[400x618]
[FONT=courier new]Эта история очень стара и, возможно, что многим знакома, а если нет, то мне хотелось бы, чтобы вы узнали ее. Она слишком мистична, чтобы причислить ее к серьезным историческим легендам, но и слишком наполнена реально существующими историческими персонажами и фактами, чтобы стать просто банальной «страшилкой» — это история зеркала вечной молодости Бенвенуто Челлини. Оно дарило своим хозяйкам молодость и красоту, других же жестоко наказывало и, путешествуя по миру, неожиданно появляясь то тут, то там. Считать историю просто красивой сказкой или чем-то большим – это уже решать каждому из вас. История зеркала очень туманна. XVI век. Франция. При дворе Франциска I безраздельно царит самая красивая женщина эпохи Возрождения Диана де Пуатье. Ее красота ослепляла практически всех мужчин, хоть однажды увидевших ее. Под эти чары попал и Бенвенуто Челлини — скульптор, художник, ювелир, алхимик, маг, мист. Диана покорила Бенвенуто и помогла ему: однажды чем-то не угодил герцогине д’Этамп, и та подослала к нему убийц.
Диана помогла Челлини тайком уехать из Франции. Судьба великого скульптора нас мало интересует в этом рассказе, а потому только кратко отмечу, что его жизнь вне Франции сложилась, не очень-то весело: он был обвинен в ереси, заточен, бежал. Очутившись на свободе, Челлини решил не испытывать судьбу: ведь папа мог в любой момент опять вернуть его в темницу. Потому снова отправился во Францию. Короля Франциска уже не было, страной правил его сын Генрих II, а Диана…Диана по-прежнему царила при дворе, теперь уже сына. Говорят, именно там, кроме прочих замечательных работ, он сделал зеркало, но зеркало непростое. Бенвенуто создал его в подарок Диане де Пуатье за то, что та предупредила его об опасности. Как истинный ценитель красоты, художник любил наблюдать за Дианой. Однажды он оказался свидетелем следующего: Диана стояла около громадного зеркала, работы венецианских мастеров, и разглядывала себя. В ту пору ей разменяло четвертый десяток, и хотя она была по-прежнему ослепительно красива, но возраст давал уже о себе знать. То ли Диана увидела еще одну морщинку на своем прекрасном лице, то ли ей не понравилось вообще, как она выглядит, но результат оказался один — она в сердцах разбивает зеркало и в слезах выбегает из залы.... Бенвенуто догадался, красота стала увядать, и первой поняла это сама Диана.
Тогда, знаменитый ювелир, алхимик и маг, решил помочь красавице. Он вошел в залу, подобрал самый большой осколок зеркала и удалился в свою лабораторию. Там, он обработал стекло, вставил его в простую оправу из каменного дерева, но зато он, благодаря своим умениям мага и алхимика, наделил зеркало волшебной силой (не улыбайтесь, так говорит легенда, я потом попытаюсь объяснить, что к чему). Всякий, кто будет постоянно смотреться в это зеркало, сохранит свою красоту. Зеркало было положено в футляр и подарено Диане. Правда, при определенных условиях: чудесная сила зеркала будет действовать до тех пор, пока красота, которой владеет Диана, будет восхищать взор людей, то есть, Диана должна будет давать возможность людям созерцать ее. Пуатье приняла дар. Ее красота засверкала с новой силой. Уже, будучи не молодой женщиной (почти старухой по тем временам), ей удалось стать фавориткой молодого Генриха II. Его единственной фавориткой.
Надо отдать должное Диане — она всем сердцем полюбила короля. Долгое время они были счастливы, пока король не получил смертельной раны на рыцарском поединке и не умер 10 июля 1559 года. После его смерти Диана была навсегда удалена от двора ревнивой Екатериной Медичи (женой Генриха II) в одно из своих поместьев, но так до конца своих дней и не оправилась от смерти любимого человека. А что же зеркало? Перед изгнанием Диане было приказано оставить работу великого мастера в королевской сокровищнице, где оно и пролежало до самой Французской революции. Как всем нам известно, в эти смутные для Франции времена казна была разграблена, и следы зеркала затерялись.
Говорят, его нашла королева Мария-Антуанетта. И вскоре стала просто неотразима, но ей не повезло — случилась революция,… а зеркало Челлини вновь потерялось. История же переносит нас в середину XIX века. Весной 1875 года в Петербурге ожидались гастроли парижской опереточной дивы — 25-летней красавицы Анны Жюдик. Перед началом первого же спектакля на Невском невозможно было протолкнуться — из-за толп поклонников с огромными корзинами цветов. Даже желчный Некрасов посвятил певице четверостишие: Мадонны лик, Взор херувима, Мадам Жюдик Непостижима. Русские поэты всегда были провидцами, а Николай Алексеевич уловил самую суть — у Анны Жюдик
Читать далее...