• Авторизация


Летописные свидетельства о крещении Руси 18-09-2006 23:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Лаврентьевская летопись. Древний текст см: ПСРЛ, т.1, в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ, Л" 1926; или в кн. "Литература Древней Руси 1Х-ХП ев". М., 1978. Перевод Б. Кресеня.
6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного - главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь... Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу <...>. Был же Владимир побежден похотью женскою, и вот какие были у него супруги: Рогнеда, которую посадил на Лыбеди <...>, от нее имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и две дочери; от гречанки имел - Святополка; от чехини - Вышеслава; от другой - Святослава и Мстислава; а от болгарыни -Бориса и Глеба, а наложниц у него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на Берестове <...>. И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел спасение.

В год 6496 (988) пошел Владимир с войском на Корсунь, град греческий. <...> И послал к царям Василию и Константину, и так им передал: "Вот взял ваш город славный; слышал же то, что имеете сестру девою; если не отдадите ее за меня, то сотворю городу вашему (столице) то же, что и этому городу сотворил". И услышав это, они (Василий и Константин) опечалились, и послали ему весть, и так ответили: "Не пристало христианам выдавать жен за неверных. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное примешь, и с нами единоверен будешь". <...> По божьему промыслу в это время разболелся Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что делать. И послала к нему царица (Анна) и передала: "Если хочешь избавиться от болезни сей, то крестись скорее; иначе не избудешь недуга сего". Услышав, Владимир сказал: "Если воистину исполнится это, то поистине велик будет бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас прозрел он. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил бога: "Теперь узрел я бога истинного:"

<...> После этого Владимир взял царицу и попов -корсунских с мощами святого Климента <...>, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. <...> Забрал и двух медных идолов, и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью св. Богородицы. Корсунъ же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел кумиры опрокинуть - одних изрубить, а других - предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево чувствует, но для поругания беса <:>. Вчера был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди <...>. И, притащив, сбросили его в Днепр. И сказал Владимир сопровождающим: "Если он где пристанет, вы отпихивайте его от берега, до тех пор, пока не пройдет пороги, тогда лишь оставьте его". Они так и сделали, как он велел. Как только оставили его за порогами, так принес его ветер на мель, которую потом прозвали Перунья Мель, так она и до сего дня называется. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не обратится кто завтра на реке - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне".

Мазуринский летописец. ПСРЛ. т. 34, М., 1968. Перевод Б. Кресеня.
6498 (992). Добрыня, Дядя Владимира, отправился в Великий Новгород, и все идолы сокрушил, и требища разорил, и многих людей крестил, и церкви воздвиг, и священников поставил по городам и селам новгородского предела. Кумира же Перуна посекли, и низвергли на землю, и, привязав веревки, повлекли его по калу, бив жезлами и топча. И в это время вошел бес в того бездушного кумира Перуна и в нем возопил, как человек: "О горе мне! Ох мне! Достался я немилостивым рукам". И сбросили его люди в реку Волхов и заповедали, чтобы никто его не перенял. Он" же, проплывая сквозь великий мост, ударил по мосту своей палицей и сказал: "Здесь пусть тешатся люди новгородские, вспоминая меня", и тут творили безумные люди многие годы, сходились в некие праздники и устраивали представления, и творили бои.

Иоакимовская летопись. Древний текст в кн. Татищев В.Н. История Российская, 1т. М., 1963. Перевод Б. Кресеня.
6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться. Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей.

Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание." Народ же оной страны, рассвирипев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира. Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <...> И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <...> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем.

Лаврентьевская летопись. Перевод Б. Кресеня.
6532 (1024). В тот же год восстали волхвы в Суздале, избивали они старую чадь по дьявольскому наущению и бесованью, говоря, что они прячут запасы. Был мятеж великий и голод по всей стране <...>. Ярослав же, услышав о волхвах, пришел к Суздалю; захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил, говоря так: "Бог за грехи насылает на всякую страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не ведает за что".

6779 (1071). <...> В те же времена пришел волхв, обольщенный бесом; придя в Киев, он говорил и то поведал людям, что на пятый год Днепр потечет вспять и что земли начнут меняться местами, что Греческая земля станет на место Русской, а Русская - на место Греческой, и прочие земли изменятся. Невежды слушали его, верные же смеялись, говоря ему: "Бес тобою играет на погибель тебе". Что и сбылось с ним: в одну из ночей пропал без вести.

6579 (1071). Был голод в Ростовской области, и тогда восстали два волхва близ Ярославля <...>. И пришли на Белозеро, и было с ними людей 300. В то же время случилось прийти от Святослава собирающему дань Яню, сыну Вышатину <...>. Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: "Что же вам молвят боги?" Они же ответили: "Стать нам пред Святославом!" И повелел им Янь вложить рубли в уста и привязать их к мачте лодки и пустил их пред собою в ладье, а сам пошел за ними. Остановились на устье Шексны, и сказал им Янь: "Что же вам теперь боги молвят?" Они же ответили: "Так нам боги молвят: не быть нам живыми от тебя". И сказал им Янь: "То они вам правду поведали". <...> Они же, схватив их, убили их и повесили на дубе.

6579 (1071) Такой волхв появился при Глебе в Новгороде; говорил людям, притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, уверяя, будто "все ведает и предвидит", и хуля веру христианскую, уверял, что "перейдет Волхов перед всеми". И был мятеж в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест и облекся в ризы, встал и сказал: "Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует, пусть ко кресту идет". И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и встали около епископа, а люди все пошли за волхва. И начался мятеж великий между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву и спросил: "Ведаешь ли, что завтра утром случится и что сегодня до вечера?" - "Все предвижу". И сказал Глеб: "А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?" - "Чудеса великие сотворю", - сказал. Глеб же, вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертв <...>.

Никоновская летопись. ПСРЛ, т. 10., М., 1965; поет. Спб., 1862. Перевод Б. Кресеня.
6735 (1227) Явились в Новгороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхвования, и потворы, и ложные знамения творили, и много зла сделали, и многих прельстили. И собравшиеся новгородцы поймали их и привели на двор архиепископа. И мужи князя Ярослава вступились за них. Новгородцы же привели волхвов на двор мужей Ярослава, и сложили великий огонь на дворе Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели.

http://warrax.net/49/letopis.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (59): «первая «назад
Волх 23-09-2006-23:07 удалить
_Alberich_, Интересный спор зарождается. Как ни крути - а любые источники приведенные - лажа. Так как есть еще что-то, более достоверное, а не чайниками писанное...
_Alberich_ 24-09-2006-20:20 удалить
Ollor, Учебник это тот минимум знаний который до вас решили донести и воспринимать его как научную литературу смешно. К примеру вопрос крещения руси занимает в научной литературе около 4-х томов, в учебнике это пара страниц, вопрос Золотой Орды занимает в научной литературе около 9-ти томов, и это все без полного приведения первоисточников, в учебнике это 1 глава.

По поводу учебника физики могу тебе сказать что достаточно много теорий которые там приведены устарели причем давно. Просто для того что бы их заменить, нужно дать такое количетсво знаний школьнику или студенту (если конечно физика не профильный предмет студента) что это количетсво просто не вдезет в учебный процесс. То же самое с химией и биологией и многими другими предметами.

Насчет авторов тут надо говорить по каждому автору конкретно, но для применра можно взять самые распростраенные учебники.
_Alberich_ 24-09-2006-20:22 удалить
Исходное сообщение Волх
_Alberich_, Интересный спор зарождается. Как ни крути - а любые источники приведенные - лажа. Так как есть еще что-то, более достоверное, а не чайниками писанное...


Далеко не любые просто надо знать какими источниками ты пользуешься и как они писались.
Волх 24-09-2006-22:17 удалить
_Alberich_, Я уже убедился в одном источнике... словарь Даля... как раз про Таусень... получается, данный словарь уже не может являться недостоверным источником...

Научную литературу про крещение Руси реально читать вообще? Или это сплошь научные термины и непонятные формулировки? Т.е. это профессора для профессоров пишут или простые смертные тоже способны читать такие умные книги?
_Alberich_ 24-09-2006-22:43 удалить
Волх, Все зависит от каждого простого смертного в отдельности.

Это не Даль устарел, Даль то как раз основывал свой словарь на научных открытиях, а вот на чем вы основываете переименования праздников видимо только вам известно.
Волх 24-09-2006-23:01 удалить
_Alberich_, И на каких же открытиях научных он основал Таусень?
_Alberich_ 24-09-2006-23:28 удалить
Волх, Давай с вопросом про Таусень переместимся в одноименную тему.
25-09-2006-11:31 удалить
Исходное сообщение _Alberich_
Ollor, Учебник это тот минимум знаний который до вас решили донести и воспринимать его как научную литературу смешно.

Да ты что? То есть фактически ты сам признался что, то что написано в учебниках это если и не прямое враньё, то как минимум далеко не вся правда. Интересно...

А всё-таки, ты так и не ответил на вопрос: Какой это тип литературы, учебники?

И что меня больше всего радует, так это то, что практически все специалисты понимают, что часто в учебниках пишется откровенная лажа, но вот признавать это никто не желает. И вместо того чтобы честно написать, что наука пока не пришла к единому мнению на этот счёт, детей учат совершеннейшей ахинее.
У меня есть твёрдая уверенность, что подобная ситуация очень выгодна для власти.
_Alberich_ 25-09-2006-13:32 удалить
То есть фактически ты сам признался что, то что написано в учебниках это если и не прямое враньё, то как минимум далеко не вся правда.


Я этого никогда и не отрицал. Просто всю правду в школьный курс просто нереально вместить.

А всё-таки, ты так и не ответил на вопрос: Какой это тип литературы, учебники?


На мой взгляд это научно-публицистический тип.

И что меня больше всего радует, так это то, что практически все специалисты понимают, что часто в учебниках пишется откровенная лажа, но вот признавать это никто не желает.


Если ты не видел специалистов которые признают что те теории которые дают в школе устарели то это не значит, что таких специалистов нет.

И вместо того чтобы честно написать, что наука пока не пришла к единому мнению на этот счёт, детей учат совершеннейшей ахинее.


Детям дают базис знаний который они впоследствии при желании могут развить и получить исчерпывающие сведения по интересующему вопросу. Насчет того что наука не пришла к единому мнению то такая ситуация действительно местеми существует, но говорить что она повсеместна нельзя.
Волх 25-09-2006-23:13 удалить
_Alberich_, Да какой базис? Дали красивую фразу, типа: "Крестил Владимир Русь огнем и мечем"... и вдогоночку шлифуют образ, мол он святой, князь великий, объединитель и вообще пуп земли... Как-то стирается после такого и меч и огонь...
И что толку, что дали правду? Она перекрутилась. И согласен полностью с Ollor, что в итоге мы получаем полную лажу.
_Alberich_ 26-09-2006-17:35 удалить
Волх, В том то и дело что этой фразой не дали правду, ей дали полуправду. Если давать всю правду то она просто не влезет в школьный курс. В школе тебе просто дают набор фактов а если ты захочешь узнать подробности то тебе придется изучать эти вопросы дополнительно.
_Alberich_ 26-09-2006-17:43 удалить
Я лично просто не понимаю как можно в школьный курс истории впихнуть курсы лингвистики, палеографии, текстологии, математической статискики, спецглав физики (в т.ч. ядерной физики), хронологии (в т.ч. дендрохронологии) астрономии и прочих наук которые используются в исторических исследованиях. Потому как без этих наук ваша вся правда (я уж не говорю оразмерах этой правды) превращается в ничем не подкрепленные и малопонятные утверждения.
Волх 26-09-2006-21:50 удалить
_Alberich_, А где эти вопросы мне изучать? Карамзина пойти купить? Оказывается - там тоже слишком мало. Что тогда искать? 4 тома научных... ладно, согласен, а где их искать и как называются? И смогу ли я их искать не владея специализированными навыками?
_Alberich_ 26-09-2006-22:00 удалить
Волх, Эти вопросы если надо можно изучать либо в институте, либо дома помаленьку, насчет литературы то как говорится кто ищет тот найдет, просто все это происходит не сразу.
Волх 26-09-2006-23:10 удалить
_Alberich_, Вот я и думаю... найти - это одно дело, а вот есть ли смысл ее искать - другое.
27-09-2006-00:25 удалить
Итак. Подведём так сказать итоги.
Во-первых, оказывается что та инфомация что выдаётся большинству населения, и которую дети заучивают в школе, сильно упращена, местами искажена и фактически не отражает той истины, которую знают специалисты.
Далее. Для того чтобы разобраться в предмете, нужно, или лет 5 учится, или потихоньку изучать это дома, на что понятно уйдёт полжизни.
Если прикинуть, что предметов школьного курса у нас около десятка, то получается что нужно 10 раз по полжизни, или 10 высших образований.
Таким образом НЕРЕАЛЬНО ЗНАТЬ ИСТИНУ в большинстве наук. Фактически же, даже в одной области знаний, над специалистом довлеют авторитеты, часто перекрывающие ему кислород.

ВЫВОД: 99,9% человечества обмануты системой в той или иной степени, просто из-за недостатка правдивой информации.
ВЫВОД 2: Когда специалист говорит тебе что нужно ему верить, т.к. он специалист, реально он не может представить тебе доказательств своей правоты, ты просто не можешь проверить его слова, т.к. по его же словам не достаточно разбираешься в предмете спора.
То есть, фактически, он просто давит "профанов" своим авторитетом, как специалиста.
_Alberich_ 27-09-2006-08:22 удалить
Волх, Если есть желание есть смысл.
_Alberich_ 27-09-2006-08:33 удалить
Во-первых, оказывается что та инфомация что выдаётся большинству населения, и которую дети заучивают в школе, сильно упращена, местами искажена и фактически не отражает той истины, которую знают специалисты.


Я бы сказал что она не отражает всех тонкостей которые знают специалисты.

Далее. Для того чтобы разобраться в предмете, нужно, или лет 5 учится, или потихоньку изучать это дома, на что понятно уйдёт полжизни.


Насчет полжизни это смотря как изучать.

Таким образом НЕРЕАЛЬНО ЗНАТЬ ИСТИНУ в большинстве наук.


Я бы сказал что нереально знать всю истину (часть ее знать все же можно) в большинстве наук, это просто физически невозможно.

Фактически же, даже в одной области знаний, над специалистом довлеют авторитеты, часто перекрывающие ему кислород.


Тут смотря что понимать под словом область знаний.

ВЫВОД: 99,9% человечества обмануты системой в той или иной степени, просто из-за недостатка правдивой информации.


Они не обмануты, они просто не могут все знать и в чем то им приходится доверть другим.

ВЫВОД 2: Когда специалист говорит тебе что нужно ему верить, т.к. он специалист, реально он не может представить тебе доказательств своей правоты, ты просто не можешь проверить его слова, т.к. по его же словам не достаточно разбираешься в предмете спора.


Тут ты не прав. Если специалист не может представить тебе доказательств, то он либо не специалист в данной области либо намеренно врет. И верить в этом случае ему нельзя.
Волх 27-09-2006-21:54 удалить
_Alberich_, Может дашь исходники на эти 4 тома?
Волх 29-09-2006-09:22 удалить
_Alberich_, В которых подробно про крещение Руси написано. Интересно посмотреть полную официальную версию.
_Alberich_ 29-09-2006-23:41 удалить
Волх, Тут мы с тобой недопоняли друг друга. Я говорил, что если собрать все сведения о крещении Руси получится около 4-х томов, но это не значит, что кто то их собрал и составил одно издание.

Если ты хочешь узнать именно официальную версию, то почитай учебник истории там есть официальная версия.

Если же ты хочешь узнать реальную версию то я тебе накидаю список литературы:

1)Б.А. Рыбаков "Рождение Руси" "АиФ-Принт" 2004г. стр 167-191.
2)Б.А. Рыбаков "Киевская Русь и русские княжества XII-XIIIвв." "Наука" 1982г. стр 387-401
3)М.Н. Тихомиров "Древняя Русь" "Наука" 1975г. стр 261-274
4)Б.Д. Греков "Киевская Русь" "АСТ" 2004г. стр 567-571
5)О.М. Рапов "Русская церковь в IX - первой терти XIIв. принятие христианства" "Высшая школа" 1988г. (целиком)
6)А.А. Шахматов "История русского летописания" "Наука" 2002г Т1. стр 105-123. Т2 стр 305-380.
7)В.В. Кожинов "История Руси и русского слова" "Эксмо-пресс" 2001г. стр 316-323.

Я специально подобрал книги авторов из нейтрального лагеря, среди нет ярых противников и ярыс сторонников христиаснтва на Руси.
Волх 30-09-2006-09:54 удалить
_Alberich_, Сначала попробую накопать в сети что-то, если не найду, постараюсь поехать на книжку...
_Alberich_ 30-09-2006-10:03 удалить
Волх, Многое из этого точно есть в сети. Если поедешь на книжку то учти что 1-я и 2-я книга списка почти одно и то же, но вторая с картинками и пополнее. Щахматова, Кожинова и Грекова точно можно на книжке найти, остальные это только букинистика.
Волх 30-09-2006-18:27 удалить
_Alberich_, Немного с мукулатурой по работе разберусь и попробую поискать все...
_Alberich_ 30-09-2006-21:11 удалить
Волх, Единственный совет, озоном не пользуйся, в москве проще найти эти книги в книжном на тверской, и намного дешевле к тому же.
Волх 01-10-2006-09:34 удалить
_Alberich_, Я в Олимпийский для начала съезжу))) дешевле, чем там, я мест с книгами не знаю)
_Alberich_ 01-10-2006-12:52 удалить
Волх, Из букинистики ты там точно ниче не найдешь, проверено, олимпийский с каждым годом мельчает.
Волх 03-10-2006-20:11 удалить
_Alberich_, Ну хоть что-нибудь... главное начало положить ;)


Комментарии (59): «первая «назад вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Летописные свидетельства о крещении Руси | Солнцеворот - Внуки Сварожьи... | Лента друзей Солнцеворот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»