"Не пожалей времени на создание
внутри себя музея из стереотипов,
как своих личных, так и общественных.
С любовью понимания и юмором
оформи в образных аналогиях их
композиции и оставь так, чтобы они
всегда были на виду..."
Как цветок кувшинки одновременно пьёт воду и дышит воздухом, так и человек получает свою жизненную энергию из Земли и Космоса. Первооснова здоровья – здоровая энергетика. Людям, которым удалось понять это и стать энергетически чистыми, больше не нужны ни врачи, ни целители, ни экстрасенсы. Потому что они знают: наш источник здоровья – в нас самих.
Веками накопленное человеческое знание о внутренней природе говорит нам о том, что сущность человека составляет энергетический поток. Он состоит из двух потоков, которые текут в противоположных направлениях – один вверх, другой вниз. Один поток Земли, а второй – Космоса. Именно эти два потока и формируют всю энергетику человека.
Об энергетической системе пойдёт речь дальше, а пока посмотрим на то, куда утекают жизненные силы человека, обесточивая его и не позволяя быть «здоровым и богатым».
У всех на слуху обсуждение вопроса о том, как избавиться от зависимости: от наркотиков, алкоголя или курения. Но ограничиваются ли этим все человеческие зависимости? Вряд ли, на деле их перечень значительно шире, просто некоторые зависимости обществом одобряются и даже поощряются.
Сегодня с разными зависимостями работают разные специалисты разными способами. Результаты, как известно, в основном огорчительные. Скорее всего, такая ситуация является результатом разобщенности исследователей, отсутствия единства при подходе к вопросу о зависимостях.
Между тем во всех зависимостях можно выделить нечто общее, что их объединяет. Это – те необычные состояния (или ощущения, эмоции), которые испытывают люди, занимаясь каким-то процессом или деятельностью. Эти состояния резко отличаются от тех, что они испытывают в повседневной жизни, и эти состояния хочется испытывать вновь и вновь. Обычно в этих состояниях человек испытывает те чувства, которые очень сложно получить в повседневной жизни – ощущения восторга, победы, самореализации, полного расслабления, приятной истомы, парения и подобные.
Человек порой испытывает непреодолимую потребность испытать это состояние вновь и вновь, часто даже вопреки здравому смыслу, здоровью, отношениям и даже интересам сохранения своей жизни. Это квалифицируется как зависимость.
Красные пришли и обагрили закат,
Белые пришли и полегли словно снег,
Синие как волны откатились назад –
И всё это сделал один человек,
Молившийся под крышей своим богам,
Своим двум богам – своим двум рукам.
Илья Кормильцев
Почему мир находится в таком сложном и неустойчивом состоянии? Где располагается нижняя точка неустойчивости? Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что мир неустойчив из-за самого человека. Именно он ответственен на Земле за те процессы, которые и создают дисгармонию жизни. Его сознанием, его картиной мира, его духовно-нравственной основой определяется жизнь его самого и цивилизации в целом. И, судя по результатам, в этой глубине и находятся корни проблем человека и общества. Поэтому так актуален в настоящее время вопрос о создании современной духовно-нравственной основы отношения человека к себе и к Миру: жить в страхе за себя, за детей, за планету больше нельзя.
Что есть человек?
Государство видит в человеке «винтик государственной машины», «рабочую силу», а то и «пушечное мясо»... В религиях человек – «тварь земная», «раб Божий», «овечка пастыря», и в лучшем случае – «дитя Бога». В бизнесе человека воспринимают как «ресурс». Именно этот термин определяет взаимоотношения человека с бизнесом. Далее следуют такие слова, как «технологии», «система», «продукт», и человек оказывается приложением к деятельности и к жизни в целом. Отсюда многие трудности и проблемы современного бизнеса. И вот уже возникает новое направление в науке и практике менеджмента – как стимулировать человека в деятельности. И бьются над этим многие умы... Ведь надо как-то заставить «ресурс» работать много и качественно, чтобы он приносил максимальную прибыль! И здесь все средства хороши. То есть, назвав человека «ресурсом», бизнес превратился в античеловечную, антиприродную, антиэволюционную сферу жизни.
Такое положение дел в современном бизнесе заставило по-другому посмотреть на человека. Эту проблему, связанную с ролью человека в деятельности, необходимо решить...
Надо вывести каждого человека из положения ресурса! Однако не все владельцы, руководители бизнеса пойдут на это.
Пусть в потенциале, но творец находится в каждом человеке!
И вот этого творца нужно увидеть, почувствовать и помочь
Hичегo неoбычногo в тoм, что cлучилocь со мной, нет. Я был чемпиoнoм и действительнo caмым сильным челoвекoм. Пoтoм деcять лет – с 1968 пo 1978 год – жил пoчти, как вcе, и cтaл таким немощным, что годы поcледующиx тpениpoвок c тpудoм сoбрали меня. Тo, чтo я был чемпиoнoм и действительнo cильным, позволяет сpaвнивaть oбa сoстояния.
Я узнaл, кaк чувcтвует себя челoвек, дaлекий от физическиx нагрузoк, загруженный paбoтой, делaми и уже пpиxвaрывающий...
Я пpoтивился, не пoддaвaлcя, нo физическое сocтoяние ухудшaлocь, и я oкaзался вынужденным пpекpaтить трениpoвки. Я убедилcя: тpениpoвки caми по себе не являются cpедcтвoм oздорoвления. За вcе годы тренирoвoк и выcтуплений я вcегo двa–тpи paза пoддaвалcя гpиппу, a тут едва пocпевaл oтбитьcя от oднoго – нaваливaлcя другoй. Bпеpвые я пришел к мыcли, чтo пpичины уязвимoсти челoвека в нем сaмoм.
Челoвек cпoсобен вынести невеpоятнoе, еcли зaкaлен дух. Дa, дa, cначaлa зaболевaет дуx, пoтoм — телo! Этa прocтaя мыcль пoтpясла.
С тех месяцев меня глубoкo увлеклa идея тpениpoвки вoли. Дейcтвительнo, еcли oвлaдеть, этим иcкусcтвом, ты уже неуязвим и непoбедим! Boт oнo – подлиннoе всемoгущеcтво! Я пoнял веcьмa cущеcтвеннoе: в вoccтaновлении и сoxpaнении здopовья нaд всеми лекaрcтвaми, тpениpoвкaми и т. п. пpеоблaдaет здоpoвая психика.
Любaя физическaя деятельнocть, любые диеты, любые caмые coвеpшенные oтдыx и рaзвлечение, oбpечены нa прoвaл. B одну ночь кo мне пpихoдит понимание беccилия лекapств и врaчевaний. Человечеcкий оpгaнизм тепеpь предcтaвляетcя мне огрoмным ухом. И этo уxo наcтaвленo нa тебя. Hе пpoxoдит беccледнo ни oдна мыcль. Maлейшее движение мыcли oтмечaетcя и пoдытoживaетcя coответствующей физиoлoгичеcкoй pеакцией. Hе сущеcтвует бесcледныx мыслей.
Bcе мыcли зaмыкaются в нaшиx физиолoгичеcкиx cиcтемax. Они суживaют или pacшиpяют сoсуды, зaдеpживaют деятельноcть пищеваpительныx opгaнoв, нapушaют сон или бешенo гонят cеpдце. Hевозмoжно пpocледить вcе множеcтво этиx ответныx pеакций. Cкверные мыcли, не блoкиpованные волей cопpoтивления и мужеcтвoм пoведения, злoбa, paздpaжительнocть, стpахи, жaлoбы, сoмнения, беспокойствo — вcе этo oбоpaчиваетcя рaccтpoйcтвoм opгaнизма, a в течение длительнoго времени – хpоническими pасстpoйcтвами нa уpoвне бoлезней.
Xарактер имеет непоcредcтвенное oтнoшение к здоpовью. Поэтoму и есть люди, cпoсoбные вынеcти невероятный гpуз гopя и бед, хаpактер oберегaет иx от paзpушений и болезней. Pадocтный, вoлевoй и деятельный xaрактеp, в конце кoнцoв, пpoведет чеpез любые пpепятcтвия и пpигoвopы судьбы. И пpи любoм, дaже cамом неблагoприятнoм, cтечении oбcтоятельcтв oн cохpаняет вoзмoжноcть преoдoления иx действием. Нельзя дoлгo о чем-тo жaлеть, этo всегдa oт oглядывaния назaд, cомнений в cвoих cпocoбнocтяx, этo умаление знaчения вoли. Hадо неcти в себе пpaвило: будь гocподином cвоиx мыcлей, любaя мысль пеpеходит в твое физическoе cоcтояние...
Мужество поведения и тем более следование убеждениям – не столько врожденные свойства человека, сколько выработанные воспитанием. От семьи – отца, матери, дедушки, бабушки – зависит в огромной степени нравственный облик будущего человека. Этим воспитанием, прежде всего, должна прививаться вера в себя. Юноша должен верить в достижимость самых дерзких мечтаний, нельзя подрезать ему крылья сомнениями.
И знаменем, основой всех слов и поступков, должно быть поведение родителей, их личный пример... Основой любого поведенческого мотива должна быть мысль – не инстинкт, а
Если ребенок желанный, мама чувствует себя хорошо, то младенец, еще не обученный словам, делает для себя выводы: «мир безопасный, окружающая среда доброжелательна ко мне, меня там ждут». Рождается ребенок с хорошим характером.
Если же мама рожает «по залету», чтобы «тормознуть» папу от ухода из семьи, или просто все время беременности гавкается с мужем или родителями, то ребеночек делает для себя выводы: «мир опасен, там все время нужно защищаться, меня там не ждут». И рождается ребенок с внутренними установками, которые проявляются через такие черты характера, как необоснованная агрессивность, закрытость и так далее.
Мама сама буквально «породила» такие черты характера ребенка, с которыми потом приходится мучиться всю жизнь. Принято говорить, что такой ужасный характер «Бог дал». А на самом деле этот «Бог» ходит рядом и прикидывается, что он тут не причем.
То есть нередко характер – это не более чем неосознаваемые установки о том, как нужно вести себя во внешнем мире, сформированные ребенком в самом начале своего жизненного пути...
Допустим, что все ошибки периода беременности вы благополучно миновали, и на свет появилось новое замечательное существо – ваш ребенок. Понятно, что хлопот при этом прибавляется, и большинству людей они знакомы, поскольку все когда-то были младенцами, но только не все помнят об этом славном периоде своей жизни.
Сводятся ли хлопоты по выращиванию вашего ребенка только к вопросам правильного кормления и ухода? Конечно, нет, но мало кто из родителей об этом задумывается.
Только что родившийся ребенок является открытой и чистой книгой, в которую навсегда записывается то, что он видит, слышит, ощущает, особенно в первые годы своей жизни. И то, насколько будет развит будущий взрослый человек, какими интересами или личностными качествами он будет обладать, во многом зависит от первых трех-четырех лет жизни младенца. А родители обычно ждут, когда он подрастет и научится говорить, чтобы заняться его развитием. Конечно, учиться никогда не поздно, как завещал нам классик революции. Но то, насколько легко ребенок (а потом и взрослый) будет усваивать знания и какие из них ему будут близки, а какие будут неинтересны, во многом зависит от того, каким было его младенчество.
Раньше в деревнях было принято пеленать младенцев и на полдня убирать их за печку, чтобы они не мешали родителям заниматься своими бытовыми делами. Что мог увидеть или услышать младенец за печкой, какие основания для развития мог получить его мозг и нервная система? Понятно, что практически ничего. В итоге из младенца вырастал не обремененный избыточным интеллектом взрослый, не способный к усвоению каких-либо наук. Зато лучшим образом приспособленный к простой и тяжелой физической работе, не требующей никаких интеллектуальных усилий.
Сейчас времена изменились, любой труд, в том числе в сельском хозяйстве, становится механизированным и автоматизированным, в нем применяются сложные технологии, поэтому он требует работников с немалым уровнем интеллекта. А это является дефицитом, особенно в сельском хозяйстве.
Понятно, что причин этому много, но и способ воспитания младенцев вносит свой вклад в это состояние нашего общества.
Бесподобнейший Ваш «Тихий Дон»!
Будто книга, душа у поэта...
И огромный сердечный поклон
Вам за песню с ВЕЛИКИМ сюжетом!
Разлились в ней родные луга,
Что любили сиять на просторе...
И поёт вместе с Вами река,
С благодарностью сердце Вам вторит...
Как холсты золотые, стихи,
Голос их волшебством украшает...
Мир степей, русский дух, казаки!
Ваш бескрайний талант восхищает!..
Слова и музыка: Сергей Любавин
Исполняет автор:
Что делать нам с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречала в шестьдесят восьмом...
Александр Твардовский
В 1968-м году чехи пытались провести у себя в стране либеральные реформы, построить «социализм с человеческим лицом». Любые ростки свободы и независимости приводили кремлёвских вождей в ужас. В области идеологии ответить им было нечем. Поэтому решили ответить танками.
23 августа 1968 года – через два дня после начала операции ввода объединённой группировки войск СССР и других стран Варшавского договора в Чехословакию Евгений Евтушенко написал стихотворение:
ТАНКИ ИДУТ ПО ПРАГЕ
Танки идут по Праге
В затканой крови рассвета.
Танки идут по правде,
Которая не газета.
Танки идут по соблазнам
Жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам,
Сидящим внутри этих танков.
Боже мой, как это гнусно!
Боже – какое паденье!
Танки по Ян Гусу.
Пушкину и Петефи.
Страх – это хамства основа.
Охотнорядские хари,
Вы – это помесь Ноздрёва
И человека в футляре.
Совесть и честь вы
Этот закон вывел немецкий математик Гаусс, живший в начале девятнадцатого века. Закон помогает научиться не привязываться, не оценивать и принимать тот порядок вещей, который существует. На графике он выглядит как колоколообразная кривая.
Смысл графика заключается в том, что все характеристики живой и неживой материи в этом мире распределяются по этому закону. Куда бы вы ни посмотрели, с чем бы вы ни столкнулись, вы всюду встречаетесь с законом нормального распределения.
Если вы глубоко-глубоко задумались, например, над вопросом, а как в мире обстоит дело с человеческими носами, то, взглянув на график, вы сразу же это увидите. Вы поймёте, что в мире существует три–пять процентов самых длинных носов и три–пять процентов самых коротких, длина остальных носов равномерно распределяется между этими двумя противоположностями, формируя понятие среднего. То же самое касается и ширины ноздрей, высоты переносицы и прочее. Естественно, другие члены на теле человека также подчиняются этому закону.
Если вас волнует вопрос о трансвеститах и транссексуалах, то, взглянув на график, вы получите исчерпывающий ответ и на этот вопрос. Они существовали и будут существовать всегда, а их количество в обоих полах также регулируется этим законом.
Возьмём, например, мужчин. Из графика следует, что в мире существуют всего три–пять процентов чистых мужчин, которые уравновешиваются тремя–пятью процентами мужчин, чувствующих себя внутри полными женщинами. Из графика также следует, что примерно половина мужчин имеет в себе повышенное содержание женских гормонов. Кстати, именно такую цифру показали проведенные в Англии исследования. Исследуемых было около тысячи человек.
Разумеется, те же самые рассуждения вы можете применить и к женскому полу.
Способности человека тоже подчиняются этому закону. В мире существует три–пять процентов талантливых людей и три–пять процентов, так называемых бездарей, они друг друга уравновешивают. Заметьте, что не было бы бездарей, не было бы и талантов, и наоборот. Все остальные люди располагаются между ними.
Этот закон начинает действовать в группе людей больше двух. Чем больше людей, тем нагляднее этот закон проявляет себя. Если вас волнует вопрос сотрудников, расслабьтесь. В вашей фирме всегда найдутся те, которые проявляют инициативу, и полностью безинициативные люди, умные и дураки, лжецы и правдолюбцы и т. д. И этого никогда не изменить.
Выгоните одного нерадивого, на его место придёт другой. Причём, это может выглядеть даже анекдотично. Его место может занять сотрудник, к которому до этого не было никаких претензий. И всё это потому, что любая система стремится поддерживать себя в равновесии.
На ромашке погадаю,
Знать судьбу свою хочу.
Кого в жизни потеряю,
Кого в жизни полюблю.
Я счастья много пожелаю,
И боль руками разведу.
На гуще кофе угадаю,
Кому я сердце подарю.
И паровозики желаний,
Умчаться вдаль под стук колёс.
Уснут холодные трамваи,
Ты без любви один замёрз.
В одной колоде нету дамы,
В другой колоде нет туза.
Под звуки грустной фонограммы,
Поёшь ты песни для себя.
На входе в дом висит подкова,
Счастливый номер на груди.
Ты носишь новые обновы,
И обмываешь все углы.
Ты мусор ночью не выносишь,
Соседям соли не даёшь.
Ты никогда взаймы не просишь,
В субботу нищим подаёшь.
История повторяется дважды:
первый раз в виде трагедии,
второй – в виде фарса.
Георг Гегель
немецкий философ
ТРАГЕДИЯ
Булат Окуджава говорил: «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против неё. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я ещё был в учебном миномётном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать»...
Только через 13 лет после войны, в 1958-м Окуджава смог написать песню о своих друзьях, и называлась она «До свидания, мальчики...» Эта песня посвящена тем молодым людям, с которыми он вырос в одном дворе, и которые не вернулись с войны.
Слова и музыка: Булат Окуджава
Исполняет Валерия Ланская:
ФАРС
Мы пальцами показывать не будем,
Но многие ли помнят в наши дни:
Кто проповедь прочесть желает людям,
Тот жрать не должен слаще, чем они.
Евгений Агранович
Ни одно массовое движение – будь то политические выступления, революция, бунт, мятеж или война – никогда и никому ещё не приносили добра. То, что подобные события могут изменить мир к лучшему, принести всеобщее счастье – это иллюзия и заблуждение. Люди надеются после революции или мятежа начать жить лучше, добиться для себя каких-то благ – но человечество продолжает, как и прежде, выживать в тех же жалких и опротивевших условиях.
2025-й год – это не только 80 лет со дня победы в Великой Отечественной Войне, это ещё и 20-и летний юбилей с момента, как этот праздник наполнился совершенно иным смыслом, и стал важнейшей политтехнологией российского режима.
«Постарайся же, милая, радовать нас почаще»,
«Наши дни так тревожны, печальны и нелегки»,
«Забирайся-ка, глупая, в свой безопасный ящик», –
Так всегда говорили ей сытые Толстяки.
И Суок уходила, чуть ёжась в своём ознобе,
Опустив подбородок под гнётом большой вины.
Забиралась послушно в красивый картонный гробик,
Вертикально стоящий у белой пустой стены.
А потом возвращался с учёбы её братишка
И кричал ей с порога: «Ты где там, Суок? Привет!»
И обрушивал ранец, и глухо стонали книжки...
Он рассказывал что-то и слушал её в ответ.
Но затем убегал, потому что игра – снаружи.
Толкотня, приключения, первые слёзы, смех...
А она оставалась, и ей приносили ужин,
Как его доставляют исправно в любой тюрьме.
«Раз тебе говорят, значит, просто бери и делай»,
«Не смотри ты в окно на беспечных других детей»,
«Что за радость, скажи, рисовать на асфальте мелом?» –
Снова слышалось кукле в пугающей темноте.
И Суок замирала... Но видела в полудрёме,
Как идёт по канату, покинув гнетущий кров;
Как летит над проспектом в свой маленький тёплый домик,
А в руке её связка огромных цветных шаров.
Анастасия
«Зима на Азов горе»
Алексей Ефремов
Холст, масло
2012 год
Среди лесов затаилась скалистая вершина горы Азов. Особенности геологического строения стали причиной очень своеобразного облика горы: она испещрена многочисленными скальными обнажениями, здесь множество острых каменных гребней и останцев, по форме похожие на столбы. Скалы Азов-горы могут напоминать каменный город. Возможно, именно из-за этого причудливого облика гора в древние времена служила обитателям Урала культовым местом. В наши дни основой особой притягательности Азов-горы стали сказы Павла Бажова, в особенности «Дорогое имячко», в котором речь идёт о золотом кладе, будто бы скрытом в недрах Азова. Гора имеет две вершины – Большой Азов (589 м.) и Малый Азов (565 м.). Она не высокая, в сравнении с некоторыми другими вершинами Урала, но является геологическим, ботаническим, археологическим и литературным памятником природы Свердловской области.
Однажды я обратил пристальное внимание на одну из картин Алексея Ефремова – по моему мнению, лучшего пейзажиста-романтика Екатеринбурга... Сам я пишу города и страны... А если бы был «лесником», то картина «Зима на Азов горе» – наглядный пример моего вкуса и стиля в нейтральных тонах.
Ещё это полотно мне очень напоминает те места, где проходила моя юность: мы нередко тогда выбирались за город на скалы. Можно с уверенностью сказать, что это изображение является символом тех мест, хотя находится немного севернее. Природа Южного и Среднего Урала всё же похожа.
Гора Азов с высоты птичьего полёта
Расположена гора в 60 километрах от Екатеринбурга, неподалёку от города Полевской Свердловской области. Она является памятником природы, где создан культурно-познавательный маршрут:
Об Азов-горе – самой таинственной горе Урала и её покровительнице девке Азовке, речь будет дальше, по ходу, а пока посредством вышеупомянутой картины расскажу о своих предпочтениях в живописи, а именно какую палитру красок использую сам.
Палитра в общем понимании – это небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы чистые краски для получения необходимых цветов.
В переносном же смысле слово «палитра» означает набор красок, которыми пользуется тот или
Встав однажды до рассвета, понял я – пора!
Ждёт меня за далью где-то чёрная гора.
Много лет в краю том дальнем, может, чуть дыша,
На цепях в гробу хрустальном спит моя душа.
Мне пришлось её лишиться в пору чёрных лет,
Раньше, чем успел родиться я на этот свет.
Мне чего-то там твердили про веретено,
Но её похоронили с верой заодно!
Эту спящую царевну много лет подряд
Ни фанфары, ни сирены не могли поднять.
Ложь, напудренная густо, охраняла гроб,
А на сердце было пусто, хоть кати шаром.
Нет, любви к Отцу народов не было уже,
Но пришла к нам через годы боль невинных жертв.
Не страдали мы без меры, мы из-за него –
Поколение без веры, только и всего!
Муза выплюнула с кровью многолетний кляп!
Всё же, что это такое – пройденный этап?
Злоба, зависть ли людская убивала их,
Самых лучших исключая из числа живых!
А потом все эти годы – пустота и ложь!
Вот она откуда родом – эта молодежь!
И, конечно, было нужно, нужно всё равно
В час, когда смертельно душно, распахнуть окно!
Слова и
«Арго». Эта композиция напоминает волшебный портал, который перемещает слушателя из настоящего времени в древний мир мифов и легенд. Позволяя прикоснуться к древнегреческой культуре и истории из незапамятных времён, она повествует об опасном путешествии, в которое отправились аргонавты под предводительством легендарного героя Ясона. Длительный путь в Колхиду за золотым руном, в котором всех участников подстерегают непредвиденные трудности, в песне сравнивается с Млечным Путём. Потери в этом долгом странствии тоже неизбежны, и об этом предупреждает плач встречной птицы. Однако мужественные моряки отважно стремятся к поставленной цели. Они верят в себя, в свои силы и убеждены, что парус над кораблём путешественников подняла сама судьба, а потому боги к ним благосклонны.
«Арго» – эта замечательная песня, написанная более сорока лет назад, является настоящим произведением вокального искусства. Композиция, и в нынешнее время зажигающая сердца людей, а помимо того, вызывающая прилив сил и уверенности в себе, покорила многих слушателей. Она мотивирует человека не сдаваться, находить выход из любого трудного положения и обязательно добиваться желанной цели.
Оригинальные слова – Джемал Багашвили
Поэтический перевод с грузинского – Юрий Ряшенцев
Музыка – Александр Басилая
Исполняет ВИА «Иверия»:
Все люди стремятся к счастью. Счастье – это когда мы здесь и сейчас, когда мы соучаствуем с тем, что происходит в данное мгновение, не оценивая его никак, а просто переживая... Обратите внимание на сходство слов сейчас, счастье и соучастие. Тогда мы переживаем самые глубокие и разнообразные по своим оттенкам чувства, тогда мы едины с бытием, тогда мы по-настоящему счастливы.
Почувствовать вкус настоящего можно осознанно, каждый день уделяя этому внимание, а именно – присутствовать при том, что делаешь. К сожалению, большинство людей к этому состоянию прикасаются редко и стихийно, поскольку живут где угодно – в прошлом, будущем, в своих проблемах и страхах и так далее, но только не здесь и не сейчас...
Восточная притча:
Однажды один человек встретил в поле тигра. Он побежал, тигр – за ним. Добежав до края обрыва, человек прыгнул вниз и, зацепившись за виноградную лозу, повис. Подняв голову, он увидел преследовавшего его тигра, который смотрел на него, обнюхивая лозу, на которой человек висел. Посмотрев вниз, он тоже увидел тигра, который поджидал, когда человек упадёт. Тут появились две мыши, чёрная и белая, которые начали грызть корни лозы. Так человек висел, глядя то вверх, то вниз, то на мышей и дрожа от страха за свою жизнь. Вдруг он увидел рядом с собой сочную, спелую землянику. Держась одной рукой за лозу, он протянул другую к землянике, сорвал ягоду и съел... Ах, как она была вкусна!
В нашем мире есть практически всё, чтобы любой человек мог радоваться жизни и духовно развиваться. В нём есть множество материальных благ: денег, машин, жилья, одежды, еды и много чего ещё.
В мире много красоты, счастья, любви, мужчин и женщин, детей, радости, работы, творчества и всего остального.
Другое дело, что все эти неисчислимые богатства распределяются совсем неравномерно, у одних что-то есть в явном избытке, у других, соответственно, в недостатке.
Почему так получается и можно ли это изменить, но не насильственным путём делёжки всего на всех – этот путь мы уже проходили, – а как-то иначе? Скорее всего, можно.
Так произойдёт, если каждый человек не будет ждать милости от Бога, правительства или каких-то других внешних источников благ, а начнёт использовать свои потенциально огромные возможности для создания той жизни, которую ему хочется иметь.
Теоретически возможны две различные стратегии достижения любой желанной цели.
Первый – это путь силы, борьбы, преодоления трудностей.
В животном мире аналогом является поведение бизона или кабана, которые никого не боятся и сносят все препятствия на пути к своей цели. Некоторые люди так и действуют в жизни, упорно и с азартом преодолевая многочисленные препятствия. Можно сказать, что вся их жизнь посвящена борьбе. Им даже нравятся препятствия, поскольку они позволяют ощутить жизнь во всей её полноте – пока здоровья хватает, конечно.
Второй вариант – это путь спокойного и уверенного достижения своей цели, практически исключающий участие в конфликтах, борьбе, преодолении больших трудностей. Это путь мудреца, который не тратит свои силы на борьбу с людьми, не осознающими, что они творят. Второй путь подходит значительно большему числу людей, не обладающих выдающимися лидерскими качествами. Мы будем рассматривать именно его.
Первое, что необходимо сделать на пути к желанным целям, – перестать совершать одни и те же ошибки...
В качестве примера рассмотрим сферы работы и денег.
Работе мы отдаём от трети до половины своей жизни. И если в этой сфере у вас что-то неблагополучно, то считайте, что треть или половину жизни вы теряете напрасно. А ведь жизнь не так уж длинна, так стоит ли её тратить попусту? Ничего не мешает наполнить эту треть жизни смыслом и сделать её источником удовольствия. Ничего, кроме вас самих.
Человек сам сначала выбирает не устраивающую его работу и доходы, а потом в течение всего работоспособного периода тихо или громко проклинает свою жизнь, считая себя жертвой гнусных обстоятельств. И не берёт на себя ответственность за то, что он сам породил эти обстоятельства (место работы, профессию, зарплату, должность и прочее). Точнее, сами обстоятельства породил не он, но
Раннее утро. Рынок. Продавцы готовятся к приходу
посетителей. Грузин аккуратно, с любовью раскладывает
фрукты. К нему подходит женщина и спрашивает:
«Сколько стоит гранат?». Грузин, не обращая на неё
внимания, продолжает протирать фрукты и строить
из них пирамидки. Женщина снова спрашивает –
он молчит и продолжает своё дело, как будто не
замечает её. В конце концов, женщина не выдержала и
говорит: «Как Вам не стыдно – перед вами стоит
женщина и спрашивает, а Вы не хотите отвечать!»
Грузин, не оборачиваясь к ней, отвечает:
«Женщины ещё спят».
В анекдотах часто сконцентрированно отражена глубокая народная мудрость. Работа стала для большинства самым необходимым условием жизни. Но так ли она необходима? Если женщина занимается собой, холит, лелеет и умеет любить и себя и мужчин, то рядом с ней обязательно будет мужчина, который создаст ей необходимые условия. И ей не нужно будет рано утром бегать на работу или рынок (домохозяйка – тоже работающая женщина). «Труд на благо родины» десятки лет в нашей стране считался самой большой ценностью и заслугой. Идеологическая машина изрядно потрудилась над этим вопросом и создала в сознании нескольких поколений систему ценностей, поставленную с ног на голову: «Жила бы страна родная, и нету других забот...». То есть в той системе ценностей, которая существовала в Советском Союзе, человек не стоял на первом месте... На первом плане была любовь к партии, вождям, родине (ведь «родина» от слова «род», а его отождествили с государством!). И государство требовало к себе беззаветной любви и полной отдачи, в том числе и жизни. Было это в прошлом, есть и сейчас. «Отдать долг родине» – наглядный лозунг и пример тому, как власть манипулирует людьми в своих корыстных целях. Америка более полувека назад «отдала долг» во Вьетнаме, после чего быстро прозрела и отменила воинскую повинность (или иначе – призыв). После этого была создана действительно самая сильная армия в мире на контрактной основе. Настоящая Сила – добровольная, а не рабская, «не числом, а умением».
Любовь между мужчиной и женщиной, семья, творчество были и остаются далёкими от своего истинного положения. И здесь та же самая тема «долга». Родители дали нам жизнь, заботились о нас и растили хорошими людьми. Но порою платить за это своим родителям приходится своею жизнью – той, которую они нам подарили. А здесь уже не до самореализации. О манипуляции сыновним и дочерним долгом написано много книг и снято много фильмов. Эта тема вечна как мир. Скандалы, обиды, шантаж, болезни, манипуляции чувством вины – всё это попытки заставить детей платить по счетам. Почему же родители, столько любви,
Незримый гений лёгкими перстами
Коснулся клавишей разбуженной земли,
И звуки музыки воздушными цветами
Червонным золотом на травы протекли.
Пушистый шмель припал к устам цветка,
Пульсирует, от страсти изнывая,
В любовном приступе не ведая, не зная,
Что жизнь цветка беспечно коротка.
Пока отавы в росах не легли,
Весна ещё грохочет в бубны мая
О, как недолго одуванчики цвели:
Дохнул туман – и голова седая.
Не облетай, цветок, не облетай!
Останься золотым ещё мгновенье.
Но в днях последних отгорает май
Средь торжества всеобщего цветенья.
Так наша молодость уходит в облака
Уйдёт, не повторяясь снова,
Воспоминаний дым; печаль легка.
Был золотым, а стал седоголовым.
Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный музыкант и композитор – прожил очень короткую и грустную жизнь. Он умер в 35-летнем возрасте от изнурительных болезней: малярии, хронического воспаления почек, пневмонии, вызванных недоеданием и перенапряжением. Несмотря на свою поистине европейскую известность, он очень страдал от завистливых уколов окружающей его бездарщины. Невысокого роста, бледный, с невзрачной внешностью, с отсутствующей харизмой, он так ни не смог привлечь должного внимания богатых покровителей. Никто из них не считал его серьёзным композитором. Впрочем, может, и считали, но боялись померкнуть в его золотой славе. Жизнь несправедлива – гениев любят мёртвыми.
В ранней молодости Моцарт умирал от безответной любви к красавице Алоизии Вебер, но она просто смеялась над его пылкими чувствами. Алоизия была уже известной оперной певицей, когда в Мюнхене он явился к ней, чтобы засвидетельствовать свою верность времени их юных встреч. В
Достану я креплёное вино.
Зачем ему на полочке пылиться,
Когда вокруг печально и темно,
А у друзей нерадостные лица?
Я знаю с детства каждого из них,
Их достиженья, взлёты и паденья,
Сердечность и застенчивость одних
И принципы другого поведенья.
С горячим чаем, свежим пирогом
Сидят друзья: тот – левый, этот – правый.
Но даже тех, кто кажется врагом,
Не выдам я в драконью пасть расправы.
На всех, увы, лежит печать вины,
И каждый ранен ею несомненно,
Так пуля в грудь, не выйдя со спины,
Болит в душе и нашем теле бренном.
В такой момент уместны ли стихи,
Тем более – ненужные советы?
Блефует мир словесной шелухи,
И ждут приказа борзые ракеты.
Какое, всё же, крепкое вино!
И кто теперь рискнёт остановиться,
Когда вокруг печально и темно
И обречённо непреклонны лица?
Татьяна Окунева
И что душа? — Прошлогодний снег!
А глядишь — пронесёт и так!
В наш атомный век, в наш каменный век,
На совесть цена пятак!
И кому оно нужно, это добро,
Если всем дорога — в золу...
Так давай же, бери, старина, перо
И вот здесь распишись, в углу!
Тут чёрт потрогал мизинцем бровь...
И придвинул ко мне флакон...
И я спросил его: — Это кровь?
— Чернила, — ответил он...
Александр Галич
В индуизме прошлое плавно перетекает в будущее. Всё заранее предопределено, и Творец не вмешивается в происходящие события. В индийской философии болезнь – это результат поведения человека, и поэтому лечить её нет смысла. Нужно отмучиться, отстрадать свою карму.
В иудаизме Бог общается с людьми и заставляет их изменить свою линию поведения. Следование заповедям позволяет народу выжить и изменить свое будущее. В иудаизме болезнь есть результат накопленных грехов, но через молитву, покаяние и выполнение заповедей грехи можно преодолеть и улучшить состояние потомков и своё будущее.
Христианство перестаёт смотреть на преступления, которые человек совершил в прошлом. Через интенсивную любовь к Богу и внутренние изменения можно преодолеть любое негативное прошлое. И значит, главное – это не страдания как форма искупления и не строгое соблюдение заповедей и покаяние как форма изменения прошлого, а интенсивная любовь к Богу как возможность изменения прошлого и будущего.
Но любая религия, как это ни прискорбно, имеет две ипостаси, или, если хотите, два тела – тело духовное и тело социальное. В рамках духовного тела религия ищет истину и приближается к Богу в том его образе, который разглядели основатели религии. В рамках социального тела религия используется для подчинения людей и управления ими. Сколькими войнами с «иноверцами» обязано человечество социальному телу различных религий! Новая религия – это потенциально новая империя, что, кстати, прекрасно понял князь Владимир, установивший христианство на Руси, – взял и стал христианином (оставаясь, заметим, многожёнцем и братоубийцей), а затем потихонечку стал крестить несчастных язычников соседей, сколачивая