первичное понимание взаимоотношений между людьми в обществе вторичными методами регуляций таких отношений – и в результате суть дела затушёвывается в интересах этих же негодяев.

Иными словами, дело не в том, чтобы были и волки сыты, и овцы относительно целы, дело в том, что овец в принципе не должна пасти стая волков, для этого нужен пастырь, а не волки, на которых экономисты набросили овечьи шкуры для успокоения овечьего стада.

Далее, рассуждал я уже в критичном настрое, вот, например, сами экономисты говорят: экономика это наполовину психология, а также, экономика это наполовину социология, а также, экономика это наполовину наука пиара, а также… Стоп-стоп-стоп, да мы уже в минуса залезли, а где же, собственно, экономика? Давайте тогда непосредственно и говорить о психологии, о социологии, об умении подать себя обществу, о том же подборе кадров, и о многих вещах ещё, которыми экономика оперирует в своих интересах. Но что тогда останется от самой экономики? Бухгалтерские расчёты? Вот о них и давайте будем говорить. И для этого есть своя наука – бухгалтерское дело. Да, ещё, пожалуй, можно говорить о финансах с кредитами. Ну, так и для этого есть своя наука – банковское дело. А где же тогда сама экономика? Нигде. От неё остаётся пустое место. Так существует ли вообще такая наука, как экономика? Или есть только фикция, которая хитро надумана кем-то в своих хитрых интересах?

Лично меня тогда вполне успокоила мысль, что такой науки, как экономика, нет вообще, а если что-то там и есть, то это скорей псевдонаука, чем наука. И, наверное, я был не прав в своём радикализме. Но давайте мы всё же присмотримся посторонним трезвым взглядом к этой, с позволения сказать, науке. Она действительно смущает.

А в первую очередь смущают сами экономисты. Прислушайтесь, как они говорят. Серьёзные люди, доктора экономических наук, академики экономических дел – но один говорит в одну сторону, другой в прямо противоположную, и каждый говорит вроде аргументировано, вроде доказательно… а практика оказывается вообще какой-либо совершенно иной, к их рассуждениям отношения не имеющей. Это наука?

А главное (главнейшее!!!), насколько честно они говорят. Послушаешь их диспуты, в которых они раскритиковывают друг друга – и действительно, сплошные подтасовки. Нет, не подтасовки самих данных, числовых результатов, а подтасовки смысла этих результатов, неправомерное применение этих результатов в своих рассуждениях, беззастенчивая и недобросовестная спекуляция этими результатами. Они что, не знают, что они делают? Напротив, прекрасно знают! И делают. Даже тогда, когда делать это было бы нежелательно, потому что тут же изобличат. А делают это по той банальной причине, что привыкли так делать. Они экономисты и варятся в соку той науки, где такая нечистоплотность, такая игра с подменой понятий является нормой. Так что же это за наука такая?

Понимаете ли, если бы так вёл себя физик-химик-математик-биолог, то это вызвало бы шок во всей их среде. Его тут же заклеймили бы и не допустили бы более ни к каким исследованиям, и даже дружно ополчились бы на любые его прилюдные рассуждения как представителя своей науки. Для своей среды он стал бы изгоем. А здесь – как так и надо. И сплошь. Такая наука.

Наука такая, потому что это заложено в самой основе этой науки. Она изначально так разрабатывалась, с таким понятийным аппаратом, чтобы всё это было неоднозначно и могло применяться и так, и этак. У истоков современной западной экономики находятся преимущественно иудейские разработки (корректней даже сказать, иудейско-масонские разработки), в которые изначально заложены смысловые перевёртыши, поверхностные понятия с ускользающим от понимания их внутренним смыслом, понятийная спекулятивность. Для людей обыденного уровня там вроде всё как так и надо, только вот где-то местами чуть-чуть непонятно, ну, да ладно, в целом вроде понятно – и ничего не смущает. А людей, видящих дальше, уже начинает смущать. Хотя так просто не подкопаешься. Надо тратить годы жизни на проникновение во всю эту хитрую систему, а потом уже что-то изобличать – но много ли будет с этого толку на фоне общего шума, когда они, вон, только и делают, что изобличают друг друга? Изобличают и тут же сами без зазрения совести пользуются подобными же спекуляциями в каких-то своих интересах.

По многим признакам создаётся впечатление, что современная экономика является не столько наукой, сколько чародейской системой, направленной на очаровывание подавшегося в экономику народа. И за этой системой кто-то стоит, кто её использует несколько иначе.

А потом мы всё делаем вроде правильно, но у нас получается не совсем то, что надо бы, а Запад делает не совсем то, что надо бы, а получается правильно.

И кто-то из нас процветает. Кто бы это? Тот, кто изучает «лучшие учебники по экономике», или тот, кто изучает плохие книги по кабалистике?

Быть может, я не совсем прав, мне бы даже хотелось верить, что я не прав, тем более что я не экономист, я только со стороны присматриваюсь – но я что-то знаю про эту жизнь и меня что-то смущает. И я до сих пор не могу понять: экономика – это что?

Но чем бы она ни была, по крайней мере, такое её видение имеет смысл обсудить, потому что смущает эта наука вряд ли только одного меня.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (27): вперёд»
cergey_cirin 08-11-2008-15:18 удалить
Во всех переводных учебниках по экономике прямо написано что экономическая теория пока не имеет достаточного научного обоснования. Все эти учебники основаны на идеологиях консерватизма и либерализма. Создание настоящей научно обоснованной экономической теории будет возможно в будущем, видимо только с созданием современной научно обоснованной философии, переходящей в научную идеологию, так как сейчас и эта наука не имеет достаточного научного обоснования.
olfedorov 08-11-2008-17:02 удалить
Ответ на комментарий cergey_cirin # Иными словами, мы сидим в глубокой... этой самой. Хотя бы уже потому, что как-то трудно представить себе единую научно обоснованную философию.
Многим, кстати, видится, что с развитием научной обоснованности философия просто растворится, уйдёт в конкретные научно обоснованные области знаний (быть может, в психологию, в первую очередь). Не знаю, так ли это, но, в принципе, какой-то процесс в эту сторону просматривается. Быть может, что-то подобное будет и с экономикой? И останутся, действительно, только бухгалтерские расчёты - экономика в чистом виде.
Да, и что при таком сравнении должно остаться от самой философии? Бухгалтерия философии?
08-11-2008-19:21 удалить
В колонках играет - Govi - Spirit Rider (bee.fm (Lotos-New-Age-vol-1))
Исходное сообщение olfedorov:
И останутся, действительно, только бухгалтерские расчёты - экономика в чистом виде.

olfedorov, с большим основанием вы могли бы назвать их налогообложением в чистом виде, поскольку без налогов они и вовсе не нужны (настоящие экономисты в целях минимизации издержек и увеличения прибыли ведут расчёты не в связи со счетами, а в связи с реальными коммерческими процессами в их временном и денежном выражении, а это совсем не бухгалтерия).
08-11-2008-20:12 удалить
Экономика - наука, опирающаяся на закономерности, т.е. не гарантирует 100% точности своих предвидений не только в связи ограничениями в точности сбора исходных данных (как физика), но и в связи с производным и тотально динамичным характером изучаемых ею явлений (так, электрический заряд протона, к примеру, всегда одинаков; в то время как "спрос" изменчив и более того - изменчив не только количественно, но и качественно (т.к. меняются потребности и ценности людей, формирующие спрос)), стало быть, экономика вынуждена абстрагироваться от некоторых внешних ей обстоятельств, влияющих на изучаемые ею показатели.
Точным экономическим языком не опишешь феномен прямой зависимости спроса от цены, связанный с переносом товара в другую группу престижности, как то имело место быть, к примеру, в случае с пивом (повысили цену на 1 доллар - и пиво стали покупать больше, причём количественно больше; к сожалению, не помню сейчас ссылку на подробное изложение, но случай не единичен).

Экономика всё же научна хотя бы в общих своих чертах, т.к. к большинству товаров всё же применим закон обратной зависимости спроса и предложения, экономика даже пытается как-то классифицировать эластичность этой зависимости. А, к примеру, эффект уменьшения средних издержек при росте производства (эффект масштаба) - тоже явление вполне устойчивое, т.к. не зря издержки классифицируются на постоянные и временные, плюс к тому большими партиями часто можно закупить сырьё дешевле (на единицу сырья), чем малыми.
Экономика, таким образом, опирается на статистику и выводит из неё закономерности и классификации, в их взаимосвязи, и применяет ко всему этому математический аппарат, что позволяет сделать не всегда очевидные (и не 100% точные) выводы, в т.ч. практического толка. Ну а про игру смыслами терминов - это уж ближе к демагогии, которая неизбежно есть в любой гуманитарной науке, затрагивающей своими описаниями общество. А учёные - те же люди, и потому способны нарушать принцип Юма (выводить из суждений о факте ценностные/долженствующие суждения, что является совершенно необоснованным в силу различности логических связок).
olfedorov 08-11-2008-21:26 удалить
Ответ на комментарий # Да, пожалуй. Но я всё же немножко о другом. Для того, чтобы понять, о чём, надо хотя бы прислушаться к тому, на каком уровне иносказательности говорят между собой некоторые евреи.
Димтри 08-11-2008-21:58 удалить
Возможно, я дилетант, но для меня экономика - Это Капитал Маркса. Всё остальное, что сверху - это подробности и спецтермины, которые призваны всё усложнить, и ни коим образом не служат поиску истины. А служат ширмой для разного рода личностей, которые в мутной воде неконкрутных определений ловят рыбку собственной выгоды.
Но меня недавно заинтересовал вопрос - а можно ли любого человека, которые ущемляет интересы других людей, причём достаточно сильно ( а любой современный бизнес без этого не обходиться ) считать порядочным и безгрешным? пусть он в свободное от работы время строит церкви, молиться, проводит в посте и покаянии - Но благодаря ему мы с вами, наши дети едим некачественную, опасную для здоровья пищу, пьём такую же воду, Облучаемся плохо сделанными приборами, недополучаем зар. плату, лишаясь возможности получить качественную медецинскую помошь и дать достойное образование детям.... Список можно продолжить, но достаточно:
Можно ли новых русских изначально отнести к порочным людям? Просто потому, что они служат сложившейся системе????
08-11-2008-22:32 удалить
В колонках играет - sny
Димтри, как убого и эклектично...
olfedorov 09-11-2008-00:02 удалить
Ответ на комментарий Димтри # Однозначно винить всех новых русских вряд ли справедливо. Среди них попадаются вполне достойные люди. И часто своим присутствием в этой среде они не дают этой среде опуститься до того уровня, который ей фольклором приписывается. Хотя в целом направление мысли правильное.
Димтри 09-11-2008-15:27 удалить
Вы признаёте, что не нарушая закона, сегодняшний безнесмен действовать не может? Просто система такая?
А теперь простейший психологический вывод - вам его подтвердит любой психиатр.
Любой человек, сознательно и постоянно нарушающий закон, в глубие души испытывает неловкость и страх по этому поводу. Что бы его заглушить, он начинает убеждать себя и окружающих в глупости закона, в его недейственности, в том, что уж его это не касаеться. Образуеться особое мышление, схожее с нацизмом:
"Мы - привилигированная каста, нам дозволенно то, что не дозволенно окружающеиу быдлу..."
Это приводит в снятию внутренних запретов и к новым нарушениям закона, более тяжким - психика вновь меняеться и т. далее.
Это как снежный ком!
Причём измениться в противоположную сторону, вновь стать честным - уже очень и очень сложно. Хорошо если удасться просто остановиться...
психология уголовников и безнесменов схожа... Только уголовников ещё сажают, поэтому у них это не так явно выраженно...

Исходное сообщение GardicoRu
Интересно мне столько народу говорит, что мои мысли убоги - а возразить никто не может...
Так кто тогда убог????
В колонках играет - sny
Димтри, как убого и эклектично...Loreleya
09-11-2008-18:01 удалить
В колонках играет - Andreas Vollenweider - Stella
Димтри,

1. Пожалуйста, возражения.

"Капитал" Маркса - не научный труд, поскольку основной его целью является не познание чего - либо, а иная (иные) практические цели (не важно, какие, главное, что не познавательные; но чтобы вы поняли, как я их понимаю - это цель убедить пролетариат и сочувствующую ему интеллигенцию в том, что в истории всегда были угнетатели и угнетаемые). Есть значительная разница между учёным и инженером или изобретателем. Первый исследует с целью получить новые истинные знания, два других же – с целью получить некие практические результаты, причем, прежде всего на основе знаний, полученных учёными. Маркс же – в лучшем случае может претендовать на роль социального инженера, т.е. у него есть своё видение правильного устройства общества, и под это видение подбираются факты и делаются выводы.

Экономика же являет собой гуманитарную науку (см. мой пост «Об экономике» выше), и в её рамках могут проводиться объективные исследования и выдвигаться не ангажированные целями классовой борьбы теории и закономерности.

Это конечно не значит, что полученные в ходе преследующих сугубо познавательные цели исследованиях знания не могут иметь практической пользы – совсем наоборот, просто расстановка приоритетов должна быть от знания к практике, а не от практики к знаниям.

В теории трудовой стоимости Маркс смешал желаемое с действительным. Действительность же такова, что:

Универсальная мера труда – утопичное понятие, труд станочника, учёного, журналиста и музыканта – совершенно различен. В чём же его измерять, в часах? За один и тот же час люди с разными способностями и целеустремлённостью к созданию продукта произведут разное количество продукта. А как вы сравните такие продукты, как пьесы Шекспира и романы Донцовой? По числу знаков? Страниц?

Факты экономической жизни постоянно опровергают такую модель стоимости, - элементарно, тот же восточный рынок, где ремесленник предлагает за одинаковый товар, на изготовление которого затратил одинаковое время, разную цену – в зависимости от своего впечатления о платёжеспособности, степени прижимистости и интереса к товару у того или иного потенциального покупателя. Не говоря уж о том, к примеру, что шоколадная, ювелирная или винная фабрика может предлагать за разные по своему позиционированию продукты в разы различные цены, хотя на единицу продукции может уходить примерно одинаковое количество трудочасов.

Что значит «сделать рабочих собственниками капитала, или основных средств производства»?

В любом случае будет один и/или несколько лиц, которые будут реально управлять предприятием, т.к. рабочим надо работать, абсурдно даже видеть в них коллективного директора, решающего каждодневные текущие и стратегические вопросы.

Может, они должны совокупно иметь 100% прибыль предприятия? Такого не было даже в СССР, а если б и было, предприятие сразу бы встало – часть прибыли надо направлять на поддержание производительности основных активов, на развитие. Рабочие же не обязаны иметь квалификацию и время для определения доли прибыли (притом, должной корректироваться в зависимости от ситуации), которая выделяется на эти цели, а не идёт им в зарплату.

Итак, любой крупный производственный комплекс неизбежно нуждается для своего не деградирующего существования в ограниченном числе управленцев.

Если же управленцы не являются собственниками, то какой стимул у них к развитию предприятия, к предложению новых товаров с лучшими характеристиками, новыми полезными свойствами (для чего надо думать – а зачем, когда есть план и от увеличения прибыли будет максимум премия, к тому же могут со временем по указанию сверху сместить с поста или назначит в другое предприятие)?

Что касается бизнесменов – напрасно вы сказали такую глупость о схожести психологии бизнесменов и уголовников.

Бизнесмен в своей психологии – прежде всего целеустремлённый человек, стремящийся обогатиться за счёт развития своего бизнеса (роста прибыли).

Уголовник же (корыстная их часть, т.к. вы наверно не о хулиганах с маньяками) – человек, стремящийся обогатиться путём преднамеренного нарушения закона в виде присвоения чужой собственности.

Почувствуйте разницу.

Естественно, как и любые социальные прослойки, эти могут пересекаться, но пересечение здесь не столь значительное, как, к примеру, с прослойкой руководящих чиновников. Просто последние притязают в основном на государственную, обезличенную собственность, складывающуюся из налогов граждан, в т.ч. бизнесменов.

2. Странно вы меня цитировали, включив в цитату свой ответ.



olfedorov 10-11-2008-11:24 удалить
Ответ на комментарий Димтри # Согласен полностью. Дело только в том, что общественные закономерности такая штука, что в них полно исключений (это объективно - мы имеем дело с живой и слишком сложной материей). Вот об исключениях я и говорил - есть немало людей в тех же бизнес-кругах достаточно развитых для того, чтобы объективно оценивать реальность вокруг и уметь себя контролировать. А общая масса их вполне подпадает под то, о чём Вы говорите.

Но, по моему мнению, здесь дело не в том, что кто-то считает себя лучше кого-то. И в самом деле, люди не равны по своему развитию и по своим способностям. Вполне объективно есть люди лучше, а есть "не так, чтобы очень". В грамотно построенных обществах древности это учитывалось и приводило к построению у них кастовой или сословной системы (кастовость это слишком жёсткий вариант, а вот сословность, существовавшая издревле на Руси, это вариант достаточно корректный). И изначально люди вполне объективно, в соответствии с уровнем своего природного развития, распределялись по сословиям более высоким (но и более ответственным) и менее высоким (но и менее ответственным).

Это копирование былых отношений и до сих пор самопроизвольно происходит, но происходит в искажённом и даже уродливом виде. Нынешние бизнесмены в массе своей просто не годятся на те более высокие роли, на которые они претендуют. Человек действительно элитного склада, по меньшей мере, не будет считать более простых людей быдлом. В нём будет сидеть не самовознесение, как у нынешних, а ответственность перед более простыми людьми (которая, кстати, и не будет позволять ему воровать).

Я так думаю, что к построению общества на объективных сословных принципах мы рано или поздно вернёмся. Мы вынуждены будем к этому прийти. И нынешние чванящиеся хапуги окажутся там далеко не на самом верху.
olfedorov 10-11-2008-11:55 удалить
Ответ на комментарий # По поводу Маркса очень хорошо сказано - приятно было почитать. Но, тем не менее, рабочие вполне могли бы быть собственниками капитала. Просто наши "марксисты" по Марксу ничего и не строили, это было не следование Марксу, а спекуляция Марксом в каких-то совсем других интересах. Сам Маркс, кажется, говорил, что его социальные идеи могут утвердиться только на Западе, но никак не в России - Россия до этого ещё не созрела. Вот эта незрелость и показала себя. И отшибла у Запада желание этим идеям следовать.

Случаев, когда управленцы не являются собственниками, полно у тех же капиталистов - владелец капитала нанимает управленцев и, не вникая особо во все их дела, смотрит на результаты их управления, и если не понравилась их работа - до свидания. Что изменится, если капиталистом будет весь коллектив? Он должен работать - и когда ему контролировать? Так ведь само государство должно в этом помогать - иметь контролирующие органы, иметь закон о том, что часть прибыли надо направлять на поддержку и развитие предприятия (чтоб не было искушения всё проесть, а завтра будь что будет), и так далее. В принципе, такая система вполне могла бы быть работоспособной - и было бы им счастье.

Тут дело вовсе не в самоуправлении предприятий, дело в самоуправлении на уровне всей страны. Вот здесь рабочие оказаться собственниками собственной страны в принципе неспособны, не те масштабы. Масштаб определяет появление у системы новых качеств - и самоуправление в таком масштабе есть нелепость. Что показывала и прошлая советская власть, что показывает (с не меньшим успехом) и нынешняя демократия. Нужен хозяин. Царь-батюшка.

И никакой демократии.
10-11-2008-12:55 удалить
olfedorov, мне тоже было интересно вас почитать. Но есть пара уточнений/вопросов.
Те же наёмные директора получают % (я в Челнах даже видел объявление с предложением исполнительному директору 10% прибыли, помимо оклада). Только в этом случае у них есть адекватный коммерческий стимул к развитию предприятия. Что немножко портит вариант с "до свиданья", но это уже вопрос квалификации и уверенности в ней наёмного управленца.
Что касается царя. Что есть царь с точки зрения власти и политики? Носитель подавляющих по своему "весу" властных полномочий в стране. С этой, не привязанной к словесам точки зрения, Ленин и Сталин - те же цари. И вы возможно не хуже меня знаете, как "прекрасно" стране (особенно её интелектуальной элите) жилось при Сталине. Где гаранти, что с возвращением монархии подобное не повториться?

Демократия - есть признание права всего населения страны считать свою страну своей, и считать обоснованно.

Страну же, в которой я не смогу считать себя способным путём участия в выборах и референдумах на что-либо повлиять, я не стану называть своей. Разве что формально, вынужденно.
Другое дело, что вы правильно заметили о нелепости полного самоуправления в стране народом. Поэтому и должны существовать механизмы фильтрации, трансляции и обратной связи для воли народа. И по какому принципу вы предлагаете сословность, по происхождению? Это уже действительно несправедливо и убого в современном обществе, и грозит постоянным социальным напряжением; и ни один род не может гарантировать появление исключительно достойных отпрысков.
olfedorov 10-11-2008-22:55 удалить
1) "исполнительному директору 10% прибыли" - чего только не бывает, когда в стране бардак. Это явно не норма.

2) "Что есть царь с точки зрения власти и политики? Носитель подавляющих по своему "весу" властных полномочий в стране" - хотелось бы видеть более взвешенную точку зрения. А почему не гарант стабильности и порядка? А почему не хозяин, не позволяющий болтаться всему вкривь и вкось? А почему не оплот справедливости и законности? А почему... и так далее. Было б желание - увидеть всё это так несложно, тем более что оно соответствует действительности.

3) "Ленин и Сталин - те же цари." Это не так - они диктаторы, а не цари. Вопрос монархической власти это вопрос признания существования Бога. Если человек атеист, то для него это всё монархическое - "чушь собачья", и он будет ратовать за демократию, за возможность выбирать и за всю эту демократическую трескотню, явно не замечая того, что это всё фикция, иллюзия, что на самом деле всё там, у этих демократов действует по совершенно другим законам, хорошо зримым для кого-то, но совершенно не видимым ему, атеисту. Что-то его ослепляет.
Если же человек признаёт существование Высшего начала, то он довольно быстро приходит к той точке зрения, что власть может быть представительством этого Высшего начала, его проявлением в обществе, или наоборот, представительством кого-то, в ком Высшее начало отсутствует. В первом случае говорят о власти от Бога, во втором случае говорят о власти от дьявола. Монархическая власть всегда считалась властью от Бога (а зачастую таковой и была на самом деле). Быть монархом мог далеко не каждый, для этого надо было иметь в себе особые качества, позволявшие находиться в более тесной связи с Богом, чем обычные люди. Эти качества закладывались в родовом духе и переходили по наследству (так же, как многие другие качества у многих других людей). К монархическому управлению нужна была родовая предрасположенность.
Люди это издревле понимали, и особо следили за тем, чтобы ими управлял не просто кто-то, а именно представитель монархического рода. А Вы говорите: Ленин, Сталин - те же цари. Для понимающего человека - это нонсенс.

3) Тут, понимаете-ли, вопрос не столько веры, сколько мировосприятия. Если человек не атеист, если он признаёт, что "нечто вокруг нас, безусловно, есть", то он рано или поздно приходит к такому мировоззрению и мироощущению. Это может начинаться с самых простых вещей, с простого бытового уровня:
- чёрная кошка дорогу перебежала, значит, плохой знак (и спасибо ей за предостережение), а беременная кошка перешла дорогу, значит, добрый знак
- ворона три раза каркнула - тоже плохой знак, сорока затрещала - знак хороший,
- души умерших как-то с нами взаимодействуют, и есть на это масса и знаков, и предостережений, и правил про хорошо и плохо, и как надо себя вести, чтобы их не обидеть, а когда лучше о них вспомнить, чтобы они обрадовались,
- природа вокруг живая, и с ней можно как-то общаться и получать от неё благо и защиту, если чувствовать себя с ней заодно,
- и так далее, так далее, так далее.
У неатеиста возникает особое мировосприятие и это не набор заблуждений, это более глубокое видение мира, более объёмное его видение. А дальше всё зависит от способности познать и осмыслить вещи всё более широкие, более обобщённые: и про Природу как живое начало, и про одухотворённые связи Природы и всего общества, и про благотворное воздействие Природы на общество посредством подготовки Природой особых людей, которых она же приводит к управлению обществами.
И по мере прихода к человеку всего этого, по мере осмысления всего этого он приходит к обычной классике, которая давно уже и осмысливалась, и отрабатывалась в более глубоких формах эзотерического взаимодействия с миром. Он приходит к классическому более объёмному мировосприятию.
В отличие от такого мировосприятия видение мира атеистами сужено, куцо, обеднено. Они чувствуют, что им чего-то не хватает, и начинают говорить о том, что им не хватает свободы (всё правильно, но они сами не понимают, какой именно свободы им не хватает), что им не хватает возможности выбора (но упорно не понимают, какой выбор они реально могут делать, а какой выбор есть всего лишь фикция), и вообще варятся в соку своих иллюзий, упорно не видя эту расширенную реальность. Это ментально стреноженные скакуны. Со всеми иллюзиями и комплексами такой вот стреноженности.
Поэтому и говорить-то всерьёз, на равных с такими людьми не получается. Им бесконечно можно пытаться что-то разъяснять, но это будут для них несуществующие вещи, "иллюзии незрелых умов", и они упорно будут ратовать за возможность свободного выбора путем голосования многомиллионных масс, упорно не видя, что же на самом деле иллюзией является.
13-11-2008-12:40 удалить
и вообще варятся в соку своих иллюзий, упорно не видя эту расширенную реальность.

Зачем? Должен ли человек принимать на веру все идеи о сверхестественном? Если да, - то это и вовсе невозможно (все идеи он в себя не вберёт, от анимизма каких-нибудь тумбы-юмбы до буддийских сутр, суфийских трактатов и рассужденийй Николая Куазанского), да к тому же почти к каждой можно найти противоречящую ей точку зрения на сверхествественное.
Если нет, то каковы критерии отбора? "Папа с мамой учили", "это модно", "нам (евреям, русским, татарам, англичанам) положенно в это верить", "это выгодно (например, монархии - поддерживать версию божественности монархии)", или какие?
olfedorov 13-11-2008-19:14 удалить
Ответ на комментарий # Я, в общем-то, говорю не о вере, я говорю о видении, об осознании мира как более глубокого, ёмкого образования, чем то, что открывается нам в непосредственных чувствах. Это видение в основе своей у всех народов и во все времена одно и то же, разными бывают домысливания от неспособности видеть достаточно полно. Просто дело в том, что люди видят эту расширенную реальность с некоторыми затруднениями, кто-то видит лучше, кто-то не видит вообще, многие просто предчувствуют и где-то что -то улавливают - поэтому возникает масса толков, суждений, верований. Но есть много суждений правильных, пересекающихся, повторяющих друг друга, дополняющих друг друга у разных народов и в разные времена. Суждения о монархии как о правлении Сынов Божиих, находящихся в более тесной связи с Высшим и видящих эту расширенную реальность глубже, чем другие люди, относятся к таким суждениям, общим повсюду (кроме смутных времён духовного упадка, когда люди слепнут, впадают в атеизм, устраивают демократии и упорно не видят, отчего идут их беды).

А с карикатурой я согласен, по смыслу своему неплохая карикатура.
13-11-2008-20:30 удалить
Суждения о монархии как о правлении Сынов Божиих, находящихся в более тесной связи с Высшим и видящих эту расширенную реальность глубже, чем другие люди, относятся к таким суждениям, общим повсюду

Этои суждения навязывались государственной идеологией, пропаганду придумали задлго до Геббельса.
Рука руку моет, когда считали власть божественной (отмечу - официально, т.е. верные служки правящего режима), - всегда была взаимная поддержка церкви и власти.
С какой стати кучка людей, чье порой единственное достоинство - родословная (как у собак на выставках) или проложенный хитростью и лизоблюдством сан, будут заставлять окружающих считать их или часть из них "помазанниками божьими"?
Сознательно признавать и соглашаться на такое в роли покорного подданного станут лишь недалёкие люди с психологией раба.
Вы же выбрали позицию "сверху", ваши цели вполне понятны, но собщество "Философия" - не самое подходящее место, чтобы собирать себе паству таких бездумных баранов!
olfedorov 14-11-2008-02:01 удалить
Ответ на комментарий # Быть может, главное: я не собираю себе паству в сообществе Философия. Так, заглянул интереса ради. Поддержали разговор - спасибо.

В том-то и дело, что царей считало "помазанниками Божьими" большинство людей, и считало их таковыми не по недалёкости своей, и не по рабской психологии, а по более глубокому видению мира. Мы здесь переходим к тому, о чём я уже сказал: есть люди, осознающие и чувствующие божественное начало (или духовное начало) в окружающем мире - они видят мир глубже, у них психика так начинает работать, что им это видение открывается, а есть люди, всего этого не воспринимающие - они видят мир поверхностней, и их самоотстранённость от всех этих вещей формирует в них именно ту "недалёкость", о которой Вы говорите. А кроме недалёкости, в них формируется отчётливо выраженный критиканский настрой, и в первую очередь в отношении всей этой духовности - и они сами себя загоняют в угол. И к монархическому правлению они относятся так же, как и к прочей духовной материи - поверхностно и критикански. Здесь суть дела не в политике или формируемой кем-то идеологии, суть дела в человеческой психологии. Рассматривая феномен монархизма, мы имеем дело с более глубокими вещами, чем политика и идеология. (А если Вы хоть немного изучали историю, то согласитесь, что политика и идеология это инструменты, более свойственные демократии, чем монархии - потому монархии и прогорели, что не занимались должным образом политикой и идеологией, уповая более на природную данность человеческого ума, понимания, совести).
Димтри 14-11-2008-09:56 удалить
Помазанники... Возможно. когда-так и было - за прошлое не берусь судить. У рюриковечей, из за попыток сохранить чистоту крови и браков между родственников, развилоась куча заболеваний, ну а уж Романовы.... там благость и не ночевала! Возможно, они и мечтали о чём-то подобном, недаром окружали себя блаженными и гадаками всех масте, но - что не дано, то не дано. Я считаю, что, что их род исчез = это для России благо, как ни кощунственно это звучит...
14-11-2008-12:55 удалить
Допустим на минуту, что монархами становяться люди с потомственной способностью воспринимать некую сверхестественную духовность. Что конкретно полезного сожет дать эта способность в плане эффективного управления страной? Моральные качества? Они и у атеистов бывают неплохо развиты. Ауру разглядывать, с духами общаться? Это не избавляет ни от инфляции, ни от войн, ни от коррупции, и никак не способствует эффективному распределению бюджета или справдливой и при этом стмулирующей развитие экономики налоговой политике. Для этого нужны знания и навыки вполне обыденного, но при этом достаточно интеллектуально ёмкого толка!
Димтри 14-11-2008-13:14 удалить
Сталин в роли монарха нравиться мне куда больше....
olfedorov 14-11-2008-20:00 удалить
Ответ на комментарий # GardicoRu, дело в том, что эта "сверхестественная духовность" управляет миром - начиная от создания жизни, её эволюции и кончая развитием человеческих обществ и конкретных людей. Тут основная проблема в том, что эта "сверхестественная духовность" не едина, в ней есть силы, которые эволюционно изжили себя, пойдя не по тому пути, который был нужен этой "сверхестественной духовности". Они избрали путь лукавства, хитрости, подлости, коварства - и когда у них образовалась такая психология и с ними ничего уже нельзя было сделать, то эта "сверхестественная худовность" отторгла их от себя на некие низшие в сравнении с живой жизнью уровни и начала прессовать их там, чтобы они в живой жизни не проявлялись. Так кроме Бога, в мире возник и дьявол, и особые области духа, именуемые адом (обитель дьявола).

И всё было бы хорошо, если бы в окружающем нас Космосе не происходили иногда возмущения энергетических (в том числе и этих духовных) сфер. Пользуясь временами таких возмущений, дьявол вырывается из ада и пытается подминать под себя эту жизнь, навязываться ей. Он это делает в паразитических целях, потому что по воле этой "сверхестественной духовности" он лишён собственных жизненных сил, и его основная забота - урвать. И он урывает - и жизненные силы окружающего мира, и сами человеческие души (этакие сливки жизни, которыми он лакомится в своём аду). Такова эта грустная реальность, но, увы, что поделаешь. И, в общем-то, ничего нового я здесь не говорю.

А говорю я здесь это потому, что дьявол в настоящее время (все последние тысячелетия) достаточно силён, чтобы реально на жизнь влиять, совращать массы людей, строить собственную погоду в человеческих обществах - и, конечно же, с единственной целью, с целью поглощения человеческих душ. Поэтому люди и не живут такой жизнью как им хотелось бы, поэтому и получается "как всегда", поэтому люди и уходят из под влияния Бога, этой "сверхестественной духовности". И это происходит не только на личностном уровне, а и на уровне целых обществ.

Так вот, для того, чтобы общества не выходили из под начала этой создавшей всё и направляющей всё "сверхестественной духовности", она и даёт обществам особых правителей-монархов, которые находятся с ней в тесной связи, способны воспринимать её волю и претворять эту волю в жизнь обществ. В таком случае люди начинают жить более-менее нормальной жизнью, несмотря на активничание дьявола. В ином случае жизнь превращается в ад.

Как образец перед нами такое дьявольское общество - демократия. Куча словес восхваления демократии, такая куча, что из под неё и не вылезешь (вот где настоящие политика с идеологией), а на практике создаётся система пополнения ада, система уничтожения всего светлого в людях и самих их человеческих душ. А Вы говорите: "на чё нам монарх - ауры разглядывать, чё ли?" Смешно.
olfedorov 14-11-2008-20:36 удалить
Ответ на комментарий Димтри # Димтри, невежество не есть аргумент. Вы начитались всякой дряни, которую демократы изо всех сил льют на монархию, и говорите не ведая что. Вникните в сущность происходившего, если, конечно, есть у Вас способность такого проникновения - Вы многое увидите иначе.

Есть у Чайковского гениальная вещь - "Щелкунчик". Послушайте, думаю, Вы способны её понять. Возвышенный трагизм и упорство преодоления низменности мира - вот те состояния, в которых зачастую пребывали монархи. Пребывали не просто по душевному настрою, а видя много глубже, чем остальные, видя, куда мир катится - и всячески пытались этому препятствовать. Их ли вина, что в толпах не было Бога, что там царил дьявол, и никак ничто нельзя было им втемяшить? Толпам вместе с дьяволом нравился больше циничный диктатор, фюрер - а дьяволу нравились души толп, отличный урожай которых он пожинал, манипулируя своими марионетками - диктаторами и фюрерами.

Ну и так далее. Там можно было бы многое сказать... Но можно было бы и самому это увидеть. Что мешает? Уж не этот ли самый дьявол, под началом которого крутит и корёжит на всё, что реально с Богом связано? Есть такая практика, которая в эзотерике называется сталкингом - по сути это самоотслеживание собственного нутра. Многие эту практику настоятельно рекомендуют - она даёт неплохие результаты. Попробуйте, может быть Вам удастся понять себя глубже - а потом уже легко получится другими глазами взглянуть на мир.
15-11-2008-01:31 удалить
Ничем не подкреплённые фантазии, либо расчётливые измышления.
olfedorov 15-11-2008-02:00 удалить
Ответ на комментарий # Так я ведь и говорил перед этим, что атеист - существо стреноженное и с ним трудно всерьёз разговаривать. И конечно же я говорю с расчётом - просто учитываю тот факт, что наш диалог будем читать не только мы сами. Глядишь, кому-то это и поможет что-то полней понять об этом мире. А лично Вас я бы и не пытался переубедить. Для Вас это всё так и останется фантазиями, измышлениями, домыслами слабых умов, не способных возвыситься до полёта атеистической мысли.

Но я всё же не напрасно упомянул об азах формирования неатеистического мировоззрения: начните наблюдать, так ли уж напрасно чёрная кошка дорогу перебегает, и так ли уж напрасно ворона над головой три раза каркает. А там пойдёт. Подобные вещи очень хорошо позволяют задуматься. Успехов в прозрении.))
15-11-2008-20:14 удалить
Тоже поражаюсь - суеверия как путь к вере. Нонсенс. В том же православии суеверия отнюдь не поощраются.
Одного американца из штата Массачусетс боязнь этого числа побудила даже развестись после 12 лет супружеской жизни. А по истечении 13-го года он снова женился на бывшей жене. Впрочем, суеверный господин по-прежнему предпочитает не выходить ежемесячно из дома 13-го числа из-за боязни несчастного случая и быстренько пролистывает 13-ю страницу в журналах.

Не поддаются этим страхам и ведут с ними ожесточенную борьбу в США члены американского Общества тринадцати по борьбе с суевериями. Они встречаются по пятницам, 13-го числа, за столом на 13 персон, просыпают соль, бьют зеркала и разливают масло.

- см. http://www.rambler.ru/news/world/0/10160658.html
Димтри 16-11-2008-08:24 удалить
Ответ на комментарий olfedorov # НЕВЕЖЕСТВО? скорее, личные опыт. У нас в роду куча проблем, и все передаються по линии аристократии. Хорошо хоть, со стороны крестьян все здоровы - это спасает....
olfedorov 16-11-2008-21:15 удалить
Ответ на комментарий # GardicoRu, так я ведь говорю не о вере как таковой, я говорю о видении. Безусловно, я показываю на мелкие штрихи картины, но... фотончик к фотончику, глядишь и вырисуется. Просто данные фотончики достаточно наглядны. При этом я не спорю, существуют и чистой воды суеверия, но нельзя же всё отбрасывать скопом только потому, что существуют полоумные бабки, выдумывающие небылицы. Указанные же мной примеры не есть небылицы, они есть язык знаков, который в общении с нами использует Природа. К таким знакам следовало бы присматриваться - и благодарить Природу за то, что она нисходит до общения с нами. Хотя к кому-нибудь она, может быть, и не нисходит, не знаю-не знаю.

Кстати, по поводу числа 13. Это известная история, произошедшая в своё время в Англии. Как раз там свергли монархию, начали бороться со старыми воззрениями, в том числе и с суевериями. Суеверия подобного рода особенно сильны были в среде людей, связанных с морем, и идеологи нового мира решили продемонстрировать всем, что это не более, чем суеверия. Значит, что они сделали - они торжественно заложили постройку корабля 13-го числа, потом 13-го числа спустили корабль на воду, потом 13-го числа отправили его в первое плавание. Корабль скрылся за горизонтом - и больше его никто не видел.

А то, что люди не знают меры вещей, и одни боятся 13-го вообще дышать, другие, напротив, рвутся с ним бодаться, ну так это уже несколько другая тема.
olfedorov 16-11-2008-21:25 удалить
Ответ на комментарий Димтри # Димтри, есть принципиальная разница между монархическим родом и аристократией. Если мы говорим о монархах, то при чём здесь аристократия? Так же ни при чём, как и та ключница, которая, по свидетельству образа Ивана Грозного, ядрёную водку делала.

А вообще у меня подготовлен на тему об этой драной аристократии неплохой пост. Выставлю в ближайшие дни, если позволите.


Комментарии (27): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Экономика - что это такое? | Философия - Пергаменты Реальности | Лента друзей Философия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»