Город Валдай, расположенный на берегу одноименного озера, — сравнительно молодой. Исторически это объясняется тем, что в средние века основные речные и сухопутные дороги на востоке нынешней Новгородской области пролегали в стороне от Валдайского озера — по рекам Явонь, Шлина, Мста, Полометь, по озеру Селигер. Там и возникли древние центры торговли и ремесла.
В 1460–1470-х годах деревенька Валдайское Селище — предполагаемая предшественница будущего города — насчитывала всего два двора. В них жили крестьяне Яков Демехов и его сын Клим. Они пахали землю, держали скот и отдавали своему господину пятую часть урожая и в год гривну деньгами (примерно столько стоили три барана). По преданию, Яков и Клим жили на берегу залива Цынарёва Лука. Впрочем, достоверных данных на этот счет нет.
Валдайское Селище входило в состав Короцкого погоста. До присоединения Новгорода к Москве у погоста Короцко, за одноименным озерком, стоял летний дом владельца этих мест Василия Есифова — представителя одной из богатейших боярских фамилий, занимавшего в администрации Новгородской феодальной республики высокий пост «степенного тысяцкого» («степень» — помост на вечевой площади). В его руках находились торговый суд и все гостиные (купеческие) дела.
Село Короцко ныне расположено рядом с городом Валдаем. Погостом оно называлось до начала прошлого века. Здесь сохранилась каменная церковь Покрова, построенная в 1825 году.
В XV веке стали постоянными связи между Москвой и Новгородом, участились поездки через Новгород за границу. Установилось регулярное сообщение со станциями, где сменяли лошадей, и постоялыми дворами. Эти станции назывались ямами — от татарского «дзям», то есть «дорога».
В конце XV — начале XVI века летний ямской путь от Вышнего Волочка до Новгорода пролегал по реке Мете, и те, кого называли ямщиками (как это ни странно звучит сегодня), ведали приемом путников, обеспечивали их лодками, гребцами и рулевыми. Более прямой зимний (санный) путь проходил по льду Валдайского озера от деревни Станки к самому высокому холму — Зимней горе. Затем была проложена сухопутная дорога вокруг озера, около которой и стало расти село Валдай. С 1573 по 1584 год число дворов в нем увеличилось с 40 до 94. Признаком значительности села во второй половине XVI века служила построенная в нем деревянная церковь Параскевы с колоколенкой «о шести столбах».
Возникновение на озере Иверского монастыря не могло не сказаться на развитии села Валдай. Монастырские власти заботились о том, чтобы в принадлежащем им селе было больше мастеровых людей и торговцев. В 1694 году здесь возвели первое кирпичное здание — церковь Троицы, впоследствии неоднократно перестраивавшуюся.
После основания Петербурга (1703 г.) и превращения его в столицу России была приведена в порядок грунтовая дорога от Москвы до берегов Невы. Через Валдай с утра до вечера двигались обозы, повозки, мчались тройки, шли войска. В селе открывались постоялые дворы, трактиры, харчевни. Оживились торговля, ремесла. Большим спросом пользовались валдайские баранки. Их продавали даже на волжских пристанях.
28 мая 1770 года согласно указу Екатерины П село Валдай было «учреждено городом». Вскоре был образован и Валдайский уезд.
Новый город вначале насчитывал примерно 2 тысячи жителей. Здесь действовало около полусотни кузниц, сосредоточенных в районе нынешнего сквера у школы-интерната на Молотковской улице. Кузнецы не только выручали из беды проезжих, когда ломался экипаж или лошадь теряла подкову. Из привозного железа ремесленники делали на продажу сошники, серпы, топоры, заступы, домашнюю утварь. В кузницах зародилось и литье колокольчиков.
Поэтическая легенда связывает начало колокольно-литейного дела в Валдае со временем присоединения Новгорода к Москве. Будто бы, когда вечевой колокол «господина Великого Новгорода» везли в столицу, он где-то у Валдая упал с воза, скатился с кручи и рассыпался на множество маленьких колокольчиков.
Зарождение колокололитейного производства относится к концу XVIII века. Сохранились колокольчики с надписью и датой «Мастер Филип Терской в Валдае 1802». Видимо, он первым начал указывать на изделиях год выпуска и свое имя.
Валдайский колокольчик навсегда остался в народной памяти благодаря песне на слова поэта-декабриста Ф. Н. Глинки:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
Набор колокольчиков и бубенцов назывался «ямщицкой гармонью». Основной колокольчик на дуге имел один голос, рядом висели подобранные в тон ему два «подпевалы», Мелким звоном рассыпались семь или девять бубенчиков.
«Маленькие валдайские колокольчики известны целой России по своей прочности, звонкости и неизменной надписи: „Кого люблю, того дарю.-Лит в Валдае“» — так сказано в первом томе «Описания Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях», который вышел в свет в 1844 году. Любопытно, что надписи «Валдай», «Дар Валдая» есть и на колокольчиках, сделанных в
Читать далее...