То есть для тех, кто, так же, как и я, интересуется самолетно-полетной тематикой. Как вы помните, я этим летом наконец начала писать повесть про самолеты, о чем давно мечтала. Старалась пользоваться доступными научными источниками, чтобы не писать нечто совсем уж завиральное, но на строгую науку не претендую, по понятным причинам, что не летчик - скорее, популяризатор-любитель.
Повесть эта для подростков и для взрослых, которые мечтают о небе, но с профессией летчика у них не сложилось. По жанру это фантастика, действие происходит в земной колонии в не особенно отдаленном будущем, но жанр - это только обрамление, конечно, чтобы было удобнее описывать все).
Что из повести можно узнать научно-популярного? Как самолет летает, что такое подъемная сила, угол атаки и т. д. Как самолет управляется (конечно, в общих чертах, ибо "моя" модель самолета не должна иметь прямых аналогов сегодняшним). Какие в нем есть приборы, как они действуют (вы знаете, что есть четыре скорости в полете: приборная, истинная, путевая и вертикальная?) Какие случаи (опасные и просто интересные) могут произойти на взлете, на высоте, на посадке? Как вообще "оно" взлетает и садится?
Повесть написана в такой форме, что главный герой изначально знает не больше, а то и меньше, вашего, терминология объясняется на пальцах и постепенно. Вот вам для затравки кусочек текста про первый полет героя... на тренажере.
П. С. Я заказала себе сборную модель Ту-154, скоро буду собирать ее и раскрашивать, высунув язык).
Мне достался инструктор Роман Андреич, и мы с ним полезли в самый крайний, стоящий в тени перегоревшей
лампы, тренажер.
- Как тебя там? Карасев Антоний? На кого-то ты прямо смахиваешь, не соображу! - знакомился он
со мной по дороге, гремя ступеньками над моей головой.
- На римлянина? - предположил я с надеждой.
- Да ты что! Я Рим только с самолета видел. А, вспомнил! Раньше были ребята, в двадцать первом
веке, которые с такой вот черной челкой набок ходили, как-то специально назывались… Эмы, что
ли, или эму… Короче, на страуса похоже! Я тебя Тохой буду звать, идет? Ну, залезай, садись! Вот
наше хозяйство!
Он загерметизировал дверь тренажера и, плюхнувшись в соседнее со мной кресло, стал, пыхтя,
натягивать ремень на круглый живот.
- Понаделают на худых… Тебе, Тоха, хорошо будет: в наших самолетах все для таких субтильных
. Давай пристегивайся! В общем, пока что ты наверняка ни хрена не понимаешь, что тут за приборы
понатыканы, так что давай просто с тобой режим «демо» поставим и штурвальчиками покрутим!
Он что-то переключил, и кабина вокруг нас резко потемнела: только выделялись зеленые, белые и
красные приборные указатели на передней и потолочной панели. Раздался свист, какой я и правда
слышал в настоящем самолете. Роман Андреич, продолжая балагурить, быстро щелкал кнопками, и
я тоже решил показать ему, что не зря когда-то летал на симуляторе: ткнул пальцем в несколько
приборов и громко сообщил:
- Я тут кое-что уже знаю! Вот это вот, к примеру, авиагоризонт! А это, кажется, скорость
показывает… А это высотомер…
- Ну, молодец! Все знает уже! Чему учить! - поразился Роман Андреич и похлопал по двум
передвижным рычагам, торчащим между нами: - А это знаешь что такое, а, Тоха?
- Конечно, знаю, это… ну, короче, я ими джойстиком управлял, чтобы обороты двигателя сильнее
или слабее сделать.
- Молодчина! По сути верно сказал. Это РУДы, как мы их называем, ручки управления двигателями:
первым и вторым. Мы когда их сдвигаем, это у нас называется «добавить режим». Так вот, добавляй
режим вот досюда, до взлетного, за рога держись, я тебе скажу, когда взлетать!
- За чьи рога? - я даже растерялся.
- А у штурвала-то что?
Мне штурвал больше показался похожим на сильно растолстевший серый руль от какого-то модного
велика, но я спорить не стал и положил руки на его утолщенные концы.
Когда мы сделали взлетный режим, симулятор засвистел сильнее, имитируя нормальные турбины, а
изображение на экранах побежало вперед, на нас. Тренажер даже затрясло, будто мы ехали по не
очень ровной полосе.
- Видишь, как скорость у нас растет, - говорил инструктор. - Тут у нас отрыв от земли произойдет на
220 км/ч. Как будет 180, на себя штурвальчик плавненько дай…
Я с трудом выглядел нужные цифры среди кучи приборов и «дал». Полоса вроде чуть ушла вниз, но
тряска колес почему-то осталась. Глючный симулятор, что ли?
- Молодчина, Тоха, держи так, не дергай, щас оторвемся! - издал неожиданный вопль инструктор,
перекрикивая поддельные турбины. Я скосил глаз вниз и увидел, что скорость у нас как раз 220…
Мелкие подбрасывания резко прекратились, а земля вдруг так ухнула вниз, что я на секунду даже
забыл, что тут все ненастоящее, и чуть не дернул штурвал обратно.
- Э, нет, назад уже поздняк, летим! - заржал Роман Андреич, который мое движение поймал и
задержал его своим, вторым, штурвалом. Дальше уже управлял он, а я только придерживал свои
«рога» и пялился в экран, пытаясь нормально дышать: несмотря на плохую графику, когда я глядел в
окно на землю, у меня что-то странно замирало в груди. Испугался я, что ли? Да нет, я высоты
никогда не боялся…
Нас шатало, в окно летели пиксельные белые облака, Роман Андреич радостно перекладывал
самолет с одного крыла на другое и что-то объяснял, а я пытался сразу запомнить все и из-за этого
не запоминал ничего. Но все равно было очень круто…
Мне показалось, что летали мы долго, чуть ли не час, но на самом деле всего лишь сделали круг над
аэродромом и сели обратно. Я глянул на часы, понял, что прошли те же 10 минут, что и у других
курсантов, и как-то огорчился: я-то думал, может, инструктор со мной решил полетать не как со
всеми, а подольше...
Исходное сообщение Просто_папа уж что-то сложно со взлётом/посадкой-то ;)))Я рубашку после первого самостоятельного взлета и полета по коробочке реально выжимал. Никогда не предполагал , что так можно вспотеть.
Исходное сообщение Divcot Там по сюжету ситуация специфическая: новые лктчики нужны срочно, выбор очень небольшой из людей (это ж не Земля), поэтому главный герой изначально вообще не мечтал о летной карьере и слабо в этом понимает.Исторически известно, что в ходе Великой Отечественной Войны было две школы подготовки летчиков - Советская и Немецкая. В итоге Люфтваффе войну в воздухе проиграли. И не в последнюю очередь в силу ооооочень долгого периода подготовки летчика
Исходное сообщение Divcot rinace, большие отличия? Ершов писал, что хороший симулятор по управлению даже очень мало отличается. По ощущениям отличается, понятное дело, изменение давления трудно симулировать...Отличия принципиальные и принципиально не преодоимые Во-первых обзор и с этим ничего не сделать даже с современными очками виртуальной реальности Во-вторых в самолете все чувствуешь попой все ускорения, вибрации В-третьих реальные движения ручкой и джойстиком несравнимы, просто потому, что ручка больше в-четверных ускорения, я не знак как технически в симуляторе добится отрицательной перегрузки при вводе самолета в пикирование, или как добится того, что чувствуешь когда самолет входит в штопор (вообще по мне это самые сильные ощущения) не говоря уже о том, что блекаут(отлив крови от головы) и редаут(прилив крови к голове) ну и масса других мелких нюансов Вобщем симуляторы симулирут последовательность действий и согласованность приборов при полете, но ощущений не могут дать принципиально
Исходное сообщение Divcot Пассажирский из штопора и не выведешь, скорее всего (из плоского особенно),Теоретически возможно. Есть ролик на ютубе снятый конечно в симуляторе гражданском, в реальности не слыхал.
Исходное сообщение Divcot ну и, к тому же, чтобы его в этот штопор свалило, нужны какие-то очень специфические условия, в которых не последнее место играет разгильдяйство экипажа либо его запредельная усталость...IMHO Не обязательно, может быть и стечение обстаятельств. Например сильный восходящий поток, потеря ориентации, в общем случаи опысаны. Например известная катастрофа Ту-154 под Ростовом(если не ошибаюсь)
Исходное сообщение Divcot Да ну, короче. Ершов тоже художественную повесть про катастрофу Тушки сочинил, но у него там гидравлическое управление отрубилось, и летчик художественно сажал самолет на лед БАйкала,а в конце живописно помер. И вот читаешь, хотя и летчик писал... а все равно: клюква развесистая.Посадить самолет с отказом управления конечно можно, случаи такие известны и опять таки есть ролик на ютубе, если не весь контур отказал конечно. Ну может не клюква, а так художественное произведение Не знаю , не читал. Врядли почитаю, я про горы и самолеты не люблю читать и кино смотреть
Исходное сообщение Divcot rinace, вот будете смеяться, но я что-то такое и предполагала). Только одного его не выпустят, вместе с опытным пилотом или даже двумя, конечно, самолет-то большой...Ну придумайте, что нибудь, например резкая потеря работоспособности КВС и второй пилот-стажер вынужден взять управление на себя. Вариантов - масса ;-)
Исходное сообщение Divcot Я как-то пробовала водить катер, так вот: укачало всех пассажиров, кроме меня и стоящего рядом капитана. Видимо, и с самолтом тоже полегче должно быть)Просто вы заняты были , потому и не укачало. Сложно сказать, меня не помню чтобы укачивало, даже в детстве.