Самоограничения нужны, чтобы сосредоточить усилия на том, что надо делать здесь и сейчас. Без этого ничто сделано быть не может.
Самоограничение – выбор самого главного, того, что действительно требуется для достижения цели.
Чтобы проводить самоограничения (что-то делать) нужно пребывать в настоящем, здесь и теперь, чтобы контролировать весь процесс непрерывно. Тебе нужно проводить самоограничение не от случая к случаю, а постоянно. Когда есть эта устремленность к Цели, то все иное, что отвлекает или как-то препятствует, отметается. Нужен режим и дисциплина, чтобы делать именно то, что нужно делать по внутренней потребности самого процесса продвижения.
Самоограничение в отличие от ограничения, устанавливается тобой самим. Ты сам себя ограничиваешь сознательно или бессознательно, правомерно или не правомерно, ошибочно.
Самоограничение может быть специально сделано, для того чтобы, отталкиваясь от него, развиваться. Самоограничения создают поля напряженности, неудобства, трудности, испытания и т.п. Преодоление этого повышают требования к твоим способностям, к интенсивности существования и т.д. Поэтому они благотворны.
Самоограничения – это как бы отрицательная сторона п р и н я т и я о с о б ы х у с л о в и й (характеристик более высокого уровня) необходимых для развития. Твое сознание и бытие тогда самоорганизуются для достижения Цели, а не просто пребывают в хаосе и под воздействием обусловленных внешних факторов, которые от тебя не зависят.
Очевидно, что могут быть как долгоиграющие ограничения, проходящие сквозь многие уровни, так и кратковременные, свойственные тому или иному уровню развития, фазе, стадии, состоянию. Самоограничения по периодам/уровням/стадиям.
Самоограничение очень важно. Они дают дисциплину как соблюдение условий необходимых для приведения себя в с о с т о я н и е требующееся для развития. Они являются конкретизацией направления движения.
Путем самоограничения происходит освобождение от излишнего, вплоть до собственного ограниченного "я". То есть, это вначале быть может только внешнее или поверхностное ограничение, трансформируется в отрицание своего ограниченного, феноменального «я» и в трансценденцию за пределы эго. Трансценденция – это тоже своего рода самоограничение. Вот такие метаморфозы.
Дисциплина направлена на соблюдение ограничений. Ограничения дисциплинируют и позволяют вывести тебя/себя на более высокий уровень психического функционирования и вообще мобилизовать свой потенциал, свои резервы. Это с одной стороны. А, с другой, они (другие, негативные ограничения) являются сами препятствием для развития. Ограничивая себя, ты не даешь себе простора (свободы) для действия, для развития. Везде стоят какие-либо ограничивающие самоубеждения, не позволяющие тебе действовать в тех или иных направлениях. То есть, самоограничения могут быть такими вот негативными, и з л и ш н и м и, тормозящими развитие, не правильными. Нужно и установление определенных самоограничений для развития (чтобы создать концентрированный луч восхождения), и снятие тех, которые з а к р ы в а ю т п е р с п е к т и в ы. То есть, ограничение ограничению рознь.
Самоограничения, с одной стороны, закрывают негативные тенденции в развитии, а в другой стороны, открывают позитивные возможности. Но они должны применяться сознательно. Нужно сознавать, для чего это делается, с какой целью, на какой срок, какова мера самоограничения и т.д.. Только тогда они откроют возможности для развития, а не станут еще одним камнем на ногах.
Самоограничения позволяют идти за границы эго, «я» грубой сферы вообще. Самотрансценденция - мышление и поступки там, где твое «я» перестает узнавать себя. Ты мыслишь за пределами самоощущения, за пределами самоощущения себя персоной, организмом. "Это не мои мысли", " это не характерно для меня" и т.д. Здесь твое «я» перестает иметь опору на себя, оно подвешивается. Ты идешь по Истине, а не по своему "я". Отдельное «я» к а к ц е н т р самосознания, мысли и поступка, действия и намерения устраняется.
Самоограничение - вопрос меры чего-либо. Соблюдение меры позволяет использовать для развития отрицательное. Например, питье спиртного вредно, но в ограниченном количестве при какой-то ситуации, в каком -то времени, для какой-то цели, это будет благоприятно. Вред происходит из
Истина - источник силы.
А это ГЛАВНОЕ, над чем надо работать с самого начала. Когда есть рассогласование между внутренним и внешним, встает вопрос о Единстве. А какое это Единство? Вот здесь и вопрос о Высшей Цели.
Визуализация. Поиск своего Я. Когда тебе очень плохо и ты ничего не можешь сделать, где ты ищешь прибежище? Представь, что кругом пустыня. Одни пески, нет ни деревца, ни зверька, ни птиц, ничего нет. Ты один и тебе не к кому и не к чему обратиться. Нет ни театра, ни клуба, ни ресторана, ни телевизора, нет ничего… Нет никого и ничего, к чему ты мог бы обратиться. Где преклонить голову? Есть такое непоколебимое прибежище! Это твое Я Есмь, пустотный Свидетель.
Надо открыть Истину в самом себе (Атман) и откликнуться на ее Зов. По всей видимости, для каждого отдельного индивида есть свои пути входа, свои черточки, которые цепляют и по которым он может осуществить вход. Практика – это пути входа в Истину.
Я предпочитаю говорить не о знании как таковом, так как оно ассоциируется просто с осведомленностью о чем-то, а о ПОСТИЖЕНИИ. То есть, знать человек может (что часто и происходит) только умом, не задействуя (по крайней мере, в полном объеме) эмоции, ощущения, душу, дух, то есть в с е с в о е с у щ е с т в о в целом (сердце) без исключения. В п р я м о м постижении человек воспринимает не только умом, а всеми способностями, уровнями своего существа, то есть интегрально. А поскольку Истина есть Целое, Бесконечное, то и может быть воспринято таким же образом. Здесь и рациональное занимает свое место и сверх-рациональное. Собственно, мистицизм и есть "прямое постижение истины", то есть непосредственно, без интерпретаций и посредников. Никто не может "подать", "преподать" и т.п. Истину. Все эти и не эти рассуждения и подходы - только необходимая и полезная Игра, подвигающая на р а с к р ы т и е с о б с т в е н н о г о п о т е н ц и а л а. Истина – не товар, не таблетка, которую достаточно проглотить и все будет хорошо. Все-таки, необходимы собственные усилия.
Одно дело просмотр текста, теорий, мнений, а другое дело работа по существу с самим предметом внимания. Это практика.
Не Истина на дружбе, а дружба на Истине.
Отношение Я – Истина. Я и есть Истина. Только ты об этом не знаешь. Твоя задача, прежде всего, открыть в себе кусочек Истины. Нужно совершенствовать представление Истины или Истинного Я. Нужно совершить путешествие в себя, в глубину собственной души. Познавать на практике, а не в лучших, лучших и лучших словах. Как не наводи резкость слову, оно не станет реальностью.
Не уничижать себя, а познавать себя как достойного самого Высшего. Ты не «тварь дрожащая», а имеешь нечто божественное. Твое достоинство очень высоко. Ты равен Богу и даже превосходишь Его. В это трудно поверить, но это так. Непостижимое постижимо, невозможное возможно. (Поиски практики есть поиски Пути).
Прежде всего, нужно совершить п е р е в о р о т в представлении о себе. Познавать Истину в себе, искать ее, а обнаружив, откликнуться на ее Зов.
- Кто я?
- Каковы мои самые предельные образы/образцы самого себя?
- Различение истинного и ложного.
- Замечать интуицию.
Медитация на «Я ЕСМЬ», чтобы установить контакт со своей сутью. В Интернете полно образцов таких медитаций. Вы можете составить свою по тем чертам, которые вас цепляют. Но опасно следовать чужим мнениям и рекомендациям. Вы ведь не знаете, куда заведет вас автор. Поэтому надо прислушиваться к себе и создавать свою Картину Пути. Тогда ты будешь хозяином своего мира.
Душа не может удовлетвориться всякого рода заменителями и временными утешениями. Всегда остается осадок горечи. Поэтому она ищет полнейшего блаженства в Предельном.
Ты будешь метаться от одной практики к другой, так как у тебя нет путеводной звезды – Истины. Ты не чувствуешь своей глубокой связи с нею. Ты не открыл ее Зов в своей собственной глубине. Ты не натянул струну от себя к самой большой вершине.
Каков твой проект ближайшего будущего? Что ты хочешь достичь? Каков твой образец, которому ты хочешь соответствовать? В плане цели твоих занятий по саморазвитию. Ведь ты не просто так занимаешься, скажем, йогой, медитацией. У тебя
Истина - неколебима!
Дрогнут земные недра-
Дуб разожмет кулаки-
В сторону прянет кедр-
Гора к чужому плечу
Головой припадет -ослабев-
Как прекрасен тогда Великан-
Он сам - опора себе!
Истина - исполински мощна!
Смело в нее поверь-
И она не только устоит-
Любого подымет вверх.
Эмили Дикинсон. Американский поэт.
Разрешение вопроса, ситуации, обстановки. Не затягивание. Своевременность.
Вместо воображения, фантазий, что создает иллюзии и желание сохранять их и существовать в них возможно дольше, лучше на п р а к т и к е, на самом деле проверить, что и как. Создавая иллюзии, предположения, ты создаешь атмосферу такого виртуального существования. Так можно существовать, идти за этим виртуальным миром сколько угодно долго. А в конце, когда ты узнаешь правду, тебе будет плохо. То есть, задача создания этого мира – как можно дольше существовать в эйфории иллюзий. Иллюзии нужны, чтобы испытывать воображаемое блаженство. Поскольку реальное блаженство редко, затруднительно, связано со страданиями, с разочарованиями, то индивид создает свой мир, в котором он находит заменители. Они в какой-то степени его удовлетворяют. Но эти удовлетворения есть суррогаты (неполноценные заменители чего-либо), то есть, они далеки от полноты переживаний.
Настоящая полнота только в реальности, подлинности, а не в заменителях. Тогда тебе нужно всегда уходить от суррогатов, от заменителей, от иллюзий, предположений, пустых фантазий, а на самом деле быть в реальности, проверять на деле свои предположения и перспективы. Тогда е с т ь ш а н с найти настоящую полноту переживаний, настоящую полноту жизни. А когда ты стопоришь себя, избегаешь решений, то неизбежно уходишь от перспективы полноты.
Почему же ты не входишь в это реальное решение вопросов, в контакт с действительным? От страха или от нежелания испытать страдание? Или от того, что ты все слишком усложняешь и на самом деле все гораздо проще?
Когда ты не решаешь, ты просто заменяешь это настоящее решение, следующее по логике движения, своими иллюзиями, предположениями, фантазиями. А надо бы просто выяснить, как дело обстоит на самом деле. Что возможно, а что нет и т.д. Казалось бы, явной и простой выход, но мы сопротивляемся ему. Конечно, в воображении ты можешь допускать все что угодно, но это не будет правдой, не будет действительностью. Поэтому в этом воображаемом ты не получишь полноты переживаний. Только тогда, когда на самом деле, по меньшей мере, совпадут твои сокровенные желания и действительность, только тогда ты можешь испытывать полноту бытия.
Ищи полноты бытия, которая реальна, а не ее заменители, суррогаты. И это можно осуществить, разрешая действительные задачи, осуществляя действительные перспективы.
Заменители идут так же от наличия комплексов, от страха, от нежелания оказаться смешным и т.д. Но все это лучше пройти, чем оставаться в иллюзорном мире. Конечно, будут неудачи, но это нормально. Лучше много горьких неудач, чем вечно в иллюзиях. Пусть даже неудача, но она откроет тебе вездесущий ощущаемый эфир реальности и сама создаст перспективы.
Питаешься надеждами, которые могут быть несбыточными, так как основаны на твоих иллюзиях, работе воображения, на предположениях. А реальные перспективы не здесь.
Когда окошко реальности и полнота приоткрываются, ты сразу же чувствуешь плодотворность. Сразу же это начинает в тебе вести свою работу и ты оживаешь. Неподдельный живой опыт важнее всякого рода виртуальных возвышенных изобретений. Изобретенное – искусственно. И вот, ты ощущаешь, что действительно начинаешь расти, а рост ускоряет сам себя.
Реальное дело сразу же задействует еще неведомые тебе смыслы. Оно продвигает гораздо больше, чем чтение, изучение. (При условии, что уже есть инструменты постижения.) И дело востребует тексты по-другому. Так, что ты начинаешь их действительно использовать. Реальное дело – это то, что ты сам делаешь по собственному активному решению, а не по принуждению, либо необходимости. Здесь ответственность вся на тебе.
Вы можете повторять чужие мысли и тексты. В этом нет ничего плохого. Это необходимый этап в развитии, когда индивид накапливает информацию. Работать транслятором/ретранслятором почетно и на каком-то этапе необходимо. Но этого мало, если ты хочешь действительно развиваться к более высокому уровню. То есть, индивид начинает задавать вопросы самому себе: «А я смогу? Я тоже хочу так! Что мне делать?». Эта накопленная информация служит ответу на эти и другие вопросы. Нужна практика, нужен живой личный опыт, который единственно продвигает. Нужно самому испытать на себе.
Таким образом, кроме трансляций, необходима трансформация, то есть вертикальное восхождение.
Есть опыт. Но как ты его будешь понимать, если у тебя нет Карты развития? Тебе нужно понимать, на каком этапе развития ты находишься и к чему следующему придешь уже не сегодня, так завтра. Тебе нужно поставить факты в какой то контекст, чтобы развиваться с о з н а т е л ь н о. Тебе нужно ставить ближайшие задачи. Речь о сознательном развитии. Ты самостоятельно проводишь свои мероприятия и должен знать свой маневр. Этому и служит Карта. Есть наиболее полная карты развития, которая возникла из синтеза всех мировых традиций мудрости, анализа досовременности, современности и постсовременности. Это карта Кена Уилбера.
На определенном этапе происходит П о в о р о т от теории к практике. К практике – значит к личному опыту, к испытанию на себе, к использованию методов. Не обязательно перенимать уже готовые о б р а з ц ы. Можно создавать свои. Это, конечно, не быстрый процесс. Это не выдумывание из головы, а процесс к р и с т и л л и з а ц и и. В опыте ты буквально по крупицам собираешь реалии (внутренние факты), накапливаешь изменения. Это позволяет создавать Образцы. Производя Поворот, ты обращаешься к себе, к своему внутреннему миру, к самопознанию, к испытанию (и т.д.), к тому, чтобы твое сознание было равно твоему же бытию.
Трансформация – это практика, а не заучивание новых оригинальных мыслей. Просто новая информация тебе ничего не даст, если нет практики. А когда есть практика, ты будешь в ы б и р а т ь, отбирать информацию, а не просто просматривать. Ты будешь отбрасывать не нужную, или не своевременную. Ты будешь себя ограничивать. Чтобы действительно что-либо усвоить, тебе нужно работать над чем-то конкретным месяц, два, а то и несколько лет. Прочитать можно за полчаса, но не сделать. Ты будешь основываться на своих собственных потребностях, возможностях и перспективах в данный момент и данное время. Излишняя же информация будет тебе только мешать. Риск, незнание – это один из факторов м о б и л и з а ц и и. Всезнайство же просто оттягивает тебя к з а м е н е реального достижения знанием о нем. Такая подмена, наигрыш, удлинят твой путь. Тебе нужно будет возвращаться назад и прорабатывать заново. Видимо, вообще обойтись без этого нельзя, но сократить такие возвраты можно.
И все-таки есть Цель и ради нее все тяготы и лишения. Весь путь предпринят не для того, чтобы останавливаться в прекрасных местах и любоваться видами. Можно, конечно, построить кущи где-нибудь на хорошем пригорке. Но это будет напрасной тратой времени. Рано или поздно ты ощутишь такую тоску, что бросишь все это и лучше уж будешь страдать и идти в гору без гарантий на успех, чем довольствоваться раем для мертвых.
Занятия чисто физическими техниками не есть еще развитие. За этим часто виден непомерный эгоизм, сгусток дрожащей ненависти, жуткая ограниченность при наличии ума. Такая неудержимая забота о своем теле легко уживается с духовной слепотой.
ТРЕТИЙ ГЛАЗ
Даже не знал, как это называется. Опыт прежде знания. То есть раскрытие Третьего Глаза идет не от знаемого, известного, а самопорождается само по себе от практики саморазвития. Только уже потом я идентифицирую это явление как открытие Третьего Глаза. Идентифицирую только потому, что так оно называется в литературе, что попались на глаза таковые книги (которые я пока не читал вовсе). То есть открытию не предшествует знание. Знание последует (может последовать) за реальным открытием. То есть, движение идет без предваряющего знания как это обычно делается в обычном процессе обучения, преподавания. Сначала явление, реальность, а потом уже знание, поиски того, что об этом сказано в литературе, как это названо и т.п. (Опыт опережает теорию). Но это знание обычного типа, то есть интеллектуальное, информационное, не основанное на опыте индивида и которое может не иметь никакого отношения к нему. Но в саморазвитии нужно другое знание, такое, которое предстает не столько и не только в своей интеллектуальной форме, а существует в актуальной форме индивидуального переживания, в опыте испытания. И это индивидное переживание важнее, чем последующая инструментализация и концептуализация этого явления. Это в т о р и ч н ы й процесс, хотя и необходимый для последующего расширения сознания. Нет отрицания, а есть понимание места и последовательности одного и другого.
Я не фанат йоги, но занимаюсь понемногу. В ходе занятия при выполнении Шавасаны (оказывается, и шавасаны достаточно) возникает ощущение между бровями: ощущение напряженности или раскрытия между бровей. Идут видимые как реальные картинки, тексты, образы. Текст даже можно различать по словам. Но это только этап Начала раскрытия.
Начало раскрытия. Намеренное раскрытие (от случайного и распознанного).
СХЕМА
1.Йога. Растяжения. Расслабление. Внимание на внутренних энергиях. Закрытые глаза. Открытость высшему.
Расслабление в движении. Здесь задача просто разогнать энергию и стянуть внимание внутрь.
2. Симметризация тела (правая – левая стороны и верх-низ). Общее слиянное чувство-ощущение всего тела как единого дифференцированного целого. Одновременное восприятие частей и целого, но внимание на слиянное чувство-ощущение, объединяющего все тело-ум.
Это продолжение первого, но с вниманием на симметрию.
3. Наряду с этим - концентрация внутреннего внимания на межбровье. Ощущение давления. Давление ощущается в межбровье и чуть ниже.
4. Внутреннее открытие глаз и смотрение в открывающееся «окно». Цвет фиолетовый или белый. Может быть и другой. Разноцветие.
Примечание. В шавасане происходит выделение эфирного дубля. Это ощущается как некая дымчатая среда окаймляющая тело и повторяющее его очертания. Выделение дубля связано с концентрацией на межбровье. То есть, одновременно с выделением дубля, мы очерчиваем ТГ.
Так же, это возникает в просоночном состоянии под утро. То же самое - картинки, тексты и т.д. (Это можно использовать для написания теста). И, кроме того, всплывает (что это? фоновое, всплывающее, внедренное или архаическое бессознательное?) чистое понимание своей проблемы, задачи, ситуации, положения, не загрязненное другими данными. Ч и с т о е осознание.
В середине переносицы возникает тягучее, тянущее самоощущение. Ты смотришь изнутри в это место. Концентрируешься на этом ощущении в переносице. Смотришь изнутри, концентрируешься. Возникает некое видение, экран, на котором появляются картинки, тексты, идеи. Ты видишь не то, что хочешь увидеть, а нечто независимое от тебя самого, твоего «я», превосходящее его. Ты видишь то, что появляется на экране, то, что тебе не принадлежит.
Третий глаз возникает и спонтанно в течении дня. Но его можно намеренно культивировать. Давление можно усиливать, концентрируясь на ощущении.
Должна быть связь между Свидетелем с Третьим Глазом.
- Двигаешь руками, сжимаешь пальцы резко как не своими, затем ногами, как будто это кто-то другой ими руководит. Ты - свидетельствуешь. Такое: мышцы сокращаются, идут нервные импульсы... и это не ты делаешь, а кто-то
СООБЩЕСТВА РАЗВИТИЯ.
Набираешь в поисковике слово «сообщества» и тебе открывается чуть ли не сто миллионов ответов. Вот это да! Вот это чудеса!
Именно «сообщества», а не «общества», так как в "обществах" есть вертикально -иерархические органы управления. Здесь же этого не надо. Если и выстраивается какая-то иерархия, то естественная, по уровням знания, опыта и компетентности. Это свободные с о о б щ е с т в а с а м о а к т у а л и з а ц и и, где каждый рад поучиться у других. И это всегда есть. Один преуспевает в одном, а другой – в другом. Никто не оказывается в ущемленном положении. Не обязательно называться, чтобы быть.
Я думаю, что в наше время каждый должен развиваться самостоятельно. Для этого есть все условия. Сейчас люди могут обмениваться своим опытом и знаниями очень легко. Создаются по факту просто сообщества друзей, которые могут обмениваться опытом и знаниями друг с другом и тем самым помогать друг другу. Это д о б р о ж е л а т е л ь н а я среда. И, надо сказать, это немаловажная мотивирующая и поддерживающая сила. Не обязательно, чтобы я/мы/они жили рядом. Полная свобода.
КАЛЕНДАРЬ ДУХА.
Идея проста: берем не просто событие, а событие внутреннее или внешнее, которое имело на тебя очень благотворное влияние. Это может быть книга, фильм, озарение, взгляд, встреча, знакомство и т.д., которые оказали очень существенное воздействие на твой духовный мир, на твою судьбу, на направление твоих поисков и т.п. Берем, записываем это событие и распределяем по дням календаря (в компьютере). Не обязательно, чтобы оно произошло сейчас. Оно может быть уже в далеком прошлом. Есть события, к которым мы возвращаемся по тем или иным причинам. Распределяем это по дням календаря и когда с нового года начинается новый отчет времени, возвращаемся к тому, что уже было написано и если надо, добавляем произошедшее новое. Таким образом, каждый год будет заполнен твоими собственными п р а з д н и к а м и. Каждый новый год ты можешь осмысливать и принимать к сведению уже то, что произошло. Можно записывать свои достижения. Это должны быть действительно очень важные и не для материального достатка и т.п., а для твоей души и духа, для твоего развития. «Я» (Яестность) то же, что было десять лет назад, и двадцать, и тысячу.
Если так начать думать, то открываются, казалось бы, внешне незначительные события, но которые очень ценны и влиятельны. Гораздо больше было поворотов, чем кажется с первого раза.
Познер на лекции в МГУ говорил о том, что есть фильм, который произвел на него решающее, судьбоносное влияние. Это фильм: «Пролетая над гнездом кукушки». Когда главный герой уходит, он говорит (приблизительно так): «Я хотя бы попробовал». Под его напором студенты показали свою полную профнепригодность.
Из собственного КД.
20 февраля (1973 год).
Случайно как то и кто-то, принес книгу: Радий Фиш. Джалалиддин Руми. Она меня перевернула и направила в сторону мистицизма.
14 апреля (2005г.)
Случайно обнаружил книгу Кена Уилбера: «Никаких Границ». Этот опыт странным образом совпадал с моим. Затем пошли другие его книги. Даже присутствовало то, что он называет Линиями и Секторами. Это значит, что существуют универсальные факты, с которыми знакомится всякий, кто действительно продвигается по пути развития. И не важно, в какой традиции или самостоятельно вы работаете. Все, так или иначе, сталкиваются с теми же проблемами и задачами, с теми же уровнями и секторами, с теми же состояниями, с теми же опасностями и патологиями (но, быть может, под другими названиями).
В своей глубинной сути ВСЕ МЫ – ОДНО ЦЕЛОЕ.
ИНТЕГРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛИТИКА.
Для интегрального мистика и мистицизма, все-таки не нужно, а о б я з а т е л ь н о, в том числе, и понимание политики, если мы не хотим быть игрушками в руках внешних сил. Мистик должен объять сознанием весь мир, все его стороны, не исключая и политическую сферу. Включать, а не исключать. Согласитесь, что эта сфера оказывает большое воздействие на жизнь как мира в целом, как отдельных народов, коллективов, так и индивидов. Поэтому интегральное развитие должно включать в себя и видение политики, к а к в а ж н о й ч а с т и «с р е д ы». Трудная задача, но иного пути нет. Хорош же ты будешь, если твое сознание стало космическим, но г а с н е т от столкновения с политической сферой! Понятно, что она не пользуется особым почтением, ввиду почти полного отсутствия какой бы то ни было возможности воздействовать на эту сферу, то есть ее почти полной независимости от воли индивида, столкновения множества воль и интересов, разнообразия вариантов и уровней развития и множества других, никак не подконтрольных нам факторов. Поэтому она притягивает к себе так много отрицательных эмоций. Она ими пропитана. Это т е с т на качество твоей работы с собственными эмоциями и на действительную глубину твоего развития (глубина охватывает, а не исключает). Ты можешь бравировать приверженностью к нравственности и духовности, к вере и истине, но в то же время, быть сторонником Сталина или Гитлера, и это скажет о тебе больше, и перечеркнет ценность всех твоих достижений (если они были). Ты можешь быть великим музыкантом, и в то же время приверженцем авторитарных режимов, пыток и убийств по политическим мотивам.То есть, твое развитие не будет иметь подлинно интегральный характер.Тогда лучше бы ты оставался в невежестве, ведь тогда ты принесешь меньше вреда. Тогда будет меньше людей, соблазненных твоими играми. Мы можем просто принять к сведению политическую реальность. Мистик подобен поэту, который улавливает носящиеся в воздухе флюиды будущего.