[299x200]Чувствовали ли Вы когда-нибудь беспокойство, неуверенность в правильности своих действий относительно ребенка? Сомневались ли Вы в правильности своих поступков в отношении к ребенку? Как быть в ситуациях, когда не знаешь, как правильно поступить? Где найти тот резерв, потенциал, который поможет принять верное решение? Можно ли жить, не обвиняя себя за ошибки в прошлом? Как исправить ошибки в отношениях с ребенком, допущенные в прошлом?
5 апреля
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
Давайте вместе разберемся с интересующими вас вопросами.
Приглашаю вас на вебинар, во время которого вы получите ответы на возникшие вопросы.
После прошлой статьи на тему «ХОЧУ ИЛИ ДОЛЖНА?» некоторые читатели начали задумываться над тем, что если дети с раннего возраста будут следовать только своим желаниям, то они не будут ответственными людьми в будущем, которые смогут в сроки выполнить все необходимые дела.
Я хочу конкретнее определить, о каких желаниях шла речь в статье, каким же желаниям, по моему мнению, следует отдавать большее предпочтение, чем чувству долга.
Когда наше сердце наполнено любовью, источником которой является Бог, наш Творец, Вседержитель, тогда все, что бы мы не делали, также наполнено этим состоянием. Тогда все наши действия осуществлены в состоянии любви. Наши супруги, дети ощущают это внутреннее состояние нашего сердца и просто тянутся к нам. В состоянии любви все наши желания являются созидающими. Все, что нам тогда хочется сделать, положительно влияет на нас, наших близких и окружающий мир в целом. Если нам хочется поиграть с ребенком или почитать ему книгу, то это действие в это время будет наполнено большой любовью. Ребенок это почувствует и такое проведение времени будет ему очень приятным, он запомнит это, наполнится также любовью, почувствовав себя по-настоящему любимым и ценным.
Давайте вместе разберемся с интересующими вас вопросами.
Приглашаю вас на онлайн-беседу, во время которой вы получите ответы на возникшие вопросы.
Вы также сможете услышать ответы на вопросы таких же родителей, как и вы.
Порой кажется, что современные дети никого не уважают и ничего не ценят, особенно подростки. Прошлые поколения воспитывались в уважении к старшим, ценности человеческой жизни. И прежние методы воздействия не приносят должного результата. А ведь хочется, чтобы ребенок уважал себя, уважал родителей, старших, уважал каждого человека, встретившегося на его жизненном пути. Хочется, чтобы ценность собственной жизни и уважение к себе и другим были решающими при осуществлении выбора. Когда ребенок уважает себя и других, он ценит достоинства каждого человека, он выбирает то, что созидающе влияет на него и окружающих.
[231x150]Как часто делаем что-то, потому что ДОЛЖНЫ или НУЖНО, из чувства долга. ДОЛЖНА приготовить завтрак, ДОЛЖНА убрать в квартире, ДОЛЖНА собрать ребенка в школу, НУЖНО с ребенком погулять, поиграть, НУЖНО заняться саморазвитием, ДОЛЖНА все успевать, ДОЛЖНА всегда приходить вовремя, ДОЛЖНА воспитать ребенка как НУЖНО – достойного члена общества… НУЖНО, НУЖНО, НУЖНО… ДОЛЖНА, ДОЛЖНА, ДОЛЖНА…
И детям часто прививаем чувство долга – ты ДОЛЖЕН хорошо учиться, ты ДОЛЖЕН убирать за собой, ты ДОЛЖЕН тихо себя вести в общественном месте, ты НЕ ДОЛЖЕН плакать, ты ДОЛЖЕН слушаться родителей, тебе НУЖНО погулять на улице…
Только до 10 февраля открыт набор в мастер-класс для родителей
«Как за 90 дней научиться использовать свои возМОЖНОсти влияния на ребенка»
Эти слова несколько дней назад произнес мой 8-летний сын в 9 часов вечера. Я почувствовала радость, удовлетворение от того, что увидела определенный результат наших взаимоотношений.
[300x298]
Договариваться мы с ним стали еще тогда, когда ему было 3-4 года. Во время прогулки мы договаривались о том, когда будем возвращаться домой. Если я чувствовала, что уже необходимо идти домой, то говорила сыну, через какое количество тех действий, которые он осуществляет сейчас, мы будем идти домой. Например, я говорила: «Еще 5 раз обойдем вокруг песочницы и пойдем домой». Женя еще тогда любил высказать свое мнение и говорил свое количество этих действий, например: «4 раза». Если он говорил число меньше, чем мое, я сразу соглашалась. И «после 4-х кругов» мы в хорошем настроении шли домой. Бывало, Женя называл число, значительно большее, чем я. Тогда находили компромисс – среднее между названными. Это было подобно деловым переговорам, торгам. По моей реакции Женя быстро научился определять порядок возрастания чисел.
Также мы договаривались с ним перед тем, как идем в магазин. Вместе решали, будем ли ему что-то покупать и на какую сумму. Он учился распоряжаться деньгами и делать сознательный выбор. И сейчас мы решаем с ним сумму, он может 10-15 минут стоять у витрины и выбирать покупку.
Сейчас мы договариваемся с ним о том, к какому времени он должен сделать школьные домашние задания. Договариваемся о режиме дня, о семейных планах. Мы предлагаем свое решение, Женя свое. Если чувствуем, что его предложение более аргументировано, его предложение является решающим. Бывает, все идем на компромисс. Порой Женя принимает наше решение как более результативное.
Я осознала, что важно договариваться с сыном заранее и предупреждать его о предстоящих изменениях. Особенной ценностью в наших отношениях является искренность и честность. Мы с мужем ВСЕГДА говорим сыну правду, бывает, не посвящаем его во все подробности. Также мы сдерживаем свое слово, свои обещания. Мы обещаем то, что готовы выполнить. Если у нас не получается сдержать свое слово, то мы аргументируем это и все вместе находим альтернативу. Сын также всегда говорит нам правду. Бывает, неприятные эпизоды своей жизни рассказывает не сразу, в течение нескольких дней обязательно поделится тем, что у него на сердце. Мы с мужем не ругаем Женю за те проделки, в которых он сам признался. Мы беседуем, направляем и уверены в том, что он и сам осознает происшедшее. Искренность и честность – величайшая ценность в нашей семье.
Я довольна тем, что в нашей семье практика переговоров стала естественной частью нашей жизни. И теперь наш сын проявляет качества дипломата.
«Дети, которые с детства учились вести переговоры, не отступают и не обижаются, получая отрицательный ответ. Они знают, что «нет» вполне может превратиться в «да», если найти достаточно весомые аргументы в пользу своей просьбы. И еще они знают, что «нет» сегодня не означает «нет» завтра. Переговоры требуют изобретательности и упорства, и ребенок, которому позволяют хотеть большего, очень скоро развивает в себе эти качества». /Джон Грэй/
[207x150]Отношение родителей к действиям ребенка оказывает значительное влияние на его жизнь. Для детей важно мнение их родителей. Даже если ребенок уже достиг подросткового возраста и, возможно, сопротивляется и протестует против родителей, в глубине себя, в своем сердце он очень подвержен влиянию мнения родителей.
Когда мы одобряем поступок нашего ребенка, он чувствует, что как будто загорелся зеленый свет светофора в его жизни. Наше одобрение придает ему силы, уверенности в новом деле. Если ребенок что-то делает впервые, то наше одобрение помогает ему использовать свои внутренние ресурсы в этом деле и укрепиться в нем.
Более сильное влияние имеет благодарность. Наша благодарность нашим детям. Если мы хотим помочь ребенку сформировать определенную привычку, то стоит благодарить его, когда он действует соответствующим образом.
Недавно, во время уборки дома, я попросила сына помочь мне. Он помогал мне столько времени, сколько длилась вся уборка. Мое сердце было полно благодарности этому 8-летнему человечку. Он постоянно спрашивал: «Что еще сделать?». Я в очередной раз убедилась в действии благодарности.
Чем больше мы благодарим ребенка, тем больше поводов для благодарности становится.
Если мы благодарим ребенка только для того, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям (в так называемых «корыстных» для нас целях), то такая благодарность не будет действующей благодарностью.
Настоящая благодарность исходит из сердца. Это благодарное состояние сердца. И порой мы можем даже ничего не говорить, а дети просто будут ощущать наше благодарное внутреннее состояние.
Поэтому, чтобы помочь ребенку сформировать новую привычку, БЛАГОДАРИТЕ!
Ольга Чурикова
[225x150]Порой бывает, что недовольство чем-то или возмущение по поводу действий кого-то доводят до такого состояния, что кажется, что уже «закипишь». Например, возмущаемся по поводу приказа директора на работе.
И мы, родители, понимаем, что при детях не стоит с такой интонацией высказывать свое недовольство, понимаем, что гнев родителей отрицательно влияет на детей, даже если он не на них направлен.
И многие родители, придерживаясь этого правила, «закапывают» свои чувства, одевая маску спокойствия при «буре» внутри. И такая манера поведения входит в привычку. И кажется, что все в порядке – в семье мир и спокойствие.
Что же чувствуют в это время дети? Достаточно ли для них внешнего спокойствия родителей, чтобы чувствовать себя комфортно?
Дети интуитивно ощущают внутреннее состояние родителей и, даже если внешне все спокойно, они ощущают эмоциональное напряжение. Они чувствуют то, что для их глаз невидимо. Поэтому подавление своих чувств ради эмоционального благополучия детей – не лучший вариант.
Чтобы «снизить температуру закипания», стоит сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, вдыхая носом, а выдыхая ртом.
Чтобы обрести внутренний мир и гармонию, необходимо принять себя такими, какие есть, с недовольством и возмущением. Чаще всего эти чувства обоснованны. Стоит внутренне разрешить себе иметь эти чувства, признать их существование. Именно принятие своего недовольства, возмущения, внутреннее разрешение этому быть, является первым шагом на пути освобождения от этих чувств.
И когда наступает «внутренняя тишина», спокойствие, тогда наше внешнее спокойствие является не маской, а отражением внутреннего состояния.
И если мы не желаем при детях выражать недовольство по поводу кого-то, то присутствие детей побуждает нас не подавлять свои чувства, а освободиться от них, чтобы внешнее отражало внутреннее.
Ольга Чурикова
Часто подростковый возраст ассоциируется с непониманием между родителями и детьми, агрессией, недоверием, трудностями. Говорят, что это тест для родителей, какие они как родители. Многие боятся этого периода. Давайте вспомним себя в этом возрасте. О чем мы тогда думали? Что нас тревожило, волновало? Как мы тогда относились к нашим родителям? Понимали ли они тогда нас, наши желания, интересы, потребности, нужды? Понимали ли мы их, их действия по отношению к нам? Были ли у нас проблемы во взаимоотношениях с ними?
Теперь вспомним себя еще несколькими годами ранее, до того, как мы стали подростками. Какими тогда были наши взаимоотношения с родителями?
Наши отношения в подростковом возрасте были противоположными от тех, которые были раньше?
Навряд ли, до десятилетнего возраста у нас с родителями были превосходнейшие отношения, они понимали и поддерживали нас, верили в нас, а потом все изменилось с точностью до наоборот. Скорее всего, если будучи подростками, мы не ощущали взаимопонимания и доверия с родителями, то этого не было и раньше. Маленькие проблемы, которые были раньше, в подростковом возрасте просто обострились. Они не появились из ничего, это подобно айсбергу, подводная ледяная часть которого намного больше видимой надводной.
Поэтому сегодня нам, родителям, есть возможность превратить подростковый период наших детей в прекрасное время сотрудничества, взаимопонимания и доверия. Обращая внимание на потребности наших детей, сколько бы лет им ни было, на их интересы, желания, выслушивая их, при решении трудностей задавая себе вопрос: «Почему мой ребенок так поступил? Что побудило его к этому?», наши взаимоотношения мы ставим на новую ступень их развития – ступень сотрудничества. Это пробуждает нашу уверенность в себе, сегодняшнем дне и будущем.
Мне, маме восьмилетнего сына, очень помогает построение взаимоотношений сотрудничества. Оно укрепляет во мне уверенность в том, что мы всегда сможем с ним договориться. Я строю такие отношения с сыном, какие хочу иметь в будущем. Сейчас стараюсь общаться с ним не как с ребенком, а как с личностью, имеющей свое мнение и право на него, с достойным человеком, имеющим право на ошибку, не обязанным быть таким, какой была я. Бывают ситуации, когда я, как мама, веду себя не лучшим образом, осознав это, я прошу прощения у сына, мы обнимаемся и обое чувствуем, как любовь, радость, доверие наполняют наши сердца.
Если Ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, и Вы чувствуете, что отношения с ним оставляют желать лучшего, никогда не поздно начать все с чистого листа, начать сегодня строить отношения сотрудничества.
Это мой и Ваш шанс, данный нам Богом, это наша возможность изменить взаимоотношения с ребенком, начать наполнять свои сердца глубокой любовью, доверием, принятием друг друга и благодарностью.
От нашего сегодняшнего выбора зависит, будем ли мы для наших детей наставниками.
Я выбираю отношения сотрудничества, наполненные любовью, принятием, благодарностью. А Вы?
С любовью, Ольга
Давно известна пословица «Яйца курицу не учат». Многие родители действительно считают, что у детей нечему учиться. Только ребенку необходимо учиться у старших. [252x189]
Если мы посмотрим на жизнь ребенка, как он относится к своим проблемам, к трудностям, ошибкам, как он радуется солнечному свету, птицам, виляющему хвостом щенку, нам есть о чем задуматься. [150x225]Дети возвращают нас в мир радости, показывают нам, насколько наш мир прекрасен.
В один теплый летний вечер мы с восьмилетним сыном возвращались домой с прогулки и увидели маленького ежика. Он так радовался этому ежику, что целый вечер только о нем говорил, засыпал с мыслями о ежике. Первыми его словами на следующее утро были рассказы о ежике. И таких источников радости у детей множество. А чему радуемся мы, взрослые? Как часто мы радуемся? Обращаем ли мы внимание на то, что нас окружает?
Открытость и искренность также относятся к урокам, которые нам преподносят дети. Дети говорят то, что думают, не скрывают своих чувств, выражая их открыто. Мы можем научиться у детей быть искренними и открытыми, жить «без масок», быть такими, какими есть.
Дети учат нас быть «здесь и сейчас». Они если чем-нибудь занимаются, то думают только об этом и все свои силы, свою энергию направляют на свое занятие. Они не думают, что было в прошлом, не беспокоятся в это время о будущем. Они заняты своим делом, поглощены им, полностью вовлечены в него.
Иногда нам, женщинам, кажется, что мы обязаны выбирать: или быть матерью, или строить карьеру. И многие, действительно, осуществляют этот выбор, не осознавая, что возМОЖНО быть и счастливой мамой, и успешной женщиной одновременно. Только вот невозможно сполна испытать материнское счастье, не будучи любимой женой. Замкнутый круг получается, но если все расставить по местам, то окажется, что все гармонично и сбалансированно.
Все начинается с себя. Когда мы любим себя, заботимся о себе, тогда мы наполняем так называемый «сосуд любви». И только когда он полный, мы можем по-настоящему любить других – супруга, детей… Только при полном «сосуде» нам есть, что отдать. Мы не можем отдать то, чего не имеем. Когда мы любим себя, и любовь является нашим внутренним состоянием, состоянием нашего сердца, тогда мы не будем задумываться о том, как же нам проявлять любовь к супругу, детям, чтобы они это почувствовали. Все наши действия, поступки будут наполнены любовью. Наши близкие обязательно почувствуют эту любовь, находясь рядом с нами. Чтобы полюбить себя, необходимо осознать свою ценность, значимость.
В одной притче рассказывается о том, как два моряка путешествовали по миру, чтобы найти свою судьбу. Приплыв на остров, они увидели, что у вождя одного из племен есть две дочери: старшая очень красива, младшая же красотой уступает старшей. Один из моряков решил жениться на младшей дочери вождя. Его друг не поддержал такого выбора и поплыл дальше в поисках своего счастья. Так как местной традицией было выкупать хорошую невесту за десять коров, моряк пригнал десять коров к вождю и пошел свататься. Вождь одобрил решение моряка жениться, так как считал, что его старшая дочь, красавица и умница, действительно стоит десяти коров. Тогда моряк уточнил, что хочет жениться на младшей дочери. Вождь, как честный человек, готов был взять за нее только три коровы. Моряк же настаивал на своем желании заплатить десять коров, и вождь нехотя согласился. Состоялась свадьба. Через несколько лет путешествующий друг на своем корабле решил посетить оставшегося товарища. Приплыв на остров, на берегу он увидел женщину неземной красоты. Узнав у нее, как найти своего друга, он пришел к другу и увидел, что вокруг него бегают замечательные детишки. Он спросил у друга: «Как поживаешь?», и услышал в ответ: «Я счастлив». И друг начал знакомить его со своей женой. Путешественник начал уточнять, не женился ли его друг второй раз, и узнал, что это та же младшая дочь вождя, которую он видел несколько лет назад. Тогда он спросил у друга: «Как же она так изменилась?». «А ты спроси у нее сам» – ответил друг. Спросив у женщины, каким же образом она стала такой прекрасной, он услышал ответ: «Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров».
Чтобы полюбить себя, необходимо принять себя такой, какая есть. Принять – это значит дать право, разрешить, позволить себе быть такой, какая есть.
Каждый день стоит уделять себе хотя бы 15 минут. Это может быть уход за своим телом, чтение любимой книги, физические упражнения, прогулка в уединении с самой собой – любое занятие, посредством которого мы заботимся о себе, развиваемся физически, эмоционально, интеллектуально, духовно.
Когда наш «сосуд» наполнен любовью к себе, тогда любовь изливается на нашего супруга. Он чувствует, что все наши действия наполнены любовью, в наших взглядах он ощущает принятие, признательность, благодарность. Тогда наш супруг способен проявить свою любовь наилучшим образом. И мы чувствуем себя любимыми сполна.
Когда любя себя, мы создали пространство любви с нашим супругом, тогда эта любовь, любовь высшего качества, проявляется к ребенку. И ребенок в пространстве любви между родителями чувствует себя любимым.
Далее идет любовь к родителям, родственникам. Потом – работа, деятельность, карьера. Далее – друзья и все остальное.
[150x220]«Привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь» (Аристотель). Принято считать, что успешный ребенок – это тот ребенок, который хорошо учится в школе. Ребенок может быть отличником, получать наивысшие баллы, а чувствовать себя «серой мышью»: не сложились отношения с одноклассниками, не с кем играть на улице, мало друзей или их нет вообще, чувство собственной незначительности, неумение решать проблемы, выходящие за пределы школьной программы. Успешный ребенок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей. До девятилетнего возраста ребенок мало осознает свои переживания и далеко не всегда может понять причины, которые их вызывают. Школьные трудности чаще всего вызывают у него страх, обиду, гнев. Чтобы ребенок мог управлять своим поведением, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить способы выхода из сложных ситуаций. Иначе подавленные чувства будут приводить его к новым трудностям. С шестилетнего возраста ребенок может научиться анализировать свое поведение и поведение других людей.
Мысли ребенка каждый день воздействуют на все сферы его жизни. Мысли определяют убеждения, установки ребенка, выбор, который он делает, то, кем он станет в будущем. Многие родители желают своим детям иметь позитивные установки, уметь правильно выбирать, быть довольными своей жизнью, но не все знают, как этого достичь. В школьной учебной программе нет такого специального предмета, как умение ясно и целенаправленно мыслить. Поэтому родителям необходимо прививать своим детям полезные привычки мышления.
Мысли похожи на искры от костра. Имея в себе сущность и потенциальную силу пламени, они появляются, как быстро исчезающие мелкие вспышки и длятся всего лишь доли секунды. Кажется, что одинокая, ничем не подкрепленная мысль не имеет никакой силы. Повторяющиеся мысли, умножаясь во множество раз, становятся сконцентрированной и направленной силой. Чем больше мысль повторяется, тем больше силы и энергии она производит, притягивая те внешние обстоятельства, которые отвечают зрительным образам, созданным в уме. Жизненный опыт человека и его мысли напрямую связаны между собой. Понимая это, родители могут побудить своих детей творчески и систематически работать над своими мыслями, делая это в игровой форме.
Выбирая соответствующие слова, родители помогают детям направлять мысли в нужную сторону. Слова родителей производят в уме ребенка зрительный образ, от которого он будет отталкиваться в своих поступках. Интересным является тот факт, что мысленный образ создается последними услышанными ребенком словами, и именно на основе этого образа он будет действовать. Образы, которые пробуждаются словами, сильнее самих слов. Когда инструкции родителей не совсем точно описывают ребенку желаемое поведение, в его мозге может возникнуть путаница. Говорят: «Когда о чем-то просите, будьте осторожны… вы можете это получить».
Одна женщина попросила своего ребенка выбросить мусор в урну, находящуюся в тридцати метрах от нее. Так как было много луж, то когда он побежал, мать крикнула ему вслед: «Не беги!». Ребенок остановился на мгновение, а потом, помня о данном поручении, опять побежал. «Я сказала, не беги!» – услышал он снова. Он опять остановился, несколько секунд размышлял над ее словами, а потом побежал еще быстрее. «Научится он когда-нибудь вести себя?» – недовольно сказала мать.
Ребенок научится этому, но это произойдет быстрее, если ему говорить, что надо делать, а не то, чего не надо делать. Если бы мать сказала ребенку «Иди», а еще лучше «Саша, пожалуйста, иди», ребенок скорее бы сделал то, что она ожидала. Фразы, начинающиеся с имени ребенка, больше привлекают на себя внимание.
Дети всегда действуют на основе той информации, которую получают. Поэтому, чтобы действовать правильно, они нуждаются в корректирующей информации.
[150x226]Часто родители «учатся» вместе с детьми, отдавая этому намного больше своих сил, энергии, чем их дети. В одной шуточной истории рассказывается о том, что бегут по перрону люди, торопятся, опаздывая на поезд. Поезд тронулся. Еле-еле догоняют последний вагон, вскакивают на подножку, им кидают вдогонку вещи, поезд уходит. Оставшиеся на перроне люди в изнеможении падают на оставшиеся чемоданы и начинают громко смеяться. «Чему вы смеетесь?» – спрашивают их. – «Так ведь уехали наши провожающие!». Можно делать за ребенка уроки, заставлять его учиться в музыкальной школе, нанимать репетитора, но как только родители отпустят свой контроль, дети перестанут учиться. В одной пословице сказано: «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить». Поэтому очень важно, чтобы ребенок сам хотел учиться. В первые годы своей жизни дети очень любознательны, их интересует окружающий мир, они все хотят знать, огромное удовольствие им доставляет познание нового. Желание учиться заложено в каждом ребенке, но оно проявляется только тогда, когда поддерживается его личным интересом. Ребенок развивается только в той деятельности, которой он занимается с желанием и интересом. Поэтому стоит обратить внимание на то, чем больше всего увлекается ребенок. Постепенно можно принять участие в этих его занятиях. Дети этому очень рады. В это время можно передать полезное: свой опыт, знания, можно даже заинтересовать в чтении книг, если читать о том, что интересует ребенка. Один отец рассказывал о том, что не мог терпеть очень громкую музыку, которую очень любил его сын. Тогда, вспомнив свои небольшие знания английского языка, он предложил сыну разбирать и записывать слова зарубежных песен. В результате музыка стала тише, а сын очень заинтересовался английским языком.
Интересным также является тот факт, что значительное число врачей воспитывались в семьях медицинских работников. Когда их спросили, почему они выбрали эту профессию, все они ответили: вследствие вечерних родительских бесед. Родители рассуждали за ужином о своей работе, и дети были очарованы этими рассказами, в которых речь шла о хирургических операциях или о сложном исследовании, которое помогло установить диагноз, о том, как радовался пациент вновь обретенному здоровью. Для них это было самым интересным. Дети росли в семье, где взрослые по-настоящему любили свою работу, хорошо справлялись с ней, помогали людям и испытывали от этого величайшее удовлетворение.
Не у всех родители – врачи, но почти все родители делают что-то нужное и полезное. Ребенок должен видеть, как взрослые увлечены своей работой. Интересные стороны работы родителей должны постоянно всплывать в семейном разговоре. В раннем детстве ребенок воспринимает работу как разлучницу – родители уходят куда-то, и это плохо. Необходимо передавать ребенку свой интерес к работе, свою увлеченность и даже разочарования. Пусть он видит, что родители любят его, но и работа для родителей важна. Пусть ребенок впитывает в себя эмоциональный образ человека, нашедшего свое место в жизни.
Интерес, энергию к жизни, к учебе ребенок заимствует у родителей. Бывает, родители представляют в глазах детей свою работу интересной, а на самом деле так не считают. В таких случаях, отражая чувства и отношения к работе родителей, у детей не возникнет интерес к учебе и работе в будущем. Поэтому задумайтесь, любите ли свою работу или по ее окончанию еле «доползаете» до дивана.
Если очень тяжело найти хорошее в своей работе, получать от нее удовольствие, стоит в свободное время заняться любимым делом (вязать, шить, изучать английский язык, компьютер и т.п.). Заниматься необходимо регулярно. Пусть ребенок видит, с каким удовольствием родители этим занимаются. И тогда есть о чем рассказать ребенку: о том, что чувствуете во время этих занятий, об их пользе. Очень хорошо будет, если это занятие сможет принести пользу всей семье, а возможно, и материальный доход.
Важно также, чтобы родители учитывали скорость обучения ребенка. По скорости обучения детей делят на «бегунов», «ходоков» и «прыгунов».
Всем родителям, общаясь с ребенком, всегда хочется быть спокойными. Но бывают моменты, когда ребенок как будто все делает на зло, постоянно чего-то просит, что бы ему не предложили – все ему не так, а тут еще и множество своих дел. Как же тогда можно говорить с ребенком спокойно, без раздражения и гнева? Обычно раздражение появляется тогда, когда что-то не устраивает: необходимо сделать много дел за короткий промежуток времени, ожидали одно, а получили другое, нужно успеть на работу, а тут еще ребенок чего-то требует, не может сам себя занять, совершает плохие поступки…
За раздражением скрывается желание человека изменить окружающий мир, чтобы он соответствовал его требованиям и ожиданиям. Само по себе это желание хорошее. У каждого человека есть свои требования и ожидания, которые зависят от его мыслей и неосознанных желаний и потребностей. Поэтому необходимо изменить определенные мысли, и тогда изменится восприятие окружающего мира. И раздражение станет возникать реже. Раздражение стоит воспринимать как сигнал к тому, что пора что-то изменить.
Злость и гнев являются крайними формами раздражения. Они возникают тогда, когда нет возможности контролировать ситуацию. Когда же человек контролирует ситуацию, он чувствует себя спокойнее. Все люди испытывали в своей жизни чувство гнева. За злостью и гневом также скрывается желание человека изменить окружающий мир, чтобы он соответствовал его требованиям и ожиданиям. Если гнев не выражать открыто, а сдерживать в себе (внешнее спокойствие), пользы не будет. И открытый, и скрытый гнев разрушительны для человека и его отношений с окружающими.
Обычно у людей мышление преобладает над эмоциями (чувствами). Во время вспышек гнева эмоции подавляют мышление, и оно будто бы отключается, работают только чувства. Вот почему в этом состоянии человек не может принимать логически верные решения, ни одна проблема не была верно решена в состоянии гнева. Гнев и злость также говорят о том, что необходимо что-то изменить.
Многие люди замечали в своей жизни следующую закономерность: подобное притягивает подобное и внешнее отражает внутреннее. Часто, когда человек чем-то встревожен, обеспокоен, разгневан или чувствует страх, он встречается с теми людьми, которые испытывают такие же чувства, или попадает в ситуации, которые их вызывают. Это еще называют «Не с той ноги встал…».
Согласно этой закономерности, дети отражают чувства и взаимоотношения родителей, являясь их «эмоциональным» зеркалом. Дети делают все наоборот, нарушают все правила, совершают плохие поступки как раз в те моменты, когда их родители обеспокоены, раздражены, заняты чем-то очень важным, в чем детям нет места.
Дети интуитивно ощущают чувства родителей. В первые годы жизни ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции, интуицию, творчество. Левое полушарие активно развивается позже. Оно отвечает за логику, анализ, счет. Левое полушарие воспринимает множество отдельных деревьев, а не лес; правое – воспринимает множество деревьев как лес, помогает увидеть целое. Вот почему дети так четко улавливают, считывают настроение родителей. Даже тогда, когда родители внешне спокойны, а внутри все бурлит, дети улавливают именно внутреннее состояние взрослых. Ребенок отражает внутреннее напряжение родителей. [x234]
[240x160]Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был послушным. Послушание ребенка доставляет удовлетворение родителям. С послушным ребенком приятно находиться в обществе – он всегда делает то, что хотят родители. Послушание может проявляться в двух формах: покорности и сотрудничестве. Подчинение своей воли и желаний называется покорностью. Умение корректировать (изменять) свою волю и желания называется сотрудничеством.
Корректировать свои желания не означает отступаться от них. Это значит привести свои желания в согласие с желаниями старших. Отступаться – значит подавлять свои желания и чувства, подчиняясь воле родителей. Подчиняя ребенка, родители ломают его волю. Сломив, например, волю лошади, наездник делает его покорным, но при этом животное в значительной степени утрачивает свой свободный дух.
Послушание в виде сотрудничества поможет детям стать успешными в будущем. Они научатся и смогут в нужный момент откорректировать свои желания, не отступившись при этом от своей главной цели, от исполнения своей мечты. Это и поможет достичь успеха.
Если же в ребенке воспитывали покорность, то, став взрослым, он везде только ее и проявляет. Такие люди любят работать на должностях подчиненных, и у них даже нет желания достигать большего успеха в своей работе. Достаточно того, что есть заработная плата. О получении удовольствия от выполняемой работы и говорить нечего.
Каждому отцу и матери хочется, чтобы их ребенок стал успешным человеком.
Как же склонить ребенка к сотрудничеству?
Многие родители заметили интересную закономерность. Дети чаще всего не слушаются родителей в те моменты, когда родители очень устали, или спешат куда-то, или очень встревожены, обеспокоены чем-то, или расстроены и т.п., то есть, когда в сердце взрослого нет любви, мира и гармонии. В те моменты, когда родители в своем сердце чувствуют покой, мир, любовь, думают хорошее о своем ребенке, ребенок чаще всего слушается родителей с первого раза. Когда родители раздражены, разгневаны, встревожены, дети тоже неспокойны. В самые неподходящие моменты они проявляют раздражение и гнев. Дети, как зеркало, отражают чувства и взаимоотношения своих родителей. Даже если родители внешне спокойны, подавляя раздражение и гнев внутри себя, дети чувствуют это и выражают те же чувства открыто или закрыто (плохое настроение, что-нибудь сделать каверзное).
Поэтому если ребенок ведет себя неподобающим образом, не слушается, родителям нужно обратить внимание на свои чувства и взаимоотношения.
Таким образом, чтобы воспитать ребенка послушным:
1. Помните, что ребенок отражает чувства и взаимоотношения своих родителей.
2. Обращайте свое внимание на достоинства ребенка.
3. Думайте о достоинствах каждого члена семьи, чему хорошему можно у них научиться.
4. Анализируйте свои чувства и взаимоотношения.
5. Сотрудничайте с ребенком в состоянии спокойствия.
[275x220]Что делает женщину по-настоящему счастливой? Уютный дом, здоровые дети, успешный муж, деньги, совместный отдых и развлечения, уважение окружающих людей, безусловно, помогают женщине почувствовать себя счастливой. Но есть нечто, без чего не существует женского счастья – это любовь мужа. В глубине своей души каждая женщина хочет прожить всю жизнь с любимым мужчиной.
Как же выглядит привлекательная и желанная женщина в глазах мужчины? Она принимает мужчину, имеет внутреннее спокойствие, с удовольствием и любовью заботится о домашнем уюте, женственна, жизнерадостна. Принятие мужчины, внутреннее спокойствие, забота о домашнем уюте пробуждают в мужчине чувство преклонения и дают ему ощущение мира и счастья. Обаяние и жизнерадостность очаровывают мужчину и пробуждают желание защищать и ограждать женщину от опасности. В эти моменты в нем возникает особое желание нежно, преданно любить и заботиться о женщине.
Принятие мужчины. Для того, чтобы женщине построить гармоничные отношения с мужчиной, необходимо принимать его таким, какой он есть, ценить его достоинства, которые есть в каждом человеке, восхищаться его мужественностью, отдавать почетное место в своем сердце и жизни, позволить ему быть лидером, защитником и кормильцем, проявлять благожелательность и понимание.
Принятие мужчины означает, что его принимают таким, какой он есть сегодня, без каких-либо изменений. Когда женщина принимает мужчину, она признает его право быть самим собой, позволяет идти предназначенным ему жизненным путем. Иногда может казаться, что этот жизненный путь явно ведет к худшему, но именно он дает мужчине возможность принять уроки в школе жизни, которые помогут ему в дальнейшем измениться.
«Я зашел в телефонную будку – единственную в нашем городе и настолько популярную, что попасть в нее можно только с вечера. Опустил монетку в прорезь и снял трубку с рычага. Вместо гудка из трубки полилась тихая музыка, а потом удивительно приятный, родной и знакомый женский голос произнес:
– Все хорошо, любимый. Все хорошо…
– Что хорошо? – спросил я, грустный и подавленный после бури событий последнего месяца.
– Все будет хорошо. Поверь мне! Я люблю тебя. Я буду любить тебя всегда, каким бы ты ни был, что бы ты ни сделал. Помни, пожалуйста, я люблю тебя, я ценю и уважаю тебя! Я не прошу ответа, ты можешь любить, кого захочешь или не любить никого. Ты можешь делать что хочешь, быть, где хочешь, с кем хочешь. Я уважаю твой выбор, ценю твою свободу и доверяю тебе, верю, что ты сделаешь лучший выбор для себя! Помни только, что на земле есть женщина, для которой ты – единственный, уникальный, любимый. И ты всегда можешь ей позвонить. Я люблю тебя. Я верю в тебя! Ты со всем справишься! Я с тобой в мыслях и чувствах… Все будет так, как должно быть…
Я повесил трубку, вышел. Я был счастлив. Чувство наполненности переполняло меня!
В телефонную будку вошел следующий человек. Через несколько минут он вышел оттуда с почти детской улыбкой, хотя и немного растерянный… У телефонной будки стояла очередь мужчин.
«Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь» (Дж. Джелинек). Найдется ли человек, который не совершил ни одной ошибки и достиг успеха? «Движение вперед осуществляется за счет исправления ошибок, которые возникают при движении вперед» (Клод Джибб). Не случалось ли так, что неприятные, негативные ситуации, которые встречаются на жизненном пути, очень похожи друг на друга? Они могут быть связаны с разными людьми, разными обстоятельствами, но в них человек переживает одни и те же чувства, одни и те же причины приводят его к этим ситуациям. Например, когда человек женится во второй или третий раз, он встречается с теми же проблемами, которые были в первом браке; если человек неуверенный в себе, то он будет постоянно попадать в ситуации, подкрепляющие это. Создается впечатление, что человек наступает на одни и те же грабли. И этих граблей всего лишь двое-трое, а болезненных ситуаций из-за них намного больше.
Все отрицательные события являются уроками. Люди – ученики. Окружающие же люди, болезни, враги – это учителя в школе жизни. Мир является обучающим классом. Например, если человек отнесся неуважительно к кому-то, плохо о ком-то подумал, сказал, то это всегда возвращается бумерангом: эти же люди или совсем другие в другой раз, возможно, очень пренебрежительно отнесутся к нему, оскорбят его. Бумеранг может возвращаться не от тех же людей и не в той форме, в которой был запущен, но он обязательно возвратится таким образом, чтобы на него обратили внимание. Можно не обратить внимания на то, что раздраженным голосом разговаривали с ребенком, но особенно досадно будет, когда на работе начальник сильно разозлится за маленькую ошибку. Подобно бумерангу так же само возвращается любовь и добрые поступки. Человеку, как в зеркале, отражается все, что он делает. «Мир – это зеркало, он показывает каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьтесь – и он ответит вам хмурым взглядом; смейтесь над ним и с ним – и он будет прекрасным компаньоном» (Уильям Мейкпис Теккерей). Чаще всего привлекает внимание и раздражает в других то, что человек сам отвергает в себе. В ситуациях, когда кто-то раздражает, необходимо поблагодарить мысленно или вслух Бога, данного человека за предоставленный урок, так как все окружающие люди – учителя и чему-то учат.
Болезни также указывают на наличие негативных чувств. Например, онкологические опухоли считаются скоплением обид, поэтому прощение и освобождение от обид способствует исцелению. Немало людей, простив и отпустив свои обиды, выздоровели от рака. Обиды могут возникать тогда, когда, кажется, что кто-то поступил несправедливо, не сбылись ожидания. Это подобно тому, что человек сидит в комнате, смотрит в окно и думает, что за пределами того, что он видит, больше ничего не существует, и он видит, что в пределах его поля зрения кто-то поступил несправедливо. Ему не видно то, что за пределами его поля зрения все справедливо: тот, кого сейчас обидели, когда-то был обидчиком, и ему это просто возвратилось.
Цель уроков – научиться любить для достижения истинного счастья. Согласно закону абсолютной любви Бог учит каждого человека на протяжении всей его жизни. Учит уважительному отношению к себе и другим людям, развитию духовных ценностей, искренней помощи друг другу, пониманию, что не бывает людей плохих, все хорошие, всех нужно принимать и любить, с их поступками, не всегда хорошими, но всегда сделанными с хорошими намерениями.
Чтобы извлечь, принять урок, с начала необходимо принять негативную ситуацию, согласиться с тем, что это урок, поблагодарить за него. Далее нужно найти свое отрицательное качество, на которое эта ситуация указывает. Затем определить, какое положительное качество необходимо развить вместо отрицательного. И, последнее, совершить поступок согласно полученному новому знанию из данного урока. Например, человека часто унижают и оскорбляют сотрудники, не уважая и ни во что ставя его. Не возмущаясь, не раздражаясь нужно принять, согласиться с ситуацией и поблагодарить за урок. Возможная причина этому – неуважительное отношение к себе. Вместо него необходимо развить уважение к себе. Можно учиться принимать себя, хвалить себя, благодарить, вести здоровый образ жизни,