• Авторизация


О происхождении урумов — крымских греков 11-12-2021 21:12


08 июля 2014, 15:16

 

В статье «Кто мы и откуда?», напечатанной в «Эллинах Украины», автор отметил, что сегодня « не существует обоснованной теории происхождения урумов». В связи,с чем предлагаю одну из версий происхождения урумского народа, обоснованной на основании последних работ крымских специалистов истории. 

В настоящее время на основании многочисленных исследований считается, что где-то в 3 веке на территории Крыма появляется новая этническая общность, которую археологи предпочитают называть «горно-крымская народность» или просто как «крымские христиане». В научных кругах принято так же называть этот народ «средневековыми греками». В отличие от «античных крымских греков» «средневековые греки» имеют свои особенности формирования, а так же своеобразие языка и культуры. Если «античные крымские греки» были выходцами из Эллады, то родиной «средневековых греков» был именно Крым.

Cпециалисты говорят, что в Крыму происходил достаточно редкий процесс, так называемой «этногенетической миксации», в ходе которой,новый этнос образуется путём слияния народовне связанных родством. Основным фактором, способствующим произошедшему слиянию, была общность их религии, а именно – греческое православие. 

«Нет больше ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, но всё и во всём – Христос» — эта фраза из Нового Завета как нельзя лучше характеризует урумский народ – греков-христиан – в отличие от античных греков-язычников. Средневековые греки-урумы – потомки готов, алан, античных греков, славян и всех тех народов, которые приняли христианство и осели в Крыму. 

О вхождении татар в этнос урумов до сих пор идет много споров. Случаи массового перехода татар в христианство письменными источниками не зафиксированы и маловероятны. Мусульманские законы под страхом смерти запрещают менять веру и вступать в брак с иноверцами (только после принятия ими ислама). А вот урумов никто за это не преследовал, и жизнь принявшего мусульманство становилась гораздо легче. Именно поэтому христианское население горного Крыма с 250 тыс. в 15 веке уменьшилось до 30 тыс. в 18 веке. В этот период татарский этнос сильно пополнился за счёт греков, а не наоборот, как думают многие исследователи. Так было не только в Крыму, но и во всей Византийской империи. Так в результате отступничества в современной Турции появился целый народ – «кунаки», есть они, кстати, и на севере Греции. Эти светловолосые мусульмане бывшие православные, по сравнению с ними урумы оставшиеся христианами, — это настоящие герои и хранители веры. Не зря на своих гербах (а их у урумов несколько) урумы старались отобразить победу Христа над другими религиями. Так герб Мариуполя (основанного урумами), а также древний герб урумских князей Феодоро, найденный на стенах горно-крымской крепости Фуны, символизируют именно это. 

На первый взгляд возникает впечатление, что, возможно, урумы – и ненастоящие греки. Но не будем спешить с

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
"ТАТАРЫ, АРМЯНЕ И ГРЕКИ - БРАТЬЯ НАВЕКИ". Читайте статью Чубарь Ю.П. 11-12-2021 21:11


08 июля 2014, 15:35

 

 

27 июня 2014 г. минуло 70 лет со дня последней депортации греческого и других народов Крыма. В далеком 1944-м, вслед за крымскими татарами, «народами-предателями» были объявлены армяне, болгары и греки.

Основанием для репрессий коренных народов Крыма послужил доклад наркома внутренних дел. Л.П. Берия, в частности, докладывал И.В. Сталину: «Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т. д.»

1 Выслушав эти обвинения, «отец народов» принимает решение: «дополнительно к выселению крымских татар выселить с территории Крымской АССР 37 тыс. чел. немецких пособников из числа болгар, греков и армян».

В начале июля Берия доложил Сталину, что выселение из Крыма татар, болгар, греков, армян закончено. Всего выселено 225 009 чел., в том числе татар — 183 155, болгар — 12 422, греков — 15 040, армян — 9621, немцев — 1119, иноподданных — 3652 чел.

3 Таким образом, армянский, болгарский и греческий народы Крыма повторили судьбу своих крымско-татарских собратьев. 

 18 мая сего года крымско-татарский народ впервые за много лет был лишен возможности провести в Симферополе традиционные мероприятия в знак памяти о той депортации. Ту же участь уготовила новая крымская власть и другим коренным народам полуострова. В России всегда, как утверждал Поэт, «народ безмолвствует». Ни о каких митингах в российском Крыму в знак памяти о депортированных народах армян, болгар и греков не сообщается. Обошли вниманием эту скорбную дату и Федерация греческих обществ Украины (ФГОУ) и Ассоциации греческих общественных объединений России (АГООР). 

 Мариупольские или приазовские греки — потомки византийцев, многие века проживавших на Крымском полуострове, помнят о трагедии, постигшей их народ в 1944 г. Помнят они и о других проявлениях великоросской имперской политики по отношению к нашему народу. Первым из таких проявлений политики геноцида целых народов, присущей имперской России с давних лет, стало принудительное переселение в 1778 г. армян и греков из благословенного Крыма в суровые приазовские степи. 

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ:

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

ЭТНОГЕНЕЗ КРЫМСКИХ НАРОДНОСТЕЙ 11-12-2021 19:12


Состоялась лекция историка и журналиста Гульнары Абдулаевой

  • 08 июля 2014, 14:55

Етногенез кримських татар. Взаємовідносини Січі та Криму з XVI століття

Про автора статті: Гульнара АБДУЛАЄВА народилась у 1979 році в місті Євпаторія (Крим, Україна). Закінчила історичний факультет Таврійського національного університету. Як авторка наукових та науково-популярних робіт публікувалась у низці журналів та газет. Кореспондентка газети «Авдет» (Крим), ведуча рубрики «Наша історія». Авторка книг: історичний роман «Шахін Ґерай» (2008), «Золота епоха Кримського ханства» (2012), «Битви з історії Кримського ханства» (2013). У минулому - головний редактор молодіжного психологічного журналу «  INDIGO». Ведуча та автор історичної програми «Алтин Девір» («Золота епоха») про Кримське ханство на першому кримськотатарському телеканалі АТР. У 2005 році нагороджена грамотою Верховної Ради України за особливий внесок у розвиток молодіжної політики України.

Кримськотатарська нація формувалася протягом тисячоліть на території Кримського півострова, тому нарівні з караїмами та кримчаками являється автохтонами.

 

В етногенезі кримських татар прийняли участь таври, киммерійці, скіфи, частинно елліни з Мілету, сармати, булгари, готи, гуни, хазари, печеніги, кипчаки (половці), італійці, адиги (черкеси), ординці. Упродовж віків народи, що приходили в Крим, асимілювались з місцевим населенням.

До середини XIII століття Крим був завойований монголами та включений у склад держави Великої Орди (в історіографії відомої як Золота Орда). З цього ж часу в Криму поширюється етнонім «татари». Крим стає однією з провінцій Орди під назвою Джучієв улус, яким управляв намісник з роду Чингісхана. Внутрішня смута та політична нестабільність в Орді призводять до того, що Кримський улус, який місцеві жителі називали юртом, прагнув стати самостійною державою.

У 1441/3 році до влади в Криму приходить Хаджі Ґерай. З його ім'ям пов'язано створення держави кримських татар - Кримського ханства. Наприкінці свого довгого правління Хаджі Ґерай, будучи прямим нащадком Чингісхана, стає не тільки правителем Криму, а й усієї імперії чингісидів - Великої Орди. Його син Менґлі Ґерай у 1502 році остаточно встановив владу династії Ґераїв в Орді, й з цього часу в офіційних джерелах кримські хани йменують себе: «Я, великий хан, великий падишах Великої Орди й Великого Юрту, Дешт-Кипчака й Престольного Криму, і усіх ногаїв, і незчисленних військ, і татів з тавгачами, і гірських черкесів, хай поможе йому Аллах до Судного дня, від Їх

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
РумЭку шумуш (греческий слоёный пирог) 05-12-2021 13:14


 

Традиционно новогодний пирог, но нынешние приазовские греки (и румеи, и урумы) превратили просто в праздничный для гостей, а то и просто, когда вздумается. 

 

[показать]


Итак,  готовим Шумуш.

Ингредиенты на 2 небольших пирога:

500 г тыквы, 250 г свинины, 250 г баранины (говядины),

5 – 6 стаканов муки, 1 чайная ложка соли, сахар, растительное масло

жир нутряной (смалец).

 

Приготовление:

Подготавливаем начинку (фарш).

- Тыкву мелко нарезать или натереть на крупную терку, подсахарить и отодвинуть в сторонку чтобы не мешала..

- Мясной фарш лучше сделать заранее, посолить, хорошо перемешать. Тыкву с мясом смешиваем непосредственно перед выпечкой шмуша.

Для теста растворяем соль в воде и круто замешиваем.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 05-12-2021 13:13


Промчались Рождество и День Крещенья,
седой январь оставив позади
и наградив нас напоследок настроеньем
и снежно-белой, и заиненной зимы…
В Крещенский день преобразились воды
в морях и реках, да и в нас самих…
Разверзлися над нами неба своды,
чтоб разум суть вселенскую постиг
и нам позволил принимать решенья,
ни другу, ни врагу не навредив,
дабы не впасть в лихие искушенья,

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Без заголовка 05-12-2021 12:47


Продолжает свою работу выставка живописи "Греческие острова", любезно предоставленная из своей личной коллекции консулом Греции в Мариуполе - г-жой Элени Георгопулу.

 

[400x]

Выставку открывает г-жа консул Элени Георгопулу увлекательным рассказом об островах Греции.

[400x]

На выставке представлены работы греческих пейзажистов: 

[400x]

[400x]

[400x]

[400x]

Обмен памятными подарками

 

[400x]

Фото на память вместе с консулом Э.Георгопулу и председателем МОГ Надеждой Чапни

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРЕЦИЮ 05-12-2021 11:18


 

  • 14 июня 2018, 08:30

  • http://www.greeks.in.ua/news/341.html

Окончание учебного года - это ожидания насыщенных каникул и впечатлений от приятного отдыха! Вот, и ученики Греческой Воскресной школы мечтают получить впечатления, побывав на исторической родине - в Греции. А пока они узнают Грецию по учебникам и доступным информационным ресурсам, они решили устроить себе виртуальное путешествие по Греции.

А что для нас Греция? Это мифы, греческие песни и зажигательные танцы и, конечно же, это знание новогречекого языка, который усердно изучали целый год! Поэтому на сцене Культурного центра "Меотида" дети устроили настоящее греческое представление! 

[показать]

[показать]           

 

[показать]            [показать]

 

[350x]

 

 

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Презентация проекта "Ревизские сказки Екатеринославской губернии Александровского уезда Мариупольского греческого суда греческого населения" 05-12-2021 11:16


http://www.greeks.in.ua/news/147.html

  • 09 июня 2012, 01:51
 
13 июня 2012 г. в 15:00 в малом зале ДК "Искра" состоится презентация проекта "Ревизские сказки Екатеринославской губернии Александровского уезда Мариупольского греческого суда греческого населения". Данные по переписи греческого населения конца 18 - 19 веков.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Откуда у грека фамилия? 05-12-2021 11:15


http://www.greeks.in.ua/news/98.html

  • 04 февраля 2011, 20:11

 

В 1844 году в Мариупольском уезде русские и украинцы вместе взятые составляли только половину населения. Греки – 34%. И сегодня весомая часть мариупольцев, и множество жителей Донецкой области носит греческие фамилии. Кто-то знает об этом, кто-то нет.Кто-то причисляет себя к грекам, кто-то нет. Но, думаю, все хотели бы знать, что фамилия означает и откуда произошла.

Наследственная кличка
С русскими фамилиями все понятно – Кузнецов - от кузнеца, Медведев – от медведя. А если вы носите греческую фамилию Джарты или Хавалиц, например?

Язык приазовских греков, на котором разговаривают сейчас только в селах Донецкой области, бывает двух видов – урумский и румейский. Первый ближе к татарскому, второй – собственно греческому. Поэтому не удивляйтесь, что большинство фамилий греков ярко выражено восточного происхождения.
Греки, жившие в Крыму в средние века , как и все обитатели Крымского ханства, фамилий вообще не имели. Чтобы их различать, крымские татары использовали уличные прозвища типа «Антон сапожник» или «Василий длинный». Часть этих прозвищ потом, уже в Приазовье, стала фамилиями.

За что дают прозвища? В первую очередь за внешность. Отсюда фамилии приазовских греков с таким значением:
Балабан – большой.
Харахаш – чернобровый
Сарбаш – светловосый, буквально «желтая голова» - «сар баш».
Янач – худой.
Узун – длинный.
Еня – борода.
Спруцко – седой.
Хара – черный.
Чапни - богатырь
Шишман - толстый.
Караман - смуглый, темный.
Джавлах – лысый.
Сарбаш – светловосый, буквально «желтая голова» - «сар баш». А вот редкая фамилия «Чаталбаш» означает, что у ее носителя на голове растут рога…

Почему грек стал Ивановым
Скажем, фамилия ваша Чентуков. Вполне русская фамилия, заканчивается на –ов. Или Бурлаченко – типичная украинская. На самом деле в Приазовье обе имеют греческое происхождение. Первая означает «короткий, куцый». Вторая, на удивление, происходит не от «бурлака», а от «бурлю» - волк.

Откуда у греков русские и украинские окончания в фамилиях? Во-первых, когда греков стали призывать в армию (а случилось это только в 70-х годах XIX века), многие записывались русскими фамилиями – чтобы не отличаться от других солдат. Кто-то русифицировал фамилию из соображений престижа или выгоды. Кому-то, не спрашивая, писари добавляли - ов или –ко.
Такое преобразование греческих фамилий проходило и в советское время весьма активно. Некоторые шли на это из страха перед репрессиям некоторые – из карьерных побуждений. Аварликс меняли на украинскую Еварлак, Темир становился Темировым.
Так что, в случае сомнений, отбросьте окончание вашей фамилии, и «зрите в корень». Возможно, корни греческие.

Ювелиры, художники и сапожники
Самый великий художник из Мариуполя Архип Куинджи своей фамилии соответствовал наполовину. Окончание «джи» по-русски означает «мастер». Архип Иванович был не просто мастером – его называли «волшебником световых эффектов». Но вообще-то его фамилия означает мастера золотых и серебряных дел, ювелира.

На момент рождения Архипа Куинджи семья не имела уже отношения к серебру и золоту и жила в большой бедности. Отец занимался ремеслом, но – сапожным. Однако происхождение фамилии в семье помнили, а старший брат Архипа, Спиридон, взял себе двойную фамилию Куинджи-Золотарев, чтобы «ювелирное происхождение» было понятно всем.


Итак, если ваша фамилия Арабаджи, то предок изготавливал арбы и повозки, а возможно, был возницей.
Товарчи - пастухом.
 Куркчи – меховщиком, скорняком.
Боячджи – маляром.
Пичахчи и Чахчи – делали ножи.
Куруджи – был

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Сподвижник митрополита Игнатия Трифиллий Карацоглу и его потомки по данным ревизских сказок и метрических книг 05-12-2021 11:08


http://www.greeks.in.ua/news/284.html

  • 16 апреля 2016, 13:19
Статья подготовлена членами 
Ассоциации наследия азовских греков 
М.Д.Пирго, Н.И.Макмак, И.Н.Тасиц 
(приводится в сокращенном варианте) 

С глубокой древности люди верили, что духовная энергия всех живущих людей со смертью не исчезает, а преобразуется в новых поколениях. В древнегреческом пантеоне, например, все боги имеют родственные связи и наделены человеческими качествами. В Библии много места уделяется родственным связям и деяниям предков. Некоторые книги Священного Писания вообще представляют собой родовые книги отдельных семейств. Основой любой древней культуры являются предания о подвигах и достоинствах предков, так как эти знания играют роль нравственного ориентира для человека.

В современных условиях глобализации знание своей родословной, в которой сконцентрирована история и традиции близких и дальних предков, становится очень важным фактором, так как помогает определить вектор собственного развития и, в конечном счете, сформировать личность оригинальную, самобытную, отличную от глобального стандарта.

Мариупольские греки имеют достойную историю, которой они вправе гордиться. Несмотря на то, что в отдельные периоды жизни нашего государства нужно было иметь смелость оставаться греком, многие смогли сохранить родословную память и передать ее своим детям.

Созданный в 2002 году Николаем Макмак сайт “Азовские греки” ставил своей задачей объединить всех, кому интересна история греков Приазовья, помочь потомкам Крымских переселенцев разобраться в сплетениях фамилий, судеб, родовых историй, обобщить те знания, ту память, которая существует разрозненно в современных греческих семьях. Основой сайта является база данных, составленная из данных ревизских сказок и метрических книг греческих сел Приазовья.

Ревизские сказки – документы именной переписи податного населения Российской Империи, охваченного ревизиями XVIII – середины XIX вв. - один из главных источников, наряду с метрическими книгами, позволяющий узнать необходимую информацию о предках. Возникновение ревизских сказок, как особого вида исторических источников, непосредственно связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г. Проведение реформы потребовало организации подушного учёта населения. Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать «сказки» о количестве душ в каждом населённом пункте. С этого момента берут начало ревизские сказки. Анализ ревизских сказок позволяет почерпнуть необходимую информацию для генеалогического исследования: имена, время рождения и смерти, сведения о социальном статусе и семейном положении, родственных связях внутри семьи. В большинстве случаев ревизские сказки остаются единственным и самым информативным, самым значимым источником для генеалогических исследований.

Переселившись в Россию в 1778 году, греки тоже стали податным населением Российской империи и их учет велся с помощью ревизских сказок. Греки попали под переписи 4 - 10 ревизий, которые

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Начиная с 15 февраля 2013 года в Мариуполе реализуется проект "Благодарные потомки" 05-12-2021 11:06


http://www.greeks.in.ua/news/192.html

  • 29 апреля 2013, 21:18

 

      Начиная с 15 февраля 2013 года в Мариуполе реализуется проект   "Благодарные потомки", который является  победителем Московского Международного грантового конкурса "Православная инициатива". Проект посвящён 235 летию основания города и приближающемуся юбилею "300 лет со Дня рождения святителя Игнатия Мариупольского". В рамках проекта в городе проводятся различные мероприятия: городской литературно-изобразительный конкурс "Родные истоки", выставки детского рисунка на тему "Святитель Игнатий"; на базе мариупольского краеведческого музея образован историко-краеведческий факультатив по подготовке волонтёров-экскурсоводов; организовываются автобусные поездки по недавно открытому экскурсионному маршруту "По стопам Игнатия Мариупольского"; в греческом культурном центре Меотида проводится цикл лекций "мир Жизни в жизни Мира" и т.д. Участники проекта: учителя и учащиеся  общеобразовательных и  специализированных школ, а также преподаватели  высших учебных заведений. Они работают бескорыстно и безвозмездно, ради  исторической правды и любви к родному городу. Сегодня мы хотим рассказать: какая работа по реализации проекта проводится  в школе-интернате № 2 (пос.Украина, Донецкой области) где работает учитель истории и христианской этики Пархоменко Тамара Александровна, один из активных участников проекта "Благодарные потомки". Сначала представим характеристику, которую дал Тамаре Александровне директор школы-интерната:

        "Учитель высшей категории, имеет звание «Отличник образования Украины», награждена почетными грамотами МО Украины, главного управления образования Донецкой области, исполкома Донецкого областного совета народных депутатов.

Пархоменко Т.А.-призер городского конкурса «учитель года» (1998), победитель областного конкурса в номинации «лучший педагог общеобразовательного интернатного заведения» (2007)
За 25 лет работы в школе проявила себя как творческий педагог, отдающий детям свои знания, опыт, творческие устремления. В 2002 году стала инициатором открытия в школе этнографического музея «Українська світлиця» (статус музея присвоен 04.09.2006 приказом №640 МОиН Украины) и до сего дня является его руководителем. В музее развернуто 12 экспозиций, работает кружок юных экскурсоводов. В 2008 году музей занял 1-е место в городском смотре-конкурсе школьных музеев. 

     

      В рамках инициативы «Благодарные потомки» начала работу по пропаганде и изучению жизни и деятельности Святого Митрополита Игнатия. В школе-интернате была организована выставка работ учащихся  и проведены экскурсии для детей, написаны отзывы, сочинения, состоялся концерт победителей городского конкурса в честь Игнатия Мариупольского. За время проведения мероприятий с 15.02 по 15.03.2013 года мероприятия посетили около 600 учащихся интерната и школ Ильичевского района.
[551x369]

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Российский дворянский род Гозадиновых 05-12-2021 11:03


16 февраля 2011, 22:05

http://www.greeks.in.ua/news/103.html


27 февраля (16 по старому стилю) исполняется 225 лет со дня ухода из жизни последнего митрополита Каффайской и Готфейской епархии митрополита Игнатия Гозадинова. Мы, как исследователи родословия мариупольских греков, не могли обойти стороной родословную человека, сыгравшего ключевую роль при выходе наших предков из Крыма в 1778 году. Через 220 лет за свой труд по спасению христианской паствы он был причислен к лику святых. Надеемся, что упоминаемые в статье архивные документы, наши выводы и предположения, помогут дальнейшим исследованиям как биографии самого митрополита, так и всего рода Гозадиновых. Авторы выражают признательность и благодарность российскому генеалогу Шумкову А.А. (г. С-Петербург), директору Запорожского областного архива Тадееву А.С. и сотрудникам Мариупольского краеведческого музея за предоставленные документы, использованные для исследования и написания данной статьи.

Н.И.Макмак
М.Д.Пирго
И.Н.Тасиц
Ю.П.Чубарь

Итальянский феодальный род Газадини

Игнатий Гозадино был последним митрополитом Готфейско-Каффайской епархии Крыма. С его благословения и при его непосредственном участии в конце XVIII века было осуществлено переселение православного населения Крымского ханства в Россию, на северные берега Азовского моря. За это деяние он впоследствии был причислен к лику святых, как спаситель крымских христиан от мусульманского гнета. Очень мало известно об истории рода последнего митрополита. В воспоминаниях Игнатия Ивановича Гозадинова, отец которого, Иван Антонович Гозадинов, был племянником митрополита и его помощником при переселении, можно прочесть следующее[1]:

"... На одном из островов Архипелага, небольшом острове Фермия (от слова Термия – теплота, название, данное ему от имеющихся там теплых источников), в роще, а может быть в лесу, существовала во время жительства там моего отца, – а может и теперь существует, - церковь святого Саввы, построенная в древние времена. Над входной дверью этой церкви на мраморной плите, между различными эмблемами, находится следующее начертание: "Hasadino", не переводимое на русский язык, так как иностранные фамилии множественного числа не могут иметь. Очень может быть, что эта фамилия происходит от какого-нибудь слова, имеющего значение на одном из европейских наречий, но мне такое слово неизвестно.

На этот остров в глубокой древности переселились наши предки из Европы, как говаривал мой отец. Конечно, он очень хорошо знал, что и Архипелаг, и Крым находятся в Европе; тем не менее, если он хотел сказать что-нибудь о Венеции, Флоренции или ином каком итальянском городе, то всегда говорил: "Когда я был в Европе ..." или "Я видел в Европе ..." и т. д. На этом-то острове родились как дед мой – митрополит Игнатий Гозадино, так и племянник его – мой отец – Иван Антонович Гозадинов. Приращение "в" было сделано в патенте отца на первый чин поручика, по переселению его в Россию и по поступлению на русскую службу.

В бумагах моих сохраняется родословная нашей семьи: она начинается очень издалека, но я для краткости начну с деда моего деда. Он назывался также Игнатием; у него был сын Константин, а у этого три сына: Антон, Иаков (впоследствии митрополит Игнатий) и другой Антон. Старший Антон имел двух сыновей: Ивана – моего отца и Александра, у которого был сын, названный так же, как и я, Игнатием, в память деда-святителя. Так как и у меня, и у моего двоюродного брата – Игнатия Александровича нет сыновей, то нами кончается наш древний род”. Запомним эту последнюю фразу, чтобы впоследствии к ней вернуться и понять, что все воспоминания субъективны, так как пишутся на определенный момент времени, определенным лицом, обладающим определенной информацией. Об этом постоянно надо помнить при генеалогических исследованиях и не забывать, что все воспоминания, как правило, отражают личное отношение к описываемым событиям. После этого отступления вернемся к воспоминаниям Ивана Антоновича.

“Иаков в детстве был отвезен на Афонскую гору и оставлен там у одного дальнего родственника – инока, для воспитания. Там, проникшись святостью христианской религии, он поступил в молодых еще летах в монашество, под именем Игнатия. Там же он прошел все степени духовной иерархии до епископского сана. Потом он был вызван в Константинополь в члены вселенского патриаршего синклита и удостоен сана архиепископа; когда же открылась в Крыму вакансия, был назначен на нее епархиальным митрополитом в 1771 году. Крымская епархия, составившаяся из нескольких первоначальных епископий (Фулльской, Сагдайской и других), носила тогда наименование Готфейской (т. е. Готской) и Кефальской, и кафедра ее была сперва в Кафе (нынешней Феодосии), а потом в

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Памяти Митрополита Игнатия 05-12-2021 10:58


16 февраля 2011, 21:43

http://www.greeks.in.ua/news/102.html


Митрополит Игнатий (Иаков Гозадино) родился в Греции на острове Кифнос вблизи Афин. Предположительно он родился в мае 1712 г. – апреле 1713 г. При крещении был наречен Иаковом. Его отца звали Константином. Происходил он из «древне-благородного рода Гозадино». Воспитывался он с детства у дальнего родственника – инока на Афонской горе. В юношестве принял монашество под именем Игнатий. Прошел все ступени духовной иерархии до епископского сана. Со временем был вызван в Константинополь, назначен членом Вселенского патриаршего синклита и возведен в сан архиепископа. В 1771 году Игнатий получил назначение митрополитом Готфейско-Кефайской епархии.

В Крым преосвященный Игнатий прибыл 23 апреля 1771 года и поселился в Георгиевском монастыре, откуда 27 апреля приехал в Бахчисарай, где в поселке Мариамполе была его кафедра.Митрополит Игнатий

Известно, что в 1776 году он направляет обращение к русскому правительству о желании христиан-греков принять российское подданство. 23 апреля 1778 года в день Святой Пасхи, митрополит Игнатий во всеуслышание объявил об этом людям в пещерной церкви Успенского собора после литургии. Одновременно им были посланы гонцы во все города, села и приходы Крыма с известием о начале подготовки к переселению.

Личность Игнатия все, лично знавшие митрополита, характеризуют как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду, поведению и душевному расположению; монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточной деловитостью, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями»…

Высоко оценил место Игнатия в истории греков Приазовья Ф.А.Хартахай, называя его вслед за архиепископом Гавриилом «Моисеем Мариупольских греков». В своей статье он представляет митрополита как человека одаренного, гуманного, скромного, преданного православной вере и своему народу.

Преодолевая сопротивление хана и татарской знати, а также нерешительность части христиан, митрополит Игнатий и А.Суворов, который с апреля 1778 года принял под своё командование войска Крымского корпуса, добились того, что христиане решили оставить Крым и навсегда переселиться в пределы южных губерний Российской империи.

Заручившись поддержкой церкви во главе с митрополитом Игнатием, А.В.Суворов через 1,5 месяца 16 сентября 1778 года доложил наместнику и правителю южных губерний Г.А.Потемкину о выводе из Крыма 18407 греков, 12598 армян, 219 грузин и 162 волоха. Митрополит Игнатий вышел из Крыма с последней партией христиан 18 сентября 1778 г.

Перезимовав в 1778-1779 году в невыносимых условиях на берегу реки Самары близ города Екатеринослава, переселенцы через митрополита Игнатия и А.Суворова получили разрешение расселиться в Мариупольском уезде. 21 мая 1779 года Игнатий получил Грамоту об устройстве христиан, где расписаны права, гарантии, привилегии переселенцам, что давало им возможность экономического, хозяйственного и национального развития.

26 июня 1780 года переселенцы во главе с митрополитом Игнатием прибыли в район устья реки Кальмиус при Азовском море, где в свое время Азовский губернатор В.А.Чертков планировал построить город Павловск.

За выдающиеся заслуги в деле переселения христиан из Крыма митрополит Игнатий был отмечен особой наградой императрицы, которую передал ему А.Суворов.

Митрополит Игнатий принимал активное участие в расселении христиан, выборе места под расположение церковных сооружений, способствовал поиску средств для строительства. Только в первый год заселения в Мариуполе преосвященный Игнатий заложил и основал церковь во имя Священномученика Харлампия, Успенскую церковь с хранением в ней древней святыни – иконы Одигитрии Божьей Матери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Дом и подворье самого митрополита находились на перекрестке улиц Торговой и Митрополитской № 7.

С огорчением следует отметить, что тяготы и лишения, связанные с переселением и обустройством на новом месте, вызвали недовольство среди части населения. И многие из них видели причину зла в митрополите Игнатии. Много людской злобы, интриг и несправедливости испытал на себе патриарх. Недовольство людей дошло до того, что преосвященный Игнатий вынужден был покинуть город. Местом жительства он избрал долину в шести верстах от города, вверх по реке Кальмиус. Его постигла судьба пророков, о которой говорит Святое Евангелие от Луки « … никакой пророк не принимается в отечестве своем». Так и жизнь Игнатия до самой смерти подвергалась испытаниям.

Митрополит Игнатий скончался 16 февраля по старому стилю или 29 февраля по новому стилю 1786

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Неизвестные штрихи к портрету Святителя Игнатия Мариупольского 05-12-2021 10:56


http://www.greeks.in.ua/news/72.html

  • 03 ноября 2010, 21:07

 

Интервью с профессором Донецкого национального университета, главой Приазовского эллинистического центра Стефаном Калоеровым.

Прошло уже девять лет с того дня, как в 1998 году, в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя, был совершен чин прославления Святителя Игнатия Мариупольского, Митрополита Готфейского и Кефайского. К этой дате мы приурочили встречу с доктором физико-математических наук, профессором Донецкого национального университета, главой Приазовского эллинистического центра Стефаном Алексеевичем Калоеровым. В настоящий момент Стефан Алексеевич, широко известный своими достижениями не только в сфере точных наук, но и на поприще истории, пишет книгу о нашем небесном покровителе.

[200x253]1.

Статей о Святителе Игнатие и о переселении крымских греков в азовскую губернию написано великое множество, но все-таки большая их часть оперирует одними и теми же данными. Из этих скудных сведений можно сделать только общие выводы о значении происшедшего события и тех личностей, благодаря которым оно свершилось. Но нам всегда интересны ускользающие от масштабных исследований бытовые мелочи, подробности того времени, характеризующие почитаемого нами митрополита как личность, раскрывающие его как обычного человека.

 

Будущая книга профессора Калоерова - колоссальный труд, и для человека, ищущего такие говорящие детали, она окажется существенным подспорьем.

 

Калоеров Стефан Алексеевич«Моя задача, - говорит Стефан Алексеевич, - написать биографию Святителя. Это нелегко, ведь те сведения, которые распространены сейчас, во многом ошибочны. Я буду стараться все эти неточности исправить. Те факты, которые будут опубликованы в моей книге, сегодня никому не известны: какое хозяйство вел митрополит, какие комнаты, кто помогал ему в его трудах, кто препятствовал - все это будет. Особую ценность представляет собой родословная Святителя Игнатия, все ветви которой я попытался проследить».

 У профессора Калоерова богатый опыт работы в архивах, его исторические изыскания заслужили признание виднейших историков нашего времени. Он давно занимается историей культуры греков, написал уже несколько книг, широко известны и его статьи. Стефан Алексеевич дважды переиздавал книгу "Мариуполь и окрестности" - памятник 1892 года, в котором содержится много сведений о поселении греков в приазовских степях и в частности о митрополите Игнатии. Долгое время Стефан Алексеевич изучал работы Феоктиста Хартахая - это известный историк, педагог, основатель Мариупольской гимназии, который в 1862 году написал уникальную статью о Святителе - по мнению профессора, до сих пор о митрополите Игнатии не написано ничего лучше. Стефан Алексеевич издал и собрание сочинений Феоктиста Хартахая, в которое включил все найденные его произведения.

Калоеров Стефан АлексеевичО своей работе над книгой профессор рассказывает следующее: «Получается очень большая книга, запланирован четырехтомник. Собрано немало документов, статей, многие из них необходимо приводить полностью. Первоначальный план был таким: составить приложения, где в первом будет уникальная переписка Святителя Игнатия с императрицей Екатериной, Потемкиным,

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии