Это цитата сообщения
lj_foto_history Оригинальное сообщениеФлот Амударьи: как моряки-пограничники несли службу на южных рубежах России
Для Российской империи, а потом и для Советского Союза одним из важных рубежей на южном направлении была Амударья. Речную границу охраняли не только заставы, но и корабли. В период войны в Афганистане была создана целая бригада, личный состав которой выполнял задачи в весьма специфических условиях.
Амударья – вторая по длине и крупнейшая по полноводности река в регионе. По объему стока воды она близка к Нилу и в 1,2 раза полноводнее Днепра. Ширина – 120–1500 метров, глубина – 2–10 метров. Характер имеет весьма своенравный: часто меняет русло, размывает берега и обрушивает огромные пласты земли. Так в самых неожиданных местах появляются новые отмели и островки, что затрудняет судоходство. Зимой Амударья полностью не замерзает, но иногда частично покрывается льдом: возле Термеза – на 32 дня, около Нукуса – на 120 дней.
Паровой баркас "Обручев", 1872 г. Участвовал в боевых действиях против Кокандского и Бухарского ханств. Вот что пишет Иван Черников в книге "Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России": "Суда (Амударьинской)
флотилии создавались для чрезвычайно трудных условий плавания... На реке нельзя было пользоваться обычными способами речного судовождения.
Так, прежде чем идти по фарватеру, его нужно было отыскать. Сообразуясь со световым освещением дня, направлением течения, размером бурунов и другими признаками, лоцманы направляли суда по фарватеру. С наступлением темноты пароходы приставали к берегу и вставали на швартовы до рассвета".Река часто играла злые шутки с судоводителями. Известен анекдотичный случай, когда военный пароход во время разлива сел на мель. Сняться не получилось: Амударья вернулась в свои берега.
Так судно оказалось посреди пустыни в нескольких сотнях метрах от воды. Поскольку якорь был отдан и пароход находился "под вымпелом", то команда исправно получала "морское довольствие по положению". Так продолжалось более двух лет. Потом из Петербурга нагрянуло начальство, возбудившее против командира и офицеров "судное дело". Однако всех в итоге оправдали, списав постановку судна на мель к "неизбежным случайностям".
Вообще же корабли под Андреевским флагом в Центральной Азии появились еще в середине XIX века. Российская империя сначала располагала здесь Аральской флотилией Морского ведомства (1852–1883 годы), действовавшей и на реке Сырдарье, а затем Амударьинской речной флотилией Военного ведомства (1886–1917 годы).
Вспомогательное судно "Сартенок" Амударьинской речной флотилии. В период Гражданской войны советская Россия также обзавелась военными флотилиями: Аральской (1919–1920), Амударьинской (1920–1921) и Сырдарьинской (1922). Первая морская пограничная часть на Амударье в районе Термеза была сформирована в мае 1923 года в составе четырех мотокатеров и 38 человек.
В 1927–1928 годах по решению руководства ОГПУ была проведена реорганизация, созданы морские пограничные базы, в том числе и Амударьинская. Они подчинялись командирам соответствующих погранотрядов и комендатур.
С началом Великой Отечественной войны басмачи, осевшие в Афганистане, активизировались. Банды совершали провокации на границе. Поэтому часть судов Среднеазиатского пароходства была вооружена и использовалась для патрулирования.
Читать далее...