Мы очень надеялись куда-нибудь уехать и утренник в садике профилонить. Но отпуск нашему папе дают только с 30-го, а утренник 27-го. Так что деваться нам некуда – тупо не повести ребёнка на праздник нам совесть не позволяет.
Памятуя печальный опыт Ваниного дебюта в Репке, я аккуратно начала педалировать в садике тему того, что праздник – он для детей, в первую очередь. То есть дети не должны к празднику усиленно готовиться, а на празднике кукситься и плакать от того, что их заставляют играть какие-то роли и читать стишки. Они ещё не очень понимают смысла всего этого, их такой праздник не радует. Посему я предложила нанять специально обученных людей, которые за вполне приемлемую цену приедут, с оборудованием и декорациями (дым-машина, генератор мыльных пузырей, ещё куча всякой хрени) и проведут чудесный интерактивный праздник для малышни. Меня выслушали благосклонно, но всяких посторонних людей приглашать наотрез отказались. Мотивировали это тем, что "они не знают наших детей и дети их тоже не знают". Поэтому спектакль играть будем сами. Бля! Вот я тоже, кроме Ивана, детей в саду толком не знаю. И меня они не знают. И актриса я весьма хреновая. И вообще мне есть чем заняться, я не жена моряка, сидящая дома на полном содержании, пока муж в полугодовом рейсе (в отличие от большинства мам в нашем саду). В общем выкрутили всё так, что это я активно настаивала на том, чтобы родители играли для детей спектакль. Ещё раз – бля!
Ну вот и до меня докатилось вечное предпраздничное проклятье мам – костюмы. Мы уже доросли до того возраста, когда костюм быть обязан. А усугубляется всё тем, что Иван в принципе одежду не любит и при каждом удобном случае норовит всё с себя снять. А тут ещё и что-то вычурное и непривычное, с головным убором или маской.
Началось всё ещё на осеннем празднике, когда в саду ставили Репку. Кому достались роли – тем костюмы нужны были соответствующие, а остальным надлежало вырядиться каким-нибудь фруктом или овощем. Ну поскольку роль Ивану явно не грозила (мало того, что не говорящий, так ещё и дрессировке не поддающийся абсолютно), я начала рассматривать варианты овощей (фрукты, по моему глубокому убеждению, это для девочек). Поржав на темы "А я – томат!" и "Ваня-овощ", мама начала придумывать что-нибудь оригинальненькое. Оригинальненьким виделся горошек в камзоле, с горошинами на пузе и закрученными усиками. Где взять камзол (шить я не умею, да и машинки у меня нет) я так и не придумала, поэтому начала искать варианты попроще. С сожалением отказавшись от брокколи и артишока (всё-таки фотографии останутся и ребёнок меня потом проклянёт, когда поймёт что к чему), я остановилась на луке. Как раз под стать Ванькиному характеру овощ. Да и костюм не очень геморройный – шапочку я бы смастерила из фетра, с зелененькими перышками, а найти штанишки и кофточку в коричнево-охристой гамме – дело плёвое.
С некоторого времени ребёнок начал демонстрировать неожиданную смекалистость вкупе со своеобразным чувством юмора. И некоторую склонность к техническому мышлению. Да и воображение неожиданное. Вот несколько недавних случаев, которые запомнились.
***
Сидят с бабушкой на полу, играют – достали из тумбочки папин органайзер с инструментами и перебирают их. Я занимаюсь своими делами. Тут мать меня зовёт и просит помочь. Ваня попросил извлечь из специальной подставочки, с гнёздами, насадку на отвёртку. А у бабушки не получается – слишком глубоко сидит насадка, торчит только маленький кончик, который трудно подцепить. Я помучалась, поковырялась – не могу достать. Нужны плоскогубцы, говорю. Ваня посмотрел на нас, как на идиоток, взял у меня из рук подставку с насадками, подхватил длинную тонкую отвёртку и снизу вытолкнул насадку. Мы с бабушкой почувствовали себя несколько неловко.
***
Сын сидит за своим столиком, смотрит мультики и пьёт чай с баранками. Я валяюсь на диване. Иван берёт одну баранку в руки, начинает её крутить перед собой, урчать, как машина и бибикать. Я умиляюсь и спрашиваю: "Ух ты, Ванечка, это у тебя руль?" Сын оборачивается, смотрит на меня так внимательно... И спокойно, с расстановкой, будто общаясь с умственно неполноценным, отвечает: "Нет... Печенье..."
***
В связи с явной склонностью ребёнка к технике и обогащением его лексикона словом "тока" – отвёртка (подкрепляется жестом: указательный пальчик направляется вниз и совершает вращательные движения), я начала активно покупать Ивану всякие металлические конструкторы с винтиками и гаечками. Собирать их приходится мне, сын в основном держит ключ и подаёт отвертку. Сначала я просто купила в строительном магазине довольно нехилый набор железяк с дырочками, уголков, соединителей и пару коробок винтиков-шайбочек-гаечек. Продавец-консультант посмотрел на меня со смесью восхищения и крайнего удивления, когда я объяснила, зачем мне все эти штуки нужны. Из этого добра мы с Иваном смастерили робота. В шляпе (шляпу сделали из дырчатой металлической тарелочки для сбора мусора в сливе раковины). Когда я спросила Ваню, кто это, ребёнок не колеблясь ответил: "Папка!" Потом начал что-то лопотать об отсутствии у робота писи, схватил длинный болт и попытался прикрутить куда надо. Еле отговорила его от этой затеи.
Затем мне попались готовые наборы подобного типа, из которых, изрядно потрахавшись и неоднократно помянув всуе бестолковых дизайнеров, криво нарисовавших схему сборки, в результате мама с папой собрали различные машинки (больше всего геморроя было с бульдозером). Машинки классные, но постоянно развинчивается какой-нибудь узел. Вот и сегодня утром у экскаватора отвалился ковш. Иван объявил мне, что "кан баба Валя" – кран поломался (краном Иван называет любую строительную технику) и сложил передо мной аккуратненько экскаватор, ковш, винтик и гаечку. Я попросила принести мне ещё и отвёртку. Ребёнок начал бродить бесцельными кругами по комнате. Мне было лень вставать и я начала пытаться объяснить сыну, что отвертку нужно взять в контейнере с конструктором, который стоит на второй полке этажерки, за дверью. Ваня потрогал дверь, посмотрел на меня с тоской (многословные мамины объяснения пока ему плохо даются). Потом сын просиял и приволок мне мою сумочку. Я выразила недоумение. Тогда Иван терпеливо открыл кармашек сумочки и достал оттуда отвертку, которую наш папа положил туда ещё неделю назад, на случай, если на прогулке у нас что-нибудь отвалится от экскаватора. Память у чувака, однако!
***
Забирали сына из детского сада. Сад находится в частном секторе, к нему ведёт участок грунтовки. Вдруг машина начинает как-то странно стучать и плохо ехать. Поскольку перед этим были проблемы с коробкой передач, муж издает матерную фразу, в которой из приличных слов только "коробка" и останавливается. Выходим из машины. Ребёнок резко срывается с места и бежит к водительской двери. Оттуда начинает кричать нам что-то, явно возбуждённое и перемежаемое вогласами "Ай-яй-яй!". Подходим, смотрим. Оказывается, мы всего-навсего пробили колесо. Что Иван нам и подтвердил соответствующей пантомимой – зачем-то растопырил ручки в стороны и начал медленно приседать, издавая шипение. Вот как он узнал? И почему так точно изобразил процесс сдувания колеса? Он же увидел уже спущенное.
В общем машину папа поддомкратил, сменил пробитое колесо на запаску и мы доехали до шиномонтажки. Бортировали колесо и приехали на детскую площадку во дворе. На площадке Иван потребовал достать из багажника его машинку (на которую садишься и едешь, отталкиваясь ногами). Прирулив на площадку на машинке, Иван пошёл зачем-то собирать палочки. Собрав их некоторое количество, он
Давненько мне до такой степени не было жалко незнакомого человека. Умного, честного и смелого дядьку. Знавшего, на что идёт. Только вот не в той стране, где такая жертва может хоть что-то изменить. Блогосфера поволнуется - максимум. Потому как интеллигентных, думающих людей, умеющих распознать и ужаснуться моральному уродству - ошеломляющее меньшинство в стране. И в моей тоже, я на этот счёт особо иллюзий не питаю. Мне очень жаль...
Cильно психует, если что-то не по его. Ребёнок на детской площадке отобрал у него машинку - Иван начал скандалить и биться лбом о край песочницы. Дома бился головой об стол. Я не останавливаю - игнорирую.
Когда мама на него повышает голос, пытается запретить делать какое-нибудь безобразие - разворачивается и кулачком бьёт маму. Бьёт легонько, скорее для острастки - пытается демонстрировать характер, но понимает, что мама сильнее и может дать сдачи. Впрочем, вариант со сдачей не подходит - Ивану нужно, чтоб последнее "слово" было за ним. В результате мы можем угощать друг друга тычками довольно долго. Не знаю, что делать.
Сегодня мой сын меня страшно разочаровал. Он оказался достойным продолжателем дела Павлика Морозова. У нас рядом с домом есть лавочка кофе-чая-специй, где чай и кофе делают на вынос. А рядом, дверь-в-дверь, расположен зоомагазин. Обычно прогулка наша начинается с того, что сначала мы заходим маме за кофе или чаем, а потом Ваня тащит меня в зоомагазин, смотреть птичек, кроликов и прочих хомячков. В обоих магазинах нас очень хорошо знают и вроде даже любят. Сегодня мне подсунули какую-то бракованную крышечку на стакан с чаем, и я умудрилась его пролить в зоомагазине. Мой ребёнок тут же рванул к продавщице и начал вопить: "Во! Во! Ти!", тыча пальцем в злополучную лужицу. Когда та спросила у него, не он ли это сделал - Иван с выражением удивления на лице пожал плечами и отрицательно повертел головой. Пришлось признаваться, что это мама сделала лужу. Нас милостиво простили, а Иван получил титул "заложника".
По прежнему сложно чем-либо заинтересовать на более-менее продолжительное время. Внимание удержать очень сложно. Объяснения слушать не хочет вовсе.
1. Книжки.
Книжки читать пока не получается. Картинки просматриваются вскользь, одним взглядом. Слушать мамины объяснения, кто и что нарисовано - не интересно. Книжка забирается у мамы из рук и быстро-быстро пролистывается вперёд-назад. Зачастую после этого предпринимается попытка по книжке попрыгать, смять или вырвать страницы.
2. Игрушки.
Строит небольшие домики из кубиков, в 3-4 этажа, после чего разрушает построенное. Строит нетерпеливо, ставит кубики друг на друга не аккуратно, как попало, очень быстро. Может начать ставить пирамидальную деталь углом вниз, не понимает принципов устойчивости фигурок. Но при этом построил конструкцию из бутылки и баночки, насадив баночку, у которой более широкое горлышко, на бутылку. Причём повторил это несколько раз и очень аккуратно, чтоб было по центру и стояло ровно. Показал родителям и потребовал аплодисментов.
Пирамидки собирает, но очерёдность произвольная, по порядку колечки надевает лишь тогда, когда они разложены перед ним правильно.
Конструктор со среднего размера деталями только разбирает. С упоением. Соединять детали пытается крайне редко. Справедливости ради нужно заметить, что некоторые детали плохо подогнаны и нужно приложить большое усилие, чтобы их соединить.
Отлично и быстро разбирает-собирает матрёшек. Правда иногда настолько торопится, что сбивается и начинает совать как попало: вверх ногами, неправильно пытается соединять половинки (не теми сторонами), или подбирает неверные половинки. Но, довольно часто, если не очень спешит - справляется с задачей успешно.
Игры с машинками - практически в совершенстве. Открывает/закрывает дверцы, снимает резину с маленьких колёсиков, издаёт все полагающиеся звуки, цепляет прицеп к фаркопу, устраивает аварии с визгом тормозов и бибиканьем, опускает кузов самосвала, возит машинки по всем поверхностям, включая спину и голову работающей мамы. Машинок уже огромный автопарк, я это называю "Ваня наплакал". Практически с каждой прогулки притаскивается новая машинка, поскольку папа не может равнодушно смотреть на Ванины слёзы. Правда ломаются они тоже быстро, поскольку периодически ребёнок пытается стать на них ногами, разобрать на запчасти и проделать всё то, что делает с машинками любой нормальный пацан. В кузове большого самосвала хранятся мелкие машинки и это, пожалуй, единственные игрушки, которые Ваня по собственному почину складывает на место. Вообще машины очень любит, в папиной машине уже давно умеет включать радио, делать его тише/громче, обожает "рулить", крутить и нажимать всё, что положено. Может задумчиво попинать колесо. На шиномонтажке каждый раз очень волнуется и кричит на дядю, который трогает колёса нашей машины. Ивана этот факт страшно возмущает. Когда они с папой сами заезжают на заправку, Иван очень переживает, если нужно оставить машину у колонки и пойти заплатить. Скандалит, показывает на машину - боится её оставлять. В других местах всё нормально, припарковались - ушли.
Мягкие игрушки, последние два-три месяца, стали неизменными спутниками Ивана. На прогулку, в детский сад - всюду Ваню сопровождает минимум один друг. Отдельная история со сном, я уже о ней писала. А недавно Ваня увидел у девочки натуралистичного пупса. Вано был в шоке. Он решил, что это настоящий ребёнок - нежно взял его на ручки, понёс кататься с горки (спускал его придерживая, как заботливый отец). На следующий день я пошла с ним в магазин игрушек, покупать пупса, но возле входа нам попался большой мягкий Ёжидзе из Смешариков. Понятно, что ни о каком пупсе речи и быть не могло. Ежидзе ещё и копилка, поющая при каждом вбросе монетки незатейливую песенку. Теперь ребёнок чётко знает все места, где у нас в доме можно разжиться мелочью, постоянно её таскает и "кормит" своего друга. По ночам друг звенит в нашей кровати при каждом движении, а иногда начинает петь свою песенку, поскольку какая-то монетка у него внутрях на что-то там надавила. Где у него батарейки мы так и нашли - потрошить пока не решились. Ждём, когда сами сядут.
Оружия у нас до последнего времени не было. Это наша с папой принципиальная позиция. Я лучше отдам ребёнка в секцию стрельбы, чем буду покупать ему игрушечные пекали. Но Ваня где-то увидел меч. Видимо в передаче по Дискавери. С тех пор мамины полуметровые линейки, иногда железные, стали в руках Ивана грозными разящими клинками. Достаётся всем - маме, папе, мягким игрушкам, подушкам, дивану. Причём он явно дерётся, фехтует. Может дать оппоненту в руки вторую линейку и жестами предложить махач. После того, как мама чудом пару раз увернулась от металлической линейки, не лишившись ни одного глаза (маму научил не щёлкать острый деревянный кусман сыра, оставивший у неё посреди лба роскошный ярко-алый шрам),
Недели 2 назад начал, наконец-то, писять в горшок. До этого горшок стоял, но Иван наотрез отказывался на него садиться. Все попытки заканчивались дикими воплями и пантомимой "изверги, не сажайте меня на раскалённый горшок - он меня за попу кусает!". Мы особо не настаивали, но всё же периодически предлагали. Недавно случился "прорыв" - сын уснул без памперса, вдруг среди ночи проснулся (мы с мужем ещё не спали) и начал орать. Не помогали никакие попытки успокоить, полежать рядом с ним, укачивания на руках у папы. Тут папа заметил, что детёныш хватается за письку. Иван был поставлен перед горшком и с огромным облегчением долго в него журчал. Мы изумлённо на него таращились. Терпел ведь, бедолага. После этого Ванька тут же спокойно заснул. С утра следующего дня Ванька послушно целый день дудлил в подставленный горшок. Правда исключительно стоя.
В последующие дни, если родителям удавалось вовремя заметить Ванькины метания и ему предлагался горшок - сын ходил туда. Сам не просится. Если предложить горшок, когда он не хочет - Ванька пару секунд размышляет, потом говорит "не" и уходит. Сам не подходит к горшку, если прощёлкать - наделает где попало. Сложность с закреплением заключается в том, что на дворе зима, а у Ваньки нет такого большого запаса колготок, чтобы хоть на пару дней отказаться от памперсов. Поэтому большую часть дня Иван всё равно ходит в памперсе и делает свои дела туда. Зато всю ночь прекрасно спит без трусов и всё сухо.
С более "масштабными" походами на горшок есть неразрешимая дилемма. Ивану для этого нужно полное уединение. Не дай бог кому-то к нему подойти в тот момент, когда у него "затуманивается взор". Ванька страшно негодует, кричит, начинает толкаться и прогонять. Зачастую прячется за дверью и кряхтит оттуда. Иногда уходит в другую комнату и никого не пускает. Приглядел себе место между большими баллонами с водой на кухне - прячется за них и сидит там кряхтит. Потом ещё какое-то время не даёт снять с себя памперс - стесняется. Нужно выждать хотя бы пол часа, чтобы он заигрался и забыл. Мы относимся с пониманием, но как в такой ситуации уговорить его сидеть на горшке? Туалет у нас маленький, там горшок не поставишь. Да и он пока не справится сам с процессом снятия памперса и колготок достаточно быстро. Задачка.
Понимание речи и просьб.
Очень по желанию может что-то принести, в большинстве случаев просьба будет проигнорирована. Зачастую понимает, что его о чём-то просят, но не до конца. Может пойти за чем-нибудь на кухню, но вернуться оттуда ни с чем, поскольку не понял, что нужно принести.
Если предмет, который нужно подать, находится в пределах видимости и на него показать пальцем - скорее всего подаст (если по дороге ни на что не отвлечётся). Но иногда демонстрирует удивительную сообразительность и совершенно неожиданно исполняет довольно сложные просьбы.
Иногда, по просьбе, помогает маме или папе что-то перенести, при этом громко и натужно кряхтит и ухает :).
По просьбе относит тарелку с едой (мисочку, коробку, пакетик) на свой столик. Практически всегда. Забрал у курьера огромную коробку с пиццей и утащил к себе на столик. Однажды принёс пустую тарелочку (после того, как поел) маме на кухню, по собственному почину. Возможно - научился в садике.
Фразу "Давай порисуем" скорее не понимает, реагирует в большей степени на наличие у мамы в руках бумаги и карандашей/красок.
Отнеси шарф/валенки на место - в большинстве случаев относит.
А вот игрушки на места упорно не складывает, предпочитает разбрасывать по всей комнате. Специально порой вытряхивает из мешочков кубики, детали конструктора, прочую мелкую дребедень, удобряет всё это маленькими машинками и зверушками, живущими в корзинке. Может забрать игрушки у мамы из рук и бросить обратно на пол. Все просьбы и требования помочь с уборкой игнорируются в ноль - ребёнок прикидывается глухим. Хотя на днях старательно усаживал деревянную модель человечка на стеллаж, где тот обычно и сидит - по собственному почину.
"Руки вверх!" - когда мама собирается снять с него футболку или свитер. Исполняется беспрекословно.
Дважды на прошлой неделе выбрасывал мусор в мусорное ведро, правда просьба была подкреплена тем, что мама открыла тумбочку под раковиной и показала пальцем, куда нужно выбросить. Но смысл он понял.
Когда курьер привозит баллоны с водой - отвечает ему в домофон "алё!", затем ждёт у входной двери, ежесекундно высовывая головёнку в подъезд. Приветствует вышедшего из лифта курьера, в ответ слышит дежурное: "Привет, мужик!" и отдаёт тому пустые баллоны. Потом забирает у мамы или папы денежку и передаёт её курьеру. Сдачу возвращает маме с папой. Потом помогает папе тащить полные баллоны на кухню.
"Дай пять" - без проблем.
Помаши "пока-пока" - очень по желанию. Иногда по собственному почину (в основном маме, когда они с папой уходят гулять или в садик). Может присовокупить даже воздушный поцелуй. Иногда ни с того ни с сего начинает прощаться с детьми в саду или на детской площадке - хочет домой. А иногда не уговоришь его, морозится.
На своё имя отзывается крайне редко. Можно минут 40 на все лады или монотонно повторять: "Ваня, Ванечка, Ванюша, Иван и т. д." - у ребёнка на лице ни один мускул не дёргается. Хотя, изредка, отзывается моментально, даже на тихий шёпот подбегает. Периодически просто хихикает или улыбается себе под нос, давая понять, что слышит. Чаще же включает глухой игнор. Складывается впечатление, что он намеренно игнорирует, "включает фильтр" в голове. Со слухом однозначно всё в порядке - когда Иван был один в комнате, я из коридора шёпотом назвала его имя - заржал, а потом сказал "мама". То есть он по шёпоту даже определил, кто именно его зовёт.