Предупреждаю сразу: это не моя статья и, к сожалению, я не знаю кто ее автор. Но статья мне очень понравилась и я с ней полностью согласна. Возможно Вам тоже будет интересно почитать.
Автору статьи, большое спасибо за этот труд.
[показать]
Мне представляется, что все проблемы Елены от ее честности\порядочности.
Скажем, Стефан имеет представления о том, что такое, по его мнению, "правильно", умозрительное представление, и он в соответствии со своими представлениями и поступает. Моральность\правильность - главный критерий его отбора. И не важно, что в результате его поступков всем будет плохо, даже ему - главное, чтобы было "правильно", тогда и страдать будет легче. Для Стефана глагол "надо" равен глаголу "уже делаю". Тут забавно только, что когда он реально чего-то сам не хочет, то оправдывает свое нехотение именно реальной или мнимой аморальностью этого. И неправильностью. Вспомним кроликов, вспомним как он пытал Кэтрин. "Целесообразно равно морально и наоборот". В этом сила Стефана, в этом же и его слабость.
Деймон, наоборот, идет от "чувств". То, что он ощущает как правильное и уместное в данной ситуации и есть для него правильное и уместное в данной ситуации. И пусть даже иногда это кажется желанием его левой пятки, пусть даже таковым это иногда и является, на самом деле за этими порывами, как хорошими, так и плохими, как это ни смешно - везде его живая человеческая душа. И его собственные моральный компас. Только он настроен не так, как Стефановский.
Например, Стефан считает, что в случае с сарингом Деймон должен "отпустить Елену" потому что это морально и правильно. Именно считает, мозгом. Есть моральная догма, Стефан с ней согласен (более того, она ему выгодна) и он, естественно, пытается донести до окружающих, что "Деймон должен отпустить Елену, ибо сайринг". И поскольку Стефан воспринимает это как ДОЛГ, то всякие побочные эффекты типа чувств участников, для него нерелевантны. Ибо не его система координат. Будь он на месте Деймона, и совершено не хоти он "отпускать", он быстро бы добавил в систему координат что-то, хоть те же самые чувства Елены, чтобы не отпускание сделать моральным и долгом.
Деймон же не воспринимал "отпускание" как долг, ибо с долгом у Деймона проблемы, с понятием "долг". Надо? А кому надо? И зачем надо, если в результате всем будет плохо, разве что Стефану будет лучше остальных, и то не факт. Поэтому Деймон "отпустил" Елену, когда почувствовал, что его с ней отношения неправильные, по ощущениям "неправильные", потому что он всегда хотел, чтобы "было по-настоящему", а с этим сайрингом выходило совершено криво. И как только Деймон эту "кривизну" почувствовал, он и велел Елене уехать. Так что Деймон - это у нас олицетворение ЧУВСТВА. В противовес Стефану, который, естественно, олицетворение "ДОЛГА".
Проблема Елены в том, что она никак не определится. И не между братьями, хотя это тоже. Она никак не определится, между чувством и долгом, являя собой прекрасный конфликт классической драмы. Ибо Елена знает как, по идее, "надо", но то как надо совершенно не ощущается ею как "правильное". Более того, иногда то, что "не надо" воспринимается как "правильное". Скажем, внушения Джереми. Общение с вампирами в принципе и защита их от людей. Да тот же Денвер.
Да, с одной стороны, это говорит в Елене желание соответствовать нормам традиционного общества, воспитание, желание быть правильной, и что еще важнее - правильной казаться. Быть одобряемой окружением и - шире - обществом. Но с другой стороны все эти сложности в отношениях и все эти тяни-толкай - они от того, что Елена - честная девушка. Угу, без иронии.
Потому что Елена изначально хотела "все сделать правильно". Воспитание и Ко. - да, играли роль, но поступать по-другому ей не давала совесть. Есть такой старый советский фильм, вроде "Не бойся, я с тобой" и там злодей один поет песенку про своего оппонента, положительного герой, мол "вот он противник - лучше не бывает, ты упадешь, а он не добивает, ударишь в спину - и не ждешь ответ: интеллигенту от себя спасенья нет". Вот Елена - это и есть такой вот интеллигент.
Когда она встретила Стефана, она еще не успела оправиться от гибель родителей, и да, до их гибели она была веселей, беззаботней и мечтала о той самой любви, которая поглощает, об опасностях и приключениях. Поэтому она послала Мэтта - тоже не сразу и с трудом, боясь обидеть, но послала, потому что it was not passionate, т.е. не было там достаточно чувства.
В Стефане Елена увидела не просто новое лицо, перед которым не надо было что-то изображать,т.к. он не знал ее прежней, в Стефане она увидела родственную душу потому что Стефан эту родственную душу - вот парадокс - перед нею ИЗОБРАЗИЛ. Он сделал вид, что ему 17, что у него недавно тоже умерли родители, что он совсем-совсем обычный, только одинокий, любит читать и болтать с девушками ночи напролет, держась за ручку.
Читать далее...