






















Автор работы и МК - Светлана Яковлева
В этом мастер-классе я хочу рассказать вам об окраске ткани в интересной технике под названием «шибори на трубе». Делать я это буду на примере одного из моих изделий – хлопкового саронга «Из Африки».
2. Подготовка ткани и красителя.
Все травы, кроме индиго, можно купить в аптеках, если вы собираетесь красить постоянно, то лучше выйти напрямую на завод производитель и закупать напрямую нерасфасованную траву в больших мешках. Ее стоимость за единицу продукции будет в 20 раз дешевле, чем купленная в аптеке. Вес красителя всегда рассчитывается исходя из веса ткани и пропорция примерно такова - на один килограмм окрашиваемой ткани вам потребуется 500-600 грамм сухой травы. Для более точного измерения я использую электронные весы, а вес травы всегда указан на упаковке.
http://haval.livejournal.com/10260.html
http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-dye1
http://www.kitabhona.org.ua/forums/view … 0&t=64
http://rrc.dgu.ru/res/harald-nessa.boom … farben.htm
Где можно купить эти соли металлов - квасцы?
http://www.sofex.ru/
http://www.sofex.ru/html/react1.html
Серия сообщений "Батик":
Часть 1 - Роспись футболкицветными маркерами
Часть 2 - Роспись футболки цветными маркерами
...
Часть 10 - Красим натуральный шёлк натуральными красителями
Часть 11 - Экокршение натуральных тканей
Часть 12 - Нужные ссылки по экокрашению натуральных тканей
Часть 13 - Экокрашение. Шарфы натуральной окраски с экопринтами.
Часть 14 - Подготовка ткани и красителя (экоокрашивание)
источник: https://www.simvolika.org/article_007
КУСТАРНЫЕ РЕМЕСЛА
Крашение шерсти
Составил
Инженер-технолог А.М. Соколов
С.-Петербург. 1900.
Для окраски тканей, шерсти, пряжи можно воспользоваться природными средствами.
Прекрасные результаты, особенно при тональном окрашивании, дает использование и таких растений, как резеда, крушина, ромашка, чай, почки тополя, кора березы, черемухи, ольхи, корень барбариса, цветы чебреца. Основные условия и правила окрашивания такие же, как при использовании химических красителей.
Отличие состоит лишь в способах приготовления растворов красителя и в дополнительных, в данном случае обязательных операций приготовления растворов протрав и протравливания окрашиваемого сырья (ткань, шерсть). Воду для растворов берите мягкую: дождевую или смягченную кальцинированной содой.
Приготовление красильных растворов.
Красители можно получить из веток, листьев, плодов, кожуры, коры и корней растений. Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.
Оттенок красителя зависит и от времени сбора растений. Листья собирайте в первой декаде июня (молодые листочки дают более интенсивные оттенки), цветы — только что раскрывшиеся, кору — весной, когда она легко отделяется, корни — или до цветения, или осенью. Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки и кору предварительно вымачивайте в мягкой холодной воде в течение 12 часов. На каждые 100 г травы берите примерно 1 л воды.
После этого растения в той же воде доведите до кипения и выдерживайте на слабом огне («томите»), но не кипятите. Цветы и травы «томите» 30 минут, кору, стебли, скорлупу ореха, корни — 2—4 часа. Дольше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара станет бурее.
После этого отвар слейте в другую посуду, процеживая его, а растения снова залейте водой, чтобы получить 2-й отвар. «Томите» травы и кору около 30 минут. Процедите 2-й отвар в ту же посуду, что и 1-й.
Затем готовьте так называемую красильную ванну, то есть добавьте в полученный отвар необходимое количество смягченной воды из расчета: на 100 г пряжи около 4 л красильного раствора.
Приготовление растворов протрав.
Крашение пряжи растительными красителями невозможно без обработки волокон солями металлов, которая называется протравливанием.
В качестве протрав используются: алюмокалиевые квасцы, сернокислое железо (окисное и закисное), сернокислая медь, сернокислый цинк, хромокалиевые квасцы, хромпик (натриевый или калиевый), двухлористое олово.
Раствор протравы делайте из расчета 10 г на 1 л воды (1%-ный).
Протравливание проводите и большом количестве раствора: на 100 г пряжи — 3 л раствора. Сначала 30 г соли металла растворите в небольшом количестве горячей воды (60°С), процедите, вылейте в посуду для крашения, затем доведите объем раствора до 3 л. Отжимать пряжу но время протравки или после нее не рекомендуется, иначе окраска будет неровной. Существуют и природные протравы, например натуральная муравьиная кислота, рассол квашеной капусты, соль, уксус, березовая зола.
Предварительная протравка ткани (шерсти, пряжи).
Приготовьте 1%-ный раствор протравы, опустите в него чистую мокрую пряжу и выдерживайте ее при 60°С в течение 25 минут. Затем выньте ее из раствора, дайте ему стечь, переложите в отвар красителя и «томите» 30 минут при 90°С. Одновременная протравка. Приготовленный раствор протравы вылейте в отвар красителя, опустите в него чистую мокрую пряжу и «томите» 30—-40 минут при 60°С.
Последующая протравка - крашение.
Сначала «томите» пряжу в растворе красителя 30 минут, затем переложите в раствор протравы и выдержите 25 минут при 60°С. Различные способы протравливания оказывают влияние на опенок цвета — при предварительной протравке отгенок пряжи получается более темным, интенсивным.
Окрашенную пряжу можно прополоскать сразу после крашения, а можно оставить ее в растворе до полного охлаждения и затем прополоскать в теплой воде с добавлением небольшого количества столового уксуса (1 столовая ложка на 10 л воды). Затем отожмите пряжу и повесьте на палку сушиться.
При окрашивании пряжи растениями интенсивнее окрашиваются белковые волокна шелка и шерсти, слабее — хлопчатобумажные и льняные. При окрашивании хлопка и льна делайте более концентрированные растворы красителя или повторяйте окрашивание несколько раз.
Экспериментируя с растворами разной насыщенности и разными протравами,
Красильные травы
Барбарис
Этот ветвистый колючий кустарник с пучками округлых листиков и кистями небольших продолговатых красных и очень кислых ягод хорошо знаком каждому. Пропустив их через мясорубку с сахаром, можно получить изумительное лакомство А вот о том, что из его коры, корней и древесины можно получать прекрасную желтую краску, знают немногие.
Береза
Ее ослепительно белые стволы с черными пестринками, ее весенние клейкие листочки, покрытые бархатистым пушком, и повислые сережки стали символом России. Но совершенно забыто, что ее листья дают с квасцами отличную желтую краску.
Бузина
Супротивно-перистые метелки белых цветов, дающих затем черно-фиолетовые, кисловатые и слабительные ягоды, характерный дурманящий запах— все это вошло в душу с детства, когда каждый из нас делал из стволиков бузины дудочки… Но детьми мы не знали, что ягоды бузины дают отличную зеленовато-голубую краску. На Кавказе их используют для окраски шелка в оливковый цвет. Красят здесь бузиной и виноградное вино, добавляя ее не только "для цвета", но и для придания вину мускатного вкуса.
Василек синий
Васильки или волошки — как и прежде, встречаются, как сорняки, на полях зерновых культур. Очень красивые сорняки, между прочим. А вот знаете ли вы, что небесной голубизной его цветов можно любоваться и тогда, когда сами цветы уже истлеют? С помощью его цветов соломку окрашивают в голубой и синий цвета. Для получения синей окраски лепестки васильков проваривают с железным купоросом, для получения голубого — с уксусом.
Василек, вербейник Вербейник
Это растение в не таком уж давнем прошлом знали все парикмахеры. Это и понятно: красящие вещества извлеченные из вербейника, красят в интенсивные коричневые и чернью тона не только растительные волокна, но и шерсть. Поэтому на вытяжки и экстракты из этого растения (используемые обычно "в паре" с раствором железного купороса), был большой спрос. Седеющие клиенты парикмахерских, желая «омолодиться», платили большие деньги, чтобы сделать свои волосы темными. В красильном деле используют все органы этого растения — и стебель, и листья, и яркие желтые цветы, собранные в метельчатые соцветия. Сельские красавицы румянили свои щеки не только соком свеклы, но и кожицей, снятой с корня вербейника.
Горец птичий, спорыш
Еще его называют топтун-трава, гусятница, птичья гречиха и трава-мурава. Противовоспалительное и мочегонное средство, эта травка с мелкими листьями, снабженными белыми пленчатыми раструбами, применяется и при туберкулезе легких, и для лечения гнойных ран. Из его корней получают синий природный краситель.
Гранатник
Кустарник или невысокое деревце с блестящими листьями и крупными розовыми цветами, кисло-сладкие плоды которого всем хорошо знакомы. Сохранился в горных ущельях на Кавказе. Цветет гранатник в июне, его плоды созревают в сентябре — октябре. Красящее вещество, используемое для окрашивания шелка и шерстяных тканей, содержится в цветах.
Донник желтый
Заросли белого и желтого (или аптечного) донника можно встретить почти повсюду. Великолепный медонос из семейства бобовых, донник обладает нежным запахом кумарина, ради которого его часто подмешивают в курительный табак и из-за которого его плохо поедают домашние животные. В красильном производстве использовали желтый донник. Экстракт его цветов окрашивает ткань в яркий и насыщенный желтый цвет. При окрашивании, как правило, используют для протравы алюмокалиевые квасцы, реже оловянную протраву. Любопытно, что, несмотря на успехи химии, желтый донник по сей день использую как красильное растение, — и не только у народов Средней Азии, но и, например, во Франции.
Дрок
Колючим невысоким кустарник с листьями не перисто— сложными, как то положено бобовым, а простыми, и кистями желтых цветов на верхушках ветвей. Растет на сыпучих песках. Дрок красильный, — дает отличную желтую краску.
Дуб
Его желуди, похожие на головку в шляпе, его характерные заоваленные листочки сопровождают нас с детства. Насекомые из рода откладывают яйца в толщу дубовых листьев, что приводит к образованию на них "чернильных орешков"; в них чрезвычайно много дубильных веществ, которые можно использовать в приготовлении чернил темно-коричневой краски, прекрасно ложащейся на растительные материалы.
Душица
Душицу иногда выращивают как пряное и лекарственное растение, но ее весьма часто можно встретить и в диком виде. Сегодня в кулинарных и аптечных целях используют только листья и цветы. Между тем сравнительно недавно экстрактом стеблей душицы окрашивали пряжу и ткань в интенсивно-черный цвет. Как и вербейник, его часто использовали при окраске волос. Протравой обычно служил
Древность представляется многим из современных людей чем-то серым и безжизненным. Дома убогие, люди ходят в рубищах, кругом уныние и запустение. Такой же облик имеет и Древняя Русь в представлениях многих режиссеров современных фильмов. Хочется рассказать и показать, что это на самом деле было не так. Начнем с одежды.
Одежда населения Древней Руси, как и населения соседних государств, была яркой и самобытной. Найденные археологами образцы текстиля, до сих пор сохранившие свои первоначальные тона основного цвета даже после тысячи лет, проведенной в земле, говорят о том, что люди одевались в красочные, декорированные разнообразными отделками и вышивкой, одежды. Самыми популярными цветами, не характерными для природных оттенков тканей, были в древности красный, синий и пурпурный. Менее популярными, но часто используемыми являются желтый и зеленый.
Сегодня поговорим о крашении натуральных тканей в ровный и красивый желтый цвет.
Для чего это нужно?
Натуральное крашение может быть интересно для тех людей, которые создают одежду и аксессуары для себя, своей семьи и на продажу, для тех, кто ценит натуральные материалы и использует их с творчестве — при пошиве кукол, деталей интерьера, для тех, кто занимается реставрацией в научных целях или исторической реконструкцией для души. Этот цвет будет настоящим, природным. Работать с натуральными материалами приятно, интересно и к этому делу часто можно привлекать детей. Такие ткани могут стать основой для последующего экопринта.
Что можно красить?
Красить можно лен, хлопок, шерсть, шелк и другие натуральные волокна — пряжу и ткани. В зависимости от типа волокна, краска будет впитываться с большей или меньшей силой, от этого зависит и интенсивность цвета. Шерсть и шелк приобретут более яркие цвета. На ровность окрашивания может влиять влажность, новизна ткани, химический состав воды, дата выпуска химикатов, опыт красильщика, особенности инструментов, время покраски, наличие или отсутствие закрепителя и другие факторы. Раствор должен быть свежим и правильно приготовленным.
Растения для крашения в желтый. Заготовка сырья
1. Кора крушины — мы её используем для окрашивания тканей и пряжи давно и успешно. Она хорошо сочетается с алюмокалиевыми квасцами или слабокислыми растворами уксусной или лимонной кислоты. Дает довольно яркие и насыщенные цвета от бледно-желтого до ярко-желтого и, в некоторых условиях, орехового цвета.
2. Трава пижмы — желтый или зеленовато-желтый на хлопке и льне. На шерсти может быть более интенсивный зеленоватый оттенок.
3. Корень конского щавеля — нужно выкапывать осенью после отмирания верхней части растения, нарубить и использовать свежим. Цвет от бледно-желтого до насыщенно-желто-зеленого, цвета яркие и очень приятные. Закрепление в кислой среде.
4. Трава череды — бледно-желтый и мягкие яичные цвета на растительных тканях и шерсти.
5. Цветы ромашки — довольно яркие и приятные оттенки желтого.
6. Цветы календулы и бархатцев дают довольно приятные желтые и оранжевые оттенки.
7. Луковая шелуха — оттенки желтого, оранжевого и коричневого в зависимости от интенсивности раствора, свойств закрепителя и времени покраски.
8. Листья березы — светло-желтый и зеленоватый.
9. Куркума и шафран дают яркие, но не всегда стойкие по времени цвета, желтый очень радостный, но требует закрепления.
10. Корень барбариса — разные оттенки желтого.
11. Кора и ветви облепихи — разные оттенки желтого.
12. Пупавка красильная с алюмокалиевыми квасцами — оттенки желтого.
13. Дрок красильный.
14. Донник желтый.
15. Льнянка.
16. Резеда.
17. Сурепка.
18. Чистотел.
Подготовительные работы перед
Продолжение о самодельных натуральных красителях
Ревень
После травления ткани медным купоросом с последующей варкой в экстракте корней получают буро-зеленый цвет.
Вот и нашлось время написать о чудесной поездке в Полистовский заповедник (Псковская область), где я участвовала в мастер-классе по окраске пряжи грибами, организованном группой Войлочник и отделом экологического просвещения заповедника.
Сначала немного о самом заповеднике. На границе псковских и новгородских земель лежит обширная система болот, озер и лесных островков, которая считается крупнейшей уцелевшей болотной системой Европы. Часть этой территории охраняется Полистовским и Рдейским заповедниками. Помимо первозданной красоты болот, животных и растений, заповедники охраняют водный баланс всего северо-запада России и климат Европы. Ученые считают, что если эти болота исчезнут, это отразится на климате всего континента!
Особенно радостно было убедиться, что в заповеднике работают творческие и неравнодушные люди - побольше им здоровья и моральных сил! Экспозиции в визит-центре при конторе заповедника (г.Бежаницы), гостевом доме (д.Цевло) и на экскурсионных тропах заповедника содержательны и оформлены с большим вкусом и выдумкой.
В первый день мы посетили одну из экскурсионных троп, вернее было бы сказать — экскурсионных помостов, которые тянутся на несколько километров над гладью болот, речушек и островов. Экскурсовод обращала наше внимание на все интересные природные явления, растения и биотопы, встречавшиеся по дороге, а информационные стенды помогали постигнуть суть творящихся вокруг природных процессов.
Сайт заповедника http://www.polistovsky.ru/
Занятия по грибокрашению вели микологи из Тарту (Эстония) - Айри Гайлит и Анна Баклан, специализирующиеся на красильной тематике. За три дня мы побывали на микологических экскурсиях в местных лесах и научились красить пряжу несколькими видами грибов, а также изготавливать бумагу из трутовиков.
Крашение грибами — ремесло довольно специфическое, красильные грибы найти можно не везде и не всегда. По словам наших преподавателей, цены на редкие красильные грибы достигают на европейском рынке 600 евро за килограмм сушеных поганок :)
Тем не менее, это достаточно популярное хобби — издано немало фундаментальных и популярных книг по грибокрашению, международные форумы грибокрасителей собирают сотни участников.
Окрашивание грибами имеет определенное значение для исторической реконструкции — грибные пигменты обнаружены в археологическом текстиле, особенно в Фенноскандии и на Британском архипелаге.
В крашении используются сотни видов грибов, однако в практическом плане я выделила для себя лишь несколько. А именно те, что дают расцветки красной и лиловой гаммы.
Желто-коричнево-зеленную гамму проще получать из растений (о чём я писала и еще напишу) — запасы которых практически неограничены.
Красных же и синих красителей почти нет в нашей природе (для их получения импортируются из южных земель кошениль, марена и индиго еще со времен раннего Средневековья!).
Итак:
- Паутинник кроваво-красный (Cortinarius sanguineus) - глубокий красный цвет. Маленькая красная поганочка на тонкой ножке. Растет в еловых лесах. Для окрашивания 100 гр пряжи надо 100 гр сухих грибов.
- Паутинник кровяно-красный (Cortinarius semisanguineus)
похож на предыдущий гриб, но ножка желтоватая. Шляпка красит в красный цвет, ножка в желтый, гриб целиком — в оранжевый. Гриб растет в сухих сосновых борах. 100 гр пряжи/ 100 гр сухих грибов
- Свинушка толстая (Tapinella atrotomentosa)— довольно обычный
Купоросный куб.
Ну а теперь - о наших красильных буднях. Я перепробовала около полусотни красильных растений, упоминания о которых находила в различных источниках. А в активе осталось всего 7-8, отвечающих следующим требованиям:
1. Насыщенный цвет. Есть множество растений, которыми можно покрасить в "бледно-серый" или "светло-песочный". Дающих яркие цвета - единицы. Бледные и пастельные оттенки нетрудно получить из ярких, но не наоборот.
2. Стойкость к стирке и ультрафиолету (выгоранию)
3. Доступность сырья, простота выращивания/возможность сбора большого количества без вреда для популяции. По этой причине были отвергнуты все грибы и лишайники и некоторые растения.
Сегодня расскажу о зверобое.
У нас растет несколько видов этого растения - пятнистый, продырявленный и др. Все они обладают схожими красящими свойствами, так что собирать можно любой.
Пигмент содержится в бутонах и цветках растения, в плодах пигмента нет совсем. Поэтому собирать зверобой нужно в начале цветения. Одной рукой придерживаете растение за стебель (чтобы не вырвать с корнем), а пальцами другой "прочесываете" кустик с усилием снизу вверх, так что цветы и бутоны остаются у вас в горсти. Как показывает опыт, этот способ более щадящ и продуктивен, чем срезание верхушек целиком.
Руки при этом окрашиваются в такой же цвет, как и при сборе черники.
Если просто сварить пряжу с цветами зверобоя, она окрасится в красно-коричневый цвет. Однако он не будет стойким. Как и с другими растениями, нужна протрава-закрепитель.
Для зверобоя я использую алюмо-калиевые квасцы. Эта протрава, согласно археологическим данным, использовалась еще в средние века. Квасцы ввозились из стран, где они встречались в виде самородных кристаллов, или добывались на месте (из мочи людей и животных). Квасцы не токсичны, используются в косметологии и пищевой промышленности (как разрыхлитель для теста).
Выполняю обещание, рассказать о некоторых аспектах крашения натуральными красителями.
[x267]
В начале 1960-х годов, когда в СССР еще мало кто знал слово «батик», художник Юозас Бальчиконис (Juozas Balcikonis), основатель литовской школы художественного текстиля, начал свои опыты в технике горячего батика. Это были занавеси и настенные панно из льна по мотивам литовских народных песен и легенд. Его работы – монументальные, близкие фресковой живописи на выставках производили сильное впечатление. Становилось ясно, что батик вполне достоин занять место в общественном интерьере.
Его опыт, я считаю, интересен до сих пор, так как он, кажется, единственный художник (в СССР и России), который использовал в батике растительные красители. Например, зеленоватые и коричневые тона художник получал из древесной коры, мха и ржавчины. Не знаю, как сказалось время на его работах (м. б. сюда заглянет кто-нибудь из Литвы и скажет?).
У меня сохранилось единственное фото его большого батика на выставке. К сожалению, качество оставляет желать много лучшего, но впечатление от стиля Бальчикониса оно передает. Можно разглядеть и утонченные фигурки, сидящие на веслах, и три танцующие «грации» слева, и лебедей, и Древо в центре композиции.
[x247]
Итак, вопросы:
1. Я встречала рецептуру для естественного окрашивания, но там в закрепителях доминируют квасцы. Я так поняла, что есть разные виды (т.е. соли различных металлов). Какие именно используются для закрепления?
Насчитывают более двух тысяч красящих растений, но используется не более 130 из них. Самые ценные красильные растения происходят из тропических стран, но и в средних широтах их немало. Однако если использовать растения, цветы, корни, кору, доступные у нас, то получаются слабые зеленоватые и бежеватые тона. Интересно, что присущий растениям зеленый цвет почти не сказывается на крашении. Чтобы окраска стала ярче и прочнее, используют протравы.