Представьте себе ребенка, который идет в первый класс. Каким мы его видим? Огромные белые банты, большой букет цветов, полные надежд глаза и предвкушение чего-то нового и интересного. Давайте посмотрим на этого же ребенка через пять, шесть, семь лет. Понятно, что нет уже не только белых бантов и больших букетов, но и надежда в глазах превратилась в безразличную скуку. Его уже мало, что интересует в этой жизни – телевизор, компьютер, тусовки с друзьями, а позже - пиво и наркотики. Почему?
Что мы как учителя и как родители делаем неправильно, что после десятилетнего нашего труда вместо добрых, понимающих, воспитанных, образованных детей мы получаем обратный результат? Это выливается в то, что даже мы, взрослые, зачастую боимся ехать в одном лифте с компанией подростков, уже не говоря о том, чтобы отпустить своего ребенка гулять поздно вечером.
Я как учитель и просто как человек, задавалась этим вопросом. Что это? Неблагополучные семьи, недостаточное финансирование социальной сферы, отсутствие должной цензуры на телевидении. Продолжая наблюдать, я пришла к выводу, что все вышеперечисленное, конечно, влияет, но ключевую роль в деградации существующих моральных принципов и норм играет воспитание и образование в семье и в школе.
Я вспоминаю, как все это началось… Всем нам знакомы эмоции учителя, который только что получил диплом и с нетерпением ждет, когда он предстанет перед классом. Ты веришь, что будешь самым лучшим учителем, с замиранием сердца ждешь первого урока, готовишься к нему неделями, тренируешься перед домашними. Я очень хорошо помню свои переживания перед моим первым уроком. Я очень волновалась, перечитывала свои лекции, изучала методички, старалась подобрать нужные слова. И вот я стою перед классом – очаровательные первоклашки, улыбаются, с интересом тебя разглядывают, внимательно слушают. Я начинаю урок. Конечно, я очень старалась, и урок получился очень хороший, как в методичке.
Через несколько дней я заметила, что многие дети уже не слушают меня так внимательно как раньше, смотрят по сторонам, рисуют что-то на партах, разговаривают между собой. Я пыталась делать им замечания, но, к моему удивлению, это не помогало. Конечно, были некоторые ученики, которые внимательно слушали, все записывали, тянули руки, чтобы пойти к доске. Сразу было видно, что они способные и будут хорошо учиться. Но были также и такие, которые казались совершенно неспособными. Они не могли даже сосредоточиться и слушать меня, не говоря уже о решении примеров, чтении вслух и письме. Они рисовали на партах, не записывали задания, думали о чем-то своем. Более того, они иногда мешали заниматься тем детям, которые хотели учиться. Признаюсь, это было совсем не та картина, которую я представляла, когда приняла решение стать учителем.
Я не знала, что делать. С одной стороны, я хотела быть учителем, и хотела быть хорошим учителем, чтобы дети посещали мои уроки с интересом, получали полезные знания и выходили из школы уверенными, образованными людьми. С другой стороны, я не могла «заставить» детей учиться. Я не понимала, почему после того, как ты долго готовился, выдавал материал, только лишь небольшая часть учеников может повторить то, что ты им объяснял. Может быть, что-то не в порядке со мной? Возможно, быть учителем – это не мое призвание? Я общалась с другими учителями, пытаясь понять, что я делаю не так. Но вскоре стало очевидно, что все сталкиваются с подобными проблемами.
Я начала искать действенный способ повысить способность детей к обучению. Например, я нарисовала на больших ватманских листах героев популярного в то время мультфильма. Как только дети начинали шуметь, отвлекаться – я как фокусник доставала красочное изображение Чипа или Дэйла. Все дети сразу замолкали, оборачивались в мою сторону и пристально рассматривали картинки. Пользуясь тем, что внимание детей направлено на доску, я начинала быстро объяснять им тему урока, используя Чипа и Дэйла, записывать решение примеров на доске. Но вскоре детям наскучили картинки, и это перестало работать. Перепробовав различные учительские приемы, я начала действовать стандартным способом – повышать голос. Это работало, ученики замолкали на некоторое время. Но через пять минут опять начиналось то же самое – дети начинали отвлекаться, скучать, смотреть по сторонам. Тогда приходилось еще больше повышать голос, чтобы привлечь их внимание. Через месяц после моего первого трогательного урока я начала кричать – это был единственный способ заставить учеников хорошо себя вести и слушать. А еще через две недели я потеряла голос. При этом успеваемость учеников от этого не выросла. Я продолжила поиски эффективного способа преподавания.
Мне очень повезло, так как я работала в частной школе, и наш директор был прогрессивным человеком. Поэтому у нас была возможность применять различные методики при обучении детей. Например, мы пробовали использовать систему развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Было заметно, что у детей повышался интерес, так как материал
Читать далее...