В Каппадокии одна из главных загадок - вот такие вот кресты. На потолке. В Ихларе они тоже есть. Вот в церкви Кокар, говорят, это - иконоборческий. Но это те ученые, которые только по фоткам изучают. Стоит только поле креста расширить на фото - и вот- святые, пророки, апостолы да сам Христос с Богородицей, какое уж тут иконоборчество...
[700x394]Кое-что удалось про Ихлару разузнать... Мои вопросы, казавшиеся три года назад "безответными" , нашли свои ответы! Вы помните Ихлару? Так вот, многое там оказалось совсем не так, как я раньше думала. Наверное, напишу несколько постиков нового ...
фотографии Владимир_Шкондин
Продолжаю нашу серию ихларских храмов. Эгри Таш – (Таш – по-турецки камень, а вот эгри... много версий, непонятно %) храм наполовину рухнувший, фресками смотрит прямо в долину Мелендиз. Вспоминаются слова Григория Назианзина, жившего тут недалеко и писавшего Василию Великому: «И счастлив тот, чья келья выдерживает ливни и зимние бури». Это здесь очень актуально, потому что скалы рушатся… и внизу валяются огромные и не очень обломки….
Фотографии и план храма Владимир Шкондин
Яланлы (Йыланлы, Ииланлы, Yilanli Kilise, Змеиная Церковь) - это церковь Георгия Победоносца в долине реки Мелендиз, в Ихларе, по уже утраченному совсем изображению Георгия. Этот храм - раскрученный, насколько это возможно для Ихлары, туристический объект.
У турок он называется «церковью змеи», по сохранившейся сцене Страшного суда. Сам храм относится к концу IX века, фрески датируются второй половиной XI в. Сразу уточню, во многих исследованиях этот храм называют армянским, и действительно, он сильно отличается от Агачалты или Сюмбюлю. Армяне уже давно Ихлару приписали себе, как бы их Лев Мудрый всё это основал и, например, статья о их Церкви в википедии - шедевр толерантности и политкорректности, после неё можно считать что и не монофизиты они вовсе))) Много-много всего! Разностильные фрески храмов Каппадокии - ещё один вопрос без ответа… Почему одновременно в небольшой долине столько разных стилей. Росписи Яланлы напоминают по стилю и армянскую миниатюру, и сирийские изображения, и коптскую живопись. Долго-долго перебирала картинки - прямых соответствий нет. И никто их не находит. А вот Садовская Ю.Н. нашла в Яланлы изображение Афиногена Армянского и соответствия тексту Армянского Евангелия Детства (про это в Эгри Таш еще будет). И делает вывод в диссере своём, что это несомненные доводы в пользу армянского происхождения ихларских росписей. Ну, по той же логике можно грифончиками сюда привязать персов, а орнаментами приплести оживших через тыщу лет хеттов. На самом деле, Ихлара ждёт еще своих исследователей, настоящих… только б все там окончательно не рухнуло, пока соберутся...и поймут, что вообще это было, разберут всё во времени и пространстве, а главное, будут помнить о вторичности стиля по отношению к смысловому содержанию. Мне кажется, Ихлара потрясающе наглядно показывает, как во всей этой смеси стилей времён и народов побеждала единая идея… да уж, «нет ни эллина, ни иудея».
Войдём в храм. Не забывайте F11 и сколлер.
Всё не просто так - 2
Если принять рассуждения прошлого поста, то возникает ряд вопросов. Повторяемость "странного" конструктива пещерного храма в Каппадокии более двух раз уже закономерность. Выявлено несколько особенностей не встречающихся в позднем зодчестве
1. Смещение оси апсиды относительно оси храма, дельта до 15 градусов.
2. Более одного алтаря расходятся "веером" с шагом 5 - 10 градусов.
3. Направление алтарной, обычно яйцеобразной апсиды не совпадает с направлением престола. Престол как бы довёрнут в сторону поворота апсиды ещё градусов на 5
[600x452] рис. №1
Всё не просто так
В разговорах о пещерах Каппадокии (Ихлары) часто мне пытаются доказать, что те кто их, пещеры, копал, в них жил, дураки и дикари. Мол, всё, что там понакопано, и главный вопрос «как понакопано», всё или случайно вышло, или это наследие прошлых, каких то очень могущественных, никому неизвестных цивилизаций… Странная жажда принизить заслуги, знания, силу, талант, веру, жертву каппадокийцев. Странно и то, что некоторые готовы с лёгкостью присвоить все заслуги кому угодно мифическому, инопланетному, но ни в коем случае не христианам. Толи по слабоумию непониманию, толи по нежеланию думать, а может по не способности спроецировать подвиг и пещерную жизнь на себя. А если я не могу, то и никто не может (?!), это под силу только сверх человекам?! Ну да ладно, Бог им судья. Благодаря оппонентам решил написать этот ликбезный пост, спасибо им))) А так как знаний по теме у меня маловато, то буду показывать с загибанием пальцев)))
фотографии Владимир Шкондин
С самого начала воинская тема Каппадокии возникла интуитивно - очень уж аскетическое и суровое это место, само пространство там одухотворено совершенно особенным, чистым и невероятно красивым в своей сдержанности и строгости прошлым. И как-то совсем нечестно ученых всяких обвинять в расчлененке, а самой по деталькам всё разбирать… да и исследователи основные - Спиро Костов и Роберт Остерхут - неправославные, пацифистские и толерантные весьма. Мои «вопросы без ответов» – («что это было вообще», и «про еду»), если помните – общие вопросы. Пограничная тема отвечает сразу на два первых вопроса, которые были заданы. Оказалось, что проще найти – откуда и кем был отколот кусочек фрески, чем представить себе «картинку мира» в долине Ихлара. Мозаика эта собралась из очень далеких друг от друга смальточек… меленькие они очень на этот раз, всё византийское поколото основательно, ох… Большая часть найдены при планомерном поиске, а что и случайно на дороге, какие-то – подарили друзья, некоторые обнаружились как монетка в кармане старой любимой куртки, а часть вообще не помню – откуда, в швейной коробочке всегда лежали. На самом деле – обычный тихомирный, нудный и тщательный «психо(ой) анализ литературы». Если ставить ссылки – будет пестрить очень и невозможно читать, так что все материалы – внизу, атрибуция картинок – есть точная, и если нужно будет – приведу.
На весь Пост дальше будет про пещерки. Очень скучная, тёмная – в прямом и переносном смысле, и очень монастырская тема.
фотографии Владимир Шкондин
Фотографии Владимир Шкондин
Долина Ихлара в Каппадокии, скальный монастырь, который уже потерял своё настоящее имя и теперь у турков называется Sumbullu Kilise, Церковью Гиацинтов.
В Ихларе нет моря - кругом пустыня. Но здесь бьёт другой прибой - человеческой истории, любви и веры. Этот прибой извлекает из фантастических, но бессмысленных скал храмы, которые даже и сейчас в безмолвной пустоте и оставленности не прекращают свою молитву - хотя бы на языке фресок, камня и ветра…
фотографии Владимир Шкондин
[1000x667]
Ещё одна церковь из долины Ихлара - Agacalti Kilise - Церковь под деревьями. Самая удивительная и праздничная. Она отличается не только от всех остальных местных храмов – но и от других церквей византийского мира вообще.
Обыкновенная прогулка, и полнолуние, однако, поэтому не очень связно))). Ах, в пещерки я ещё буду усиленно тащить потом) А пока - приглашаю неспешно пройтись по осенней деревне, ну и немного в ущелье заглянуть.
«Ныне ангелы записывают вас в свое воинство и имена умерших заносят в свои списки, не равную цену им предоставляя, но многократно превосходящую величиной дара.» (Патриарх Каллист, XIVвек)
Использованы:
1. Фрагменты художественного фильма "Александ Невский", режиссер Сергей Эйзенштейн, 1938 год
2. Хор монастыря Симонопетра, Священная Гора Афон, "Вниду в дом Твой", глас 1
3. Фотографии православных храмов долины Ихлара, Каппадокия, Турция. Фото Владимир_Шкондин
Фотографии Владимир Шкондин
Иногда надо уехать так далеко, чтобы зрению и слуху возвратились чистота и свежесть, и можно было на самом деле понять, что действительно можно "предпочесть невидимое - видимому, и будущее тому, что уже находится в руках".
автор поста: ZnichKa
Ихлара - небольшая деревенька в Каппадокии, недалеко от Аксарая, в Турции. Тут расположено одно из самых необычных и интересных мест этой страны - долина Ихлара, каньон, в скалах которого находятся многочисленные церкви. И очень удачное место - чтобы продолжить, наконец, тему «сакральных пространств» и священных сооружений. Так вот, чтобы научиться понимать и чувствовать храмовое пространство, следует начать – от печки, да))), от очага в домах первых христиан, где поначалу собирались общины… И от пещер, из которых, по сути, и вышло христианство.