Это цитата сообщения
Ведьмира Оригинальное сообщение27 АПРЕЛЯ. ПТИЧЬИ ОБЕРЕГИ.
[669x504]
ПТИЧЬИ ОБЕРЕГИ - это время, когда птица "на гнездо садиться", т.е. начинает высиживать яйца. Поэтому взрослые сегодня учили детей беречь природу и не разорять птичьих гнёзд. А ещё в это время старались подкормить птиц, ибо мошкара ещё не пробудилась, а черви глубоко в земле.
Сегодня благоприятный день для изготовления "птичьих оберегов", выполненных в виде украшений или вышивки.
В силу исторических условий своего развития деревня оказалась хранительницей народных традиций и архаичных пластов древней культуры. Христианство, которое в XI - XII вв. многое видоизменило в культуре русского города, долгое время не проникало в деревню, и сельскую Русь (особенно лесную, северную) долго еще можно было считать языческой.
Птицы - посредники между Небом и Землёй. Именно поэтому столь большое значение придавалось нашими предками их изображениям при изготовлении различных оберегов.
Обильный этнографический материал позволяет проследить обережную "птичью" тематику. Особенно, связанной с женской половиной населения Руси.
Птицы среди амулетов встречаются трех видов: одни из них даны сильно обобщенными, так что трудно определить их видовую принадлежность, y других показан небольшой гребешок и их можно принять за кур. Лапы почти поджаты, хвост обязательно распушен - мастер хотел показать птицу при выполнении семейной обязанности, сидящей на яйцах. Третий вид птиц, встречающийся в севернорусских курганах, - гусыни с солнечным циркульным орнаментом или с каплеобразными точками. Если принять предположение о том, что наборы амулетов являлись наборами свадебными, то и наличие домашней птицы и статичность изображений, связанная с высиживанием птенцов, станут вполне понятны. В свадебных песнях образ птицы очень част.
Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник —это «петушник» (кокошь — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.
С головным убором связаны височные кольца, хорошо известные в археологическом материале. Птицы в орнаментах височных кольц воскрешают в нашей памяти вщижские алтарные арки, где подземный мир обозначен двумя ящерами, а утро, полдень и вечер отмечены птицами: полдневная птица показана в полете, а две остальных - сидящими. Иногда в узоре присутсвуют только две птицы и обе они сидящие.
Многие «украшения» защищали звоном или шумом, стукаясь друг о друга: позванивая при ходьбе, они отгоняли все злые силы. Таковы, например, многочисленные бубенчики и зооморфные подвески, которые очень часто встречаются на Русском Севере.
Круглые подвески с фигурой птицы внутри кольца встречаются в разных местах. Птица показана в условной позе широкого полета в полный размах крыльев.Чаще всего птица на подвеске - это утка - один из символов Рода.
Самыми интересными, ключевыми для решения многих вопросов космогонического характера, являются костяные подвески в виде лошадок с утиным туловищем.
Расшифровка этих "утко-коней" сделана на основе работы А. А. Бобринского о семантике русской деревянной резьбы. Автор привлек широкий сравнительный материал, говорящий о зрительном воплощении геоцентрической картины мира: днем солнце движется по небу над землей и его влекут кони (иногда лебеди), а ночью солнце плывет по подземному океану и влекут его водоплавающие птицы. Этим и объясняется сопряженность в народном искусстве образов коня и лебедя или коня и утки
Так же в разных местах (Суздальщина, Черниговщина и др.) найдены литые в одной форме небольшие подвески с изображением мужчины, летящего на двух
Читать далее...