Дорогие друзья!
Я снова в блоге! Я выпустил роман. Предлагаю вашему вниманию аннотацию.
Хроника Рая: Роман. – М.: Водолей, 2013. – 352 с.
ISBN 978–5–91763–150–9
Профессор Макс Лоттер и два его друга-эмигранта Меер Лехтман и Николай Прокофьев каждую пятницу встречаются в ресторанчике и устраивают несколько странные игры… Впрочем, игры ли это? Они ищут какой-то, должно быть, последний смысл бытия, и этот поиск всецело захватывает их. Герои романа мучительно вглядываются в себя в той духовной ситуации, где и «смысл жизни» и ее «абсурдность» давно уже стали некими штампами. Напряженное, истовое стремление героев разрешить завораживающую проблематику Ничто и Бытия обращает пространство романа в своего рода полигон, на котором проходят пристрастное, порою безжалостное испытание наши ценности и истины.
Роман «Хроника Рая» сочетает в себе философскую рефлексию, поэтику, иронию, пристальный, местами жесткий психологизм.
Роман адресован читателям интеллектуальной прозы, ценящим метафизическую глубину текста, интеллектуальную мистификацию.
Подробнее о книге можно посмотреть на сайте издательства"Водолей":
http://www.vodoleybooks.ru
http://www.vodoleybooks.ru/home/item/978-5-91763-150-9.html
А заказать книгу можно в интернет-магазине SetBook по этой сылке:
http://www.setbook.ru/books/1634132.html?partner=vodoleybooks
С уважением,
Дмитрий Раскин
Конформистское безразличие большинства по сути было единственным основанием заоблачного рейтинга нашего «национального лидера» и «Единой России», на безразличии этом и держалась, укрепляла, развивала себя властная вертикаль. Что показали субботние митинги? Власть начала терять свой главный ресурс и ей наконец-то придется столкнуться с низким качеством этих раздутых перекачанных рейтингов. А конформистское безразличие теперь может обернуться против самой власти – «большинство» вполне конформистски не поддержит ее, не затруднит себя спасением этой власти.
В начале 2000-х власть и общество заключили своего рода договор, по умолчанию: власть обеспечивает порядок и стабильность, а общество не вмешивается в процесс управления, не заморачивается насчет собственных прав и свобод, не задает лишних вопросов.
Сама эта мена «свободы и демократии» на «стабильность и безопасность»… мы поменяли то, чего не имели на то, что не обрели, но многие получили удовольствие от самого акта мены, как бы назло, кому вот только? либеральным ценностям? Что же, ценности эти действительно оказались скомпрометированным в глазах большинства за 90-егг. Мы отказались от абстракций в пользу вещей конкретных и ощутимых. Ну и как, ощутили? Судя по спектру флагов на Болотной площади, нынешней системой недовольны все, в том числе и те, кто вообще-то считает права и свободы «тлетворным влиянием Запада», «буржуазной заразой», «вещью чуждой духу русского народа» и тэ дэ.
Эта власть и эти выборы оскорбили всех. Мы хотим защитить свое достоинство, требуем справедливости. Но достаточно ли одной справедливости для того, чтобы не просто сменить фамилии Медведев, Путин на какие-то другие, но изменить саму систему власти, выйти за рамки извечной нашей культурно-исторической парадигмы обусловливающей рабскую зависимость населения от власти да цикличность государственного коллапса в прошлом, и движение от слабой неквалифицированной демократии к низкофункциональному авторитаризму в нашем постсоветском настоящем… Самое время возрождать либеральную идею, «конформистское большинство» должно наконец понять: без свободы и демократии, правового государства, реального разделения властей, независимости судов и множества тому подобных вещей мы так и будем ходить по кругу, обнаруживая у власти другой вариант того же самого. История нас тычет носом, а мы компенсируем себе державническими, националистическими утопиями или же мечтаниями о «правильном» патерналистском государстве. Отечественные либералы как представляется и должны донести все это до массового сознания, т. е. предстоит работа кропотливая и делать ее надо со всем уважением к «обывателю», к тому же не будем забывать, что в иных вопросах «обыватель» будет поумнее нас с вами.
А пока что? В случае честных выборов мы получим кэпээрэфно-националистическое большинство. Но чем дольше продержится нынешняя власть, тем больше вероятности, что пришедшие ей на смену будут хуже нее, да и сама «смена» может оказаться весьма драматичной.
Страна на подхвате.
Давай. Обслужи. Побыстрей. Шевелись.
Все мы в общем-то всё понимаем.
Нашего равнодушия
хватает на то, чтоб не заметить нашего
постыдного унижения,
посчитать его обстоятельством только.
Нашего цинизма
хватает,
чтоб быть невинными.
Нашей глупости
хватает на веру,
если не в это действие,
то, хотя бы, в порядок вещей,
и ещё остаётся столько для гордости.
Нашего ума
хватает, чтобы не портить себе настроение
по пустякам,
Чтобы себе самим доказать:
с нами быть не может иначе.
Нашей хитрости
хватает
вообще на всё
и мы,
каким-то престранным образом
чувствуем себя едва ли не облапошившими
Власть, действительность, жизнь…
Нашей
к самим себе жалости
как всегда не хватает на нас,
что же, ещё прибавим.
Мазохистская наша услада
быть самими собой,
быть собой, продолжаться…
(с)
* * *
Из монаршего сортира
Вышла партия твоя
Мигель де Унамуно
Зал громадный набит до отказа.
Микрофонов, телекамер как
знамён и хоругвей.
Съехавшиеся на действо
со своими мигалками,
со своею охраною,
со своею духовностью,
со спецтелефонами.
Сопричастные таинству управления,
мистерии распределения бюджета,
поэтике вовремя и благоговейно подать бумажку,
портфель, шляпу, полотенчико в сауне.
На себя взвалившие ношу (кто-то ж должен!) –
быть величием Родины,
доказательством
правильности-избранного-пути
единственным,
кажется. Но
каким!
Тем ответственнее миссия.
Распираемы
собственной значимостью.
Привилегированное быдло.
Совещаемся с активом:
Как бы попышнее нам застыть
в торжествующем ампире
фанерном,
упёршемся в небо,
под звон колокольный.
Обеспокоены
Чуждым влияньем на нашу нравственность.
Свободы? Права?!
Подрывают только
безопасность нашу духовную.
Нам бы что-нибудь пособорнее.
Отвернитесь месье Монтескье, мы тут страстно любим Родину.
Докладчик по счету который,
твердит с амвона,
что мы не Запад и не Восток.
Демократия нам как воздух,
но только с нашим лицом.
Всё, что есть или быть должно –
только с нашим лицом –
Сё опыт веков
на него с опорой
будем и впредь стремиться
от величья к величью.
На банкете об этом продолжили,
Как сказала одна тусовщица:
«Сам этот стол символизирует
мощь и державность новой России».
Политтехнолог над блюдом: «ик!»
Гимном в тыщу глоток на закрытии.
А ведь, в самом деле, это наш
особый путь,
Съезд победителей
(первые впечатления)
К этому зрелищу нас уже приучили – ХХкакой-то съезд КПСС с элементами галаконцерта – счастливые, распираемые от чувства сопричастности лица и это натужное: «Пу-у-тин!» «Пу-у-тин!» Как там было у Бродского:
А это наш Форум, где иногда
Мычат от слова – «мы» стада
«да» или «нет». Но обычно «да».
Насчет главного «ДА» кто бы сомневался, интереснее другое: Медведев сПутиным в своих речах устроили небольшую выволочку оппозиции, мол, она только болтает, клевещет, спекулирует на недостатках и временных трудностях. Что, даже эта вялотекущая критика в низкорейтинговом предвыборном телеэфире уже для них неприемлема? И надо утрамбовывать дискуссионное поле по самую Беларусь? Наш национальный лидер мягко сравнил получающих западные гранты с иудами. Ну да, правозащитник на гранте, пытающийся защитить те или иные права или не допустить нарушения законодательства о выборах – предатель Родины, а вот чиновный или же государственный деятель эти самые права и законы нарушающий за счет бюджета – надо полагать патриот? И уж если все эти, «пытающиеся повлиять на результаты выборов» иуды, тогда, извините, кто в таком случае получается здесь Христос?
Позитивная программа партии, разумеется, «за все хорошее» – потрудились бы только уважаемые делегаты съезда уточнить, как обстоят дела с предыдущим «всем хорошим», которому по срокам давно уже пора было сбыться. Где обещанное уменьшение тарифов на тепло и электроэнергию в два раза к 2005 г. по сравнению с 2004г?Ну да ладно, не буду придираться к мелочам, прекращаю спекулировать на временных трудностях… И история наша и современность сколько раз нам уже показали, носом тыкали, так сказать: «все хорошее» вне свободы и демократии, без реального разделения властей, независимости суда, свободы слова и тэ дэ, «все хорошее» в противовес всему этому ни к чему кроме как к всевластию номенклатуры над полунищей страной привести не может. Идеология этой номенклатуры – патернализм, правда с низким, можно сказать, нулевым уровнем харизматичности (если смотреть за пределами высокого съезда).В провозглашенной Путиным триаде отсутствовала «Свобода», видимо и целью самой речёвки было игнорирование этой ценности, народ, дескать интересуют только пенсии и зарплаты и он благословляет руку дающую… Кстати, о руке: наш национальный лидер поднял зал, дабы партия власти дружнее и веселее скандировала слово «Россия», этак хозяин командует своей собачке «лежать» или «сидеть», просто так, что бы помнила лишний раз кто хозяин. Что же, собачка, кажется, помнит.
Оба участника властного тандема не жалели слов, живописуя правильность выбранного курса и неизменность победоносного движения по нему. Говоря об отдельных недостатках, Медведев упомянул тупую систему без обратной связи и, кажется, еще коррупцию. Таким образом, получается, что правильным курсом от победы к победе нас ведет тупая коррумпированная система без обратной связи, а оппозиция имеет наглость спекулировать «на этих трудностях»? А рецепт один – дать этой самой системе больше власти и времени нахождения у власти, вот тогда она наконец-то и сумеет преодолеть свои маленькие недостатки.
И еще слово о главном «ДА!» съезда. Помнится в 2008 году был круглый стол на тему: «каким должен быть будущий президент России?». Владимир Войнович сказал тогда, что должен он быть умным, честным и добрым. И все засмеялись, и Войнович тоже смеялся.
* * *
Власть - как страсть
Ну совсем как страсть.
У. Х. Оден
С властью надо переспать.
Что же, ныряем в постель
мы голодные, злые.
Мы целуем,
усердствуем,
лижем.
Мы пьянеем от душных прогорклых духов,
мы дуреем от дряблых отвислых сосков,
и слад-чай-шая искра
по мозгу спинному,
лишь коснемся морщинистой желтенькой
шеи,
лишь коснемся лобковых седых волосков.
Все в ажуре у нас,
Мы почистили зубы,
Подмылись.
Мы веселою наглой гурьбой
вдруг выходим в большие,
в великие люди,
Созидая окрестную жизнь.
На днях на НТВ обсуждали начинания совета по правам человека при Президенте РФ.
Умилил политолог Марков. Он против, потому де, что авторы программы десталинизации на самом деле преследуют политические цели и, в конечном счете, хотят "свергнуть" Путина.
Что же, И. Сталин (система власти) и Путин (нынешняя система) выросли из одних и тех же культурных корней, поднялись на одной и той же исторической традиции. Первое было чудовищным, абсурдным, великим, возвело в какую-то немыслимую степень всё худшее в нашей истории, духовности, ментальности и душе. Второе вышло имитаторским, рыхлым, эклектичным, с низким, если не нулевым уровнем харизматичности, с элементом постмодернистской насмешки над собой и своим генезисом (хотели, разумеется, не этого, хотели величия, но получается так.)
Но почва общая, та же самая.
И нынешняя система власти самим фактом своего существования воспроизводит её ценности.
Единорос Исаев всё время повторял, что нельзя бороться со сталинизмом сталинскими же методами, и потому в процессе этой борьбы мы должны говорить, что в Советском Союзе было и плохое, и хорошее. Ну да, давно не слышали: «с одной стороны, с другой стороны». Итог такой десталинизации – абзац в будущем учебнике по курсу «Россия в окружающем мире». А там, если что, всегда можно вернуться к Сталину как «эффективному менеджеру», по обстоятельствам.
Телеведущий многократно призывал проводить десталинизацию так, чтобы это не разъединяло, а, напротив, объединяло общество.
Сразу возникает вопрос: за чей счет достичь такого единения? Такого объятия самого злостного либерала с Прохановым? Очевидно, за счет десятков миллионов уничтоженных, замученных соотечественников.
Сама постановка проблемы: проводить десталинизацию так, чтобы получить такой-то и такой-то результат, напоминает призыв генсека Черненко (то немногое, что он успел изречь на своем высоком посту) развернуть широкую дискуссию, открыть всю полноту исторической правды, чтобы наглядно выявить преимущества социалистического строя.
В восьмидесятые, в перестройку рассекречены многие (конечно, не все!) документы, опубликованы исторические, философские, художественные произведения, позволившие понять о Ленине, Сталине, о тоталитаризме всё. Восстанавливался гуманистический, европейский контекст.
Советский строй умер в том числе и потому, что тоталитарная система не выдержала правды о себе. Её идеологемы и способы функционирования окончательно потеряли всякое подобие легитимности в глазах общества. Её Истина, её справедливость, её представления о Добре и Зле, её величие и всесилие – всё оказалось потрясающе циничной и, к тому же, уже и смешной в своей дряхлости ложью.
Почему же сейчас, двадцать лет спустя, надо начинать десталинизацию как бы заново? (На уровне массового сознания, во всяком случае, так). Почему мы сплошь и рядом начинаем этот разговор как будто не было Гроссмана, Солженицына, Домбровского, Тендрякова, Шаламова… А потому, что как сказала моя соседка на лавочке у подъезда, поменялся дискурс.
Но прежде хотелось бы вот о чём. Перестроечная схема: мы – народ и они – партократы. Мы – жертвы, они – неправедная власть. Уйдет тоталитаризм и исчезнет несправедливость, восторжествует свобода, установится цивилизованное общественное устройство, потому как мы правы, а правы мы уже потому, что мы – жертва – мы добро… А что в нас самих, (в народе, в интеллигенции) есть из истоков, оснований тоталитаризма? Об этом было в великих книгах, опубликованных в 80-х, но осталось, так сказать, на периферии общественного сознания.
Наша псевдодемократия 90-х скомпрометировала ценности либерализма. Мы узнали, что свобода это когда Борису Николаевичу очень надо избраться на второй срок. Рыночная экономика – когда друзья какого-нибудь клерка из президентской администрации контролируют нефть, газ и ещё что-нибудь в этом роде. «Правовое
31.03.2011 | 14:49
Много раз штурмовали крепость сталинизма.
Вот еще раз предлагают…
Зачем? Чтобы УВЕСТИ от сегодняшних проблем – или чтобы к ним ПРИБЛИЗИТЬ? Вроде все разрушено – нет СССР, КПСС, госсобственности, появилась открытая страна, 10000 раз названы все убийства и прочие преступления…
А Сталинград – стоит!
ГДЕ ЖЕ он стоит?
Где этот плацдарм? Почему не удается взять?
Первый ответ очевиден – Сталин живет в Сталинграде.
Верховный Главнокомандующий живет в памяти о войне, о Победе. И оттуда его никак не выковырять.
Это, конечно, правда, которой радостно потрясают профессиональные прохановы.
Но это – только часть правды.
Да, победителей – не судят.
«Если б не было войны», сталинизм давно был бы проклят в стране-ЖЕРТВЕ. Жертве страха, насилия, беззакония, растления и ограбления.
Но, понятно, что сталинизм куда труднее проклясть в стране-ГЕРОЕ, стране-победительнице.
«Сталин – наша слава боевая».
Война все спишет – она все и списала.
Списала даже ту бездарность, с которой Сталин воевал, тот стиль «солдат не жалеть, трупов не считать», который транслировался сверху вниз, от Верховного до взводного.
Что ж – может, дешевле и правда нельзя было? Вон, французы жалели – и дожалелись, свои трупы считали – а Парижа недосчитались…
Простой садизм и паранойя, с которой топтался и истреблялся свой народ в «мирное время» (т.е. во время перманентной гражданской войны с беззащитным народом), ровно они же, перенесенные в военное время оказались оправданы – в глазах этого же самого народа.
И второе «погасило» первое. Усы Победителя не отклеишь от Победы, а Верховный всегда считается – Победителем.
Но дело не только в войне.
Еще раз: что есть сталинизм СЕГОДНЯ?
Что от него осталось – без террора, без страны-лагеря, без «социализма», госидеологии, культа Вождя и т.д. и т.п.
Умер, сожжен, прах развеян по ветру – а запашок-то остался…
Чувствуется.
Так что осталось?
Что такое сталинизм вообще БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЙ К СТАЛИНУ?
Это – АБСОЛЮТНО НЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС.
Разве что в том смысле, в каком история (да и то совсем не только 1922-1953) отложилась в психологию и социологию СЕГОДНЯШНЕГО общества. Историю пусть переписывают историки. Речь идет только про СЕГОДНЯ.
Милитаризм – без сильной армии.
Антиамериканизм, фобия Запада, параноидальная вера в «заговор против России» – при открытых границах, свободе информации. Вертикаль – без реального управления.
Одним словом: ДЕРЖАВНОСТЬ БЕЗ ДЕРЖАВЫ.
Вот это и есть виртуальный сталинизм сегодня.
И еще.
Нетерпимость, авторитарность, глубинное отторжение КОМПРОМИССА, КУЛЬТУРА НЕНАВИСТИ – как основа социальных отношений, все та же вера в «заговоры» оппонентов. Ощущение что нет одной страны, той самой единой России, с разными, но равноправными гражданами. А есть две БОРЮЩИЕСЯ, антагонистические России – «наши» против «ваших». И – кто кого! Этот взгляд – суть идеологии сталинизма-большевизма, но так чувствуют и многие идейные АНТИСТАЛИНИСТЫ. Разумеется, «абсолютная терпимость» бывает только в домах терпимости, но ситуация, когда в почти ЛЮБЫХ политических отношениях и спорах первична НЕНАВИСТЬ, нетерпимость – для нас до сих пор типична.
Материалистическое понимание истории с блеском опровергнуто: идеи существуют сами по себе, без всякого материального подкрепления.
Материалистическое понимание истории с блеском подтверждено: идея, владеющая массами является материальной силой!
Сталинизм – концентрированная и доведенная до грани абсурда ОБЩЕДЕРЖАВНАЯ, ОБЩЕИМПЕРСКАЯ идеология России.
В этом его «слава боевая», сила и цепкость. В этом смысле, если выбор «имени России» шел между Невским и Сталиным, то это просто выбор между водкой и 90-градусным спиртом.
Сила сталинизма в том, что это – цепи, которые ВРОСЛИ В ТЕЛО, В ДУШУ, стали не внешними, а внутренними.
Многие «борцы с режимом» (скажем, Лимонов) – ОЧЕВИДНЫЕ сталинисты, даже если сами так искренно не считают.
Корни сталинизма – не в 41, не в 17.
Они уходят в
Март
Как постоянна вещи мера.
Как непомерна сущность сущего.
Как мизерна все-таки истина абсолютная.
Как мутны эти первые лужицы.
Как вечность случайна, правдива, проста.
Как долго застывает перестук трамвая.
Как чиста и раскрыта судьба.
Как равнодушно страдание...
Апрель
Как правдив и как прост полет.
Как беспощадно пространство
при переходе в свободу.
Как невнятна тоска.
Как свет остывает сейчас
на стенах и стеклах
приземистых этих домов.
Как жизнь права.
Если б знать только, в чем?
Но права, и права, и права...
Как вещь распахнута настежь.
Как судьба доподлинна
и завершённа.
Как смысл неизбывен.
(Даже если преодолен.)
Как сущее свое справляет торжество.
Как сущность сущего
бездонна и бессильна...
Как запеклась сукровица на губах.
Как любовь чиста...
***
Не хочу с тобой каяться
И грешить не хочу.
А. Галич
Сколько всякого было.
Сколько чего не сбылось, не случилось.
Ах, Россия-Расея,
Ты лежала под кем там.
Сколькие ухо тебе слюнявили
липкими сказками,
бойкими баснями.
Эх, Расея-Россия.
Пространства немые.
Мякиш собственного бытия
кое-как разжевала
деснами стертыми.
Через все катастрофы, которые
приличия ради зовем историей,
Мы вползаем в свое сегодняшнее
отечное самодовольство.
"Слепо верить не надо не только мне — никому"
|
![]() |
1 из 2 |
|
Мы закончили предыдущее эссе вопросом: как случилось, что оппозиция, плечом к плечу боровшаяся в 1540-е за созыв Земского собора, раскололась, едва добившись победы, в 1550-е? Да так жестоко, что одна ее часть объявлена была вне закона, а другая, предавшая своих соратников, погибла в огне опричнины?