Хочется написать про моменты, в которых ты чувствуешь, что живешь только раз. "Я слишком рано понял, что умру ©".
Например, о таких, как прогулка по заполярному городу в пик белых ночей, когда ночью вовсю светит солнце и задушевный разговор об огнетушителях... Комедия абсурда. Я всю жизнь умудряюсь оказываться черт знает где и с кем. В свой день рождения тусоваться на атомных ледоколах - это сильно.
Я всю жизнь испытываю трепетное отношение к т.н. "краям света". Будь то конец земли перед бескрайним морем, или конец материка, или острова, или окраины...
МЕСТА В ПЕТЕРБУРГЕ
Я хочу рассказать о местах Петербурга, моих местах, тех, что запомнились, дарили вдохновение. Они не входят в туристический маршрут, но их и окраинами назвать нельзя. Однако для меня они были своеобразной пограничной зоной, лимбом.
Я помню, понимаю и пою их, потому что когда я ходила и жила там – у меня такое чувство было, что я на краю света. Живу на краю света. И впрямь: за Матисовым островом уже ничего не было, одни только Адмиралтейские верфи. Васильевский остров вроде как центр города, а на самом деле оторван, сам в себе. Что касается Обводного канала – так каждому известно, что дальше Обводного канала города нет – одни заводы, фабрики, трубы… Парк Политехнического института, если углубиться в историю, тоже ранее находился на краю города – в Лесном. Дальше парка простиралась деревня Гражданка.
Итак,
КОЛОМНА
[показать]
Коломна – это западная оконечность старого города, издавна затапливаемая водою при наводнениях. Так получилось, что именно с этим историческим районом Петербурга я познакомилась раньше всего остального.
В первую очередь – это Матисов остров и отделяющая его от города речка Пряжка. Матисов остров назван по имени мельника Матиса, который заслужил покровительство Петра Первого: он в годы Северной войны следил за шведскими войсками.
На острове располагаются: автомойка, четыре улицы, среди которых улица Александра Блока, с десяток жилых домов, массивные ворота, за которыми скрылись Адмиралтейские верфи, ещё одни, за которыми слышно монотонное гудение фольгопрокатного заводика (один в один гигантский улей электрических пчёл!), отель «Матисов домик» и знаменитая психиатрическая больница №2.
За чертою Пряжки для меня начинался мир – вдаль уходила улица Декабристов
с регулярным включением по обеим её сторонам культурных достопримечательностей, по правую руку начинался Дровяной переулок, а чуть поодаль находилась улица со зловещим названием Мясная. Английский проспект с его пустынной перспективой не производил жилого впечатления. Как точно здесь блоковское «тусклых улиц очерк сонный»! Обитель отдыха для местных жителей, зелёный островок – площадь Тургенева – снова переходил в пыльный, каменной струёю льющийся, проспект. Здесь не было ни одного садика, ни чахлого скверика, который бы оживил однообразную, высокую вереницу домов. Летом – раскалённый асфальт и промозглая сырость подворотен, зимою – снежная хлябь и противная морось. В одном из двориков стояла одиноко бетонная женская скульптура с насурьмяненными кем-то бровями и нарисованными щеками. Так стояла она и в зной, и в мороз, а вокруг неё последовательно сменяли друг друга времена года. У меня была даже задумка отснять её в разных погодных условиях и сделать фотоальбом, пока эта фигура окончательно не разрушилась.
Чем дальше от Пряжки, тем интереснее: по левую руку пойдешь – придёшь к ограде загадочного замка, а за ним ещё один дом-замок, а там и вовсе остров со старинными пакгаузами и аркой, а дальше – Нева.
По правую руку пойдёшь – увидишь мавританские балкончики, эркеры, колонки и арабески синагоги, что так удачно встала у начала Лермонтовского проспекта. А ещё до этого увидишь высокий шпиль эстонской церкви. Петербург – город всех конфессий! Доминанта района – Никольский собор, за которым начинается восхитительная петля канала Грибоедова с маленькими горбатыми мостиками, тут и там мерещатся герои произведений девятнадцатого века, и становится не так тоскливо, как совсем уж на окраине, а если в придачу взять мороженое с кленовым сиропом… то кажется, что этот город можно любить и безо всякого страдальческого чувства и жалости. Можно любить его за настоящее жаркое, как в Ташкенте, лето (из-за низкого неба!), за воробьев, купающихся в лужах, за пышные кроны раскидистых деревьев, за ветер, приносящий с собою прохладный запах воды.
ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ
[показать]
Васильевский остров, гавань, где ещё, как не здесь, так чувствуется оторванность от остального города? Ощущение края города, какого-то запределья усиливало особенное вечернее освещение
Я буду, наверное, выкладывать сюда некоторые свои вирши (избранное!), т.к. никому их не читаю и не показываю обычно. У меня есть страничка на Стихире, но тот сервис мне не нравится. Не получается сопровождать картинками стихи. т.к. их надо уменьшать в размерах, а я не умею. Да и вообще - поэты, которые меряются количеством рецензий и положительных отзывов - не поэты, а рифмоплеты.
В следующем посте впервые публикую миниатюры - эссе о Петербурге.
Я люблю слушать радио. Конечно, не какой-нибудь "Максидром" или "Наше". Люблю радио, где говорят живые люди, идут передачи о культуре, приходят интересные гости. Когда дома включено радио, появляется ощущение, что ты не один, не одинок (особенно если это прямой эфир). Помню еще с детства - на кухне бормочет радио "Россия" по маленькому смешному радиоприемнику. Несмотря на всякие там рекламы и прочий мусор, какие все-таки передачи существуют хорошие, и для детей тоже - Детский остров и пр. Многие молодые думают, будто радио слушают только бабки какие-нибудь. А меня, помню, реально спасало радио "Россия" (по старому такому проигрывателю старинному), в частности передача "Серебряные нити", когда я жила одна (не считая крыс) в дворницкой-мастерской на Васильевском острове. Душеспасительная передача, чем-то по духу напоминающая передачи по ТВ для полуночников.
Еще в Питере есть удивительное радио "Град Петров". Радио православное, поэтому контент в основном ориентирован на верующих людей, но даже если вы не являетесь таковыми, в культурном плане это радио просто кладезь. Передачи про миры Толкиена и Льюиса, чтение сказок, встречи с архитекторами и художниками города...очень много всего интересного вещают. И просто - это радио очищает душу. Жаль, что меня пока никто не читает. "Град Петров" испытывает материальные трудности и рад любым пожертвованиям, которые можно совершить по телефону, в банке и т.п. На их сайте написано, каким образом можно это сделать. Есть угроза прекращения их вещания (вообще очень дорогое удовольствие это вещание), и иногда по утрам какая-нибудь интересная передача обрывается и звучит попсовое "тыц-тыц-тыц".
Несколько лет назад у меня появился mp3-плеер. Я закачала в него несколько альбомов, и с тех пор контент не менялся по двум причинам:
1. Лень
2. Беру куда-то плеер крайне редко
Я, как многие, не хожу по улицам в наушниках - мне почему-то нравится слышать шум города, да и элементарная бдительность - музыка отвлекает внимание, не слышно машин, которые внезапно могут въехать в тебя сбоку или сзади. Не слушаю так же музыку в метро - что происходит с мозгом, когда накладывается один шум на другой! (музыка не отменяет свист в тоннеле и лязг колес, а накладывается на них).
Для слушания плеера идеальна долгая дорога (в поезде, на худой конец в пустой маршрутке). Почему-то одни и те же альбомы меня не напрягают (а это были Doors, Clannad и Cocteau Twins). Каждый раз с удовольствием слушаю невозмутимого или наоборот - бесноватого Моррисона, прекрасную Мойю Бреннан и не менее прекрасную Лиз Фрейзер. Не надоедает...
Хочется, конечно, сделать свое персональное пространство - виртуальный журнал. Чтобы было все, как надо. И нужная музыка, и оформление, чтобы приходить сюда, как домой. И чтобы гости приходили. Мне нравится чувствовать индивидуальность человека, чьи-то дневники очень классные. Но - ужасно лень разбираться в настройках. Куда-то пропали фотки с моего Парижа. О том, чтобы добавлять музыку, я пока даже не мечтаю. Вообще-то я немножко ретроград. Я до последнего слушала музыку на кассетах! И чувствую разницу между CD и mp3. Спокойно жила раньше без компьютера, ходила с кассетным плеером, нигде не регистрировалась в соцсетях. (Само слово сети - ненавижу). Смешно было видеть людей, едва ли общающихся в реале, спещащих домой, чтобы потрындеть в контакте.
ха-ха. Вызов глобализации.
Все великие писали письма. Многочисленным адресатам, среди которых были родственники, друзья, сочувствующие и многие другие. И писали так, как будто знали - эти письма не пропадут, не сгорят, их опубликуют и будут читать тысячи последующих поколений. Благодаря письмам мы знаем - какими были людьми эти великие, не в своем творчестве, а в повседневной, человеческой жизни. Человек жив, пока о нем хоть кто-то помнит (добрым словом!).
А сейчас людям некому писать. Общение друг с другом становится каким-то поверхностным. Будем считать, что наши дневники (в наш-то век добровольной немоты, крайнего эгоцентризма) - это неотправленные письма несуществующему адресату. Они немножко помогут нам отменить смерть.
У природы на День дурака фантазии уже не хватает насчет шуток. Второй год подряд первого апреля нас присыпает снегом.
Покажу немного зимнего монохромного Парижа. Перед этим мы были в Германии и Брюсселе. Брюссель нас немножко "культурно" подготовил к Парижу. Ну, и язык французский. Передвигались между городами на скоростных поездах Талисс. Очень быстро и удобно.
Во Франции зима:
Поезд разгоняется до 300 км/ч (или больше):
С Северного вокзала мы пошли сразу в отель, хорошо, что недалеко идти было, попутно осматривая достопримечательности. Жили мы в квартале Марэ. (Кстати, что общего между Марэ и нашим Полюстрово? Оба означают одно и то же - "болотистая местность". Жаль, Полюстрово - не Марэ))) Это старый квартал, где сохранилась еще средневековая планировка улиц, там же рядом и еврейский квартал.
Вообще везде ходили пешком. (Наш новый чемодан, который купили в Париже для покупок и с ним гуляли, выдержал испытание Монмартром. Дороги везде были очень хорошие и ровные. )
Так вот, заселившись и оценив уютный, самый что ни на есть парижский номер на последнем этаже, мы отправились сначала до площади Вогезов. Маленькая она, конечно, и скромная. После Гранд Пляс в Брюсселе не впечатлила.
Площадь Бастилии тоже как-то не осталась в памяти - там оживленные дороги, как-то все застроено, и мы пошли по наб. Сены к острову Ситэ.
Париж оказался монохромным и светлым городом:
Я видела его фотографии летом с ослепительно синим небом и пышными деревьями, но (мне кажется) оценить его красоту можно именно зимой, когда деревья еще голые, небо белое, а на улицах никого нет. Сена имела натурально зеленый цвет.. Почти все дома построены из светлого камня - не требуют реставрации штукатурки и с годами смотрятся только лучше. Сплошная гармония. Цвета - белый, охра, серый асфальт, жженая кость. На многое смотрю как художник и думаю, какими красками бы я это написала.
Париж был как с картин Марке:
Перед Натр-Дамом туристов, наверное, всегда много - и в зной и в мороз. Внутри было очень красиво и торжественно:
Перед самим собором стояла ёлка, правда уже без игрушек:
Потом мы перешли на другой берег Сены и пошли по бульвару Сен-Жермен. Пока сидели в ресторанчике, видели как парень на улице беспалево забивает косячок. Еще удивили бездомные (или они только работают?), лежащие со всем своим скарбом у бутиков, например, или магазинов. Иногда с совсем маленькими детьми. Как так происходит?
Я очень хотела зайти в культовые места - кафе, где собирались знаменитые писатели и поэты, но все они были забиты до отказа французами, что-то попивающими и лениво глядящими на улицу. (Стулья и столики стоят на улицах и посетители сидят лицом к пешеходам, машинам, неторопливо беседуют...)В любое кафе или ресторанчик можно зайти и просто цедить стакан вина. Помню, пока мы ужинали в ресторане (несколькими блюдами), парень и девушка чуть ли не школьного возраста выдули несколько аперитивов (официант только успевал подносить!), а потом взяли себе один бутербродик на двоих. О, нравы.
Вид из отеля:
Популярны электровелики. Их, наверное, берут напрокат:
Вообще, очень грамотно сделаны велодорожки - у них своя выделенная полоса. Никто никому не мешает. Полнейшая безопасность.
Центр Помпиду:
Вчера купили мне деревянную блокфлейту. Несмотря на то, что я мультиинструменталист (фо-но, аккордеон, гитара, ложки))), на флейте пока не умею, но хочу научиться играть нехитрые ирландские мотивы. Блокфлейта - флейта гаммельнского крысолова - выдал поисковик. ..."Крысолов" - любимое мое у Марины Цветаевой.
Всем привет.
Я никогда не хотела заводить сетевой дневник или другие аккаунты в соцсетях. Но сейчас мне хочется познакомиться с людьми, которых бы я никогда не встретила в повседневной жизни, хотя и чудесных встреч в жизни было немало.
.