"Вообще-то я не круто играю. Я просто играю то, что чувствую и играю вещи, которые другие или проглядели или побоялись сыграть. Иногда мне кажется, что они готовы привезти меня на другую планету и оставить там." - Лерой Бьюкенен.
[показать]
Вначале этой истории было радио. И было это радио почти всем - выпусками новостей, прогнозом погоды, "мыльными" радиоспектаклями и конечно, музыкой. Окно в большой мир в Америке середины 50х. Услышанная по радио песенка Mystery Train в исполнении Короля стала для фермерского сына Роя Бьюкенена решающим толчком - он отправился из Озарка (Арканзас) покорять Лос Анджелес ...
Он начал играть на гитаре в 7 лет - сперва это была акустическая стил гитара :
"Я хотел играть на стандартной гитаре, но мои родители были против. По всему в Пиксли была куча гитаристов, но никто не играл на стил-гитаре*. Все играли хилбилли ..." Бьюкенен - старший, помимо фермерства, был проповедником в местной церкви и, само собой, церковная музыка сильно повлияла на юного Роя :
"Я впервые услышал блюз в церкви. Мы часто ходили в церковь для черных, чтобы его послушать ..." В 13 лет он получил новенький Fender Telecaster, позже обменял его на Gibson ... к гитаре всей своей жизни, "Телекастеру" он окончательно вернется только через 7 лет, осознав, что это и есть "самое то".
[показать]
В Америке тех лет только суперзвезды могли себе позволить гастролировать с постоянным аккомпанирующим составом - ибо это было дорогое удовольствие. Остальные, даже весьма популярные артисты были вынуждены во время туров играть с местными лабухами. Рой со своей группой Heartbeats поигрывал по барам ЛА, и где то там и пересеклись пути его и Дэйла Хокинса :
"Я встретил там же Dale Hawkins. Мы оба любили выпить, и он спросил меня, не хотел ли я поехать с ним в Луизиану. Кончилось это тем, что мы играли с ним и путешествовали 3 года..." Считается, что именно Хокинс и его тогдашняя группа сочинили знаменитую "Susy Q". Но на самом деле, все было не совсем так :
"Многие думают, что я сделал "Susy Q." Но это не так. Она была слизана у Howlin' Wolf'а. Он приехал во Фрипорт (Луизиана), играл в ночном клубе и парни из Hawkins Band записали песню на магнитофон, пошли домой, немного изменили слова, записали - и песня стала хитом ". - известный прием, на котором позже Плант и Со зашибут кучу бабок ... Так, Рой вошел в историю. В возрасте 18 лет.
Roy Buchanan - Suzie Q :
По последнему контракту с Хокинсом, Рой играл в стриптиз клубе - с восьми вечера и до утра. Восемь выходов за ночь, каждый день.
"Я видал ночную жизнь большого города и до этого. Но когда каждый день вас пытаются трахнуть двадцать стриптизерш, вы поневоле взрослеете слишком быстро" К этому времени, несмотря на юный в общем то возраст, он был в непрерывных гастролях уже
3 года.
Dale Hawkins/Roy Buchanan - My Babe :
Следующие 5 лет были для Роя годами случайных заработков, выступлений где придется - от баров до больших площадок, сессионной работы в студиях и экспериментов со звучанием своей гитары. Сессионную работу ему предлагали часто, и что интересно, он не всегда брал за это
деньги. "Свое" звучание инструмента - резкий, колючий звук - он тоже нашел не сразу. До конца жизни он отворачивал от публики лицевую панель своего сценического усилителя - чтобы никто не видел, как выставлены ручки на аппарате. Он первым из электрогитаристов стал использовать искусственные обертона - то, что современные рокеры называют "киксами". Еще до изобретения гитарных эффектов "вау" и "фузз" - он имитировал подобное звучание; первое - с помощью регуляторов грмкости и тембра на гитаре, для достижения второго - использовал перегревшиеся усилители и намеренно надрывал диффузоры** динамиков.
В середине 60-х он какое то время преподавал гитару в помещении музыкального магазина - настолько поджимала нужда. Хотя, благодаря этому среди подрастющих музыкантов Вашингтона (дело было именно там), он стал настоящей легендой. Но сцена тянула, и снова череда никому не известных групп - Outcasts, Monkey Men. В 1966 он объявил, что покидает шоубиз, но это было ненадолго. В 1968 году в Вашингтоне выступал Джимми Хендрикс. Друзья Роя из местной газеты купили ему билет, надеясь, что после концерта два супергитариста пересекутся, но Джимми сразу после гига** отправился тусовать и общения не получилось. В то время Джимми стал как раз олицетворением многолетних экспериментов Роя со звучанием инструмента, но новый звук подавался не по - деревенски, из рваных динамиков, а с помощью новейших на тот момент технологий, упакованных в компактные педальки.
"Для меня Хендрикс означал конец дурной эпохи. Теперь гитаристы могли экспериментировать как угодно, с полной свободой движения во все стороны"
Roy Buchanan - Hey Joe :
Он словно всю жизь бежал от славы и известности : в 1969 году его приглашают Rolling Stones на место Брайана Джонса - он вежливо отказывается, Allman Brothers приглашают его на запись - снова отказ, позже он не захотел играть и в Plastic Ono Band Леннона и в Derek And The Dominoes Клэптона, хотя звали. Вот только своей музыкой, если ты не Хендрикс - сыт не будешь. На тот момент у него было пятеро детей, в 69ом родился еще один. Рой на год завязывает с музыкой и работает парикмахером - так выходило больше денег. Но вскоре он вновь возвращается - журналисты в заметках тех лет называют его главной достопримечательностью вашингтонского клуба Crossroads. Прорыв Роя состоялся в 1971. Сначала в журнале Rolling Stone выходит восторженная статья о нем. Почти сразу снимается документалка "Лучший неизвестный гитарист мира" (Best Unknown Guitarist In The World). В 1972 у него наконец то выходит дебютный альбом, журнал Guitar Player называет его "лучшим новым гитаристом". Второй альбом (1973) получается еще удачнее, о третьем критики из RS отозвались так : "Диск показал, что Рой - один из величайших гитаристов именно рок-музыки".
Roy Buchanan - Sweet Dreams :
Далее карьера Роя идет по нарастающей, на его альбомах играют известнейшие музыканты, В 1978 журнал Time называет Бьюкенена "мессией гитары". И все бы хорошо, но Роя многие знавшие его люди, вспоминают как человека, притягивающего проблемы. Начинаются обычные рокзвездные недуги - выступления подшофе, выступления по накурке, дрязги с рекорд компаниями и как следствие - трехлетний перерыв в работе. В 1981 году он возвращается с альбомом, ориентированным на джаз, получает порцию восторгов критиков, опять алкоголь - и еще четыре года простоя. Еще одно - уже которое по счету возвращение Роя на сцену - случилось в 1985 году. Подписав контракт с лейблом Alligator, музыкант выдает один за другим три сильнейших альбома - как потом оказалось, свою лебединую песнь.
Roy Buchanan - Peter Gunn :
Алкоголь в последние годы жизни был для Роя реальной проблемой. Но то, что случилось с ним 15 августа 1988 года, даже учитывая "фактор виски" объяснению мало поддается - это если рассматривать официальную версию. В тот день полиция Фэйрфакса задержала Бьюкенена "за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии" (по другим источникам - он поссорился в пьяном виде с женой и та вызвала копов). Полицейские доставили его в "обезьянник". А утром он был обнаружен в камере, повесившимся на собственной рубашке. В протоколе причиной смерти названо самоубийство.
Но фанаты и родственники до сих пор считают, что у Роя не было резона вешаться и что его убили копы. Когда перед похоронами открыли гроб, многие друзья увидели, что у Роя разбито лицо. До сих пор полицейское управление Фэйрфакса не только не предоставляет полный отчет об инциденте, но и не обнародует фамилии тех, кто дежурил в тот вечер в участке.
P.S. : близкий друг Бьюкенена и выдающийся блюзмен Дэнни Гаттон, которому в 79 году Рой подарил свой "Телекастер", покончил с собой в октябре 1994 года ...
Roy Buchanan - Your'e Not Alone :
___________________________________________________________________
* Стил гитара - продукт эволюции гавайской гитары
** Диффузор - часть динамика, "блин" из плотной бумаги, который и издаёт звук
*** Гиг - концерт