Предложение сходить на тематическую экскурсию в Питерские “Кресты” я встретил с энтузиазмом. Я даже не представлял, что в “Кресты” начали водить экскурсии. Тем не менее, вот, пожалуйста, на сайте о достопримечательностях Петербурга вывешена информация о музее в “Крестах”, правда, там нет ни слова о том, как в этот музей попасть. Но мою спутницу, имени которой не называю, это не испугало. Инкогнито из Петербурга обещала выяснить всё на месте.
“Как ты собираешься выяснять?” – недоверчиво спросил я. – “Ты же не будешь кричать часовому на вышке: “эй, слышите, мы пришли на экскурсию, куда нам теперь идти?”
“Ну что ты как маленький?” – начала заводиться инкогнито из Петербурга. – “В тюрьме наверняка есть проходная, там и спросим.”
“Хорошо. Только знаешь, меня немного смущает…”
“Ну что опять?”
“Ничего. Ладно”.
К зданию тюрьмы подошли часа через полтора. Не знаю как инкогнито из Петербурга, но я испытывал чувство робости из-за своего праздного интереса к следственному изолятору. Это как если бы я несвоевременно обратился за помощью к уличной проститутке и тихо, чтобы никто не слышал, попросил бы её покончить с моей невинностью в обмен на сэкономленные на школьных завтраках деньги, а она в ответ на мою просьбу подняла бы меня на смех и отправила домой, к маме, со словами “такой мелкий, а всё туда же”. Примерно такой же реакции я ожидал от гражданина милицейского начальника на проходной, когда на вопрос о цели визита я промямлю что-то насчёт экскурсий, которые якобы здесь проводят.
“Что? На какую такую экскурсию вы пришли? Что? На каком таком сайте? А ну марш отсюда и чтобы я вас здесь больше не видел!”
Впрочем, всё могло выйти и по-другому. Гражданин милицейский начальник внимательно меня выслушает и скажет:
“Что? На экскурсию? Да, конечно. Проводим. Что-нибудь запрещённое с собой есть? Нет? Тогда будьте добры ваш паспорт для оформления пропуска. Сейчас как раз новая группа экскурсантов набирается. Как только подойдёт экскурсовод, мы вас пропустим за ворота внутрь тюрьмы. Пройдётесь по коридорам, загляните в глазок камер, посмотрите, как живут заключённые. При желании можно даже немного посидеть с ними. Кстати, скоро у нас обед. Не желаете отведать тюремной баланды и выпить кружку чифиря, а в сувенирной лавке приобрести поделки, сделанные вручную нашими постояльцами: игральные карты, фигурки из хлеба, чётки, перочинные ножички и прочие занятные мелочи на память о посещении тюрьмы”?
Мы пошли искать вход. Первая дверь вела в “бюро пропусков”. На второй двери голубого цвета никакой вывески не было, но рядом с ней был приделан звонок и камера с переговорным устройством. Если верить сериалам про криминальную жизнь Петербурга, то все авторитеты выходили на волю именно через неё. А ещё дальше находилось дверь с вывеской “бюро приёма посылок”. Однако ни на одной из дверей информации об экскурсии не висело. Инкогнито из Петербурга объяснила это тем, что мы просто не оттуда зашли. Не с того входа. Надо обойти всю тюрьму и зайти со стороны, где стоят т.н. “административные корпуса”.
Тот факт, что ей откуда-то известно о существовании на тюремных задворках неких административных корпусов меня ободрил. Правильно! Ведь это же администрация тюрьмы выдаёт разрешение на экскурсии. Ведь это же не охранники в частном порядке приводят сюда посетителей посмотреть на тюрьму. Сейчас обратимся к администрации, администрация отправит нас в бюро пропусков, в бюро оформят пропуска на вход… Что дальше не очень понятно. По идее, должны включить в состав какой-то группы и выделить экскурсовода, который всё покажет и всё расскажет. Не одним же нам тут ходить и осматривать. Но вот только где набирается сейчас эта группа? Или нам назначат конкретное время?
Никаких корпусов с другой стороны тюрьмы обнаружено не было. Только глухие ворота для въезда спецтранспорта. Мы опять обошли тюрьму и снова вернулись к бюро пропусков. На этот раз возле двери копошились какие-то люди. Я сначала подумал, что это подошли экскурсанты, но потом пригляделся и заметил на них тюремные робы. Наверное, осуждённые из хоз. обслуги. В руках осужденные держали вёдра и грабли, похоже, занимались уборкой, но в остальном не производили впечатления людей, у которых можно было бы справиться о месте и времени проведения тюремной экскурсии.
Я подёргал дверь бюро пропусков, но дверь не поддалась. Подёргал ещё раз, сильнее и энергичней. Дверь даже не шелохнулась. Пришлось набраться наглости и позвонить в ту другую, откуда, судя по фильмам, выпускали криминальных авторитетов. Звоню я в неё и думаю, что на меня сейчас кто-то смотрит и
В том бизнес центре где “название организации” снимает для меня офис с чайником, сотрудники из других офисов в основной своей массе щеголяют в костюмах и галстуках. В застиранной футболке и в поношенных джинсах я смотрюсь чужим на этом празднике жизни. Раньше когда я встречал в лифте какого-нибудь одетого с иголочки менеджера или целую группу менеджеров, которые придерживались в одежде единого делового стиля, то во мне всякий раз просыпался невинный первокурсник (вернее даже не первокурсник, а жалкий абитуриент, только-только приехавший из своего “Мухинска” поступать в столичное заведение). Ему все старшекурсники представлялись почему-то высшими существами, а эти “высшие существа” не то что свысока, а вообще на него не смотрели.
В обеденный перерыв этот внутренний абитуриент ютился за своим столиком где-нибудь на отшибе столовой в полном одиночестве, т.к. не ещё успел ни с кем подружиться. Соседние столики занимали обычно случайные посетители центра. В большинстве своём это были претенденты на рабочие места, скромно поедающие в уголке свою пищу. А эти в пиджаках и в сорочках собирались компаниями за большим столом в центре, чтобы все видели. Громко смеялись, что-то активно обсуждали между собой. Наверное, просителям-посетителям следовало украдкой наблюдать за ними со своего места на столовской периферии, восхищаться чужим успехом или ему же завидовать. Пока менеджеры пировали, им не переставали звонить и тогда они начинали также громко (опять-таки, чтобы не только видели, но и слышали) разговаривать по телефону на разные бизнес темы.
Вечером эти менеджеры долго садились в свои недорогие кредитные иномарки, а я шёл к спокойно метро. Нет, я не чувствовал себя неудачником по сравнению с ними. Сколько раз я искусственно пытался вызвать в себе зависть к ним, если не получалось завидовать естественным образом, но всё напрасно. Я чувствовал себя другим, не таким как они. Не лучше и не хуже. А просто другим. Например, в этих джинсах, в этой футболке в вагоне метро мне гораздо комфортнее, чем в костюме, в галстуке в многочасовой пробке. Мне трудно объяснить, но во всём этом мне как-то свободней дышится. Поэтому, через какое-то время уже я начинаю смотреть на этих костюмированных мальчиков не как абитуриент или первокурсник на старшекурсников, а как профессор на студентов в целом. Этому профессору все равно как он выглядит (он в любом случае профессор независимо от внешнего вида), он может позволить себе читать лекции в чём угодно.
Ко мне приходит внезапное понимание, что в бизнес центре, где я работаю, все носят практически одно и тоже. Здесь очень трудно выделиться чем-то на общем фоне, быть оригинальным. Одёжный кодекс предписывает всем этим менеджерам одевать на работу костюмы, галстуки и прочее, а может на самом деле они мечтают о футболке и джинсах, носить которые в бизнес центре может позволить себе далеко не каждый. А вот мне можно и эта исключительность становится моим оружием.
В лифте окидываю всех этих шумных менеджеров снисходительным взглядом. Потом шикаю на них, и менеджеры сразу же затихают. Стоят, искоса смотрят на меня в отражении стен и дверей лифта, не иначе задаются сейчас вопросом о том, кто я. Почему мне можно носить то, что хочется, а им нельзя и они вынуждены соблюдать правила компании предписывающий строгий деловой стиль в одежде? Ведь если меня терпят здесь в таком виде, то это, наверное, не просто так.
Несколько примеров. Сегодня в метро ты видишь необычного вида женщину. На ней хирургическая маска и тёмные очки. То, что она всерьёз опасается подцепить в месте массового скопления людей какую-нибудь вирусную инфекцию, тебя в качестве объяснения не устраивает. Тебе любопытно, что на самом деле скрывается под этим эстетическим маски-шоу. Видно, что это не тётка и не баба какая-нибудь, а пусть и не молодая, но весьма сексуальная женщина (иногда достаточно разглядеть край чего-то, чтобы составить мнение обо всей картине). Вероятно, она что-то сделала у себя с лицом. Может быть, наколола губы, убрала мешки под глазами или ещё чего-то, а маску и очки надела потому, что не хочет показывать своё лицо до полного заживления. Это самая правдоподобная версия, но о ней почему-то думаешь в последнюю очередь. Первая мысль, которая приходит в голову, это мысль, что её избили. А вместе с этим появляются догадки относительно того, кто её избил и за что. Избил муж. Женщина интересная и вряд ли живёт с каким-нибудь мужланом, который её просто так бьёт почём зря, а она молча терпит. Она же не баба, а женщина, и это по ней видно. Вот синяков её не видно, а это откуда-то видно. Значит, избить её могли только за адюльтер. Больше не за что.
Ты сразу начинаешь представлять себе все подробности этой истории. С кем она изменила, где это произошло и как это произошло, откуда об этом стало известно и что было потом.
Совсем не лишнее втиснуть сюда ещё одно наблюдение. Это т.н. “сладкие парочки”, которые тоже попадаются постоянно в метро. Не молодые, а скорее зрелые и при этом не особо привлекательные мужчина и женщина едут после совместно проведённой ночи на работу. Из чего это видно? Прежде всего, из того, что им не по пути. Кто-то из них выходит раньше, а кто-то позже и у того кто остаётся и едет дальше на лице появляется какое-то идиотское выражение. К тому же начальный этап отношений скрыть трудно, впрочем, они и не собираются ничего скрывать: нежно прижимается друг к другу, шепчутся между собой о чём-то интимном, целуются (кстати, инициатором поцелуев выступает чаще всего женщина, а не мужчина). Едва ли после долгих лет отношений кто-нибудь ведёт себя подобным образом. Значит, познакомились совсем недавно. Не исключено, даже что это их первая ночь. Реакция друг на друга ещё не такая заторможенная, как если бы в отношениях состояли уже давно.
Ты смотришь на них и начинаешь строить предположения. Сколько дней или недель они вместе и считаются парой? Сколько раз он порадовал её за ночь? Сколько времени пришлось на сон, а сколько на другое занятие? У кого они ночевали: у неё или у него? Что предшествовало этой ночи? Где и при каких обстоятельствах они познакомились? Была ли у него жена, был ли у неё муж? Причина расставания? Сколько эти отношения продлятся? Жениться ли он на ней или нет? Будут ли у них дети и если будут, то сколько? Кем станут они эти дети и так далее и так далее. Пока едешь с ними, по каким-то неуловимым внешним признакам на лице или в одежде ты пытаешься ответить на все эти возникающие в твоей голове вопросы.
Неожиданно к тебе откуда-то приходит чувство, что сейчас ты что-то напишешь. Запускается ПРОЦЕСС сочинительства. В этот момент над твоей головой образуется какое-то жёлто-розовое свечение, а в самой голове рождаются первые строчки. Остаётся взять лист бумаги и перенести на него эти строчки. Но ты знаешь, что на этом дело не кончится. Первые строчки потянут за собой вторые, вторые – третьи и повествовательный клубок начнёт разматываться дальше. Ты сам поймёшь, где нужно остановиться. Только не это главное. Среди всего, что напишешь, найдётся действительно что-то стоящее, но этого стоящего будет совсем немного. Процентов 20 от всего, что напишешь за сеанс, а остальное (как правило, это то, что по краям, с чего начал и чем закончил) пойдёт в мусорную корзину. Не сейчас. Потом. Ты сохранишь только тот отрывок, который не предполагал что напишешь, который получился у тебя сам собой. Это твой МЕТОД написания рассказов.
В последнее время ты обращаешь внимание на две вещи. Первое – с экономией расходуешь свою обувь. Ты понял, что амортизируешь ботинки больше, чем, например, одежду и оптимизировал собственные шаги. Просто от поездки по городу одежда страдает меньше. Стопа способствует внутреннему износу, а поверхность асфальта внешнему, когда рубашка или джинсы контактируют с телом только с изнанки и почти не соприкасаются ни с чем снаружи, а если и соприкасаются (например, со вторым слоем одежды), то не так жёстко. Правда, стоит присесть и задняя часть джинсов начинает взаимодействовать с сиденьем, поэтому ты предпочитаешь стоять там, где позволительно сидячее положение и остаёшься на ногах, даже если тебе предлагают стул. По твоим словам любая работа движется эффективнее, если выполнять её стоя.
Тебя приглашают
Ты едешь на работу и ведёшь себя в дороге тише воды ниже травы, словно боишься спугнуть её своим приближением. Впрочем, это относится не только к работе. Это относится ко всему вокруг. К простым людям на улице, к наземному транспорту, к цветным сигналам светофора, к стеклянным дверям метро и раздвижным поездного состава, к турникетам для прохода пассажиров и к обычным ментам. Ты боишься спугнуть собой даже лифт. Что же касается людей, то у тебя возникло стойкое ощущение, что новенький ты не только на работе, но и на улице. Просто в какой-то момент тебя выключили из движения, вытащили из всей этой уличной суеты, общей массы, поставили где-то отдельно, продержали так какое-то время, а потом вдруг решили вернуть назад, но пока ты отсутствовал, столько воды утекло, столько произошло, столько переменилось. Люди стали совсем другими, не такими как были прежде. Даже нет, не так. Будто бы успело смениться не одно, а несколько поколений людей, пока в поисках работы ты сидел дома. Люди знакомые тебе по улице умерли, а вместо них родились новые и тоже умерли, оставив после себя ещё людей и так далее. А теперь тебя выпустили, наконец, на улицу, а там все чужие, ты никого не знаешь, никто не знает тебя. Ты чужой в этом городе, в этом районе, на этой улице… В этом вагоне, в этом лифте, в этом кабинете. К тебе нужно присмотреться, как следует, привыкнуть и только потом тебя начнут здесь узнавать.
В какой-то момент ты перестаёшь читать книги. Нацепляешь на голову наушники, спускаешься в метро и видишь, что и там тоже все в наушниках. Сейчас уже почти никого не встретишь в метро с книгой. Нет, конечно, можно предположить, что теперь книги больше принято пассивно слушать, чем активно читать, может быть, все резко перестали слушать любую музыку, а слушают вместо неё книги, причём хорошие книги, но как узнаешь так это или нет. Раньше едет человек с книгой и видно, что он без плеера и читает, а иногда даже видно, что именно он читает, раньше едет человек с плеером и видно, что он без книги и слушает музыку, а иногда даже слышно, что именно он слушает. Ну а теперь: кто есть кто?
Кто-то тебе сказал, что существует верный признак, по которому можно определить, пассивно ли читает человек книгу или активно слушает музыку, пусть даже хорошую музыку. Для этого достаточно встать с ним рядом и если при этом ты ничего не слышишь – значит “читает”, а если слышишь, то слушает. Ты ничего ни от кого не слышишь.
Тебе стало нечего носить. Вся твоя одежда морально состарилась, а позволить себе купить новые вещи ты не можешь. Возможно, поэтому у тебя и исчезла в себе уверенность. Ты едешь на работу и только и думаешь о том, насколько нелепо выглядишь в этом старом наряде. Тебе кажется, что все на тебя смотрят, хотя на самом деле в метро уже давно никто ни на кого не смотрит. Раньше – да. Смотрели. Стоило войти в вагон и сразу ловишь на себе бесстыдные взгляды, а сейчас все смотрят только на экраны своих телефонов или планшетов. Уже давно никто никого не слышит – все в наушниках. Ах, если бы ещё можно было придумать, чтобы никто никого не смог носом унюхать, то было бы вообще замечательно.
Чтобы избавиться от комплексов по поводу одежды (которая, кстати, выглядит вполне прилично, а насчёт того, что она якобы старая, то это всё твои тараканы), ты опять берёшь с собой книгу и читаешь её пока стоишь в транспорте. Пусть никто на тебя не смотрит (и ты это сам отлично понимаешь) – неважно. Тут главное собственные ощущения от того, что ты единственный на весь вагон, кто читает и читает ПО-НАСТОЯЩЕМУ, отчего все твои комплексы моментально проходят. В наше время, пассажир с книгой в метро это настоящий аристократ. Наличие книги не просто окультуривает человека. Нет, оно автоматически превозносит его, превращая в какое-то высшее существо. Раньше (ещё в советское время, ещё до того, как при появлении в вагоне “новичка”, все т.н. “опытные” пассажиры за неимением гаджетов, начинали открыто на него глазеть) большинство пассажиров в вагоне ЧИТАЛО. Нет, вы только послушайте, как звучит: ЧИТАЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ВАГОНА.
За то сейчас отсутствие у тебя модного гаджета последней модели, дорогой брендовой одежды, вполне можно заменить книгой. ХОРОШЕЙ КНИГОЙ. Это считается гораздо круче. Телефон, шмотки – любой дурак купить может, а вот какой дурак купит книгу? К тому же бить за это ещё не бьют. А ведь могло быть и так:
“Ты чего, лучше нас что ли? Мы все здесь в метро слушаем или смотрим, а ты читаешь. Самый умный нашёлся?”
Не исключено, что скоро появятся специальные книги, предназначенные только для выхода в свет или на крайний случай для поездки в метро, а не для чтения как такового. Цель такой “выходной” книги стать частью стиля своего обладателя, завершить его образ на каком-то духовном уровне.
Когда Нинель рядом нет, то моим единственным другом становится робот-пылесос Гоша. Я запускаю его не для чистоты, а чтобы просто пошумел и подвигался. Наравне со стиральной и посудомоечной машинами, Гоша не только приносит пользу (бестолково болтает один только телевизор), но и имеет возможность перемещаться по полу моей квартиры (в географии которой, правда, он ориентируется слабо), чем компенсирует мне отсутствие домашнего питомца.
Гоша постоянно попадает в аварийные ситуации. Бедовый какой-то мне попался Малыш. Или все они себя так ведут когда вкалывают роботы, а не человек. Проникнет под диван и застрянет или одна из его лапок-щёток окажется под ковром. Но самое любимое его занятие это тыкаться между ножками стула. Стул для него ловушка. Сначала он пробует выбраться самостоятельно и когда понимает, что без посторонней помощи ему не выбраться, специальным сигналом призывает на помощь меня, а я никогда не бросаю Малыша в беде и сразу спешу на выручку. Вытаскиваю, глажу по пластиковому в царапинах корпусу и ласково приговариваю что-то вроде:
“Зачем тебя туда опять понесло? Не первый раз уже там застреваешь. Избегай этого места, оставляй его мне. ”
Нинель нет, а мне необходимо о ком-то заботиться, а Гоша мне как член семьи. Он отлично подходит для этой цели. К тому же питается электричеством, кушать не просит. Детей-то у меня нет – и хорошо, что нет детей. Снимает ответственность. С другой стороны дети это самый лучший стимул для того, чтобы что-то делать, менять. Если хотите знать, то при приёме на работу обязательным условием становится не только наличие кредита, но и детей. Про образование никто не спрашивает. Поэтому, чтобы повысить свои шансы на трудоустройство необходимо взять в банке кредит и жениться на разведёнке с прицепом. Залог будущего успеха.
С потерей работы высвобождается много свободного времени. На работе именно за него платят, причём платят за него гораздо меньше, чем оно стоит на самом деле. А если ты не работаешь, то и время (твоё, личное) остаётся с тобой же и ты волен распоряжаться им как угодно. Снова попробовать продать по рыночной стоимости, либо оставить это время себя и на себя же его потратить. Считай это твоя награда за отсутствие у тебя работы, а такого что нет ни работы, ни денег, ни времени – быть не может. Настоящее время – это твоё собственное пособие по безработице.
Когда ты ещё работаешь, то у тебя столько планов на это нерабочее время. Думаешь: вот если бы не работа эта проклятая, то я бы сделал то-то и то-то. Да я бы!.. Я бы!.. Разобрал бы балкон от хлама, сделал бы в квартире ремонт, каждый день ходил бы… не знаю куда, куда-то ходил бы. Выспался! Прочитал уйму книг, а потом написал бы свою книгу. Съездил бы с ней в издательство, показал её там. Стал бы писателем, наконец!
Почему я ничего этого не делаю, когда у меня реально появился шанс выполнить хотя бы одну позицию из этого списка? А вот пьянства в нём нет. Как-то не предусматривалось. Зато на деле оно есть. Пропиваются даже не деньги – пропивается время. А ещё есть диван. Кстати его тоже нет в списке.
Самое удивительное, что работа всегда мешала мне быть счастливым. Мне так казалось, когда ещё приходилось работать. Зато сейчас на меня столько счастья свалилось – живи, не хочу. Рано или поздно работа найдётся. Тогда будешь вспоминать об этом счастливом времени, когда ты был счастлив, но при этом всячески старался перестать быть счастливым и найти работу.
Но что-то все равно гложет, мешает и не даёт насладиться этим временем. Неважно есть или нет работа. Счастье в ретроспективе. Очень странно, но почему-то хочется вернуться опять туда, где счастливым себя я точно не чувствовал. При этом, этот т.н. “несчастливый период” со временем возрастёт в цене, только возврата к нему уже не будет. Поэтому думаешь, а вот может настоящий этап, который воспринимается сейчас как плохой, я когда-нибудь сравню с другим этапом, который наступит тогда, в будущем и переоценишь? А этот будущий этап в свою очередь, с ещё более грядущим? Отсюда возникает ощущение, что жизнь это непрерывное счастье, но ни одно мгновение счастья почему-то нельзя зафиксировать. Нельзя прямо здесь и сейчас встать и сказать: “Знаете что, вот именно сейчас мне хорошо и я счастлив.” Что настоящий момент счастливый можно утверждать только из будущего, когда оттуда придёт документальное подтверждение: “Всё нормально, ни о чём не переживай, всё сложится хорошо, лучше и быть не может.” Только сейчас-то я об этом не знаю, как там всё сложится. Вот я и не могу встать и официально признать себя в настоящее время счастливым.
Нет, Нинель всё правильно говорит. В связи с кризисом мыслить надо на перспективу. Если сейчас соглашаться на все те ничтожные предложения, с которыми мне перезванивают по
Обычно все сидят в телефоне и ковыряются в нём своим пальцем. Как в носу или в ухе. Если смотреть со стороны, то это порядком раздражает. Вот меня, например.
Впрочем, есть и те, кто сидит не в самом телефоне, а непосредственно на нём. В переносном, конечно, смысле. Если в первом случае сидят для развлечения, просто так и от нечего делать, а вот во втором это та ещё работёнка. По себе знаю. Сидение на горячей линии это сущий кошмар, сумасшедший дом. И если сесть на телефон очень плотно, занять его собой весь, то телефон этот можно легко испортить, а заодно и себе навредить. Вот об этом мне и хочется рассказать.
Вообще, на каждый телефон, как и на сигаретные пачки, следовало бы лепить предупреждающие наклейки с текстом примерно следующего содержания. Так, мол, и так: чрезмерное сидение на телефоне вредит вашему здоровью. И если не прибавку к зарплате, то хотя бы молоко выдавать за вредность тем, у кого работа заключается в общении с клиентом по телефону. Молоко там, ну или коньяк. Лучше коньяк. Тогда и производительность в разы повысится. Менеджер всегда слегка навеселе, настроение у него благодушное. Он общителен и сможет заинтересовать потенциального клиента. Включив всё своё обаяние (которое активно развивается после принятия стартовых 50 граммов), такой менеджер располагает и способен убедить любого в необходимости покупки своей услуги или товара.
Мне не давали коньяк. Молоком, впрочем, тоже не полагалось. Наверное, даже курить не позволили, если бы я не оставил в прошлом это сомнительное удовольствие – пускать дым. Потому, наверное, и взяли. Ведь целый день на телефоне. То тюлень позвонит, то ещё какой-нибудь олень. Достали!
Можете представить, каким нервным я стал уже через месяц. Только повесишь трубку, а телефон сволочь, опять подо мной звонит. Только закончил разговаривать, перевёл дух и снова-здорово. Ни минуты покоя. Ей богу, в туалет некогда отойти.
Однако, я работник ответственный и повсюду носил трубку с собой в заднем кармане. В том числе и в туалет если надо. Бывает, говоришь с кем-то из клиентов по телефону, а сам в это время малую нужду отправляешь, одной рукой трубку к уху прижимаешь, другой корректируешь направление струи. Вот только воду спускать было неловко. По шуму этой воды, можно было запросто догадаться, откуда я веду разговор. А такое легкомысленное отношение к клиенту и к его проблеме просто непозволительно. Клиент мог обидеться и переключиться на конкурентов.
Только на обед я и прерывался. На эти спасительные двадцать минут я на законном основании переводил свою линию на своего напарника – такого же задёрганного молодого человека. А когда наставал его черед питаться “дошираком” и пить кофейный раствор, то он соответственно переадресовывал свои звонки на меня. Мы же команда, блин. Остальные сотрудники офиса держались от телефона подальше. А заодно и от нас с ним тоже.
От такой работы в психическом отношении я очень сильно расшатывался. Дома мной вдруг овладевало беспокойство насчёт того, что ночью не получится нормально поспать. А если я полноценно не отдохну, не высплюсь, как следует, то на следующий день не смогу эффективно трудиться на благо конторы. Головная боль, рассеянность, ощущение яда в глазах, плохое соображение, заторможенность, вялость – полный набор. Но как мне работать в таком состоянии?
Если же я все равно шёл на работу сонным, то самое лучшее это постараться раскачать себя уже с первых минут. Забыть о том, что мне плохо, перестать замечать это в целом. Не допускать перерывов в работе, постоянно быть в тонусе, а там всё выйдет само собой. Мне бы точно не дали спать по ночам, открой я секрет такой своей трудоспособности.
Чем ближе к утру, тем больше путалось у меня в голове. Появлялись такие мнимые представления, что впереди у меня ещё масса времени, что я совсем недавно вернулся домой с работы и только-только лёг спать. Или, что рабочее время ничем не отличается от времени потраченного на сон. Даже более того: сон и работа это вполне совместимые между собой занятия. То есть, можно спокойно спать и полноценно трудиться одновременно. На самом деле мне это только кажется, что через двадцать-тридцать минут нужно сделать над собой усилие, подняться и пойти на работу. Ни на какую работу идти не нужно, можно спать дальше и не думать ни о чём таком.
В подтверждении этого у меня воображение формировало зрительные образы. Это были не сны. Это были всего лишь несложные галлюцинации на изнаночной стороне век. Например, рядом с моим рабочим местом, есть точно такое же место, только спальное, оборудованное постельным бельём, а также подушкой и одеялом. Всё как полагается, полный комплект. На наволочке, правда, видны засохшие пятна крови. Но это тоже нормально – когда мне приходится сильно понервничать, то у меня всегда идёт носом кровь. Под
Проснулся я несколько часов спустя. За две-три минуту до звонка будильника. Состояние моё ненамного улучшилось. Во сне я сильно потел и на простыне остался влажный след. Тело расположено прямо, а согнутые в локтях руки подняты вверх. Словно я кому-то сдавался. Сам не зная, зачем я сфотографировал этот отпечаток. Я довольно часто что-то фотографирую. Просто так. Не для публикации в соцсетях, а для себя. Варил как-то цветную капусту и в одном маленьком кочанчике распознал забавную мордочку, которую, тем не менее, никто коме меня не увидел, пока я сам не очертил её контуры и не показал: “Вот, смотрите, видите? Это глаза, это нос, это щёки”. Только после моей подсказки со мной согласились. А взять ещё пену на водной поверхности. Пена тоже формирует интересные силуэты. Или трещины на асфальте, разводы на стекле и многое, многое другое. Главное присмотреться, как следует. Я добавил в коллекцию новый снимок и посмотрел на часы. В самом деле, пора идти на работу. Небольшое недомогание, я почувствовал накануне вечером. Однако, значения ему не придал, а перспективу серьёзно заболеть вообще не рассматривал. Отчего-то думал, что за ночь всё пройдёт. Я даже составил в голове план на завтрашний день. Мне следовало сделать это, это и это, а болезнь в этот план не входила. Я подумал о том, чтобы переключиться на режим героя. В этом режиме, ты идёшь на работу, не смотря ни на что. До победного конца работаешь, никак не показывая, что тебе плохо. Однако, с одной стороны ты как бы скрываешь своё самочувствие, а с другой наоборот: всячески его обнаруживаешь. Ни на что ни кому не жалуешься, а на вопрос как себя чувствуешь, слабым и больным голосом, отвечаешь, что с тобой всё в порядке. На самом деле, тебе очень хочется, чтобы все увидели, насколько сильно ты болен и оценили твой геройский поступок. Посмотрите, какой ответственный человек! Болен, но он не остался дома. Он все равно вышел на работу. Вот на что он готов ради своей работы. Какое самопожертвование. Этот парень настоящий герой! Очень надеешься, чтобы этот твой героизм заметило руководство. Ты не можешь отпроситься. Инициатива отпустить тебя должна исходить от начальства. Иначе обязательно спросят, зачем вообще приходил раз ты такой больной? Инфекцию разносить? Тогда весь подвиг насмарку. Ещё и виноватым окажешься. Не уважаешь коллектив и всё такое прочее. Нет, тебя отпустят, конечно, только выглядеть это будет примерно так: “Делай, что хочешь. Хочешь, идти домой – иди. Либо (раз уж пришёл), оставайся работать, а сопли тут разводить нечего.” Фокус в том, что ты сам больным себя не ощущаешь, однако по тебе должно быть видно, что ты очень болен. Отсюда идеальный вариант, что руководству станет известно о твоей болезни. Начальник подойдёт к тебе, поинтересуется твоим самочувствием (но ты здоров, с тобой всё в порядке) и примется уговаривать тебя пойти домой. Но ты не поведёшься на такой развод. По крайней мере, тотчас же. Нельзя сразу сдаваться. Это всё провокация. Быстро соглашаться на предложение и говорить что-то вроде “да, в самом деле, мне лучше пойти домой” никак нельзя. Разве не ты только что сказал начальнику, что с тобой всё в порядке? Надо твёрдо стоять на своём, докладывать о большом объёме работы, которую никто кроме тебя не сделает и высоком градусе ответственности перед клиентом. При всём при этом ты уже не отрицаешь факта болезни. Просто симптомы простуды, вируса и высокая температура для тебя не повод не ходить на работу. Поэтому согласиться пойти домой, можно только после того, как тебе скажут, что ты заразишь остальных сотрудников. Мол, ты должен подумать и о них тоже. Ведь они-то не такие герои как ты, который приходит на работу в любом состоянии. Остальные чуть что, сразу слягут. Ни за что не последует твоему примеру. Довод убедительный. “В самом деле! Почему я сужу о людях по каким-то своим внутренним меркам и думаю о коллегах лучше, чем они есть.” В конечном счёте, ты признаешь опрометчивость своего поступка прийти на работу больным, а заодно мудрость своего начальника и спокойно идёшь домой. Но перед этим нужно заручиться напутствием: дать обещание не выходить, пока окончательно не поправишься. Правда, тут совсем другой случай. Ни секунды не сомневаясь, я откуда-то понял, что на работу сегодня не пойду точно. Это непреложная истина. Её я принял без колебаний. Я же не симулирую. Было бы крайне обидно остаться дома и вдруг где-то к середине дня обнаружить, что тебе стало легче. Вернее, что ты почти здоров. Возможно, ничего такого вообще не было, и сам всё придумал, а утром вполне можно было отправиться на работу, но ты проявил малодушие, поверив, что тяжело заболел. Нет, мне действительно плохо. Я не преувеличиваю и ни в чём себя не обманываю. А раз так, то об этой своей болезни необходимо известить Мир. Нужно донести до всех и каждого, что мне плохо, что я один, что
Голова человека вообще штука тёмная. Голова человека, страдающего алкоголизмом тем более. А иначе, откуда мне стало известно про “Азиатск”? А вот откуда. В периоды злоупотребления алкоголем (на фоне выпитого спиртного), после резкого пробуждения среди ночи, наступает острая отмена сна. Если я прятался под одеялом, то мне становилось жарко, а если открывал при этом окно, то меня беспокоили звуки с улицы. В итоге я пришёл к тому что, закрывая окно, скидывал с себя одеяло.
Без одеяла наступает небольшое окоченение, но наряду с этим я начинаю дремать. Я не углубляюсь далеко в сон, больше придерживаясь яви, но и этого вполне достаточно, чтобы утром не чувствовать себя обделённым в плане ночного отдыха. В голове звучат обрывки каких-то фраз, играет тихая спокойная музыка, а иногда мне кажется,что мне в дверь только что позвонили. Я уже не реагирую на это как раньше. Не встаю и не прислушиваюсь,действительно ли мне позвонили или звонок мне приснился. Процесс пошёл. Одно плохо: от холода часто снятся кошмары.
Этой ночью мне кто-то что-то долго рассказывал. В какой-то момент я даже подумал, что заснул с наушникам и и слушаю аудиокнигу, настолько этот самый рассказ был связным. Я отчего-то решил, что это один из рассказов Довлатова и, хотя я знаю всего его рассказы, этот слушал впервые.
Скоро у меня создалось впечатление, что я помогаю чтецу, как бы подталкиваю его мысленно к следующему слову. То есть все слова пробегают строкой у меня в голове, прежде чем он успевает эти слова озвучивать. Чтец не останавливался, речь его шла свободно. В свою очередь я тоже не задумывался ни на секунду, как будто бы всё это время перед глазами у меня присутствовал текст. Это сочинял я сам, в своей голове. В режиме сна.
Первый рассказ закончился. Сразу же приступили к чтению второго. Обращаясь ко мне голос вещал:
“Вопрос не в том, какой ты человек: хороший или плохой. К чему ты стремишься: к добру или к злу – это тоже не показатель. На самом деле, подлинное значение имеет только одно. В Советское время был такой город “Азиатск”. Город, не отмеченный ни на одной карте. А назвали его так не потому, что жили там одни азиаты. Название он получил, по другой причине. Население этого города состояло из алкоголиков. Все уличённые в алкоголизме люди, которые добились на этом поприще третьей стадии, подлежали принудительной отправке туда. А как мы с тобой помним, все алкоголики высшего уровня приобретают характерный разрез глаз. Что называется, по азиатскому типу. Вот, что важно.”
На этом месте воспроизведение неожиданно оборвалось. Я услышал, как кто-то зашёл в спальню и сел ко мне на кровать. Там, где у меня ноги. Я повернул голову и увидел, что на кровати, спиной ко мне сидит моя мать. В это самое время она никак не могла быть здесь, однако странным это не показалось. Наоборот. Откуда-то пришло запоздалое воспоминание, что это она уже не в первый раз с неизвестной целью приходит ночью ко мне в спальню и садится в изножье моей кровати. До сегодняшней ночи она тоже приходила, но я лишь на мгновение открывал глаза, видел мать, потом сразу же засыпал и ничего утром не помнил, зато сегодня пошевелился, осмыслил непорядок и громко спросил у неё:
“Мама! Ты что здесь делаешь?”
Мать встрепенулась и подскочила. Она явно не ждала того, что я проснусь. Намерения её были недобрыми. Она
бросилась вон из комнаты, причём самое страшное было в скорости, с которой это произошло. Сомневаюсь, чтобы профессиональный спортсмен способен на такую прыть. Она выскочила от меня ненормально быстро и побежала вглубь квартиры. Тогда я тоже вскочил и побежал следом за ней. Мне было очень страшно, но я продолжал её преследовать, хотел, чтобы она объяснила мне, зачем приходит. Страх возникал от непонимания самой ситуации, но как только мне всё станет ясно (неважно что, даже самое гадкое и скверное), то я сразу же перестану бояться.
Я застал мать на кухне. Она всё также стояла ко мне спиной и не двигалась. Я позвал её. Но она опять резко пришла в движение, проскочила мимо меня и с грохотом шагов по паркету рванула в соседнюю комнату и там замерла в той же позе, спиной ко мне.
“Мама! Зачем ты приходила!!?”
Мне трудно это произнести. Язык не слушается. У меня не получается даже первое слово. Вместо него выходитмычание.
“Ммммммм!..”
“Мммммммммм!” – снова в отчаянии продолжаю мычать я.
Потом давлюсь слюной, кашляю и открываю глаза. Я в своей постели. То, что понимал под страхом, на самом деле есть не что иное, как холод. Замёрз просто.
Давно привык не обращать внимания на разные странные звуки, которые издаёт по ночам квартира. Впрочем, в дневное время она тоже грешит. То где-то что-то с глухим шлепком падает на пол, то водопроводные трубы ведут себя так, словно всасывают со дна какую-то гущу, то паркет поскрипывает. Только я на это больше не реагирую. Однако, есть ещё кое-что, что порядком мне надоело. Явление не страшное, но весьма неприятное.
В остальные дни – нет, но каждое воскресенье, сразу после “отбоя”, в постели, при выключенном свете до меня доносятся какие-то “тики”. Будто бы что-то щёлкает. Причём не в каком-то одном месте, а сразу в нескольких. Громче и чаще всего “тикает” на кухне. В соседней со мной комнате “тики” звучат слабее и реже. Когда я вставал, чтобы найти причину непонятного звука, квартира сразу же успокаивается, а стоит снова лечь – она опять “тикает”. Я также искал какую-то закономерность, считал про себя между этими “тиками” раз-два-три, но системы никакой не выявил. “Тикнуть” может в любой момент.
Предполагаю, после того, как моя активность в квартире приостанавливается, и я отправляюсь спать, её двигатель тоже прекращает работу и “остывает” c таким характерным звуком.
Где-то в половине второго ночи я проснулся. До этого метался во сне. Там во сне что-то сильно меня тревожило, дёргало из стороны в сторону, водило кругами и никак не оставляло в покое. Потом напряжение лопнуло, я вздрогнул, открыл глаза и ощутил во всем теле невыносимый сухой жар. А вы говорите нельзя в постели курить. Да тут до пожара недалеко! Мерить температуру не было смысла. Что температура высокая и без градусника понятно, а вот насколько – об этом лучше вообще не знать. От того, что мне станет известно, на какие высоты она поднялась с того момента как я заснул, температура не упадёт. В этом счастливом неведении залог моего здоровья. Скорой помощи мне ещё не хватало! При всём при том меня жутко ломало. Если это от температуры меня так ломает, то можно представить каково приходится наркоманам. Этим, наверное, совсем несладко живётся. О том, чтобы снова заснуть, нечего было и думать. Кроме пачки презервативов, никаких других аптечных товаров у меня не водилось, а на ночь я выпил грамм триста водки, решив, что водка мне скорее поможет, чем самое современное средство. Кстати, я пожалел, что допил её до конца, и у меня не осталось ни грамма. Но я вспомнил о существовании дежурных аптек. Два или три таких пункта находились в шаговой доступности. Жалко некого туда отправить среди ночи вместо себя. В этой связи я пожалел, что я не женат, а также оторопел от собственного эгоизма. Нет, сам не пойду. Однако, если бы мне шепнули где в такое время можно раздобыть водки, то я бы действовал согласно этому указанию. Чтобы отвлечься, я попробовал послушать аудиокнигу, но голос, который начитывал текст, стал формировать в воображении того, кто читает, а не то, про что он читает. Причём образ чтеца появился не в голове, а возник прямо у меня в комнате, рядом с моей постелью. В темноте к этому голосу жадно приник горящий и красный рот, вымазанный в раскалённом металле. Мне было видно, как этот рот открывался прямо в слова, только я следил не за словами, а за самим этим ртом и мечтал, чтобы он поскорей закрылся. Но горящий и красный рот в раскалённом металле не закрывался ни на секунду и с чудовищным грохотом выталкивал языком тяжёлые фразы, похожие на чёрные чугунные гири и эти “гири” катились прямо на меня. У меня очень болела голова, а потом к ней добавилось очередное страдание, только я никак не мог понять, что это за страдание. Приходилось лежать и гадать, что же меня так мучает, пока до меня, наконец, не дошло, что это мучает меня жажда. А потом мне почему-то стало казаться, что это не жажда меня, а я мучаю свою жажду, только пить от этого мне хотелось по-прежнему. Я поднялся с кровати, прошёл на кухню, открыл кран с холодной водой, подставил под струю первую попавшуюся кружку, наполнил её до краёв, едва не потеряв сознание, выпил и поразился тому, насколько водопроводная вода напоминает по вкусу берёзовый сок. Затем я с удовольствием выпил ещё одну. Третью кружку я просто наполнил, унёс в спальню и поставил на прикроватную тумбочку. Пусть не лекарство, но всё же какая-то защита. Дальше я никак не мог нормально закрепиться в постели. Стоило мне принять какое-то положение, как всего через несколько минут, оно по необъяснимой причине, вдруг переставало меня устраивать и заставляло искать для сна новые варианты. Я перепробовал тысячи позиций, смял всё бельё, сбросил на пол подушки, но ничего не подходило. Я вертелся в своей постели точно отмычка в замочной скважине, тщетно пытаясь нащупать в темноте какие-то выступы, между которыми спрятан тот единственно-правильный вариант в сон. Я работал собой всё быстрей, складывал и раскладывал так и сяк и каждый раз представлялся себе той самой “лишней” деталью, которая никуда не влезает, терял терпение и бесился. А боль тем временем продолжала выкручивать мне суставы и требовать от меня решений. Прошёл один час. Два часа. Три часа. Четыре часа. Иногда я замирал и смотрел на циферблат, закрывал всего на секунду глаза, а потом когда открывал, не мог понять, куда пропали последние целые сорок минут (и как я этого не заметил?), только дальше шли новые “поиски” форм. Что-то заставило меня вскочить на ноги и включить в спальне свет. Мне почему-то сразу же стало легче. Будто бы раньше я был водой в стоящей на плите кастрюле и безостановочно кипел и бурлил, а сейчас эту кастрюлю вместе со мной сняли с плиты (либо выключили под ней огонь) и моя пузырящаяся поверхность успокоилась. Тогда я снова лёг и закрыл глаза. А свет остался гореть.
Всё время воображаю себя главным героем какого-то сериала. Причём, действие этого сериала ограничивается только работой, а всё, что происходит со мной дома или на улице, остаётся за кадром. Только сериал этот вовсе не про работу менеджера сервисного центра. На самом деле это остросюжетный сериал про шпионов. Как я уже говорил я в нём главное действующее лицо. Вроде Штирлица или Джеймса Бонда. Я тот самый герой, который всегда настороже и ни на минуту не позволяет себе расслабиться во вражеском коллективе, среди секретных сотрудников, клиентов и руководства. В любой момент я могу проколоться, сделать неверный шаг, оступиться, совершить ошибку, а все вокруг только и ждут этого.
Против меня постоянно кто-то играет, меня подставляют со всех сторон, на меня клевещут начальству, но я всегда расстраиваю планы недоброжелателей и в ответ подставляю их самих, очень аккуратно и тонко, разрабатывая какую-нибудь многоходовую комбинацию. Противник клюёт и оказывается в ловушке. Я как бы метафорически “убиваю” его или заставляю самому пустить себе пулю в лоб (в офисной интерпретации это значит написать заявление по собственному желанию), а воображаемые зрители (не только женская, но и мужская аудитория) от меня в восторге. Этот мелко-отрицательный персонаж зрителям никогда не нравился. Все просто мечтали, чтобы с ним разделался супермен в моём исполнении и вот наконец-то это произошло.
Этот “сериал” показывают мне в дневное время с девяти до шести уже двенадцать лет (непрерывный стаж моей офисно-разведывательной деятельности), а по ночам повторяют в записи. Условно его можно поделить на три сезона. То есть, на три места моей работы. При этом, учитывая специфику рода занятий, некоторые герои кочуют из сезона в сезон вместе со мной, что в обычной жизни объясняется трудоустройством по знакомству.
Первая часть кончается тем, что меня вынуждают написать заявление. В адаптированном переводе на язык моего “сериала” это значит, что меня заманили в ловушку и по всему я погибаю. Зрители в конце горевали. Я успел очень им полюбиться. Тогда создатели решают пойти им навстречу и снимают продолжение, где я чудесным образом воскресаю на новом месте работы. При этом сфера деятельности не меняется, я остаюсь всё тем же героем сервисного центра, иначе это был бы уже другой фильм с моим участием. Разница лишь в том, что меня повышают в звании. Из простого солдата, каким я начинаю в самом начале в свой первый рабочий день, в первом сервисном центре, ко второй части я уже произведён в офицеры.
Действие второй части разворачивается на пять с половиной лет. Всё это время я под руководством мудрых наставников поднимаюсь по карьерной лестнице, перенимаю опыт и знания, постигаю менеджерскую науку, но в целом продолжение выходит довольно нудным. Рейтинги низкие. Финансирование плохое. В итоге проект сворачивают.
У этого сезона конец открытый. Он заканчивается моим уходом в безвестность в чине старшего офицера. При этом, никакой информации о том, куда я ухожу, к кому, кто меня нанял и чем мне предстоит теперь заниматься зрителю не сообщается. Нужно напустить интригу. Никто не исключает возможности моего возвращения на широкий экран в том же амплуа. Всё зависит от пожеланий вновь меня в нём увидеть. А зрителей как раз очень волнует вопрос о моей дальнейшей судьбе. Съёмки возобновляют. Отсюда берёт начало самая рейтинговая и захватывающая части эпопеи с множеством спецэффектов. Преимущественно шумовых. Ежедневный триллер от первого лица, в котором основной упор делается на драму. На этом настаивал новый “продюсер”.
В начале третьего сезона объясняя открытый финал предыдущей части, выясняется, что меня завербовала разведка. По сюжету картины персонаж отправляется во вражеский тыл, с миссией выкрасть секретную информацию для последующей передачи союзникам. Ему противостоит хитрый и опасный противник. Роль главного антагониста в третьей главе блестяще сыграла моя тогдашняя Начальница. С ролью палача в юбке и со свастикой она справилась превосходно. На мой взгляд, ей даже играть не пришлось. Этот палач вышел у неё подозрительно естественно. Думаю, получит за него “Оскар”. Да и вообще весь актёрский состав подобран очень удачно.
В этой кошмарной части, стоившей мне много нервов и сил, мой актёрский талант раскрывается на полную мощь. Герой все время на грани разоблачения, а операция под угрозой срыва. Как загнанный зверь я мечусь из конца в конец по офису, с телефонной трубкой в руке, дезинформирую, заметаю следы, выкручиваясь из самых опасных ситуаций, в последний момент, избегая увольнительной. То есть, смерти. Меня постоянно дергают на допросы к начальству, мне угрожают и заставляют сознаться. У меня седые волосы, я не сплю ночами, придумывая спасительные ходы. Зрители понимают, что на этот раз мне не соскочить с
Чем ближе к вечеру, тем больше я нервничал перед первым рабочим днём. Завтра после месячного перерыва мне предстояло отправиться на новое место работы. Дело, конечно, хорошее, только я уже привык сидеть дома и не работать. Поэтому считал последние часы свободы, представлял, что завтра в это же время, буду там-то и там-то, делать то-то и то-то и всё это выглядело настолько ужасно и казалось таким обидным для человека, который в принципе не любит работать, что я искренне ненавидел работодателя, пригласившего меня на вакансию.
Почему он остановился именно на моей кандидатуре? Почему не мог выбрать вместо меня кого-то другого? Мне бы не пришлось вставать, потом ехать куда-то, а потом ещё и заниматься не пойми чем, куда я приеду. Вот не сиделось тебе спокойно. Сам напросился. Возьмите меня, возьмите, не пожалеете, ну а то что свободе твоей конец, об этом ты хотя бы подумал?
Если на то пошло, то действительно можно на всю плюнуть и в свой первый рабочий день остаться дома и не пойти на работу. В тюрьму за это меня не посадят, с работы за мной не приедут и силой меня туда не потащат, чтобы оттуда выгнать. Забирают в милицию, в армию, в вытрезвитель. В конце концов, в Ад. А на работу не забирают, хотя она мне очень напоминает его. Работать или не работать это ты сам решай. Дело сугубо добровольное. Ну а раз меня никто не принуждает, то около шести утра, примерно за полтора часа до сигнала будильника, у меня возникло сильное искушение никуда не ходить.
“Что они без тебя не справятся?” – не сказал, а скорее подумал вслух один слабый внутренний голосок. – “До тебя они с твоей работой как-то справлялись. Справятся с нею и без тебя. А ты встанешь во столько, во сколько встанешь. Разве плохо тебе дома? Спи, давай.”
“Не стоит туда идти. Не твоё это. Потеряешь время и деньги на дорогу. Прислушайся ко мне.” – вкрадчиво поддержал второй внутренний голос.
Второй это уже серьёзно. Скоро к ним может подключиться и третий голос. Сильный и твёрдый, а потом и четвёртый присядет на уши. Очень настойчивый и убедительный. “Не справишься! Не получится!” – приговорит он. Вместе они запросто отговорят меня идти на работу. И пока этого не произошло, я громким командным внутренним голосом приказал себе встать, а тем другим голосам заткнуться. Вражеские голоса не осмелились возражать и покорно замолкли.
Встал, почистил зубы, принял душ, выпил чаю, оделся… Одежду, в которой собирался пойти на работу, я приготовил ещё вечером. Не хотелось утром тратить время на то, чтобы надеть один костюм, посмотреть на себя в зеркало, отменить, взять следующий, примерить и снова забраковать. Это легко могло кончиться опозданием.
Обычное рабочее утро проходит в режиме автоматики. Раньше за меня думало тело, а сейчас я на ручном управлении. И пока одевался, всё это время пытался поверить в реальность происходящего. Всё, что происходит сейчас, происходит ни с кем-нибудь, а со мной. С подобными мыслями полагается готовиться к казни, а не к работе в свой первый рабочий день. Хотя что-то такое уже возникало в моей голове и раньше. Например, 31 Августа 87-го. За день перед тем, как я пошёл в школу. Потом, с такими же мрачными мыслями я изучал повестку т.н. “второго типа”. То есть той, из которой следовало, что через 10 дней мне приказано прибыть на призывной пункт по адресу Угрешская улица, д.8 ст.1 и иметь при себе… Признаю, что работа лучший вариант, по сравнению с той же армией. Домой я вернусь уже сегодня вечером, а не через два года.
Сейчас мне нужно условно поделился между собой, на тех, кто пойдёт вместе со мной на работу и на тех, кто туда не пойдёт. Один из меня отправится на работу, а другой (тоже из меня) останется стоять и ждать меня здесь. А вечером, когда я вернусь сюда (пройдёт не больше десяти часов, прежде чем я вернусь, а это не так много, по сравнению с той же армией), в “вечернем” качестве, я расскажу другому себе, который остался в качестве “утреннем”, что опасения его напрасны. Всё оказалось не таким страшным, бояться мне нечего. “Дневной” (тот, который остался там, на работе) просил передать это.
Дальше по дороге на работу мысленно расставлял самого себя на каждом шагу. Возле каждого столба, на каждом углу, кто-нибудь оставался “подождать” меня пока я схожу на работу. Особенно охотно эти “визитные карточки” оставались около магазинов и баров, а вот работать со мной никто не хотел идти. Все говорили:
“Ты иди, иди. Я тебя здесь подожду. На обратном пути, когда проходя мимо этого места ты опять встретишь меня, то тебе уже будет известно, как прошёл этот день. Тогда-то ты всё мне расскажешь.”
Но позволить себе так разбрасываться собой нельзя. Меня не так много.