Мудрые слова Александра Солженицына Отрывок из книги "Архипелаг ГУЛАГ", ч.5, гл.2 Мы давно не говорим - "украинские националисты", мы говорим только "бандеровцы", и это слово стало у нас настолько ругательным, что никто и не думает разбираться в сути. (Еще говорим -- "бандиты" по тому усвоенному нами правилу, что все в мире, кто убивает за нас - "партизаны", а все, кто убивает нас - "бандиты", начиная с тамбовских крестьян 1921 года.) А суть та, что хотя когда-то, в Киевский период, мы составляли единый народ, но с тех пор его разорвало, и веками шли врозь и вкось наши жизни, привычки, языки. Так называемое "воссоединение" было очень трудной, хотя может быть и искренней чьей-то попыткой вернуться к прежнему братству. Но плохо потратили мы три века с тех пор. Не было в России таких деятелей, кто б задумался, как свести дородна' украинцев и русских, как сгладить рубец между ними. (А если б не было рубца, так не стали бы весной 1917 года образовываться украинские комитеты и Рада потом.) Большевики до прихода к власти приняли вопрос без затруднений. В "Правде" 7 июня 1917 года Ленин писал: "мы рассматриваем Украину и другие невеликорусские области как аннексированные русским царем и капиталистами". Он написал это, когда уже существовала Центральная Рада. А 2 ноября 17 года была принята "Декларация прав народов России" - ведь не в шутку же? ведь не в обман заявили, что имеют право народы России на самоопределение вплоть до отделения? Полугодом позже советское правительство просило кайзеровскую Германию посодействовать Советской России в заключении мира и определении точных границ с Украиной - и 14 июня 1918 г. Ленин подписал такой мир с гетманом Скоропадским. Тем самым он показал, что вполне примирился с отделением Украины от России - даже если Украина будет при этом монархической! Но странно. Едва только пали немцы перед Антантой (что не могло иметь влияния на принципы нашего отношения к Украине!), за ними пал и гетман, а наших силёнок оказалось побольше, чем у Петлюры (вот еще ругательство: "петлюровцы". А это были украинские горожане и крестьяне, которые хотели устроиться жить без нас) - мы сейчас же перешли признанную нами границу и навязали единокровным братьям свою власть. Правда, еще 15-20 лет потом мы усиленно и даже с нажимом играли на украинской мове и внушали братьям, что они совершенно независимы и могут от нас отделиться, когда угодно. Но как только они захотели это сделать в конце войны, мы объявили их "бандеровцами", стали ловить, пытать, казнить и отправлять в лагеря. (А "бандеровцы", как и "петлюровцы", это всё те же украинцы, которые не хотят чужой власти. Узнав, что Гитлер не несёт им обещанной свободы, они и против Гитлера воевали всю войну, но мы об этом молчим, это так же невыгодно нам, как Варшавское восстание 1944 г.) Почему нас так раздражает украинский национализм, желание наших братьев говорить и детей воспитывать, и вывески писать на своей мове? Даже Михаил Булгаков (в "Белой гвардии") поддался здесь неверному чувству. Раз уж мы не слились до конца, раз уж мы разные в чем-то (довольно того, что это ощущают они, меньшие!) - очень горько! Но раз уж это так? раз упущено время и больше всего упущено в 30-е и 40-е годы, обострено-то больше всего не при царе, а после царя! -- почему нас так раздражает их желание отделиться? Нам жалко одесских пляжей? черкасских фруктов? Мне больно писать об этом: украинское и русское соединяются у меня и в крови, и в сердце и в мыслях. Но большой опыт дружественного общения с украинцами в лагерях открыл мне, как у них наболело. Нашему поколению не избежать заплатить за ошибки старших. Топнуть ногой и крикнуть "моё!" -- самый простой путь. Неизмеримо трудней произнести: "кто хочет жить - живите!"
В начале месяца я вспомнила про нечитанную "Комьюнити" А. Иванова. Сразу не написала, а теперь уже тихо помню, че хоть там за герои были. Да и плевать, все равно у Иванова все герои наимерзейшие, здесь мне понравилось онлайн-сообщество, разговаривающее о чуме. "Глеб читал, и ему начинало казаться, что чума - единственное содержание мировой истории".
Удивительно своевременная оказалась книга.
И тут мне ресско захотелось сказок, сказок, и только сказок, отчаявшись найти новые, незнакомые, забив журнал ридера начатыми книгами, перечитывала старые.
Вадим Слуцкий Педагог, писатель Мёртвые - о живых 23 февраля 2014, 18:28
Недавно Дмитрий Зыков написал на «Гранях»: «Судья Наталия Никишина готовится огласить приговор восьмерым "болотным узникам". По завершении главного политического процесса путинской России, изнурительного и безнадежного, мы точно знаем, что произошло под стенами Кремля 6 мая 2012 года. Знаем, как нагло фабриковалось дело, как лгали полицейские на следствии и в суде. У нас есть детальный разбор улик, анализ ключевых эпизодов по фото- и видеоматериалам. События того трагического дня восстановлены с точностью до секунды. Обвинение рассыпалось в прах - и мы ждем обвинительного приговора». (http://www.kasparov.ru/material.php?id=52FB3CA0D68...ter&utm_source=twitterfeed)
Совершенно замечательная последняя фраза, правда? Предложение-оксюморон.
И я поймал себя на мысли, что прочёл это совершенно спокойно: как мог бы прочесть сообщение о том, что на Крещенье начались морозы или что Путин нырнул в море, где водятся гигантские акулы-людоеды, подплыл к самой большой и свирепой из них и ласково погладил её по голове. Совершенно что-то такое нормальное.
Мы очень интеллектуальные люди. Мы комментируем, рассекаем реальность скальпелем тончайшего анализа, мы глубокие, талантливые, образованные. Мы угадываем тончайшие оттенки желаний и настроений Вождя, Великого Кормчего, аморального троечника, который в нормальной стране работал бы, наверное, водителем такси или мелким клерком. Мы всё предсказываем, всё предвидим заранее, мы мудры. У нас великая литература, музыка, живопись, наука.
Наш язык – один из шести мировых языков ЮНЕСКО. Мы – великий народ и живём в великой стране.
Украина – нет. Само это слово означает – «окраина». Задворки. Про любую другую страну мы говорим «В Англии», «В ФРГ», а про Украину – «НА Украине» - на окраине, с краю.
Чья это окраина? Наша.
Украинский язык – ну, это пародия. «Паду ли я, дрючком пропэртый?!» - патетически вопрошает украинский Ленский, исполняя свою знаменитую арию из оперы Чайковского, - и мы, конечно, задыхаемся от хохота.
Какая литература на этом языке? Тарас Шевченко? Смешно! Весьма посредственный автор.
А у нас – Толстой, Достоевский, Булгаков! Разве они, эти люди с окраины, могут быть такими тонкими, талантливыми, как мы? Никогда! Увы, - они грубы, примитивны
. Когда 12 февраля 4-х активистов Майдана хотели заключить под стражу по сфабрикованному обвинению, 14-я сотня самообороны Майдана вместе с ветеранами-афганцами воспрепятствовала этому – и активистов отпустили.
Люди с закопчёнными лицами, со щитами и битами – среди дыма и пожаров. Как в Средние Века.
У нас - всё культурно. Если кого-то сажают в СИЗО по сфабрикованному обвинению, мы пишем статьи, очень хорошие, яркие, красноречивые статьи, и всем, кто их читает, становится совершенно ясно, что мы свободолюбивые и талантливые люди. Потом мы ждём обвинительного приговора и пишем новые прекрасные статьи.
Мы даже иногда отваживаемся на протест! Например, выходим на улицы с белыми ленточками, шариками или даже зонтиками! Это опасно, очень опасно! Но мы совсем не боимся: мы очень мужественные!