Это цитата сообщения
Вениамин-Ка Оригинальное сообщениеДиагностика и коррекция чувства страха у детей младшего школьного возраста.
Недавно в приложении к журналу "Психотерапия" вышла статья, которую я написала совместно со своим преподавателем - Кошанской А.Г.
КОШАНСКАЯ А.Г. клинический психолог, к.психол.н., доцент Адыгейского государственного университета, действительный член ОППЛ, Адыгея, г. Майкоп.
ВЕНДИНА Ж.А. студентка 4 курса Адыгейского государственного университета, Адыгея, г. Майкоп.
Возникновение страхов отмечается у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Необходимо организовать комплексную работу, направленную на профилактику эмоциональных нарушений и коррекцию страхов в рамках психологического сопровождения. Использование проективных методов и психотерапевтических игр, основанное на богатом воображении детей, снижает эмоциональное напряжение за счет восприятия страхов, как фактически существующих, реальных, опасность которых дети могут проанализировать в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, чувствуя поддержку с их стороны и одобрение психолога.
Ключевые слова: психокоррекция, детские страхи, проективные методики, психотерапевтические игры
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных нарушить развитие потенциальных возможностей личности. Детские страхи - это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель и педагог. В работах отечественных ученых, которые уделяют большое внимание изучению данного вопроса, отмечен рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.) [7]. Психика ребенка младшего школьного возраста отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям ситуаций современной жизни, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Детям в новом цивилизованном мире приходится бороться с такими страхами, как сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, серийные убийцы, боевики со сценами насилия, ежедневные сообщения о террористических актах в средствах массовой информации. Страхи, если правильно понимать причины их появления у детей младшего школьного возраста и вовремя проводить психокоррекционную работу, чаще всего исчезают бесследно. Более глубокое исследование этого феномена, на наш взгляд, дает возможность разработать эффективные психокоррекционные и профилактические программы.
С целью изучения особенностей проявлений страхов у детей младшего школьного возраста и их коррекции было исследовано 27 детей в возрасте 6,5 - 8 лет, которые являются учащимися первого класса общеобразовательной средней школы № 2 г. Курганинска Краснодарского края. Из них 17 мальчиков и 10 девочек. Сведения о семейном положении исследуемых детей, характеризующие общую атмосферу взаимоотношений в сфере детско-родительских отношений, предоставлены классным руководителем. Психологическая диагностика проведена с помощью проективных методик:
1. «Страх в домике» (модификация Панфиловой М.А.), предназначенная для диагностики страхов у детей;
2. «Портрет моего страха» для выявления доминирующих страхов и их влияния на эмоциональную сферу ребенка;
3. «Моя семья» для диагностики внутрисемейных отношений и происхождения детских страхов.
При анализе полученных данных выявлено, что как мальчики, так и девочки в возрасте 6 – 8 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей. Число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Так же подвержены страху единственные дети в семье, становящиеся эпицентром родительских забот и тревог. В ходе исследования детям было предложено нарисовать семью в виде несуществующих животных, людей или героев сказок. В 7 работах младшие школьники нарисовали ситуацию невнимания и безразличия со стороны взрослых: предоставленные сами себе (дети изобразили себя в стороне) и не доставляющие родителям особых забот. В их рисунках можно отметить молчаливый протест, наполненный страхами ребенка. 14 учащихся отразили в рисунке неблагоприятную обстановку семьи: конфликты между родственниками, неполные семьи, ситуации развода. 6 учащихся нарисовали атмосферу гиперопеки, особенно в том случае, когда они являются единственными детьми в семье. Возможно, появлению детских страхов способствуют тревожность родителей, проявляющаяся в избыточном предохранении детей от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье, а так же психические травмы типа испуга.
В процессе рисования «Портрета моего страха» детям в классе была дана инструкция: «Представь, что ты художник, который помогает людям. Сегодня тебе предоставлена возможность помочь всем увидеть таких существ как страхи, чтобы окружающие могли узнать их в лицо». В
Читать далее...