Москва, Ваганьковское кладбище, золотая осень октября, солнце и листья кленов под ногами. Кладбище не кажется мрачным и вполне располагает к тому, чтобы побродить по его аллеям. Медленно бреду между могил, высматривая нужный мне памятник - ищу на этот раз место упокоения знаменитой лермонтовской "Н.Ф.И." - Натальи Федоровны Ивановой (в замужестве Обресковой), которая покоится как раз здесь на Ваганьково недалеко о входа на кладбище. Сзади слышу шаги, оборачиваюсь, и вижу молодого мужчину лет 35-ти, хорошо со вкусом одетого, спортивного телосложения, но явно нервничающего. Тропинка выводит нас к одному из самых знаменитых памятников погоста - к остаткам фигуры женщины под пальмой, я чуть отстаю, пытаюсь найти фотоаппарат, а мужчина тем временем замирает, начинает креститься и рукой, как к иконе, прикасается к памятнику. Понимая, что ему надо остаться одному, иду вперед, но попадаю в тупик и поворачиваю обратно, но идти не могу - человек около памятника, полагая, что его никто не видит, истово молится, припав всем телом к белому мрамору. Так продолжается несколько минут, затем он жадно закуривает, еще раз низко кланяется фигуре и идет прочь...
Таково продолжение легенды о знаменитой воровке Шейндлея-Суре Лейбовне Соломониак, больше известной как Софья Ивановна Блювштейн или же "Сонька Золотая ручка". По московской легенде это именно она похоронена под пальмой на Ваганьковском кладбище и именно сюда идут представители криминального мира, чтобы попросить у Соньки благословения на свои "добрые" дела или же помощи в жизни. Памятник исписан просьбами, пожеланиями, просто исчерчен крестами, рядом всегда есть пара-тройка стаканчиков для возможного поминального возлияния.
Две фотографии могилы "Соньки Золотой ручки". Первая черно-белая (уже подвыцветшая, прошу прощения за качество) сделана в 1983 году, Сонька здесь еще с головой. Вторая снята осенью 2009 года - головы уже нет...
Но действительно ли под могильным памятником лежит воровка Сонька? Скорее всего это легенда и красивое совпадение-стечение обстоятельств. Первоначального вида этого памятника наши современники уже не увидят. Вот как пишет в своей книге в 1916 году (а издана она лишь в 80-е годы прошлого века), известный исследователь московского некрополя А.Т.Саладин об этом памятнике: "...вот интересный памятник работы Е.Асторри из Милана. Издали посетитель кладбища с удивлением вдруг замечает три высокие пальмы, но пальмы эти железные, а не настоящие. Между ними поднимаеся к небу гений с крестом, а внизу крылатый амур играет с цветами. На доске лаконическая надпись: "София 4 января 1895 года. Верующий всегда на Бога надеется". Я не зря подчеркнула имя и дату - как видно из этого описания, Софья Блювштейн вряд ли имеет отношение к этой могиле, т.к. еще в 1895 году была жива и здорова, и вполне "работоспособна", правда пребывала по свидетельству А.П. Чехова на поселении на Сахалине, отбыв там же свой каторжный срок. Совпадает лишь одно - имя погребенной, которое в настоящее время благополучно исчезло с постамента, как исчезли две из трех пальм, пропал крест, амур, руки и даже уже в 90-е годы и голова "Соньки". Правда в 1919 году памятник ставился под охрану, как имеющий архитектурно-историческую ценность, но уже в 1921 году из списков охраняемых сооружений Ваганького он исчез, что стало печальным фактом для состояния могилы.
Легенд, связанных с этим памятником, существует еще несколько. Одна - самая романтичная - гласит, что погребена там девушка, ее жених и не родившийся их сын. От того над могилой именно три пальмы. Несчастная любовь, запрет знатных родителей жениха жениться на бедной девушке из народа, привели к тому, что кончина последней была трагичной, после этого ушел из жизни и жених. Отец же, в память о сыне, невесте и нерожденном младенце, поставил на Ваганьково такой вот памятник, заказав его в Италии. Хотя и здесь есть "прокол" - самоубийц в то время на кладбище не хоронили, тем более в 100 метрах от церкви. Хотя и тут есть другая версия: молодые после свадьбы утонули, отправившись в шторм кататься на лодке. Но... но легенды, есть легенды. Как и продолжается легенда о "Соньке Золотой ручке" и идут на кладбище люди, верят, молятся, несут цветы...
У каждого народа свое отношение к смерти и свои ритуалы, связанные с ней. Резьба по человеческому черепу для обычного человека все же жутковата, для других же, погруженных в тантризм, резные человеческие черепа - это вполне обычная вещь, используемая как для совершения ритуальных действий, так и для... украшения жилищ. Технология изготовления этих предметов "искусства" довольно сложная и существует целый обряд, связанный с познанием йогами (!) внутренней анатомии умершего человека и перенесения ее на себя. Очевидно и резьба по человеческой кости выполняется особым способом, кроме того черепа еще украшаются металлами, драгоценными камнями и т.п. и даже продаются в магазинчиках. Можно ли все это воспринимать как искусство? Наверно скорее да, чем нет. Другой народ - другой взгляд на смерть и на то, что остается после смерти...
Резьба на человеческих черепах
После подобного пассажа невольно поблагодаришь князя Владимира Святославовича за его выбор религии для Руси. Все же выбрал он умно, избавив наш люд от подобных премудростей. Хотя христианство тоже не брезгует подобными вещами и тоже имеет несколько ритуальных мест с костями и черепами, но это скорее исключение, чем правило...